Статья: "Профессионально-личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми"
статья на тему
Задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования в отечественной педагогике стала официально признаваться на рубеже XX–XXI вв. Её решение предполагает воспитание педагогов, понимающих роль элиты в общественном прогрессе, владеющих педагогикой и психологией одаренности, высшей и научно-педагогической школы, обладающих опытом работы с высокоспособными людьми и опытом научной (художественной, конструкторской, политической и т. д.) деятельности, испытывающих потребность в широкой и социально значимой персонализации, нацеленных на воспитание личности новатора, преобразующего мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gil_a.s._statya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально-личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми
Гиль Анна Сергеевна
методист, ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
г. Ульяновск
Задача подготовки кадров, компетентных в области элитологии образования в отечественной педагогике стала официально признаваться на рубеже XX–XXI вв. Её решение предполагает воспитание педагогов, понимающих роль элиты в общественном прогрессе, владеющих педагогикой и психологией одаренности, высшей и научно-педагогической школы, обладающих опытом работы с высокоспособными людьми и опытом научной (художественной, конструкторской, политической и т. д.) деятельности, испытывающих потребность в широкой и социально значимой персонализации, нацеленных на воспитание личности новатора, преобразующего мир. То есть данная задача выходит на сферу педагогики, находящейся в процессе своего становления.
Реализация обозначенной проблемы в ведущей мере связана с решением задач выявления и воспитания педагогических кадров, способных к работе в сфере образования для одаренных детей. Так как данная сфера обладает своим специфическим содержанием деятельности, базирующимся на анализе особенностей развития и воспитания одарённого ребёнка, а также его роли как потенциального представителя элиты, следует определить ведущие компетентности, соответствующие профессиональной деятельности педагогов данной категории. Эти компетентности, с одной стороны, должны отражать общие требования к квалификационной характеристике педагога (в области личных качеств, педагогических умений в области целеполагания, мотивирования, владения предметным содержанием и т. д.), с другой − особенные, базирующиеся на знании педагогики и психологии одаренных детей, а также опыте работы с детьми данной категории. [2]
Базовые компетенции, которыми должен обладать педагог, работающий с одарёнными детьми:
-Готовность к диалогу;
-Высокий уровень самоконтроля и умения адекватно оценивать себя и ситуацию;
-Широкий кругозор, креативность, высокий уровень знания проблем в области интересов одарённого ребёнка;
-Умение ставить цели и задачи в соответствии с особенностями развития одарённых детей и индивидуальными особенностями конкретного ребёнка;
-Умение перевести тему урока в творческую задачу;
-Умение организовывать процессы целеполагания, целедостижения и оценки достигнутых результатов как субъект-субъектную деятельность, предшествующую изучению темы, раздела, проблемы и т. д.;
-Умение соотносить изучаемые темы с областью интересов одарённого ребёнка для дальнейшей его самомотивации;
-Умение создавать условия для развития стремления к инновационной деятельности;
-Умение создавать ситуацию, в которой одарённый ребёнок будет творчески влиять на развитие позитивной мотивации и ситуации успеха у другого человека;
-Владение технологиями организации продуктивной (творческой, креативной) деятельности;
-Хорошая научная подготовка и знание современных проблем преподаваемого предмета;
-Готовность организовать познавательную деятельность с целью воспитания авторской позиции ребёнка и высокой духовной ответственности за своё личностное культурное пространство;
-Знание моделей обучения и идей воспитания, направленных на развитие одарённости ребёнка;
-Умение разрабатывать образовательную программу (создавать учебно-методический комплекс), направленную на развитие высоких способностей ребёнка;
-Умение создавать ситуации, в которых одарённый ребёнок сможет проявить себя как творческая, диалогическая, готовая к сотрудничеству личность;
-Умение содействовать развитию у одарённого ребёнка творческого конформизма по отношению к окружающим;
-Умение организовывать проектную деятельность в логике научного и художественного познания;
-Умение содействовать педагогическим оцениванием адекватной самооценки становления одарённого ребёнка и стремления стать отражённым субъектом, творчески влияющим на развитие окружающих людей и окружающего пространства. [2]
Если обратиться к американской программе «Astor», то здесь выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми.
