Конструктор проектов как технология инновационного проектирования Рабочая тетрадь в помощь обучающимся по формированию проектных умений
учебно-методическое пособие на тему
В пособии предложен комплекс учебных практических и самостоятельных заданий по основынм этапам социокультурного проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструктор проектов как технология инновационного проектирования | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми ГПОУ РК «Коми республиканский колледж культуры им. В.Т. Чисталева» |
Конструктор проектов как технология инновационного проектирования
Рабочая тетрадь
в помощь обучающимся по формированию проектных умений
Сыктывкар
2016
Составитель: Н.Ф. Гусева, преподаватель
ГПОУ РК «Коми республиканский
колледж культуры им. В.Т. Чисталева»
© Гусева Н.Ф., составление, 2016
От составителя
Конструктор проектов как технология инновационного проектирования – это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации по формированию проектных умений как одного из условий развития индивидуальности обучающихся.
В данном пособии центральное место занимает метод проектов, который можно без преувеличения назвать технологией нового образования.
В общую систему обновления и модернизации образования вписывается конструктивное развитие «проектных» способов инновационного преобразования деятельности обучающихся на основе прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования социально-культурных явлений и процессов.
Проектные задания охватывают широкий круг вопросов образовательных программ по дисциплинам «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы», «Основы маркетинга» и др.
На всех этапах обучающиеся осваивают технологии проектной деятельности; проводят скрупулезный поиск информации в различных источниках, в том числе в сети Интернет; выполняют технологические операции; корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку своей деятельности; вырабатывают и закрепляют привычку к анализу различных социокультурных ситуаций и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям времени способ изготовления продукта/услуги проектной деятельности; осуществляют контроль, корректирование и защиту своих проектов; анализируют проделанную работу, устанавливают достижение своих целей, оценивают результат своего труда.
В пособии предложен комплекс учебных практических и самостоятельных заданий по основным этапам социокультурного проектирования: этап анализа социальной среды, постановка проблемы; разработка проекта; этап «разбора полетов» разработанных и/или реализованных проектов.
Этап анализа социальной среды, постановка проблемы
Задание 1.
Работа с газетами муниципальных образований республики. Поиск и обобщение краеведческой информации о природных и историко-культурных достопримечательностях муниципальных образований (географическое положение, история, культура, спорт, туризм, выдающиеся люди, интересные факты и т.д.).
Задание 2.
Одна из организаций-грантодателей объявила грант на разработку проекта по фестивальным формам. Как внешний консультант, специализирующийся на социальном проектировании, определите при помощи каких данных и источников Вы будете обосновывать актуальность проекта.
Задание 3.
Предложить цели «визита» в учреждения культуры людей среднего возраста.
Задание 4.
По материалам специальных журналов выявить основные досуговые предпочтения молодежи (18-25; 26-30 лет).
Задание 5.
Как инициатору создания студии художественного текстиля для людей пожилого возраста, определить цель данного проекта и выделить задачи проекта (не менее четырех задач).
Задание 6.
Ранжировать и позиционировать предложенные ниже проблемы (обосновать в каждой группе три наиболее значимые проблемы, определить их носителя, а также те социальные силы, которые могут быть заинтересованы в их решении).
После выполнения задания – доклады команд с последующей дискуссией.
Проблемы сохранения историко–культурного наследия
1. Нигилизм по отношению к историческому прошлому.
2. Утрата исторической преемственности духовно–нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры.
3. Отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества.
4. Утрата историко–культурного своеобразия и уникальности территорий.
5. Отсутствие преемственности в передаче культурных традиций (ценностей, норм, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры).
6. Разрушение системы патриотического воспитания.
7. Утрата традиций и ценностей служения Родине, Отечеству.
Социальные проблемы населения
1. Социально–культурная неадаптированность, вызванная разрушением привычной социально–психологической среды существования.
2. Утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.).
3. Рост социальной напряженности и усиление конфликтности среди населения (между различными возрастными, социальными и этническими группами населения).
4. Отсутствие условий и перспектив для профессионального самоопределения (для лиц, вынужденных сменить сферу деятельности – безработные, бывшие военнослужащие, для инвалидов, молодежи – в связи с коммерциализацией образования)
5. Профессиональная дезориентация подростков и молодежи (деформация мотивов получения образования – престиж, статус, диплом; смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.).
6. Криминализация населения, рост преступности.
Проблемы нравственного воспитания
1. Дефицит милосердия (рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи).
2. Разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, взаимонепонимание “отцов” и “детей”, утрата чувства долга по отношению к своим родителям и увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства и т.д.).
3. Снижение культуры взаимоотношений (хамство, грубость).
4. Неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков).
5. Утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, служения, справедливости.
6. Экспансия (средствами массовой информации) молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей.
7. Утрата ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания.
Задание 7.
Разработать Карту-анализ организации социально-культурной деятельности с отдельными социально-демографическими группами: дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями:
Аудитория | Социально-психологические особенности возраста | Цели и задачи социокультурных учреждений | Варианты проектных решений (не менее 5-ти) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание 8.
Подготовка обзоров статей по журналам «Народное творчество», «Клуб», «Дом культуры», «Справочник руководителя учреждения культуры», освещающих проблемы организации социально-культурной деятельности (проблемы народного художественного творчества) с отдельными социально-демографическими группами:
Автор, источник | Описание проблемы | Аудитория | Цель и задачи | Варианты решения проблемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 9.
Предложить примеры инновационных проектов в сфере культуры в зависимости от содержания деятельности (2 примера по каждому типу):
№ | Тип проекта | Содержание проекта | Примеры |
1. | Просветительский | Привнесение известного содержания в новые условия, популяризация жанров и направлений деятельности учреждений и мастеров культуры | |
2. | Образовательный | Организация обучения: а) по новым направлениям; б) среди вновь выделенных целевых групп; в) в нестандартных условиях | |
3. | Исследовательский | Выполнение исследовательских работ в интересах развития сферы культуры | |
4. | Ресурсный | Поиск, создание, накопление, инвентаризация, сохранение и обеспечение использования ресурсов, как правило, информационных | |
5. | Презентационный (имиджевый) | Создание позитивного имиджа некоторой структуры либо деятельности, обеспечение узнаваемости во внешней среде | |
6. | Проект — организационный механизм | Совмещение двух и более начал для получения системного эффекта: искусство и технология; две социальные группы; старый жанр и новая среда; новый вид деятельности для целевой группы; новый ресурс для целевой группы; новая целевая группа в традиционном виде деятельности. Также возможно включение в проект подпроектов 1-5 типов как его элементов. |
Задание 10.
Первый вариант: используя технологию оргдеятельностного проектирования, совместить предложенные проекты соединительными линиями по признакам «новое-известное» либо «новое-новое»:
1) ресурс;
2) целевая группа;
3) среда;
4) вид деятельности;
5) управленческий механизм
1. Концерт академического симфонического оркестра с участием молодых солистов – студентов музыкальных учебных заведений.
2. Участие ансамблей в российских и зарубежных культурных мероприятиях.
3. Показ экспериментальных музыкальных практик ХХ в. с помощью инновационных мультимедийных ресурсов.
4. Создание методической базы данных (аудио- и видеофонда) в целях обеспечения самоопределения детей.
5. Выявление талантливых молодых исполнителей среди воспитанников детских домов.
6. Анимационная школа для заключенных исправительной колонии.
7. Дискуссионная площадка в круглом доме / национальном жилище.
