Статья "Профессионально-личностное развитие классного руководителя в коррекционной школе"
статья
Данная статья написана в рамках участия в работе IX Всероссийской научно-практической конференции "Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде" и представляет собой опыт работы классного руководителя в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
butrina_o.v._professionalno-lichnostnoe_razvitie_klassnogo_rukovoditelya_v_kor._shkole.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессионально-личностное
развитие классного руководителя
в коррекционной школе.
Сейчас много говорится о воспитании как об «одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства». Великий русский педагог, один из основоположников научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни». Воспитание – это не только подготовка детей к жизни, но и определение того, каким ребенок вырастет, какие у него сформируются привычки, как и с кем он пойдет по жизни.
Воспитательной деятельностью занимаются в школе все педагоги, но ключевая роль все-таки отводится классному руководителю, который проводит немало времени со своими воспитанниками. Чтобы вести за собой молодое поколение, быть неоспоримым примером для него, классный руководитель должен быть не только профессионально подготовлен, но и в первую очередь быть личностью со своей нравственной позицией. Для профессионального роста педагогов, конечно, существует методическая литература, разнообразные курсы повышения квалификации, работа школьных методических объединений. Но этого, считаю, недостаточно.
Работа в коррекционной школе предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной компетентности педагога, основу которой составляет его профессионально-личностное развитие. В нашей школе учатся дети с интеллектуальными нарушениями и расстройством аутистического спектра. Обучение таких детей требует особого подхода к организации учебно-воспитательного процесса, заставляет находить особые формы и методы педагогической деятельности.
Личность классного руководителя в коррекционной школе становится важнейшим звеном воспитательной системы школы. Это должен быть человек с особым складом ума, особой чуткостью души, готовый принимать детей такими, какие они есть. Он должен создавать благоприятные условия для развития творческой индивидуальности каждого ребенка, а самое главное, для успешного вхождения его в социум.
Личностное и профессиональное развитие классного руководителя… Что же это такое?
В словаре дается такое определение слова «развитие»: «…процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному...» Другими словами, каждый педагог, а тем более, классный руководитель, должен самосовершенствоваться, не стоять на месте, идти всегда вперед, «зажигая» воспитанников своим примером.
В нашей школе проводится большая работа в этом направлении. В 2015 году школа получила статус региональной инновационной площадки (РИП) по теме «Медиативный подход в работе с детьми с ОВЗ («Школа медиации»)». Включение детей с особыми образовательными потребностями в систему медиации является для них ценным социальным опытом и может способствовать созданию бесконфликтной среды в коррекционных школах, так как у таких детей есть определённые трудности выстраивания социально-общественных и личностных взаимоотношений. Это позволит сформировать у них активную жизненную позицию и умение принимать на себя ответственность. В рамках работы РИП 30% педагогов школы, которые выполняют функцию классных руководителей, прошли обучение по специальному курсу в рамках проекта «С Миром Жить!» по теме «Создание территориальной службы медиации. Восстановительный подход к решению конфликтов в образовании».
Чтобы обеспечить условия создания безопасной образовательной среды, педагогами школы был разработан курс внеурочной деятельности «Школа медиатора», который является одним из механизмов, направленных, прежде всего, на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот курс способствует развитию мотивации к мирному сосуществованию различных сторон, повышению психологической культуры личности. Но чтобы успешно решить эти задачи, педагог и сам должен обладать навыками работы с медиативными технологиями. Обучаясь сам, педагог обучает и других. Курс внеурочной деятельности «Школа медиатора» помогает классным руководителям выстраивать безопасное образовательное пространство в детском коллективе, особенно это касается обучающихся подросткового возраста.
Работая в коррекционной школе и понимая важность приобретения обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), наши педагоги разработали программу классных часов «Просто о главном». Основная идея программы «Просто о главном» – использование старых и добрых мультфильмов.
Почему мы решили воплотить эту идею в нашей программе? Потому что мы понимаем, что большую часть времени наши дети проводят перед экраном телевизора и не всегда то, что они видят на экране, является для них ценной информацией. Для современного человека необходимо приобретение навыков восприятия информации. Особенно это касается детей, чья неокрепшая психика чутко реагирует на все, что ребенок видит на экране. Каждое занятие программы «Просто о главном» предполагает работу с лэпбуком, а также знакомит школьников с одним из отечественных мультфильмов, с соответствующим ему правилом дружбы и народной мудростью (изречением, пословицей или высказыванием).