Педагог должен:
-быть доброжелательным и чутким;
-разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
-иметь высокий уровень интеллектуального развития;
-иметь широкий круг интересов и умений;
-иметь помимо педагогического, ещё какое-либо образование;
-быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
-иметь живой и активный характер;
-обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
-проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
-иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
-обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
-иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний. [3]
Педагогу, работающему с одарённым ребёнком, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребёнка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога. К профессиональной компетентности относятся психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости:
-знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
-знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
-знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одарёнными детьми; знания о направлениях и формах работы с одарёнными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одарённых детей;
-умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости;
-умения и навыки в области дидактики и методики обучения одарённых детей с учётом видов и особенностей одарённости учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
-умения и навыки психолого-педагогического консультирования одарённых детей, их родителей и других членов семьи.
Немаловажной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:
-высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
-внутренний контроль;
-высокая и адекватная самооценка;
-стремление к личностному росту.
Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».
При проведении психолого-педагогического мониторинга эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:
-комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);
-обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;
-комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
-разнообразное включение ребёнка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
-тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одарённых детей (участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т.д.). [3]
По мнению некоторых исследователей, поведение педагога в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает тёплую, эмоционально безопасную атмосферу; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный педагог для одарённых детей - прежде всего, прекрасный педагог-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому, он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одарённым ребёнком.
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку педагогов для одарённых детей и обычных педагогов примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном обучении на 90% преобладает монолог педагога, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом педагоги не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Педагоги, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. [3]
Работа с одарёнными детьми требует от педагога неординарных усилий. Опираясь на многочисленные исследования известного специалиста в области «исследовательского обучения» Д. Треффингера, педагогам, работающим с одарёнными детьми, рекомендуется соблюдать следующие правила:
-Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
-Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определёнными базовыми навыками и знаниями.
-Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
-Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
-Научите детей прослеживать межпредметные связи.
-Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
-Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в образовательном учреждении и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
-Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
-Подходите ко всему творчески. [1]
Таким образом, современная ситуация в образовании предполагает выдвижение на первое место идеи воспитания социально активной личности, способной не только жить в информационном обществе, но и позитивно влиять на развитие культуры. В системе обучения и воспитания одарённых детей личность педагога является определяющим фактором, поэтому к нему предъявляются особые требования. Существует мнение, что развитие высоких способностей детей не зависит от условий среды. Это, как правило, не подтверждается анализом практики образования. В большинстве случаев нестандартный ребёнок учится ниже своих возможностей именно в результате плохого преподавания, негативного отношения педагогов к учащимся и наличия программ, неадекватных их особенностям.
Список источников:
- Маленькие «всезнайки» (Специфика работы с одарёнными детьми) – [Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/78/561/91179.php
- Ольховская Е.А. Профессиональное образование, теория и методика обучения / Е.А. Ольховская // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 6.
- Работа с одарёнными детьми. Хостинг видеопрезентаций. – [Электронный ресурс] http://PPt4web.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы
Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....
Особенности работы педагога с одарёнными детьми в тандеме "ребёнок-родитель" в учреждении дополнительного образования.
Работа педагога Дворца детского творчества "Маленький принц" посвящена вопросам проявления одарённости детей в учреждениях дополнительного образования. Автор раскрывает понятие одарённости детей, даёт...
Программа психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми
Программа психолого-педагогического сопровождения работыс одарёнными детьми...
статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ
статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Воспитателям: · необходимо проявлять к ребенку доброе и заботливое отношение, показывая пример поведения и отношения к нему другим детям, со...
Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тр...
Статья "Профессионально-личностное развитие классного руководителя в коррекционной школе"
Данная статья написана в рамках участия в работе IX Всероссийской научно-практической конференции "Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде" и представляет с...