внеурочная деятельность - программы
рабочая программа на тему
внеурочная деятельность - программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2015.docx | 34.14 КБ |
vneurochka.docx | 39.46 КБ |
press_tsentr.docx | 28.61 КБ |
yunyy_kukolnik_2015.docx | 36.4 КБ |
izgotovlenie.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Арлекин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети должны жить в мире красоты и фантазии,
сказки, музыки, творчества»
В.А. Сухомлинский
Формирование и развитие творческой личности – одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Проблема развития творческих способностей детей не нова, но до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность, но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни.
Именно театральная деятельность, на мой взгляд, является одним из средств развития творческого потенциала детей.
Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность.
Данная программа составлена на основе Положения об образовательной программе дополнительного образования детей.
Направление : художественно-эстетическое. Программа рассчитана для детей 3 класса.
Главная цель драматического кружка – формирование духовного мира ребёнка, формирование и развитие всесторонней, гармоничной личности.
Задачи драматического кружка:
Развитие художественного и эстетического вкуса.
Расширение кругозора.
Организация интересного досуга.
Развитие творческих способностей.
Воспитание коллективизма, ответственности, коммуникабельности.
Развитие речи, памяти, мышления,
Процесс занятий драматического кружка строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр, этюдов и упражнений, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Крайне важно воспитывать в ходе занятий в
детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированность в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и прекрасней становится их эмоциональный мир.
Работа кружка строится по трём направлениям:
1. Воспитание основ зрительской культуры ( игры, упражнения, беседы ).
2. Накопление знаний о театре (беседы, видео, просмотры, прослушивания, посещение мероприятий, представление своих работ).
3. Развитие навыков театрально - исполнительской деятельности ( игры и упражнения на развитие фонематического слуха, выработку умения устойчивого произношения звуков в словах, развитие эмоциональной выразительности, постановка правильного дыхания при произношении звуков, слов, фраз, предложений; игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, речи, владения правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонации, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения).
Состав постоянный – все дети класса (дети класса разделены на 2 подгруппы). Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоенных знаний детьми. Повторное изучение материала проходит всегда на более высоком уровне обобщения с учётом возросших познавательных возможностей. Занятия кружка проводятся 2 раз в неделю и рассчитаны на 70 часов за учебный год.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА «АРЛЕКИН»
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов |
Раздел 1. Азбука театра | ||||
1 | Вводное занятие. Ознакомление детей с правилами техники безопасности | 1 | 1 | 2 |
2 | Речевая подготовка | 2 | 2 | 4 |
Раздел 2. Театр – искусство коллективное | ||||
3 | Театральные игры | 2 | 4 | 6 |
4 | Выбор пьесы и обсуждение её с детьми | 1 | 1 | 2 |
5 | Распределение ролей | 1 | 1 | 2 |
Раздел 3. Культура и техника речи
| ||||
6 | Работа над выразительностью речи | 2 | 2 | 4 |
7 | Работа над отдельными эпизодами | 2 | 4 | 6 |
8 | Чтение в лицах | 1 | 1 | 2 |
9 | Эскизы декораций | 1 | 1 | |
10 | Эскизы костюмов | 1 | 1 | |
11 | Музыкальное оформление спектакля | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Ритмопластика | ||||
12 | Репетиция отдельных картин Игра мимики и жестов | 2 | 4 | 6 |
13 | Репетиция всего спектакля Пластические игры и упражнения | 2 | 10 | 12 |
14 | Генеральная репетиция Свобода движений на сцене Презентация спектакля | 2 | 4 | 6 |
Раздел 5. Обобщение и систематизация знаний | ||||
15 | Театр, как вид искусства Премьера спектакля | 1 | 1 | 2 |
16 | Участие в школьных мероприятиях. | 2 | 2 | |
17 | Актёрское мастерство Летопись драматического кружка: фотовыставка | 3 | 3 | 6 |
18 | Инсценирование мини-сценок | 1 | 1 | 2 |
19 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
Итого: 70 часов.
Содержание изучаемого курса
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для детей и взрослых. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения стихов и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов:
Раздел 1. Введение. Азбука театра.
Театр – как вид искусства.
Театр – одно из древнейших искусств.
Родина театрального искусства.
Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники.
Охотничье маскирование.
Культ предков.
Возникновение русского театра.
Скоморохи – первые профессиональные актеры.
Возникновение театра в России.
Практическая работа
Беседы с учащимися: «Что такое театр?», «Театр в твоей жизни», «Зачем люди ходят в театр?».
Викторина «Сдаем экзамен на воспитанность» (по правилам поведения в театре, кино).
Русские народные игры; игры – импровизации.
Раздел 2. Театр – искусство коллективное.
Путешествие по театральной программке.
Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер, капельдинер и другие.
Оформление спектакля: свет, шум, декорационное искусство.
Практическая работа
Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, , цех по изготовлению декораций и т. д.
Конкурсы по актерскому мастерству.
Актерские разминки.
Театральные игры: общеразвивающие, специальные (см. приложение)
Разыгрывание мини-сценок.
Раздел 3. Культура и техника речи.
Выразительность речи – основное требование к языку актеров.
Языковые средства выразительности речи.
Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция.
Громкость речи.
Основной тон высказывания. Какой окраски твой голос?
Практическая работа
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные упражнения.
Творческие игры со словами.