8.«У мамы хорошее настроение»: предоставление бесплатной психологической помощи молодым мамам, «культурное обогащение» интерьера женских консультаций.
9. «Медиадиета для детей»: создание методических основ ограждения детей от культурного насилия, негативных образцов и жанров массовой культуры.
10. «Открытая сцена»: конкурс грантов на создание театральных постановок по пьесам современных авторов, живущих в регионе.
Второй вариант: предложить 10 примеров «своих» проектов, соединительные линии выделить другим цветом или другими фигурными линиями.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
К предложенным мероприятиям определить тематику (по народному художественному творчеству, социально-культурной деятельности) и расставить их в таблицу «Классификация инноваций» по соответствующим им видам (студент может предложить свой вариант мероприятий):
- проведение пресс-конференции по итогам работы организации (публичный годовой отчет) с представителями местных СМИ, членами попечительского совета учреждения;
- проведение тематического Дня рождения (в пиратском, индейском, космическом и других стилях);
- доход от платных мероприятий;
- изделия ДПИ и НП;
- мероприятия в рамках основной (уставной) деятельности организации;
- организация курсов по обучению сотрудников;
- реализация социально значимого проекта;
- работа творческого коллектива;
- разработка и внедрение дополнительных (сервисных) услуг;
- проведение юбилейного события;
- проведение акции (экономический, имиджевый и социальный эффект);
-разработка и реализация масштабного проекта, требующего значительных финансовых вливаний из всех возможных источников;
- адаптированный вариант сценария массового мероприятия;
- проведение мероприятия, требующего привлечения дополнительных ресурсов;
- проведение мероприятия на основе применения передовых технологий;
- авторская разработка оригинального сценария массового мероприятия;
- копирование сценария массового мероприятия, проведенного в другом учреждении;
- проведение циклов мероприятий по календарным датам (празднование Масленицы, Дня Победы и т. д.);
- новые формы работы;
- инструкция по составлению методического пособия;
- организация и проведение мероприятия для незрячих и слабовидящих людей.
Классификация инноваций
Признак классификации | Вид инноваций | Описание | Примеры |
1.Уровень новизны | 1.1. оригинальный (абсолютная новизна) | создание совершенно нового товара (услуги) либо технологии (методики) | |
1.2. усовершенствованный (относительная новизна) | модернизации уже имеющихся товаров и услуг | ||
1.3. заимствованный | внедрение новшества, применяемого в других учреждениях | ||
2.Частота применения | 2.1. разовая | применение новшества единожды | |
2.2. повторяющаяся (циклическая) | применение через определенные промежутки времени | ||
2.3. постоянная | внедрение в практику работы учреждения на постоянной основе | ||
3.Сфера применения | 3.1.внутренняя среда организации | оптимизация производственных и управленческих процессов, улучшение материально-технической базы, повышение квалификации персонала | |
3.2. внешняя среда | совершенствование взаимодействия с окружающей средой, разработка новых форм и методов | ||
4.Форма инновации | 4.1.товар (продукт труда) | материальный объект, предназначенный для распространения и использования | |
4.2. услуга | неосязаемые действия, совершаемые одним лицом (организацией) по отношению к другому лицу (группе лиц) | ||
4.3. методическая разработка | документ, раскрывающий методику (совокупность средств и методов) исполнения того или иного задания | ||
4.4.технология (ноу-хау) | способ (комплекс операций и приемов) практического выполнения какого-либо вида деятельности | ||
5.Вид эффекта | 5.1. экономический | чистая прибыль в денежном эквиваленте, выгода от экономии расходов и пр. | |
5.2. социальный | участие в реализации социокультурных проектов, работа с незащищенными слоями населения, увеличение числа потребителей | ||
5.3. имиджевый | создание положительного образа организации в глазах широкой общественности и у представителей СМИ | ||
5.4. смешанный | наличие нескольких видов эффекта | ||
6. Источники финансирования | 6.1. бюджет | средства, выделяемые учреждению государством из бюджетов разных уровней (федерального, областного, муниципального) | |
6.2. предпринимательская деятельность организации | доходы от приносящей доход деятельности (не запрещенной учредительными документами) | ||
б.З. фандрайзинг (привлечение средств партнеров по проекту, спонсоров и т. д.) | привлечение внебюджетных средств на основе установления взаимовыгодного сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями | ||
6.4.получение гранта | получение целевого гранта на реализацию инновационного проекта | ||
6.5. смешанные | использование нескольких источников финансирования |
Задание 12.
Предложить «портфель» современных образовательных и информационно-познавательных программ, в которых освещаются следующие аспекты:
культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире:
______________________________________________________________________
речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки:
______________________________________________________________________
политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике:
______________________________________________________________________
методика предвыборных технологий:
______________________________________________________________________
подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям:
______________________________________________________________________
На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые направления:
социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, пожилых людей:
______________________________________________________________________
обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных:
______________________________________________________________________
последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга:
______________________________________________________________________
Развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники:
______________________________________________________________________
Средства массовой информации и учреждения досуга
Тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ:
конкурсные программы:
______________________________________________________________________
театрализованные информационно-развлекательные программы:
______________________________________________________________________
интеллектуальные шоу:
______________________________________________________________________
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
традиционные устные альманахи:
______________________________________________________________________
праздники народного творчества:
______________________________________________________________________
клубные гостиные:
______________________________________________________________________
встреча с интересным человеком:
______________________________________________________________________
всевозможные ток-шоу:
______________________________________________________________________
Задание 13.
Разработать «портфель» форм сотрудничества учреждений культуры с национально-культурными организациями и объединениями конкретного муниципального образования по сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, гармонизации межэтнических отношений (не менее 10 примеров).
Разработка проекта
Задание 1.
Описать проблемы, которые учреждения и организации культуры решают в конкретном регионе (анализ периодических изданий, материалов сети Интернет и др.) На основе первого задания выполняются задания 2-11.
Задание 2.
Предложить проектные идеи по решению проблем на уровне конкретного региона/учреждения:
Номер | Идея |
1. | |
2. |
Задание 3.
Заполнить таблицу соответствия цели, задач и мероприятий в проекте по определенной ранее идее:
Цель: | |
Задача 1 | Мероприятие |
Задача 2 | Мероприятие |
Задача 3 | Мероприятие |
Задача 4 | Мероприятие |
Задание 4.
Зафиксировать все возможные целевые группы, с которыми работают организаторы проекта, по критериям, предложенным в таблице:
Целевая группа | Представления, знания | Отношение, эмоциональные реакции | Поведение, действия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание 5.
Определить заинтересованные стороны и целевые группы проекта:
Содержание проблемы | Целевые группы | Заинтересованные стороны |
1 | 2 | 3 |
Задание 6.
Распределить полномочия по использованию ресурсной базы:
Должность/позиция | Сфера ответственности |
Руководитель проекта | |
Сотрудники | |
Руководитель учреждения | |
Главный бухгалтер | |
Заведующий информационно-методическим центром | |
Методист | |
Другие должности/позиции |
Задание 7.
Определить ресурсы, задействованные в проекте:
Категория ресурсов | Ресурсы, задействованные в проекте |
базовые | |
человеческие | |
финансовые | |
технические | |
Ноу-хау | |
информационные | |
символические | |
другие |
Задание 8.
