Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация

Антонова Евгения Вячеславовна

Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья» Интеллект в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Наше образовательное учреждение призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителем - дефектологом проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого обучающегося и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы. Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителя - дефектолога и специалистов класса. Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у обучающихся с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления учеников с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании. По итогам проведённой диагностики, у наших воспитанников отмечается следующее: они не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания. Умственное воспитание младшего школьника с ЗПРР осуществляется в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у младших школьников имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания младшего школьника с ОВЗ является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Для формирования интеллектуальных умений обучающегося с ЗПРР важно, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы: 1) содержание знаний и умений, которые обучающиеся должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх. 2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях. Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания младшего школьника с ЗПРР путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. При развитии самостоятельного мышления младшего школьника с ЗПРР ставим перед ним различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения. В настоящее время многими выдающимися отечественными специалистами в области дефектологии доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития обучающихся с ОВЗ можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ученик в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов. Важное значение, в работе с обучающимися с ОВЗ, имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Ещё перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.» Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве. Проанализировав, специальную литературу я пришла к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения обучающимися тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими. Основной источник развития - обучение. Важной задачей обучения считаю не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ученика, формирование его интеллектуальных умений. Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления, в котором выделяют две основные стадии: – конкретно-понятийную; – абстрактно-понятийную. На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. Важное значение для развития логического мышления имеют специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у обучающихся понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям. В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности мы учим обучающихся загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки. Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания. Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях психического развития. Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ

«Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Интеллект в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Наше образовательное учреждение  призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителем - дефектологом проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого обучающегося и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы.

Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителя - дефектолога и специалистов класса.

Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у обучающихся с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления учеников  с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании.

 По итогам проведённой диагностики, у наших воспитанников отмечается следующее: они не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

Умственное воспитание младшего  школьника с ЗПРР осуществляется  в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у младших школьников  имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания  младшего школьника  с ОВЗ является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Для формирования интеллектуальных умений обучающегося с ЗПРР важно, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:

1) содержание знаний и умений, которые обучающиеся  должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.

Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания младшего школьника с ЗПРР путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности.

При развитии самостоятельного  мышления младшего школьника с ЗПРР ставим перед  ним различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.

В настоящее время многими выдающимися отечественными специалистами в области дефектологии доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития  обучающихся с ОВЗ можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ученик в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов.

Важное значение, в работе с обучающимися с ОВЗ,  имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Ещё перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.»

Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.

Проанализировав, специальную литературу я пришла к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения обучающимися тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.

Основной источник развития - обучение. Важной задачей обучения считаю не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ученика, формирование его интеллектуальных умений.

Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления, в  котором  выделяют две основные стадии:

– конкретно-понятийную;

– абстрактно-понятийную.

На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. Важное значение для развития логического мышления имеют  специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у обучающихся понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.

В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности  мы учим  обучающихся загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок  задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки.

Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.

Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях психического развития.  Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения учеников с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону

           Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...