Скороговорки, считалки.
Диалоги.
Речевые ситуации, их анализ.
Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на сказочные сюжеты.
Раздел 4. Ритмопластика.
Неязыковые средства выразительности.
Игра мимики и жестов.
Свобода выразительности движений.
Практическая работа
Имитационные речевые игры.
Пластические игры и упражнения .
Раздел 5 Обобщение и систематизация знаний
Повторение теоретических знаний о возникновении театра, как вида искусства; о театральных профессиях, первых профессиональных актерах.
Участие в традиционном школьном фестивале детского творчества.
Постановка спектакля по сказочным сюжетам.
Летопись школьного театра: фотовыставка.
Методическое обеспечение программы:
1.Методические виды продукции (разработки игр, бесед, конкурсов и т. д.);
2.Мультимедийные пособия и разработки;
3.Рекомендации по проведению практических занятий:
.
Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
- Логика чтения. Логические паузы.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
- Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
- Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
- Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
- Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
Образный (сигналы I сигн. системы);
Мыслительный (II сигн. Системы);
Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
- Позиция и поза.
- Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
- Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
- Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
- Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
- Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
- Основой дикламационного искусства должен быть ритм.
- Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить
Предполагаемые результаты:
- выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров;
- уметь представить характер героев произведения, обыгрывать его содержание, работать в коллективе, уметь вести себя на сцене, слушать товарищей и отстаивать точку зрения на своего сценического героя.
Технические средства:
мультимедийное оборудование, компьютер.
Литература
- Брудный Д. Л. Беседы о театре. Л., 1983.
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Выгодский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Генов Г. В. Театр для малышей. М., 1991.
- Журнал «Праздник в школе». М., 2007.
- Журнал «Педсовет»
- Журнал «Последний звонок»
- Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе. М., 2007.
- Ладыженская Речь, речь. Речь. М.. 1986.
- Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.
- Русские народные сказки
- Смирнова Н. И оживают куклы…М., 1980.
- Уварова Е. Д. Как поставить спектакль. М., 1962.
- Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. М., 1975.
- Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М.,2006.
5. Материально-техническое обеспечение курса
- DVD диски.
- Компьютер.
- Проектор.
- Костюмы.
- Декорации.
- Подборка. Общеразвивающие игры.
- Подборка. Специальные театральные игры.
- Подборка. Игры на развитие двигательных способностей.
- Подборка. Игры и упражнения на речевое дыхание.
- Подборка. Сценарии спектаклей.
6. Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
Предварительный просмотр:
МБОУ ЦДОД Суздальского района
«Согласовано» Директор МБОУ «Ново-Александровская ООШ» _________Григоренко И.В. | « Утверждаю» Директор МБОУ «ЦДОД Суздальского р-на» ---------------- Костина О.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности для 3 – го класса начальной школы
Драматический кружок
«Театральные ступеньки»
Количество часов: 70ч (2 занятия в неделю)
Разработчик: Лукьянченко Любовь Николаевна,
Педагог дополнительного образования
2015 -2016 год
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.
Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация)
- способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
- пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
- активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов.
Предлагаемая программа имеет общий объём 70 часов (3 класс).
Цель - воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Задачи:
- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;
- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;
- развивать воображение, выразительность речи;
- пополнять словарный запас, образный строй речи;
- формировать способность строить диалог друг с другом;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- посещение спектакля
- работа в малых группах
- актёрский тренинг
- экскурсия
- выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение
Предполагает следующие умения и навыки :
- умение объяснить условие задания 2-3 ребятам,
- организовать группой его выполнение,
- поддержать диалог с партнером,
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям.
- Итогом уровня можно считать участие учеников в постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Дети должны уметь:
- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
- построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
- придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
- найти оправдание любой позе;
- развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
- двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
- построить этюд в паре с любым партнером;
- объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
- поддержать диалог с партнером;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
- описать собственные эмоции;
- итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
- удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
- запомнить:
- свои места в течение 3-4 передвижений;
- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;
- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
- знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Учебно-тематический план
№ п/п | Кол-во часов | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений |
1 | Вводное занятие | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Игра «Назови свое имя ласково» | |
1 | Попробуем измениться | Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Игра «Назови ласково соседа» | |
1 | Пантомимические загадки и упражнения | Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | ||
1 | Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» | |
1 | Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | |||
1 | Игровой урок | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса | |
1 | Одну простую сказку хотим мы показать | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. | ||
1 | Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | Пантомимическая игра | ||
1 | Творческая игра | |||