Программу «Просто о главном» успешно используют в своей работе классные руководители при подготовке воспитательных мероприятий с учениками. Программа помогает педагогам не только создать модель работы, направленной на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка, но и позволяет им использовать инновационные технологии в организации внеурочной деятельности. Работа по данной программе заставляет педагогов совершенно с другой стороны подходить к просмотру и анализу старых мультфильмов, увязывать это с примерами добра и зла, строгой морали. Не говоря уже о том, что каждое занятие знакомит классных руководителей с новыми технологиями, такими, как «работа с лэпбуком», «работа по кругу» и другими.
Программа «Просто о главном» получила диплом II степени областного фестиваля воспитательных систем «Воспитать гражданина» в номинации «Классный час. Перезагрузка».
В настоящее время региональный компонент стал очень важной и актуальной темой в образовании. Человек, несомненно, обязан стремиться узнать о своей «малой родине» как можно больше. Он должен владеть информацией о городе, в котором живёт, его истории, культуре, достопримечательностях. К.Д.Ушинский писал, что у каждого народа есть «своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели». Он считал, у школьников необходимо развивать «инстинкт местности» как «…способность, чрезвычайно полезную и в учении, и в практической жизни…». Введение детей в региональную культуру – одно из условий патриотического воспитания школьников.
С этой целью педагогами нашей школы был разработан цикл классных часов «Живая история» в рамках Проекта «Разговоры о важном» с использованием регионального компонента. Использование регионального компонента в программе «Разговоры о важном» является одной из важных задач при реформировании современного школьного образования, так как включение национально-регионального компонента поможет соединить три важных цели: обучающую, развивающую и воспитательную.
Используя содержание занятий Проекта «Живая история», классные руководители расширяют своих знания о родном крае, находят о нем неизвестные факты. Чтобы воспитывать у школьников любовь и уважение к историческому прошлому малой родины, классный руководитель должен сам осознать себя как часть русской культуры. В этом ему и помогут занятия из программы «Живая история».
Один из классных часов проекта «Живая история» посвящен теме «Педагоги-наставники земли Кохомской». Сегодня, в год педагога и наставника, это наиболее актуально. В словаре Ожегова слово «наставник» определяется как «учитель и воспитатель, руководитель». Одним словом, классного руководителя смело можно назвать наставником для ребят: он знает больше, он видит дальше, он ведет за собой. У классного руководителя больше опыта, и он готов этим опытом делиться и помогать ребятам в их развитии.
Время неумолимо бежит вперед, оно предъявляет к классному руководителю новые требования, заставляя его двигаться вперед в профессиональном и личностном развитии. Это поняли и педагоги нашей школы. Мониторинг активности классных руководителей нашей школы показал, что участие во Всероссийских и региональных конкурсах и проектах (конкурсы «Педагог года», «ИнваПрофи», «Воспитать человека» и другие) выросло с 2020-2021 учебного года на 20%, а участие в проектах («Экоград», «Билет в будущее», «Za собой» и другие) на 18%.
К.Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится и как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Наши дети – наше будущее, и именно от нас, школьных наставников, зависит, каким будет это будущее и как сложится их дальнейшая судьба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения....
Выступление на МО классных руководителей и воспитателей "Развитие способностей ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации в условиях речевой школы-интерната" (из опыта работы)
Описание материала находится в прикрепленных файлах....
Развитие познавательной сферы учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела
В статье отражены методы, материалы, используемые на уроках швейного дела, служащие для коррекции недостатков мышления, речи, памяти учащихся; развитию их коммуникативных способностей для успешной соц...
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...
Взаимодействие классного руководителя с родителями через внеклассную работу в начальной школе
Антон Семёнович Макаренко подчеркивал: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги....
О.В.Гусевская Классный руководитель в начальной школе
Учебник, предназначенный для подготовке студентов педагогического колледжа по МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя....
Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида
laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...