Определить ресурсы, задействованные в проекте:
Виды ресурсов | Обоснование потребности в ресурсах (для чего?) | Количество | Источник ресурсов | Механизм получения необходимых ресурсов | Примечание |
финансовые ресурсы (деньги, ценные бумаги) | |||||
кадровые ресурсы (специалисты, волонтеры) | |||||
материально-технические ресурсы (специальное оборудование, оргтехника, помещение, средства связи, реквизит, инвентарь) | |||||
интеллектуальные ресурсы (технологии, патенты, методические разработки, опыт организации) | |||||
информационные ресурсы (СМИ, эфирное время, Интернет-ресурсы) | |||||
природные ресурсы (животный, растительный мир, лесные ресурсы) | |||||
территория и помещения | |||||
местоположение | |||||
другие |
Задание 9.
Разработать карту субъектов и ресурсов социокультурной среды
Элементы социальной среды организации культуры | Задачи, которые необходимо решить с предложенными субъектами социальной среды |
Журналисты | |
Государственные чиновники | |
Бизнесмены | |
Благотворительные организации | |
Специалисты учреждений культуры |
Задание 10.
Предложить каналы информации в предлагаемом проекте:
На кого ориентировано мероприятие | Вид мероприятия | Откуда целевая аудитория получает информацию | Какие каналы распространения информации стоит задействовать для анонсирования мероприятия для его участников |
1 | 2 | 3 | 4 |
Задание 11.
Охарактеризовать масштаб рекламной кампании в предлагаемом проекте:
№ п/п | Целевая аудитория | Уровень события | Кого стоит привлекать при проведении рекламной кампании |
Задание 12.
Предложить рабочий план реализации проекта в виде таблицы 1:
№ п/п | Вид деятельности | Срок реализации проекта | |||||||
или таблицы 2:
Наименование вида работ | Дата начала работ | Дата окончания работ | Длительность (в днях) | Ответственный | Ресурсы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Задание 13.
Воспользуйтесь предложенной таблицей в целях планирования рекламной кампании по продвижению продуктов/услуг учреждения культуры (по предложенным планам работы).
Способ доведения | Аудитория | Продукция/Услуги |
Связи с общественностью | ||
Цель: | ||
Реклама | ||
Цель: | ||
Прямая почтовая рассылка | ||
Цель: | ||
Стимулирование сбыта | ||
Цель: | ||
Индивидуальный контакт | ||
Цель: |
Задание 14.
Заполнить таблицу: Задачи организационного периода, формы и методы работы организатора досуга с отрядом в детском лагере
Задачи организационного периода | Что нужно делать организатору досуга для решения задачи? | Как это сделать? |
1.Познакомить детей друг с другом | ||
2.Познакомить детей с другими людьми в лагере, с самим лагерем, его территорией и условиями | ||
3.Выработать и принять общие нормы и требования проживания и совместной деятельности | ||
4.Составить представление о перспективах деятельности |
Задание 15.
Разработать проект программы по возрождению народного художественного творчества и/или по одному из приоритетных направлений социально-культурной деятельности.
Структура проектного обоснования
1. Форма и название программы
2. Характеристика проблем и ресурсов инициатора проведения программы
3. Вид, цель и задачи программы
4. Аудитория (обоснование целевых и контактных групп, а также участников программы)
5. Сценарный план программы: основные события: открытие, представление гостей; основной ритуал, культурная программа, развлекательные мероприятия и т.д. Содержание событий можно заложить в таблицу:
Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) | Целевые группы | Задачи |
1 | 2 | 3 |
Задание 16.
Разработать экскурсию по предложенным этапам ее подготовки (на материалах конкретного города, села, поселка, деревни, района, которые далее войдут в зачетную работу – подготовку «книжки»: Путешествуем по родному краю).
При работе отвечаем на следующие вопросы:
1. Выбор темы.
2. Определение цели и задач экскурсии.
3.Отбор литературы и составление библиографии (список литературы и электронных ресурсов по теме: перечисляются все книги, брошюры, статьи и др., которые были использованы при подготовке данной экскурсии).
4.Карточки (паспорта) объектов, включенных в экскурсию (Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид памятника, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта).
5.Схема (карта) маршрута. На отдельном листе обозначить объекты показа.
6. «Портфель экскурсовода». Презентация с фотографиями, схемами, репродукциями и другими наглядными пособиями, которые далее войдут в «книжку».
Задание 17.
На основе установления причинно–следственной связи обосновать цель и задачи проекта, решающего обозначенные ниже проблемы:
1. Несформированность профессиональной этики работников туристской отрасли.
2. Утрата историко–культурного своеобразия и уникальности территорий российских регионов и снижение их туристской привлекательности.
3. Низкая эффективность рекламной деятельности в решении задач, связанных с формированием образа СПб и России как страны, благоприятной для туризма.
4. Неблагоприятная социально–политическая ситуация, отпугивающая зарубежных туристов (рост преступности, этнические конфликты).
5. Отсутствие у иностранцев информации о туристских ресурсах города (в частности, о нетрадиционных аспектах туристской привлекательности России и СПб)
6. Отсутствие постоянных каналов и форм связи с зарубежными фирмами–партнерами.
7. Отпугивающий туристов имидж города (и страны в целом) как криминальной столицы России.
8. Несоответствие материальной базы туризма международным стандартам.
9. Низкие темпы роста въездного туризма.
10. Неразвитость инфраструктуры спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха).
Задание 18.
В каждом из предложенных ниже блоков:
1) установить причинно–следственную связь между проблемами;
2) определить аудиторию проекта (социальную категорию – носителя проблем);
3) сформулировать цель и задачи проекта;
4) обосновать замысел проектного решения.
1 блок
1. Экспансия (с помощью СМИ) молодежных кумиров, персонифицирующих асоциальные образ жизни и систему ценностей.
2. Субъективно высокая значимость личностных проблем.
3. Кризис смысла жизни в подростковом возрасте.
4. Отсутствие условия для самореализации и признания со стороны значимого социального окружения.
5. Утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, служения, справедливости.
6. Невостребованность духовных лидеров отечественной истории, способных оптимизировать сегодняшнее состояние общественного сознания.
7. Деформация морально–нравственного облика значительной части молодежи.
2 блок
1. Социальная и личностная незащищенность личности.
2. Неудовлетворенность социальным статусом (чувство личностной несостоятельности, собственной ненужности).
3. Невостребованность личностного потенциала.
4. Неуверенность в завтрашнем дне.
5. Потеря авторитета, невозможность влиять на других.
6. Кризис ценностей и смысла жизни в связи с утратой социального статуса.
7. Неудовлетворенность сферой межличностных отношений (сужение сферы социальных контактов и круга общения).
3 блок
1. Отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей, взрослых, значимого окружения.
2. Одиночество, отсутствие круга друзей, общения.
3. Непризнание ближайшим окружением.
4. Низкая самооценка, неуверенность в себе, ощущение личностной несостоятельности (комплекс неполноценности).
5. Отверженность, аутсайдерство (низкий социальный статус).
6. Отсутствие условий для признания и самоутверждения в системе социальных коммуникаций.
4 блок
1. Невозможность отождествить себя с определенной культурно–этнической, профессиональной, социальной, духовной общностью.
2. Усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей);
3. Негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки.
4. Рост социальной и межэтнической напряженности.
5. Отсутствие условий для национально–культурной идентичности представителей групп национальных меньшинств и лиц некоренной национальности.
6. Взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность.
7. Неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов.
8. Комплекс национально–культурной неполноценности.
9. Национально–культурная неадаптированность, формирующая чувство временщика, снижающая общие параметры жизнедеятельности.
Задание 19.