1 | «Что это за сказка?» | |||
1 | Играем пальчиками | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. | ||
1 | Закрепить понятие «пантомима». | Игровые упражнения с помощью пальчиков. | ||
1 | Игра-инсценировка с помощью пальчиков | |||
1 | Постучимся в теремок | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | Игра-загадка «Узнай, кто это?» | |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | |||
1 | Этюд на расслабление «Разговор с лесом» | |||
1 | Посещение драмтеатра. Характеризуем героев спектакля. | Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию спектакля | ||
1 | Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | Характеристика персонажей спектакля. | ||
1 | Интонационные упражнения | |||
1 | Творческий пересказ сказки | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. | ||
1 | Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов 1 | ||
1 | Узнай героя | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Игра «Угадай героя» | |
1 | Драматизация сказки | |||
1 | Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. | ||
1 | Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности | ||
1 | Учимся четко говорить | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. | |
1 | Игра «Едем на паровозике» | |||
1 | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» | |
1 | Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога | |||
1 | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. | ||
1 | Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям | ||
1 | Пантомимические загадки и упражнения | |||
1 | Давайте поиграем | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» | |
1 | Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | |||
1 | Что возьмем в театр | Театральные предметы, Предметы, которые не рекомендуется брать в театр. | Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму в театр…» | |
1 | Когда нужно приходить в театр | Обсуждение с детьми, когда начинаются вечерние и дневные спектакли | Игровой тренинг «Тройка, или абракадабра» | |
1 | Театральные профессии | Знакомство с театральными профессиями. | Игровой тренинг «Жмурки». | |
1 | В мастерской художника и костюмера | Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. Театральный словарик-костюм. | Тренинг «Гномы», «Хоровод» | |
1 | В театре. Перед спектаклем. | Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, оркестровой ямой. | Упражнения «Штирлиц», «Снежный ком» на тему «Театральные профессии» | |
1 | Антракт | |||
1 | Аплодисменты | Знакомство с правилами поведения в театре. | ||
1 | Театральный словарик-антракт | Упражнения «Шар», «Телефон», | ||
1 | «Летает-не летает» | |||
1 | Создание спектакля | Знакомство с бутафорской и гримерной. | ||
1 | Путешествие по театральной мастерской. | Упражнение «Гномы», | ||
1 | В мастерской художника и костюмера | Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. | ||
1 | Театральный словарик-костюм. | Тренинг «Гномы», «Хоровод» | ||
1 | Мастерская актера и режиссера | Знакомство с профессиями актер и режиссер. | ||
1 | Главное в профессии – воображение. | Тренинг «Гномы», «Хоровод». «Змейка», дидактическая игра «Полет в страну Фантазию» | ||
1 | Придумываем и делаем костюмы | Знакомство с театральными костюмами и профессией художник-костюмер. | Тренинг «Воробьи-вороны», «Хлопки» | |
1 | Театральные маски | Знакомство с театральными масками разных стран. | Тренинг «В пещере горного короля» | |
1 | Делаем декорации | |||
1 | (практическое занятие) | Придумываем и выполняем декорации к сказке. | Тренинг «Брито-стрижено» | |
1 | В мастерской бутафора | Знакомство с понятием реквизит. | Дидактическая игра «На корабль погрузили…» | |
1 | Пальчиковые куклы | Изготовление пальчиковых кукол. | Упражнения «Медведи в клетке», «Змеи», «Ежик» | |
1 | Делаем афишу и программки | Изготовление афиш и программок к спектаклям | Дидактическая игра «Волшебная корзинка» | |
1 | Импровизация «Подарок» | |||
1 | Учимся актерскому мастерству | Учимся верить в воображаемую ситуацию. | Этюд «Одно и то же по- разному», «Угадай: что я делаю» | |
1 | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» | |
1 | Создание спектакля | Развитие пластической выразительности и воображения. | Игры «Буратино и Пьеро», «Баба-Яга», музыкально-пластические импровизации. | |
1 | Игровой урок | Развивать способность у детей понимать друг друга. | Упражнение в интонировании диалогов | |
1 | Игровой урок | Развивать правильное речевое дыхание | Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» | |
1 | Игровой урок | Развивать речь и воображение | Творческие игры со словами | |
2 | Создание спектакля | |||
65. | 2 | Отработка сценария. Чтение по ролям. | Развивать правильное речевое дыхание | Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» |
66. | 2 | Освоение сценического пространства | Развивать речь и воображение | Творческие игры со словами |
67. | 1 | Итоговое занятие «Мы любим сказки» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Проведение викторины Драматизация сказки Награждения |
Материально-техническое обеспечение курса
- DVD диски.
- Компьютер.
- Проектор.
- Костюмы.
- Декорации.
- Подборка. Общеразвивающие игры.
- Подборка. Специальные театральные игры.
- Подборка. Игры на развитие двигательных способностей.
- Подборка. Игры и упражнения на речевое дыхание.
- Подборка. Сценарии спектаклей.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Школьный пресс-центр» составлена на основе программы дополнительного образования «Журналистика в школе» (автор-составитель Н. А. Спирина), ее отличие от существующих программ в том, что темы работы центра подобраны в соответствии с целями и задачами школы.
Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема социализации личности ребенка, школьника.
Школа, предоставляя обучающемуся, спектр учебных программ и разнообразие их содержательного компонента, порою не учитывает важную проблему: как выпускник сумеет применить полученные знания. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы знания не стали мертвым грузом, багажом, который остается востребован только на занятиях в институте, а жизнь при этом диктует правила и законы?
Первой и одной из самых важных ступеней пути на формирования социальной активности может и должно стать вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы. Этот процесс также способен сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности, вырабатывается отношение к себе и окружающей действительности. Способом самореализации обучающихся может быть участие в работе школьного пресс-центра, а именно, через публикацию своих творческих работ и анализа своей деятельности в школьной газете.
