Особенности работы педагога с одарёнными детьми в тандеме "ребёнок-родитель" в учреждении дополнительного образования.
статья по теме
Работа педагога Дворца детского творчества "Маленький принц" посвящена вопросам проявления одарённости детей в учреждениях дополнительного образования. Автор раскрывает понятие одарённости детей, даёт краткую классификацию видов и типов одарённости. Подчёркивая влияние семьи в процессе развития и становления детской одарённости педагог говорит о необходимых условия, которые должны складываться в детско-родительских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы с родителями одарённых детей в учреждениях дополнительного образования | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы педагога с одарёнными детьми в тандеме «ребёнок-родитель в учреждении дополнительного образования.
В эпоху новых технологий и ускорения информационного потока всё больше возрастает потребность в людях с нетривиальным, креативным мышлением. В людях, умеющих ставить и решать нестандартные задачи, умеющих прогнозировать будущее. Одаренного, развитого, талантливого человека, отличают принципиальная новизна и оригинальность подхода. Общество в настоящий момент испытывает дефицит в подобных кадрах (1).
Одаренность рассматривается в педагогике и психологии, но особенно пристально этот загадочный вопрос и интереснейший вопрос волнует педагогов и родителей, связанных с дополнительным образованием детей.
Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства (3).
Психологический словарь трактует понятие «одарённость» несколькими вариантами определений:
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения
деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития
других;
2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей
человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности
(5)
Классификация видов одарённости также разнообразна:
- по уровню проявления различают потенциальную и актуальную;
- по видам деятельности одарённость бывает интеллектуальная (литературная, математическая, лингвистическая и т.п.);
- творческая одарённость;
- художественная (музыкальная, хореографическая, изобразительная, актерское мастерство и др.);
- одарённость в проявлении лидерских качеств в разных видах жизнедеятельности человека (спорт и др.).
Учёными рассматриваются два типа одарённости.
Первый тип (около 21% от общего числа детей) – это так называемые особо одаренные дети (1). Дети с огромным, чрезвычайным интересом к познанию, тягой к наукам. Причём, интересы к наукам для них намного важней, чем общение со взрослыми и сверстниками. Такие дети заметны сразу и то, что они особо одарены в каком-то виде деятельности, проявляется буквально во всем.
Второй тип (около 79% от общего числа детей) – дети обыкновенные, ничем не примечательные, но им повезло родиться в такой семье, где разумные и добрые родители с детства, будучи требовательными, давали им любовь, заботу и внимание. Когда говорят, что каждый ребёнок уникален и одарён, имеется ввиду именно этот, второй тип. В этом случае прослеживаются релевантные связи с развитием, воспитанием, его задатками в каком-либо виде деятельности.
Поскольку жизнь таких детей проходит не только за школьной партой или в студии учреждения дополнительного образования, работа с одарёнными детьми касается напрямую их родителей. (2,3).
Следует разграничивать привитие навыков и помощь в развитии способностей. Часто сталкиваюсь с тем, что некоторые родители, научив читать и писать, считают, что способствуют развитию ребёнка. На самом деле это всего лишь привитие навыков.
К развитию способностей можно отнести стремление к развитию мыслительной деятельности, желание и умение думать.
К моменту поступления в школу основные навыки к желанию самосовершенствоваться, быть любознательным, должны быть сформированы.
Считать, что только школа и учреждение
дополнительного образования воспитывают способности ложно. Ребенок
должен приходить туда, уже приобретя определенные навыки к трудной, напряженной умственной деятельности.
Как мы видим, развитие одаренности ребёнка, его врожденных способностей, воспитание интеллектуальной, креативной личности, начинается в семье.
Развитию творчества помогает энергическое включение одаренного ребенка
в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование.
Вместе с тем, не всякое воспитание и развитие эффективно.
Заслуживает внимание система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия:
- признание безусловной ценности ребенка;
- создание обстановки его безусловного принятия, то есть ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание;
- предоставление ребенку свободы выражения;
- развитие и реализация творческости, креативности через проявление
индивидуальности ребенка;
- поддержка умственных усилий ребёнка, доброжелательное отношение к его познавательной энергии.
Можно много говорить о природных факторах, добротном обучении и воспитании и их влиянии на полноценное развитие личности, всё же значение семьи трудно переоценить. Оно остаётся решающим.
Таким образом, семья, в которой воспитывается одаренная или способная личность, во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одарённости.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях (4):
- психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
- информационная среда для родителей;
- совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
- поддержка и поощрение родителей.
Таким образом, самый существенный фактор, влияющий на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка, является семья.
Следовательно, главная задача педагога дополнительного образования является работа в тандеме «ребёнок-родитель».
Список литературы
1.Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности / Н.С. Лейтес. – М., 1988.
2.Корчуганова И.П. Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми. Методическое пособие /
И.П. Корчуганова.– СПб, 2004.
3.Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие. Под ред. Е.Е.Туник. – СПб, 2013
4.Платонова С.М. Одаренный ребенок. Учебно-методическое пособие / С.М. Платонова.– СПб, 2011.
5.Теплов Б.М. Способности и Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов.– М., 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее...
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Алексеевская детская музыкальная школа муниципального района Алексеевский Самарской области{C}{C}{C}...
Профильное обучение по ИКТ в условиях учреждений дополнительного образования
Доклад на краевом семинаре "Управление процессом самоопределения личности школьников в профильном обучении"...
Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд
Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
Учреждения дополнительного образования, как институт социального развития личности
В статье раскрываются идеи развития личности, социализации личности через работу учреждений дополнительного образования детей....