Как участнику Маркетинговой олимпиады представить на конкурс собственную разработку социально-значимого проекта по одному из направлений:
• Мой город, моя улица, мой дом (проект по благоустройству города, улицы, дома, подъезда, развитие инициатив по месту жительства);
• Твоя гражданская позиция (лучший проект по воспитанию чувства патриотизма, вовлечению молодежи в общественно-значимую деятельность, «добровольчество», социальные услуги населению, профилактика химической зависимости, работа с трудными подростками, организация досуга и др.);
• За экологический оптимизм – проект по сохранению природы;
• За общество для людей всех возрастов и равных возможностей (проект решения проблем пожилых людей и людей с ограниченными возможностями);
• За здоровое общество (инициативы в области здравоохранения, профилактики заболеваний и охраны здоровья);
Критерии оценки проекта:
Социальная значимость проекта, соответствие приоритетам конкурса;
Актуальность, новаторские подходы к решению социальных проблем;
Ресурсные и кадровые возможности реализации проекта;
Эффективность управления проектом;
Адресность содержания проекта;
Использование современных технологий, форм и методов работы;
Реалистичность предполагаемых результатов и наличие перспектив дальнейшего развития проекта;
Экономическая целесообразность.
Разработка проекта должна включать:
1. Описание организации;
2. Описание проблемы, на решение которой направлена идея, проект;
3. Цели и задачи идеи, проекта;
4. Ожидаемые результаты;
5. Оценка результатов;
6. Устойчивость проекта;
7. Информация об общем бюджете проекта.
Задание 20.
Предложить алгоритм мастер-класса по популяризации нематериального культурного наследия.
Алгоритм технологии мастер-класса
- Презентация педагогического опыта учителем-мастером:
кратко характеризуются основные идеи технологии;
описываются достижения в работе;
доказывается результативность деятельности, свидетельствующая об эффективности технологии;
определяются проблемы и перспективы в работе учителя-мастера.
- Представление системы занятий:
описывается система занятий в режиме презентуемой технологии;
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
- Проведение имитационной игры:
учитель-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;
слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
- Моделирование:
слушатели-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели занятия в режиме технологии учителя-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей занятия.
- Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Задание 21.
Разработать проект праздника (на выбор студента) по предложенной структуре:
1.Обоснование вида праздника.
Предварительно осуществляется:
а) анализ ресурсов: территории (город, район, микрорайон), организации;
б) характеристика проблем (инициатора праздника – органа власти, учреждения, населения и т.д.);
В частности, ресурсами праздника могут быть:
- Культурная традиция (религиозные праздники, дни профессий и т.д.)
- Святыни (народные, религиозные)
- Легенда
- Нравственная ценность – праздник любви, праздник мужской доблести
- Юбилейная дата – писателя, поэта, день основания города, фирмы, день рождения – товара, фирмы, услуги.
- Достижение, успех
- Уникальное ремесло, промысел
- Известная личность
- Литературный герой.
2.Цели и задачи праздника (организаторов, учредителей, спонсоров), которые определяются в различных коммуникативных системах, и, прежде всего:
- по отношению к населению, территории;
- по отношению к инициатору (организатору, персоналу).
Возможные группы целей: пиаровские; рекламные; воспитательные (в т.ч. воспитание чувства солидарности у жителей региона, формирование корпоративной культуры персонала и т.д.); фандрайзинговые (привлечение и конвертирование ресурсов); зрелищно–развлекательные и т.д.
3. Тема праздника – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.
4. Аудитория праздника. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников; гостей праздника.
5. Содержание праздничных событий
Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) | Целевые группы | Задачи | Продолжительность |
1 | 2 | 3 | 4 |
Основные события праздника: открытие праздника, представление гостей; основной ритуал, культурная программа, развлекательные мероприятия и т.д. Их задачи многоплановы: события являются «информационным поводом» для СМИ – если они интересны, журналисты с удовольствием о них расскажут; события – это предмет интереса для участников, зрителей и гостей.
6. План участия основных категорий аудитории праздника
Категория участников праздника | Формы участия |
Гости | |
Дети и родители | |
Туристы | |
Молодежь | |
Молодожены | |
Влюбленные и т.д. |
7. Атрибутика праздника. Атрибут – предметный символ акции. Он является: товарным знаком праздника (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить праздник, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство).
– Примерная атрибутика праздника: кукла, игрушка; блины (на масленицу); головной убор; еда или напиток (если им будет дано символическое значение). Например, для «праздника хрусталя» атрибутами могут стать хрустальные украшения для женщин, хрустальные запонки и заколка для галстука – у мужчин, рюмка хрустально–чистой воды или водки. Девиз праздника – «Талант, Чистота и Звонкость». Девиз помогает мотивировать набор атрибутов, обновлять ритуал, сохранять преемственность.
8. Программа маркетингового обеспечения праздника
Аудитория (участники, спонсоры) | Содержание предложения (мероприятия, приносящие прибыль) | Форма и содержание маркетинговой коммуникации |
1. Указать наиболее активные покупательские категории участников праздника и запланировать мероприятия в соответствии с интересами и потребностей (Выгоды для участников должны быть связаны с главными ресурсами праздника, Например: отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежекопченым омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, вечер слушать туристские песни в исполнении бардов, увидеть лучших красавиц города» и т.д.) 2. Определить «внешние» организации и социальные силы, заинтересованные в поддержке праздника и участии в нем. | Это может быть: реклама, организация семинаров (если праздник тематический), аккредитация журналистов, соревнования и др. |
Задание 22.
Предложить проектное обоснование акции (на выбор студента) по предложенной структуре:
1. Форма и название акции.
2. Характеристика проблем и ресурсов инициатора проведения акции (личность, организация и т.д.).
3. Вид, цель и задачи акции.
4. Аудитория (обоснование целевых и контактных групп, а также участников акции).
5. Сценарный план акции:
5.1. Открытие акции (включая представление гостей). В маркетинговых акциях данный ритуал имеет особый смысл и значение. Например, на Играх в Атланте он длился несколько часов при 40 градусной жаре, но никто не был в обиде. Гости хотят, чтобы их красиво представили – за это они платят немалые деньги, они ценят «хозяев», некоторые помнят их имена и демонстрируют уважительное отношение.
5.2. Содержание и последовательность событий.
Содержание события (сюжет, тема, предмет, ресурсы, исполнители) | Целевые группы | Задачи | Результат | Продолжительность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.3. Обоснование основного ритуала.
5.4. Финал. Процедура закрытия оставляет одно из главных впечатлений. Запоминается первая и последняя фраза («эффект края»). В финале можно использовать различные ритуалы: гашения огня, спуск флага и т.д. Во время ритуала закрытия следует назначить дату новой акции.
6. Атрибутика акции.
- звуковые атрибуты (позывные, заставка – музыкальная фраза радиоролика, фраза, используемая как звуковой логотип фирмы (джингл);
- предметная символика акции – ее атрибуты являются рекламным средством, они могут стать коммерческим товаром (если заранее спланировать предпраздничное рыночное производство, то это поможет окупить часть расходов на подготовку и проведение акции).
7. Программа информационного обеспечения акции (реклама, приглашение и т.д.). В маркетинге эффективная коммуникация с потенциальным потребителем иногда важнее, чем сама итоговая акция.
Перечень основных форм опосредованной коммуникации, которые могут быть использованы в процессе информационного обеспечения акции:
• письменное обращение: статья, заметка, рекламный текст, дайджест, листовка, приглашение, открытка, заявка (письменное обращение с целью получения гранта), спонсорское предложение; пресс–релиз;
• специальные формы печатной рекламы: каталог, проспект, буклет, плакат, открытка.