Школьный пресс-центр это логически продуманное, организованное сообщество детей под руководством педагога, это форма освоения способов построения отношений, как условие освоения социально принятых норм взаимодействия, основание развития партнерства и сотрудничества, позволяющее:
- привлечь обучающихся к обсуждению и участию в решении социальных проблем;
- создать безопасное досуговое пространство для молодых людей, где они при поддержке взрослого могли бы проживать различные социальные роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и т.д.);
- осуществлять профилактику негативных социальных явлений современной жизни среди подростков;
- формировать у подростков умение адаптироваться в сложной жизненной ситуации, моделировать свое поведение для преодоления закомплексованности и собственной мнимой неполноценности;
- формировать социальную активность учащихся, понимаемую нами как творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни.
Цель: Формирование социальной активности обучающихся через творческое отношение к делу, деятельное отношение к жизни, осознание гуманных идеалов, умения действовать в соответствии с гуманистическими нормами, конструктивно преобразовывать действительность.
Задачи:
- Способствовать расширению кругозора обучающихся, овладению ими основ психологических, культурологических знаний.
- Оказывать психолого-педагогическую поддержку процесса познания и самопознания подростками противоречий современной жизни.
- Содействовать процессу самовыражения и самоутверждения подростка.
- Развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся.
Данная программа является программой дополнительного образования и рассчитана на 1 год, 35 часов (1 часов в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Теоретические часы | Практические часы | Всего |
1. | Краткое введение в историю журналистики | 1 | 1 | 2 |
2. | Основы журналистики | 8 | 7 | 15 |
3. | Художественно-техническое оформление издания | 5 | 10 | 15 |
4. | Редакционно-издательская деятельность | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО | 15 | 20 | 35 |
Календарно - тематическое планирование занятий
№ п/п | Тематика занятий | Кол-во часов | дата | |
теория | практика | |||
I. Краткое введение в историю журналистики – 2 ч. | ||||
1 | Газетный мир | 0,5 | ||
2 | Как и почему возникла журналистика | 0,5 | ||
3 | Из истории детской прессы | 0,5 | ||
4 | Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ | 0,5 | ||
II. Основы журналистики – 15 ч. | ||||
1 | Знакомство с деловым жанром. Мастерская жанров. | 1 | ||
2 | Информация (новость) | 0,5 | 0,5 | |
3 | Заметка | 0,5 | 0,5 | |
4 | Отчет | 0,5 | 0,5 | |
5 | Репортаж | 0,5 | 0,5 | |
6 | Интервью. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Опрос. Пресс-релиз. | 0,5 | 0,5 | |
8 | Обозрение. Комментарий. | 0,5 | 0,5 | |
9 | Рецензия. Корреспонденция. | 0,5 | 0,5 | |
10 | Статья. | 0,5 | 0,5 | |
11 | Очерк | 0,5 | 0,5 | |
12 | Зарисовка. | 0,5 | 0,5 | |
Спец выпуск «Новогодняя карусель» | 0,5 | 0,5 | ||
13 | Фельетон. Памфлет | 0,5 | 0,5 | |
14 | Эссе. | 0,5 | 0,5 | |
15 | Культура речи. | 0,5 | 0,5 | |
III. Художественно-техническое оформление издания - 15 ч. | ||||
1 | Структура издания | 2 | ||
2 | Делаем газету. Верстка. | 1 | 6 | |
3 | Заголовки и иллюстрации. | 1 | 3 | |
4 | Типы и виды школьных газет. | 1 | 1 | |
IV. Редакционно-издательская деятельность – 3 ч. | ||||
1 | Особенности журналистского труда | 1 | ||
2 | школьный пресс-центр | 2 | ||
Итого: 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I Раздел. Краткое введение в историю журналистики
Теория: Профессия – журналист. История возникновения журналистики. Понятие информации. Виды средств массовой информации (СМИ). Современные детские и подростковые СМИ.
Практика: знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.
II Раздел. Основы журналистики.
Теория: знакомство с основными жанрами журналистики: информация, заметка, репортаж, интервью, статья, очерк, рецензия, зарисовка, эссе, фельетон…
Практика: анализ видов информации. Анализ средств массовой информации.
III Раздел. Художественно-техническое оформление издания.
Теория: структура издания, особенности верстки; знакомство с типами и видами школьных газет. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков.
Практика: обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации, практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом. Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для газеты «Школьные годы». Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Обработка результатов. Оформление полученных результатов для газеты.
IV Раздел. Редакционно-издательская деятельность..
Теория: особенности журналистского труда. Этика поведения журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации.
Практика: анализ работы школьного «Пресс-центра».
ЛИТЕРАТУРА
1. Журналистика в школе. Спирина Н.А., Волгоград., «Учитель». 2008
2. Газета “Класс”. Учредитель – Администрация Ростовскиой области.
3. Приложение к газете «Кагальницкие вести» «Школьник . RU».
4. Газета “Кагальницкие вести”.
5. Программа предпрофильной подготовки Лепилкиной О.И., Умновой Е.Ю. и др. “Азбука журналистики”
6. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.//Практика административной работы в школе. №6. 2005
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
- виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- структуру текста (заголовок, смысловые части);
- основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
- принципы оформления газеты.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать источники информации;
- набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
- находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
- составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
- написать газетную заметку, репортаж;
- составлять фоторепортаж.
ДОСУГОВАЯ РАБОТА
- Презентация работ “Моя визитная карточка”
- “Я пишу о…” – выставка самостоятельно оформленных статей
- Социологический опрос населения
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
1. Предварительный контроль:
Выявление подготовленности ребенка - владение навыками работы на компьютере (собеседование, практические задания, упражнения)
2. Промежуточный контроль:
Контроль за усвоением знаний, умений, навыков. Диагностика формирования коммуникативных навыков, развития творческих способностей.
