Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы
статья по теме

 

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivaciya_odarennyh_detey.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Заблуждением было бы предполагать простоту дидактического общения с одарённым ребенком, считая, что обучать его можно без усилий, легко и безошибочно. На деле выделяется целый ряд проблем, которые так или иначе усложняют образовательно-педагогический процесс (как для самого ученика, так и для учителя). Основываясь на личном десятилетнем опыте преподавания в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, приведу основные коммуникативные и психологические проблемы детей, которые оказались актуальными для уроков русского языка и литературы:

I) изначальное (со школы) отсутствие стойкой мотивации к изучению «дополнительных»[1] предметов (в частности, русского языка и литературы), помимо «основных»: рисунка, живописи, композиции, что определяет впоследствии и проявляет уже в училище:  

1)  «асинхронию развития» – серьёзное отставание в тех сферах, которые не связаны с талантом;

2) предельно низкий уровень грамотности (не единичны случаи, когда учащийся затрудняется грамотно написать собственную фамилию);

3) неумение выражаться связным вербальным текстом (как устным, так и письменным);

4) боязнь публичного выступления (художник привык «прятаться» за картиной);

II. подверженность активной внутриличностной динамике, в том числе и деструктивной, что часто выражается посредством агрессии:

скрытой или явной,

субъективной (выражается несдержанностью по отношению к себе при образовательной неудаче) или объективной (проявляется через высокомерие по отношению к ребенку, стоящему ниже или выше в интеллектуальном развитии).

Стандартная студенческая группа нашего училища состоит из 10 учащихся, её, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы:

1) дети, одарённые только в области художественного творчества (80-100% от общего количества человек в группе), и

2) дети, одарённые более широко (0-20%; так, меня, безусловно, интересуют дополнительные успехи в области литературы и русского языка). Вторая подгруппа может быть представлена 1-2 человеками либо не представлена вовсе.

Перечисленные выше проблемы не характерны или характерны в незначительной степени лишь для ребенка, одарённого широко, для остальных ребят озвученные сложности актуальны значительно.

Для решения проблем необходимо принимать во внимание то, что личность, одарённая в области именно художественного творчества, обладает рядом особенностей, таких как: 1) эмоциональная гиперчувствительность; 2) подчёркнутая «взрослость», не только наигранно-кажущаяся, но и реально существующая, обусловленная, например, физическим недостатком: нарушением слуха, хромотой и т.п., и связанная с этим социальная дезадаптация: проблемы в семье, коллективе; 3) обострённое желание выделиться; 4) преобладание зрительной памяти.

Нейтрализация первой проблемы из вышеназванных – отсутствие мотивации – представляется первостепенной, её решение постепенно нейтрализует остальные сложности, что способствует повышению уровня успешности студента в той или иной области знаний, помимо связанной с талантом. Именно в силу своей важности, остановлюсь на этой проблеме подробнее, перечислю типы и элементы уроков, которые помогают мотивировать учащегося изучать русский язык и литературу:

урок-встреча с писателями, поэтами, музыкантами Красноярского края – эмоциональный диалог-обмен творческих личностей;

урок-иллюстрация (или элемент иллюстрации внутри урока), когда студент-художник при помощи компьютера создаёт визуальное решение той или иной темы/проблемы: 1) презентации, когда учащийся выступает не только в качестве адресата информации, но и в роли автора (как индивидуального, так и в составе малого коллектива (группы)). В последнем случае находят своё применение технология коллективной мыследеятельности и метод проекта; 2) мультипликационные фильмы, создание которых предполагает не автономную работу студента только с текстом или только с изображением, а синтезирующую различные объекты деятельности: текст, изображение, звук, движение;

урок-журнал – игровая имитация настоящего журнала. Учащиеся создают авторское издание, чётко определяют адресата, тематику, разделы, компонуют рисунки, фотографии, статьи. Такой урок обучает сотрудничеству;

урок диалога культур – разновидность театрализованного урока, когда, например, обыгрывается философская встреча писателей разных эпох.

Сильным мотивирующим свойством обладает также вовлечение студентов в научно-проектную деятельность. Последняя способствует развитию любознательности, ответственности, системности мышления, даёт навык устного и письменного описания полученных результатов исследования, опыт публичного выступления и др.

        Список литературы:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 288с.

2. Ландау Э. Одарённость требует мужества. – М.: Академия, 2002. – 144 с.


[1] Или «второстепенных», по словам самих первокурсников, предметов. Коннотация лексемы «второстепенный» в данном случае очевидна. О глубинных корнях такого маркирования «дополнительных» предметов можно рассуждать в отдельной статье (так важна и объёмна данная тема), но это и изначальная сложность, с которой столкнулся ребенок, не получив в нужный момент поддержки взрослого, и навязанная точка зрения авторитета (художника-профессионала), который сам не овладел, например, навыками грамотного письма и художественно-литературным кругозором, и не оценил преимуществ наличия дополнительных знаний. В любом случае корни проблемы демотивации лежат далеко-таки не на поверхности, коррекция их достаточно сложна и занимает продолжительное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказ...

Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность п...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут обучающимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в...

Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы

Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...