8. Бюджет и источники финансирования акции.
Мотивы финансирования акции представляют сложное переплетение взаимных интересов ее инициаторов и участников. Форма вложения также могут быть самыми различными.
Задание 23.
Разработать Карту лучшей практики по проведению культурно-досуговых мероприятий/акций:
1.Наименование муниципального образования, в котором был применен данный опыт.
2.Отраслевая разбивка лучшей практики.
3.Исходная ситуация, описание проблемы.
4. Поэтапные мероприятия реализации.
5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования опыта.
6. Принятые нормативно-правовые документы.
7. Затраты на внедрение опыта.
8. Проблемы внедрения, что было предпринято для их решения.
9. Полученные результаты.
10. Факторы успешного внедрения, возможности применения в других муниципальных образованиях.
11. Контактная информация.
Задание 24.
Предложить бизнес-план инновационного проекта по следующей структуре:
1.Обоснование проекта (постановка проблемы). Почему возникла необходимость в реализации данного проекта.
2.Идея (сущность) проекта. Что необходимо предпринять для решения имеющейся проблемы.
3.Цель проекта. Что организация хочет получить после выполнения проекта.
4.Задачи проекта (ожидаемые результаты). Сформулированные задачи должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными на действие, реалистичными, ограниченными по времени.
5.Методы (пути решения поставленных задач и достижения желаемых результатов). Перечисляются и описываются конкретные действия, выполняемые в ходе реализации проекта с указанием исполнителей и ответственных лиц.
6.Календарный план (график исполнения намеченных задач). Наиболее удобно оформлять его в виде таблицы. Он помогает равномерно распределить нагрузку, определить последовательность мероприятий и контролировать процесс реализации проекта.
7.Смета проекта (бюджет). Расчет предстоящих расходов и требуемых ресурсов (финансовых, материальных, кадровых и пр.).
8.Источники финансирования. Перечисляются имеющиеся у организации средства для реализации проекта и требуемые (недостающие) средства с указанием источников их получения (подача заявки на участие в конкурсе проектов с целью выигрыша целевого гранта, привлечение денег от спонсоров и др.).
9.Возможные риски. Определяются потенциальные риски, связанные с реализацией проекта, и способы их минимизации.
10.Мониторинг выполнения проекта. Описывается процедура наблюдения и контроля за каждым этапом проекта.
11.Отчетность. Указываются форма, сроки представления и ответственные за составление всей отчетной документации по проекту.
12.Оценка проекта (анализ эффективности). Определяются критерии, механизмы и порядок проведения оценки, а также состав оценочной (экспертной) комиссии
Задание 25.
Предложить вариант Event-проекта юбилейного праздника по структуре:
Инициирование
Концепция праздника
Цель;
Продолжительность;
Место;
Ход мероприятия;
Традиции, привлекательные для публики
Старт
Команда проекта
Предварительные переговоры с участниками.
Подготовка
Планирование event-мероприятия концентрируется на следующих пунктах:
реклама/маркетинг/ пресса
приглашение почетных гостей и дружественных групп
планирование снабжения продовольствием, предварительный заказ товаров;
планирование логистики, составление рабочего плана для членов.
Пуск
обустройство помещения и его декорирование.
Event
Программа.
Последействие
Подведение итогов
Задание 26.
Представить новую форму или метод работы, способствующий оптимизации деятельности учреждения культуры с молодежью, заполнив ниже приведенный шаблон:
1.Название новшества.
2.Характеристика новшества (описать суть идеи).
3.Алгоритм выполнения.
4.Предполагаемая (ожидаемая) выгода.
5.Необходимые ресурсы (что потребуется для внедрения новшества в практику работы).
Задание 27.
Разработать программу маркетинга проекта (по выбору студента).
Охарактеризовать, используя составляющие
структуры программы маркетинга:
Управление продукцией
Ширина продуктового набора.
Глубина продуктового набора.
Качество продукции проекта.
Определение требований к дизайну и упаковке, сопутствующим услугам (таким, как доставка, установка), техническому обслуживанию.
Управление ценой
Включает в себя формирование цены и разработку системы скидок и условий платежа.
Управление продвижением
реклама;
PR (Public relations), или пропаганда;
персональные продажи;
стимулирование сбыта;
управление торговой маркой.
Управление сбытом
Разработка системы сбыта, выбор схемы, по которой будет реализовываться продукция и ее основных характеристик.
Задание 28.
Предложить одну из наиболее распространенных форм подачи информации по проектной деятельности в СМИ по популяризации народного художественного творчества и приоритетных направлений социально-культурной деятельности:
Пресс-справка - информация о текущих мероприятиях.
Пресс-релиз (анонс или новостной) - сообщение, содержащее важную новость, например, о предстоящей презентации, премьере или вернисаже. Пресс-пакет (медиа-кит, пресс-кит) - подборка ряда материалов с приложениями и фотографиями.
Пресс-тур - форма подачи информационно-новостных материалов, когда журналисты приглашаются в гости (на выезд) для знакомства с учреждением культуры.
Бекграундер - информация базового характера, не являющаяся новостью или сенсацией: описание профиля деятельности (миссии), планов, истории учреждения; изложение содержания документов; описание товаров и услуг; статистические данные и др.
Пресс-дайджест содержит сокращенную перепечатку главнейших публикаций из разных газет и журналов за определенный период времени (неделя, месяц).
Заявление - краткий документ, призванный объявить или объяснить позицию учреждения культуры по какому-либо вопросу.
Информационный бюллетень содержит изложение (перечисление) главных событий в деятельности учреждения.
Досье проблемы, как правило, носит тематический характер. В простейшем варианте – это подборка материалов прессы, газетных вырезок по определенному вопросу.
Биография - опорная фактическая информация о конкретном человеке, предназначенная для оперативного использования при возникновении соответствующего повода.
Этап «разбора полетов»
Задание 1.
Составить Паспорт качества проведенного мероприятия по итогам производственной практики.
В паспорт включаются следующие пункты:
- Численность жителей поселения.
- Количество зрителей, посетивших мероприятие.
- Количество мест в зрительном зале.
4. Количество участников художественной самодеятельности, задействованных в мероприятии.
- Источники составления сценария:
а) взяли готовый,
б) скомпоновали из нескольких готовых,
в) разработали сами.
- Наличие самостоятельного анализа мероприятия.
- Наличие сценарного плана мероприятия.
- Наличие фото- и видеосъемки мероприятия.
- Публикация в СМИ (ксерокопия), информация на сайте администрации района.
- Наличие мнений и отзывов зрителей (ксерокопия).
- Наличие и качество рекламы (афиши, буклеты, плакаты и т.д.).
12. Реализация поставленной цели и задач.
13. Оценка сценарного материала методическим отделом.
Задание 2.
Анализ мероприятия (на выбор студента) по теме «Народное художественное творчество в традиционной календарной и семейной обрядности» по следующей структуре:
1.Форма и наименование мероприятия.
2.География проекта.
3. Аудитория.
4. Цель и задачи.
5.Основное содержание (краткий сценарный план мероприятия).
6.Какие жанры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т.д.).
7.Какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т.д.).
Задание 3.
Анализ концертной программы, предложенной преподавателем, по структуре:
Область применения
Методические рекомендации
Цель
Задачи
Вид
Оборудование
Оформление зала
Музыкальное оформление
Костюмы
Ход мероприятия
Задание 4.
Анализ программы дополнительного образования на примере деятельности творческого коллектива по итогам производственной практики.