3. Заключительный контроль: полученные за учебный год умения и навыки (выпуск газеты).
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕКОГО КОНТРОЛЯ
№ п/п | Сроки | Знания, умения, навыки, которые контролируются | Форма подведения итогов |
2. | Ноябрь | Умение анализировать источники информации | Сравнительный анализ СМИ (газеты и журналы) |
3. | Декабрь | Умение написать заметку, составить репортаж, фоторепортаж | Готовый материал для газеты |
4. | Февраль | Умение набирать и форматировать текстовую информацию | Презентация работ “Моя визитная карточка” |
6. | Апрель | Умение оформлять статью в соответствии с принятыми стандартами | Готовая статья в школьную газету |
7. | Май | Полученные за учебный год умения и навыки | Выпуск газеты |
Результативность программы.
Основными показателями работы по данной программе являются:
1. рост спроса на услуги объединения;
2. повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности объединения;
3. отсутствие травматизма на занятиях объединения;
4. приобретение детьми новых знаний и умений, т.е. нового положительного жизненного опыта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном необходимыми техническими средствами: компьютер, проектор. Материальное обеспечение – наличие фотоаппарата, видеокамеры. Необходимы также бумага и краска для принтера, ватманы, маркеры, фломастеры.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа кукольного кружка «Юный Кукольник», составлена на основе примерной программы художественно - эстетического направления «Кукольный театр «Петрушка», подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения» (руководители проекта: Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков).
Представленная программа является программой дополнительного образования и рассчитана на 1 год, 70 часов (2 часа в неделю).
Актуальность программы: в результате процессов, происходящих в современном обществе, складывается новый социальный заказ, а именно — формирование творческой, социально адаптированной личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебно-воспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества.
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества детей и подростков. Введение занятий театрального кружка способно эффективно повлиять на воспитательно – образовательный процесс. Сплочение коллектива обучающихся, расширение культурного диапазона, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях.
Художественное, эстетическое образование, являясь неотъемлемой частью всего педагогического процесса, приобретает особую значимость. Посещение обучающимися театрального кружка имеет большое значение для формирования детского самосознания. Постигая секреты мастерства, дети знакомятся с удивительным миром искусства, что способствует формированию эстетических вкусов, повышению культурного уровня. Общение с искусством является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности.
Кукольный театр доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей, располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Дети почти всегда быстро улавливают предложенные театром условия игры, чему способствует особая подвижность детского воображения. Несомненно, всё это оказывает благотворное воздействие на развитие детского восприятия, воображения, способствует переживанию положительных эмоций. Этот вид искусства доставляет детям много радости и создает у них хорошее настроение, развивается эстетический вкус, отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи.
Кукольный театр позволяет сформировать дружный творческий детский коллектив. Главная идея театра – художественно - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Одной из отличительных особенностей данной программы является игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит более безболезненному переходу от игровой ведущей деятельности к деятельности учебной.
Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность ребёнка.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Цели программы:
Создание условий для реализации творческих интересов и способностей обучающихся, развитие художественного вкуса и нравственных начал посредством кукольного театра.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с историей кукольного театра;
-пробуждать интерес к чтению, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство;
-научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
-добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Развивающие:
-развивать индивидуальные творческие способности детей;
-развивать воображение, пространственное мышление детей;
-способствовать развитию мелкой моторики.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
-развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
-воспитывать коммуникативные навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КУКОЛЬНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ КУКОЛЬНИК» НА 2015-2016 ГОД.
№ | Наименование темы | Кол-во час. | в том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1ч | 0,5 ч | 0,5 ч |
2 | Звуковая культура речи | 20 ч | 4 ч | 16 ч |
3 | Оборудование театра | 10 ч | 5 ч | 5ч |
4 | Постановка спектакля | 39 ч | 7 ч | 32 ч |
Итого: 70 час Учебно- тематическое планирование кукольного кружка «Юный кукольник» на 2015-2016 год. | ||||
1 четверть (18 ч) | ||||
1 | Вводное занятие | 1 ч | 0,5 ч | 0,5 ч |
2 | Звуковая культура речи | 5 ч | 1 ч | 4 ч |
3 | Оборудование театра | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
4 | Постановка спектакля | 9 ч | 1 ч | 8 ч |
2 четверть (14 ч) | ||||
1 | Звуковая культура речи | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
2 | Оборудование театра | 2 ч | 2 ч | |
3 | Постановка спектакля | 9 ч | 1 ч | 8 ч |
3 четверть (20 ч) | ||||
1 | Звуковая культура речи | 6 ч | 2 ч | 4 ч |
2 | Оборудование театра | 2 ч | 2 ч | |
3 | Постанова спектакля | 12 ч | 3 ч | 9 ч |
4 четверть (18 ч) | ||||
1 | Звуковая культура речи | 6 ч | 2 ч | 4 ч |
2 | Оборудование театра | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
3 | Постановка спектакля | 9 ч | 1 ч | 8 ч |
Итого:70 час
Содержание программы:
- Вводное занятие.
- Знакомство с кружковцами. Правила поведения в кружке. Знакомство с инструкцией по охране труда. Противопожарный инструктаж.