1. Название программы
2. Педагoг-составитель программы (Ф.И.О.)
3.Общая характеристика программы:
- образовательная область;
-комплекс, объединение (студия, ансамбль и т.д.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа;
-адресат (категория детей, возраст, социальный состав и т.д.);
-срок реализации, на который рассчитана программа;
-степень новизны программного курса в системе дополнительного образования детей;
3.Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ):
-пояснительная записка должна включать цель, задачи, краткие аргументы в пользу актуальности и работы, указания адресата, сроки реализации программы;
-содержательная часть программы должна раскрывать основные темы занятий, их содержание и обоснование;
-методическая часть программы должна содержать характеристики педагогических, психологических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата, раскрывать методическую работу над содержанием учебного материала, систему отслеживания и фиксации результатов, методику оценки знаний и умений учащихся; список литературы должен быть достаточно полным, современным и соответствовать содержанию программы, а так же иметь два варианта: для педагога и детей.
4.Язык и стиль изложения: четкость, ясность, убедительность и логика.
5.В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования, т.е.:
-стимулируют познавательную деятельность ребенка;
-развивают коммуникативные умения;
-создают социокультурную среду общения;
-способствуют развитию творческих способностей;
-стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
-помогают использовать жизненный опыт ребенка;
-способствуют профессиональному самоопределению.
6.Характеристика приложений к программе, их содержания (методических разработок, дидактического материала, схем проведения занятий, формы договоров и др.).
Задание 5.
Анализ конкретного проекта по алгоритму реализации стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК):
- оценка ситуации: определение возможных затруднений и благоприятных возможностей;
- постановка целей: степень воздействия разрабатываемой стратегии на потребителя;
- выбор целевой аудитории: в рамках ИМК целевые аудитории определяются для конкретных коммуникационных действий;
- выбор маркетинговых коммуникаций-микс (комплекс различных видов деятельности, используемых для достижения маркетинговых коммуникационных целей;
- разработка идеи маркетинговых обращений (креативная стратегия). Центральная тема, обеспечивающая согласованность всех действий;
- бюджетное планирование;
- реализация стратегии: координация усилий всех участвующих в ее осуществлении организаций и специалистов;
оценка достигнутых результатов.
Задание 6.
Анализ сценария детской игровой программы по следующей структуре:
1.Дифференциация аудитории.
2.Проблематичность и актуальность.
3.Эстетическая ценность и драматургия сценария (художественные образы, наличие конфликта, драматургического хода, композиции и т.д.).
4.Качество подборки литературного и художественного материала, стоимость и простота игрового реквизита, техническая оснащенность.
5.Оригинальные находки.
6.Средства активизации участников программ и художественно-выразительные средства.
7.Правильность выбора формы, соответствие ее содержанию, доступность.
Задание 7.
Проанализировать конкурсную программу по предложенному алгоритму:
1. Тема конкурсной программы: кому или чему она посвящена?
2. Сюжетная линия, на которую «нанизаны» отдельные конкурсы:
– зарабатывание максимального количества очков, например, условных денег в экономической игре;
– путешествие с приключениями;
– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
– ведение следствия или раскрытие тайны;
– спасение попавших в беду;
– другое.
3. Кто участники вашей игры:
– команды;
– отдельные игроки;
– команды, но на каждом этапе действует не вся команда, а только один-два игрока.
4. Как выявляются победители:
– по количеству заработанных очков;
– по чистому времени (прохождения дистанции, например);
– и по очкам, и по времени;
– победителей не будет: главное – участие.
5. Каков принцип проведения конкурсной программы:
– игра в зале;
– игра с передвижением по «станциям»;
– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
6. Какой принцип набора участников:
– команды формируются заранее;
– команды формируются или участники отбираются непосредственно в процессе игры:
– случайно (например, при входе все получают билетики разного цвета; обладатели билетов одного цвета становятся командой);
– с помощью отборочных конкурсов или контрольных вопросов в начале игры;
– все присутствующие участвуют в многоуровневых конкурсах (каждый конкурс состоит, например, из трех частей: в первой части отбираются до десяти претендентов (например, по внешним признакам), во второй в результате проведенного между ними мини-конкурса остаются трое, в третьей из троих отбирается один, который получает приз или выходит в финал всей конкурсной программы);
– участвуют все поголовно (если игра ролевая)
7. Кто выявляет победителей в конкурсах:
– жюри (в этом случае надо продумать критерии оценки действий участников);
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий (в этом случае нужны технические работники, которые будут следить за временем и считать очки);
– победителя определит случай (лотерея);
– другое.
8. Последовательность конкурсов.
9. Есть ли какое-то домашнее задание.
10. Есть ли правила игры и как знакомятся с ними жюри и участники:
– заранее;
– в начале игры.
11. Есть ли сюжетная линия в соответствии с темой. Сценарий или сценарный план. Учитываются ли законы композиции.
12. Есть ли список необходимого реквизита.
13. Кто и как ведет игру.
14. Как и чем поощряются победители игры.
15. Есть ли приемы активизации.
16. Используются ли в игре передышки, например, «музыкальные паузы».
17. Зрелищность мероприятия, использование выразительных средств.
Задание 8.
Анализ телеакции «Российская благотворительность»
Основные события телеакции (и их последовательность):
1. Документальные сюжеты с показом благотворительных акций, которые финансировались бизнесменами (с включением сцен признания и благодарности в адрес спонсорам со стороны зрителей и аудитории).
2. Цикл исторических передач о традициях российской благотворительности.
3. Информация об учреждении городского праздника «День мецената» и дате его проведения.
4. Показ по ТВ праздника «День мецената» (на котором центральным ритуалом было чествование и награждение бизнесменов, принявших участие в финансировании социально–культурных программ).
5. Показ документальных сюжетов о фактах реального участия субъектов бизнеса в благотворительных акциях.
Вопросы для анализа:
1. Определить (в группах) инициатора проведения акции (его проблемы и ресурсы).
2. Охарактеризовать аудиторию акции (определить целевые группы по различным основаниям, проанализировать их проблемы, потребности и интересы).
3. Определить вид акции (по соотношению ее целей).
4. Выявить предмет маркетинговой коммуникации.
5. Определить цели и задачи акции.
Задание 9.
В журнале «Чем развлечь гостей» выбрать корпоративное мероприятие и проанализировать его, используя следующие вопросы:
1. Форма и наименование мероприятия.
2.Цель и задачи мероприятия.
3. Определение круга участников, их роли.
4. Анализ программы мероприятия:
- Разработка оригинальной концепции, сценария и текстов, учитывающих
специфику фирмы и бизнеса;
- Постановка корпоративного праздника силами сотрудников;
- Конкурс номинаций;
- Презентация отделов и подразделений;
- Правильный подбор места проведения мероприятия;
- Разработанная с учетом особенностей организации концепция призов и
подарков;
- Правильный подбор артистов, исполнителей, музыкальных групп;
- Организация банкета или фуршета;
- Организация фейерверка любого уровня сложности;
- Украшение зала и сцены;
- Звуковое и световое обеспечение;
- Мультимедийная презентация и поддержка концерта;
- Конкурсы и игры;
- «Телемосты»;
- Корпоративные фильмы и др.
Задание 10.