- Проверка навыков выразительного чтения.
- Особенности работы с перчаточной куклой. Движения куклы: кукла идёт, наклоняется, поворачивается, уходит.
2.Тема «Речевое развитие»
- Работа над постановкой голоса.
- Артикуляция – движение губ, языка и челюсти в процессе устной речи.
- Артикуляционная гимнастика для языка, губ: на согласные свистящие (з, с); шипящие (ж, ш, щ); сонорные (н, л, м, р), взрывные (б, т, д, к, г).
- Дикция – чёткое, внятное произношение слов, словосочетаний. Работа над правильным произношением.
- Речевое дыхание.
- Речь представляет собой озвученный выдох. Длительность и сила выдоха в процессе устной речи. Бесшумный глубокий вдох перед произношением фразы.
- Выразительность речи.
- Выразительность речи возникает тогда, когда, человек хочет передать не только знания, но и свои чувства, отношения.
- Упражнения на темп речи, скорость, силу голоса. Дети должны знать, что голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актёр, исполнитель. Голос надо беречь, развивать и совершенствовать.
- Звукоподражание. Говорим голосом разных животных (игровые упражнения «Мы медвежата», «Мы ёжики» и т. д.)
- Игры со словами, развивающие связную образную речь, умение подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы.
3.Тема «Оборудование театра».
- Театр – вид искусства. Различные театры: театр музыкальной комедии, театр оперы и балета, драматический театр, театр юного зрителя и кукольный, народный театр. Театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий.
- Экскурсия в театр с целью ознакомления с оборудованием театра (со сценой, кулисами, декорациями, бутафорией). Культура поведения в театре.
- Знакомство с оборудованием кукольного театра: ширма, где работают кукловоды, задник с декорациями. Знакомство с куклами.
- Декорации к спектаклю объёмные, плоские и полуобъёмные.
- Изготовление простейших декораций. Рисование эскизов кукол, декораций к спектаклям.
4.Тема «Постановка спектакля».
- Знакомство с пьесой. Анализ содержания. Основной смысл и художественное своеобразие произведения.
- Коллективное разучивание реплик. Детальный анализ ролей.
- Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
- Распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей персонажей, учитывается также желание самих «актёров».
- Чтение сценария по ролям без участия кукол. Работа над выразительным чтением каждой роли.
- Движения куклы (характерные особенности каждого персонажа): походка, ритм движений, жесты.
- Соединение движений куклы со словами (работа за столом).
- Работа с куклой на ширме. Репетиция отдельных сцен. Монтаж пьесы.
- Прогонные и генеральные репетиции.
- Выступление со спектаклем.
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя
1. Агафонцева Л.В. И мы сохраним тебя, русская речь. Педагогическое обозрение. №3, 2002
2. Виноградова Л.И., Кузнецова С.В. (Сценарии школьных праздников) М,Просвещение,1990
3. Генов Г.В. Театр для малышей - М., «Просвещение», 1968
4. Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник – М.,1957г
5. Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
6. Даль в. и. Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
7.Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»- М., «Просвещение», 1982
8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для фил.спец.ун-тов. М.,1983.
9.Литературно – музыкальный альманах «Секреты кукольного театра»- №1, 2000
10.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998
11.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.
12.Педсовет №8 – 2004
13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Проект. Начальное общее образование. – М., 2009 14.Соловьёва Н. Театр кукол для детей. Всероссийское театральное общество. – М.,1969
15.Серебряное слово: Этико – речевые традиции русского народа. – под ред. Соколовой В.В. –Н. Новгород, НГЦ – 1994.
16. Театр сказок (Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для младших школьников) Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2001
17.Юрина Н.Н. Первое знакомство с театром. М., Школьная пресса. 2005
18.Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2006, 2 –е издание.
ТРЕБОВАНИЯ
Обучаемые должны знать:
- Как выбрать сценарий для спектакля;
- Как подобрать музыкальное оформление спектакля;
- Различные конструкции кукол, а так же технику их вождения и изготовления;
- Разнообразные материалы, которые можно использовать при изготовлении верховых кукол и как с ними работать.
Должны уметь:
- Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое обучение, литература);
- Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании спектакля;
- Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом.
- Придумывать и создавать куклы, декорации более сложного характера.
Модель выпускника
Выпускник должен:
- Иметь разносторонние личные качества;
- Усвоить содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применению полученных знаний в различных ситуациях;
- Выработать профессиональное самоопределение;
- Владеть культурой общения, воспринимать красоту, гармонию на основе литературных произведений (сказок) и восприятия родной природы;
- Уметь адаптироваться к жизни в обществе и быть при этом творчески активной личностью.
Оборудование : утюг; магнитофон; гирлянда; телевизор; видеомагнитофон.
Методическое обеспечение программы: фотографии; рисунки; куклы, иллюстрации; видеокассеты; аудиокассеты.
Условия реализации программы
«Дети должны творить необычное,,
А для этого понадобятся лишь
Простые материалы, инструменты и собственные руки!»
Методическое обеспечение программы
Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Форма подведения итогов |
Вводное занятие | урочная | Беседа по правилам поведения в кружке, по технике безопасности проверка навыков выразительного чтения практическая работа с куклой | Тексты стихов, пословиц, скороговорок, небылиц куклы | Конкурс : «Кто лучше скажет скороговорку» |
Речевое развитие | урочная | Объяснительно – иллюстративный метод беседа самостоятельная работа упражнения- пальчиковая гимнастика практическая работа с текстами пословиц, скороговорок, чистоговорок приёмы: акцентное вычитывание, вчитывание, вслушивание, звукоподражание практическая работа с куклой за столом и на маленькой ширме | Тексты пословиц, чистоговорок скороговорок, Куклы, декорации | Конкурс на лучшее исполнение чистоговорки, потешки |
Постановка спектакля | Урочная Праздник | Объяснительно – иллюстративный метод, частично - поисковый Слушание сказки в исполнении мастера художественного слова, беседа по содержанию сказки, пьесы приёмы отработки и озвучивания роли, показ выразительного чтения, вслушивание вчитывание акцентное вычитывание озвучивания роли, упражнения для пальчиковой гимнастики, речевая разминка: работа с пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками. самостоятельная работа над своей ролью практическая работа с куклой за столом и на ширме Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах, фронтальная | Тексты сказок, пьес, пословиц, поговорок, скороговорок упражнения для пальчиковой гимнастики, ширма, куклы, декорации к сказке. | Генеральная репетиция Выступление со спектаклем |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района»
Рассмотрено: на заседании ШМО классных руководителей протокол № ____ от__ августа 2015 года
| Согласовано : Зам. Директора по вр. МОУ СОШ №7 с. Стародубского _____ Л.М. Полянская | Утверждаю: Директор МОУ СОШ №7 с. Стародубского _________ Н.В. Кудренко |
Рабочая программа
Кружка «Изготовление народной игрушки»
на 2015 – 2016 учебный год
Педагог дополнительного образования:
Лукьянченко Л.Н.
Сроки реализации программы: 1 год
2015 год
Пояснительная записка.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства школы нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Преодолевая, пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силы воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то
очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.
Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой участники коллектива познают радость и муки творчества.
Занятия в театре кукол - перспективное направление организации творческо-познавательной деятельности детей в учреждении дополнительного образования. Поисковый характер, проводимый в этом направлении, предопределяет предельное разнообразие видов деятельности обучения, предлагаемое детям. У них всем предыдущим развитием и обучением заложены основные навыки художественно-творческой деятельности, необходимых для дальнейшего развития их творчества. Становление их мышления и особенно такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, употребление,
обобщение, делают возможным усложнение всех видов деятельности: игровой, художественной, познавательной, учебной. На занятиях кружка кукольного театра более целенаправленно осуществляется развитие восприятия детей, в процессе которого они выделяют основные свойства предметов. У детей острее проявляется наблюдательность, формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, чувство ритма, необходимых для развития художественно-творческих способностей.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем результативней, тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях работы кружка театра кукол по программе «Сказка». Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить. В процессе формирования творческой деятельности вычленяется три последовательных этапа:
1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте и др.
2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3 . Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Считается, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний - обобщающим. Причем практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера.
Как видим, программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора
Цель данной программы: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Задачи:
- Формировать интерес к театру кукол.
- Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения
- Расширить кругозор исторических, экологических, знаний учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
- Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
- Обогащать опыт детей через посещение кукольных театров, видеофильмов.
Итак, образовательная программа «Сказка своими руками» предусматривает один курс обучения и рассчитана, на детей 5 классов Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.
На вводных занятиях предусматривается поверхностное ознакомление с различными видами кукол, но выполняется творческое конструирование лишь перчаточных кукол и простейших декораций.
Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах, так как дети только начинают познавать мир театра кукол. Дети данного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности, прежде всего, удовлетворял бы их самих, а так же вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью и развития их творчества.
Обучения предусматривает ознакомление с тростевыми куклами и их творческим конструированием (с использованием полимерных материалов, капрона и много другого).
Тестирование, опрос определяют характер деятельности детей этого года обучения, так как он имеет ряд качеств, отличительных от деятельности младшей группы.
Процесс обучения направленный на всесторонне развитие личности, также способствует изменению психических особенностей, влияющих на деятельность детей.
Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:
- Учет возрастных особенностей (контроль за изменением побуждающих мотивов);
- Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);
- Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;
- Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка;
- Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал - самостоятельно сделал»);
- Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):
- Репродуктивных (воспроизводящих);
- Частично-поисковых;
- Проблемных;
- Эвристических (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Предлагаемые формы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
- Уроки - соревнования;
- Викторины;
- Уроки - практикумы;
- Коллективное творческое дело с элементами игры;
- Практикум по культуре общения;
- Творческие мастерские.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет по работе проходит в форме выставок, конкурсов, выступлений.
Общие методические пояснения
Творческое отношение педагога к работе имеет принципиальное значение. Программа подчеркивает важность увлеченности педагогов и обучающих искусством театра кукол для формирования у детей познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.
Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов, элементов и т.п. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе деятельности на занятиях для организации последующих коллективных и персональных выставок детских работ, творческих отчетов.
В программе поднята как важнейшая проблема духовного развития личности, воспитания мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно-действенной отзывчивости на добро и зло. Эта задача наиболее сложная и требует большого такта от педагога. Задача формирования «зоркости души» ребенка, которая является для педагогов основой, также требует индивидуального подхода к конкретному ребенку.