Проанализировать интерактивный телевизионный эстрадный конкурс, ориентируясь на пункты:
- создание системы механизмов международных связей с целью привлечения молодых исполнителей из разных стран и сотрудничества при планировании и проведении конкурсов;
- привлечение дополнительных средств посредством спонсорской помощи для организации и проведения конкурсов;
- создание и поддержка имиджа конкурсов посредством рекламной деятельности, как части необходимого информационного процесса;
- повышение престижа конкурсов путем организации и проведения мастер-классов с участием ведущих специалистов эстрады и шоу-бизнеса;
- введение новых технологий в художественно-постановочном процессе с целью создания современных зрелищных конкурсных программ;
- выявление оценочных критериев зрительской аудитории посредством голосования;
- промоушн-кампания начинающих исполнителей;
- пропаганда современного эстрадного искусства.
Задание 11.
Оценить предложенные преподавателем идеи проектов с помощью матрицы качественных оценок
Области сравнения | Уровни качественных оценок | |||||
Проектная идея 1 | Проектная идея 2 | |||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Содержание (качество) | ||||||
Стоимость | ||||||
Сроки | ||||||
Риски |
Задание 12.
Определить с помощью матрицы компромиссов, какое из трех ограничений в разработке предложенного преподавателем проекта необходимо зафиксировать, какое нужно оптимизировать, а какое – пересчитать и принять.
Зафиксировать | Оптимизировать | Пересчитать и принять | |
Сроки | |||
Стоимость | |||
Содержание |
Задание 13.
Оценить цели предложенного преподавателем проекта с использованием специального SMART-теста.
S (specific) Конкретные Основной вопрос: Что именно? | Достаточно ли чётко сформулированы цели, задачи, механизм реализации социального проекта? Понятен ли текст и его логическая структура? |
М (measurable) Измеримые Основной вопрос: Сколько? | В каких единицах измерения будет происходить аудит социального проекта? Каким образом будет происходить процедура (измеримость) оценки социального проекта? Кто будет заниматься оценкой социального проекта (сами организаторы), внешние аудиторы? |
А (аchievable) Достижимые Основной вопрос: Как? | Соответствуют ли поставленные цели возможностям организации? Приемлемы ли выдвинутые условия реализации социального проекта возможностям вашего инвестора/грантодателя? |
R (relevant) Значимые Адекватные Сопоставимые Основной вопрос: Зачем? | В чём заключается выгода целевой аудитории? Что бы было, если ваш проект не был реализован? В чём заключается выгода инвесторов/грантодателей? Ваша личная мотивация? |
Т (timebound) Определены во времени Основной вопрос: Когда? | Достаточны ли временные рамки для реализации проекта? Имеется ли в наличии «запас времени» в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств? Не получился ли проект «растянутым» во временных рамках? Кто будет заниматься контролем за соблюдением и корректировкой плана-графика проекта? |
Задание 14.
Дать оценку презентации социального проекта, изложенного ниже.
Тексты для анализа взяты из оригинально оформленного буклета, отпечатанного 5-тысячным тиражом и направленного в органы государственной власти, ряду общественных объединений и т. д. Проект получил поддержку и осуществляется с 1999 г. В то же время форма его представления дала повод для критики в некоторых средствах массовой информации. Чтобы не предопределять Вашего отношения к проекту, за которым стоят энтузиасты, многое делающие для развития социальной сферы, культурного процесса, воспитания детей, мы изменили его атрибуты, но сохранили формулировки, представленные в буклете.
Итак, проект «Снегурочка».
Основные цели проекта. Создание новой традиции празднования масленицы. Формирование новых представлений о неотъемлемой героине масленицы – Снегурочке. Укрепление нравственных основ семьи и общества.
Содержание проекта. Основное содержание проекта направлено на развитие эмоциональных переживаний взрослых и детей, связанных с подготовкой к встрече, гостеванию и проводам Снегурочки. Содержание направлено на создание и укрепление семейных традиций. А по большому счету – на украшение жизни человека на Земле.
Участники проекта. Дети и взрослые. Здоровые и больные. Сказочные персонажи и реальные люди. Проживающие в селе и в городе, в поселке и на острове.
Исполнители проекта. Специалисты самых разных профессий. Психологи и педагоги. Социологи и историки. Художники и операторы. Сценаристы и режиссеры. Архитекторы и бизнесмены. Столяры и плотники. Слесари и электрики. Инженеры и менеджеры. Журналисты и писатели. Мамы и папы. Дедушки и бабушки. Мальчики и девочки.
Источники финансирования. Их поиск постоянно ведут руководители проекта в [названы города] и во всех городах и весях, которые хотят и могут помочь осуществиться столь дерзкой мечте.
Этапы осуществления проекта. В широком смысле проект вечен и не имеет временных рамок. Как не имеет временных рамок жизнь человека на Земле. В узком – с 1 по 7 марта каждого года.
Ожидаемые результаты. Изменение представлений о Снегурочке и отношения к ней в государстве, обществе, семье.
Что привлекает в проекте, а что создает неясности? Оцените проект по его описанию с позиций специалиста организатора досуга, бизнесмена –потенциального спонсора, главы органа местного самоуправления, с других ролевых позиций, которые сами и определите.
Задание 15.
Определить факторы успеха конкретного реализованного проекта
1.Определение проекта
Действия: определить цели, задачи, объем, результаты и ограничения проекта; идентифицировать участников проекта, их вклад и требования; ввести в действие основные средства управления проектом.
Выход: проектное задание; краткая спецификация проекта; матрица ответственности; план делового общения.
2.Планирование проекта
Действия: оценить потребности в ресурсах, составить детальный календарный график; построить профили рисков; разработать процедуры управления рисками и изменениями; сформировать проектную группу.
Выход: перечень задач; сетевая диаграмма, календарный график; бюджет; план потребления ресурсов; профили рисков, журнал регистрации рисков, план управления рисками; форма запроса на изменение; план управления изменениями; рабочая таблица оценки затрат.
3.Контроль реализации проекта
Действия: руководить проектной группой; оценивать продвижение проекта; отслеживать появление новых рисков; предпринимать корректирующие действия; информировать сотрудников о ходе проекта; завершить проект
Выход: отчеты о состоянии проекта для разных категорий пользователей; инструкции по учету затрат; схемы отслеживания затрат и выполнения календарного графика; журнал регистрации операций; журнал регистрации проблем; журнал регистрации запросов на изменения, изменения объема проекта, конечных результатов, распределения обязанностей участников проекта, плана делового общения; конечные результаты; заключительный отчет с оценкой проекта.
Задание 16.
Провести экспертизу реализованного проекта. Выявить его наиболее существенные достоинства и недостатки, опираясь на вопросы:
1.Обоснованность необходимости данного проекта, его цели, задач, планируемых результатов
Обоснование актуальности проекта:
- в проекте представлена характеристика нормативно-правовых материалов, в которых приняты решения, подтверждающие важность темы и выражающие потребности, сформулированные на уровне государства и органов власти в сфере культуры;
- представлены результаты исследования затруднений, ограничений и проблем в деятельности учреждения культуры, системы социокультурных институтов района, города, региона;
- предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы;
- проект базируется на результатах анализа реальных потребностей учреждения культуры.
Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен проект:
- показано, какие результаты требуются, но не достигаются в реальности, какие противоречия разрешит реализация данного проекта;
- определена цель проекта;
- выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
2.Обоснование содержания проекта
Общекультурное, философско-методологическое обоснование:
- проект отличает содержательная полнота, теоретическая (научная) обоснованность;
- в проекте отражены цели, проблемы и потребности современной социокультурной деятельности;
- в проекте отражены приоритеты регионального развития отрасли «культура»;
- проект опирается на систему современных психолого-педагогических знаний.