Тематический план на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с куклами разных форм и конструкций. | 2 | 1 | 1 |
2 | Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами. | 2 | 1 | 1 |
3 | Работа с тканью | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Работа с бумагой | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова. | 1 | - | 1 |
6 | Малые жанры устного народного творчества | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Выбор сказки для постановки спектакля | 1 | - | 1 |
8 | Изготовление перчаточных кукол:
| 6 | 1 | 5 |
9 | Занятия техникой речи и сценическими движениями. | 4 | 1 | 3 |
10 | Техника вождения перчаточными куклами. | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Изготовление декораций | 3 | 1 | 2 |
12 | Музыкальное сопровождение | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Монтировочные репетиции, прогоны | 5 | 1 | 4 |
14 | Генеральные репетиции | 2 | - | 2 |
15 | Итоговый урок | 1 | 1 | |
Итого | 35 | 8,5 | 26,5 |
Содержание
- Вводное занятие
- Знакомство с планами работы и задачами кружка.
- Знакомство с куклами разных конструкций.
- Инструктаж (вводный, при работе с режущими и колющимися предметами, т.п.)
- Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами
- «Оживление» бытовых предметов.
- Разыгрывание импровизированных сценок с участием «оживших» предметов и кукол.
- Работа с тканью
- Материалы и инструменты. Понятие о тканях. Разнообразие видов ниток по назначению. Демонстрация и сравнение различных инструментов для работы с тканью. Организация рабочего места.
- Формирование первичных практических умений и навыков простого шитья. Положение рук, нити, ткани. Специфика резания ткани. Выбор ткани, нитей, игл, наперстка. Определение длины нити, вдевание ее в иголку. Приемы разметки на ткани: бумага в клеточку, карандаш, мел, мыло, копировальная бумага. Понятие «шов», «Стежок», «строчка».
- Освоение простейших видов швов.
- Первичные представления о традиционном искусстве лоскутного шитья, о разнообразии художественных вещей, созданных народными мастерицами в том числе тряпичные куклы.
- Работа с бумагой:
- Экспериментирование. Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование (прямолинейное складывание) - конструирование растительных форм (дерево, куст, цветок), простейших строений (забор, ограда), приемы соединений в бумажных конструкциях (склеивание внахлест и в торец, наружное и внутреннее соединение в замок);
- Моделирование (сгибание, складывание, скручивание);
- Папье - маше (знакомство с простейшими приемами папье-маше).
Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного слова.
- Чтение сказок.
- Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).
Малые жанры устного народного творчества : считалки, песенки, загадки, пословицы и поговорки.
- Изготовление кукол
- Изготовление персонажей спектакля.
- Изготовление головы куклы (из ткани, из папье-маше).
- Изготовление одежды для куклы.
- Техника вождения перчаточных кукол
- Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки).
- Работа с разговаривающей куклой.
- Упражнения с куклами..
- Занятия техникой речи и сценическими движениями
- Освоение различных интонаций.
- Построение движений куклы на основе своих собственных движений.
- Изготовление декораций
- Придумывание и изготовление эскизов декораций.
- Изготовление декораций.
- Музыкальное сопровождение
- Подбор и запись музыки.
- Монтировочные репетиции, прогоны
- Отработка интонаций и движений кукол с использованием декораций, музык, сопровождений и т.д.
- Генеральные репетиции
- Постановка и обсуждение спектакля.
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя
1. Агафонцева Л.В. И мы сохраним тебя, русская речь. Педагогическое обозрение. №3, 2002
2. Виноградова Л.И., Кузнецова С.В. (Сценарии школьных праздников) М,Просвещение,1990
3. Генов Г.В. Театр для малышей - М., «Просвещение», 1968
4. Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник – М.,1957г
5. Даль В.И. Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.
6. Даль в. и. Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989г.
7.Караменко Т.Н., Караменко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»- М., «Просвещение», 1982
8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для фил.спец.ун-тов. М.,1983.
9.Литературно – музыкальный альманах «Секреты кукольного театра»- №1, 2000
10.Одегова В.Ф. Развитие способности к чтению на уроках родного языка в начальной школе. – Н. Новгород, 1998
11.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. – М., «Аркти», 1999.
12.Педсовет №8 – 2004
13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Проект. Начальное общее образование. – М., 2009 14.Соловьёва Н. Театр кукол для детей. Всероссийское театральное общество. – М.,1969
15.Серебряное слово: Этико – речевые традиции русского народа. – под ред. Соколовой В.В. –Н. Новгород, НГЦ – 1994.
16. Театр сказок (Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок для младших школьников) Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»,2001
17.Юрина Н.Н. Первое знакомство с театром. М., Школьная пресса. 2005
18.Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. Книга для учителя. М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2006, 2 –е издание.
Прогнозируемые результаты
Должны знать:
- Правила техники безопасности при работе с тканью;
- Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук»;
- Технику вождения перчаточными куклами;
- Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных кукол;
- Название инструментов, материалов и принадлежностей.
Должны уметь:
- Пользоваться материалами и инструментами;
- Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при выборе материала для их изготовления;
- Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и кукол;
- Изготавливать перчаточные куклы и простейшие декорации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления». ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» по теме «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»
Тема «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»...
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...
Программа курса по внеурочной деятельности «Профессиональная этика логиста» для специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Программа курса «Профессиональная этика логиста» внеурочной деятельности обучающихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.03 «Операционная деятел...