Нормативно-правовое обоснование:
- в проекте отражены нормативно-правовые основания или нормативно-правовые условия, которые обеспечивает данный проект;
- в проекте отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов культуры.
Социально-экономическая эффективность проекта:
- проект соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы отрасли «культура» конкретного учреждения культуры (района, города, региона).
Психолого-педагогические основания:
- благодаря реализации проекта обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) личности, ее
- межличностных отношений и общения в социуме;
- проект опирается на систему современных психолого-педагогических знаний;
- в проекте учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
- в проекте выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы, возникшие в ходе его реализации.
3.Обоснование этапов и способов реализации проекта:
- в проекте представлены разработка и описание каждого этапа его реализации:
- сроки проведения этапа;
- основная задача каждого этапа;
- перечень основных действий по реализации проекта;
- общая характеристика сложности каждого этапа и его места в проекте;
- связь с последующим этапом.
- обоснован выбор технологий (управленческих, информационных), методов, способов, приемов реализации проекта;
- обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы реализации проекта;
- система управления реализацией проекта носит целенаправленный характер, система контроля дает объективные данные о качестве результата реализации проекта;
- план реализации проекта базируется на результатах анализа реальных потребностей учреждения культуры.
4.Обоснование системы партнерских взаимодействий
- выявлены субъекты местного сообщества, взаимодействие с которыми обеспечит реализацию проекта;
- раскрыты координационные и тактические аспекты этого взаимодействия.
5.Анализ и оценка результатов
- показано, насколько достигнутые результаты соответствуют планируемым, в опоре на данные объективных исследований;
- представленный анализ результатов реализации проекта отличается глубиной, системностью, объективностью, в нем отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
- результаты реализации проекта соотносимы с целями и задачами;
- разработана система диагностики, направленная на контроль качества, динамику развития всех субъектов СКД, их социальной адаптации;
- представлен прогноз дальнейшего развития данного проекта или обоснована необходимость работы над новым проектом.
6.Информационная культура представления результатов
- структура проекта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
- оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста, список литературы составлен в соответствии с библиографическими нормами и др.);
- сопровождающие материалы, выполненные в виде таблиц, презентаций, публикаций, обеспечат дополнительные условия адекватной оценки проекта.
7.Перспективы развития и применения проекта в социокультурной практике
- Показаны возможности использования данного проекта другими учреждениями социально-культурной сферы.
Задание 17.
Провести экспертизу проекта, разработанного сокурсниками. Выявить его наиболее существенные достоинства и недостатки, опираясь на экспертный лист:
Экспертный лист
оценки социально-культурного и реализационного потенциала проекта
Здесь оцениваем оригинальность и реалистичность идеи, эффективность решения поставленной в проекте проблемы, а также грамотное соединение собственных ресурсов с возможностями своих партнеров.
Чем выше эффект такого партнерства для региона, города и местного сообщества, тем предпочтительнее выглядят шансы участника.
Оцени проект на основе двух групп критериев:
1.Общие критерии конкурса.
2.Специфические критерии номинации.
Критерии:
1.Общие
Инновационность идеи
Реалистичность идеи
Влияние проекта на качество культурной среды и его привлекательность для потенциальных партнеров
Использование технологии фандрайзинга
Реалистичность бюджета, обоснованность запрашиваемых средств
Репутация организации, профессионализм проектной команды
2.По номинациям
Яркость образа-идеи, убеждающей и увлекающей всех партнеров
Технологичность коммуникации, положенной в основу управления проектом
Наличие перспективы развития партнерства, наращивание партнерской сети
Соответствие проекта каждому из критериев оценивания по пятибальной шкале
1 балл – неудовлетворительно
2 балла – удовлетворительно
3 балла – хорошо
4 балла – очень хорошо
5 баллов – отлично
Результаты оценки заносятся в таблицу. Итоговая оценка складывается из суммы баллов. Комментарии выносятся по самым ярким проектам номинации и представляются в общем по проекту, а не по каждому критерию.
№ п/п | Название проекта Населенный пункт | Общие критерии | Критерии по номинациям | Сумма баллов | Комментарий | |||||||
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 2.1. | 2.2. | 2.3. | ||||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. |
Список литературы
- Буданов, А.В. Риск-менеджмент: Методика коллективной экспертной оценки рисков социокультурного проектирования [Текст] / А.В. Буданов //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 3. – С. 70 – 77.
- Бэгьюли, Ф. Управление проектом [Текст] / Ф. Бэгьюли. – Пер. с англ. В.Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
- Витевская, Т.С. Проекты в практике менеджмента в сфере культуры [Текст] /Т.С. Витевская //Культура: управление, экономика, право. – 2004. – № 1. – С.29 – 32.
- Гарайс, Р. Восприятие проектов и его влияние на управление проектами [Текст] /Р. Гарайс //Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 106 – 117.
- Головко, С.И. Библитечная деятельность: приципы обновления [Текст]: научно-методическое пособие /С.И. Головко. – М. Либерея-Бибинформ, 2008. – 128 с.
- Гынгазов, Р.П. Социальный всеобуч [Текст]: учебно-методическое пособие /Р.П. Гынгазов, А.В. Ковалев. – Томск, 2010. – 69 с.
- Добкинс, Д. Менеджеры комплексных проектов [Текст] /Д. Добкинс //Управление проектами и программами. – 2008. – № 1. – С. 28 – 45.
- Ловкова, Т.Б. Библиотека как центр досуга [Текст]: учебно-методическое пособие /Т.Б. Ловкова. – М. Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.
- Мазур, И.И. Управление проектами [Текст]: учеб. пособие /И.И.Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г.Ольдерогге. – М.: Омега-Л, 2006. – 664 с.
- Марков, А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность [Текст] / А.П. Марков. – СПб.: СПбГУП, 2005. – 400 с.
- Попов, Ю.И. Управление проектами [Текст]: Учеб. Пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 208 с.
- Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] /Л.М. Рязанцева //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 3. – С. 36 – 48.
- Рязанцева, Л.М. Секреты успеха проектной деятельности [Текст] /Л.М. Рязанцева //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009. – № 4. – С. 46 – 59.
- Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие [Текст] /Под ред. Е.И. Григорьевой // Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1635600/page:17/
- Стенина, Т. Л. Социокультурное проектирование: методические указания / Т. Л. Стенина. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 24 с.
- Товб, А. Управление проектами [Электронный ресурс] / А. Товб, Г. Ципес //www.proxima.com.ua/up1.php
- Управление проектами: Практическое руководство [Текст]. – М.: ЮРКНИГА, 2003. – 288 с.
- Фангель, М. Планируйте и оценивайте свои усилия по управлению проектом [Текст] /М. Фангель, Х. Харилд //Управление проектами и программами. – 2008. – № 2. – С. 140 – 144.
- Якушина, Е.В. Как разработать проект для ДК? Готовим материалы вместе [Текст] /Е.В. Якушина //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2015. – № 4. – С. 39 – 45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В данной работе раскрываются педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям обучающего....
Развитие проектных умений
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...
Тема: Создание условий для активизации познавательной деятельности через формирование исследовательских умений обучающихся, развитие творческой личности на уроках музыки.
Пути развития познавательной деятельности на уроках музыки у учащихсяс ограниченными возможностями здоровья. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциона...
Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана инфо...
Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья» Интеллект в широком смысле - это совокупность всех позна...
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...
Формирование коммуникативных умений у обучающихся в образовательном процессе
Аннотация: в предлагаемой статье рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека и анализируется принцип и у...