Методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему "Семейная педагогика Царской семьи"
классный час на тему
19 июля день памяти Святых Мучеников Царя НиколаяII, царицы Александры, великих княгинь: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея.
Десница Божия посылает народом царей и управляет царством человеческим.
Царь в глазах православного народа – воплощение всего лучшего, образец смиренного служения Богу и людям. Из рода Романовых семья государя, Николая II выделялась так, как сияет яркая звезда на тёмном небе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_pedagogika_tsarskoy_semi.docx | 576.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Методическая разработка воспитательного часа.
«Семейная педагогика Царской Семьи».
Авторская разработка:
Салмина В.В., преподаватель.
2013 ГОД
Методическая разработка воспитательного часа.
« Семейная педагогика Царской Семьи ».
Цель проведения:
- Знакомство с укладом жизни, воспитания, и семейных ценностей святых Царственных мучеников.
- Воспитание духовно – нравственных ценностей в семье.
- Привитие любви и интереса к истории Отечества.
Место проведения: актовый зал колледжа
Продолжительность: 45минут
Оснащение:
Оформление сцены:
- Икона Святых Царственных Мучеников
- Цветы
- Плакат с эпиграфом мероприятия: Укрепляй семью, потому что она основа
всякого государства.
Император Александр III- сыну Николаю.
Оборудование:
- Проектор;
- Ноутбук;
- Экран.
Список используемой литературы:
1.Александра Феодоровна Романова, Государыня Императрица. « Дарите любовь».
ООО «Издательский домъ», город Москва, 2010
2.Марина Кравцова «Воспитание детей на примере святых мучеников». Благо. Москва ,2003
«Царственные мученики – в воспоминании верноподанных» Стретенский монастырь, город Москва, 1999год.
3.Интернет- ресурсы: Сайт-pravoslavie. ru
Ход мероприятия.
Вступительное слово преподавателя ( слайд 1):
19 июля день памяти Святых Мучеников Царя НиколаяII, царицы Александры, великих княгинь: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея.
Десница Божия посылает народом царей и управляет царством человеческим.
Царь в глазах православного народа – воплощение всего лучшего, образец смиренного служения Богу и людям. Из рода Романовых семья государя, Николая II выделялась так, как сияет яркая звезда на тёмном небе.
Звучит песня «Царица Александра» в исполнении Алексея Мысловского.( слайд 2)
1 ведущий. ( 3 слайд) – Когда люди говорят про святого царя Николая, что он якобы не был хорошим правителем, будучи лишь семьянином, им почему-то не приходит в голову, что настоящий христианин, будучи замечательным семьянином, не может, если ли на то поставлен, быть плохим правителем. Если человек не может навести порядок в семье, как наведёт он порядок в государстве?
2ведущий. – «Какой пример, если бы только о нём знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности! Правда, что эта семья была слишком равнодушна к общественному мнению и укрывалась от посторонних взоров».
3ведущий. Алексей Волков, камердинер императрицы: «Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: эта была самая святая и чистая семья».
1ведущий. ( слайд 4)– Семья была для императрицы самым важным. Она, конечно, не предполагала, что наступит время, когда люди будут разводиться едва ли не после месяца совместной жизни из-за любого пустяка.
«По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности её краха. Только правильная и мудрая жизнь в браке поможет достичь идеальных супружеских отношений.
2 ведущий. ( слайд 5) Первый урок, который нужно выучить и исполнить, - это терпение.
3ведущий. – «Ещё один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу».
1ведущий. Ещё один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов.
2ведущий. Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения.
3ведущий. Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувства гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости.
1ведущий. После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги начинаешь понимать, что слов: «Я тебя люблю»- ещё недостаточно для семейного счастья – нужна постоянная работа над собой, основанная, прежде всего на христианском мировоззрении.
2ведущий.(слайд 6) Дети росли, наблюдая не только безграничную родительскую любовь друг к другу, но и правильные, евангельские взаимоотношения между мужем и женой.
3ведущий. «Какой бы монотонной ни казалась жизнь императора и его семьи, она была полна безоблачного счастья. Никогда за все двенадцать лет моего общения с ними между императором и императрицей не приходилось слышать ни одного сказанного с раздражением слова, видеть ни одного сердитого взгляда. Для него она всегда была «солнышко» или «родная», и он входил в её комнату, задрапированную розовато-лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы, императрица же держала свои тревоги при себе. Она никогда не поддавалась искушению поделиться с ним своими треволнениями, рассказать о глупых и злобных интригах своих фрейлин или даже о более мелких заботах, касающихся образования и воспитания детей. «Ему надо думать обо всём народе», - часто говорила мне она».
1ведущий. ( слайд 7) Муж- глава, в данном случае глава целого государства, с мужской выдержкой и внутренней силой несущий на себе колоссальные заботы. Его дом – семейный очаг, приют покоя и отдохновения. Жена – любимое «солнышко», согревающее его своими лучами, все усилия прилагающая к тому, чтобы обеспечить настоящий покой и отдых уставшему супругу.
Такие отношения любви-дружбы супругов, их взаимной поддержки при бесспорном авторитете отца были созвучны религиозным убеждениям императрицы и прививались ею детям.
2ведущий. … Когда кто - нибудь из детей обращался к матери по вопросам, касавшимся воспитания, образования или отношений внешнего свойства, она всегда отвечала: «Я поговорю с отцом». Когда к отцу обращались с вопросом того или другого внутреннего или хозяйственного распорядка или с вопросом, касавшимся всей семьи, он неизменно отвечал: «Как жена. Я поговорю с ней». Оба поддерживали авторитет друг друга, и оба по вере сознательно проводили идею «единой плоти и единого духа».
3ведущий. Следовательно, в души детей уже были заронены семена для благодатного прорастания на ниве добрых семейных отношений, хотя по Божьему Промыслу этому и не удалось осуществиться.
1 ведущий. ( слайд 8 )Что, по-нашему, сильнее всего кладёт отпечаток на детскую личность, являясь главным фактором воспитания? Многие, наверное, ответят: авторитет и пример отца и матери, и поспорить с этим будет трудно. Отношение родителей к жизни, друг к другу, к окружающим людям, из мировоззрение, проявляющееся в конкретных делах, поступках и словах, формируют в сознании ребёнка определённые образы отца и матери, оказывающие непосредственное влияние на развитие его характера, мироощущения, религиозных и нравственных чувств.
2ведущий.Жильяру вторит Анна Танеева: «Одно из самых светлых воспоминаний – это уютные вечера, когда государь бывал менее занят и приходил читать вслух Толстого, Тургенева, Чехова и так далее. Любимым его автором был Гоголь. Государь читал необычайно хорошо, внятно, не торопясь, и это очень любил.
Об этом же рассказывает и Татьяна Мельник-Боткина: «По вечерам его величество читал вслух великим княжнам, которые, выздоравливая, переехали в одну комнату…Его величество приходил к ним, когда они лежали в постелях. Великие княжны приготовляли для него кресло и маленький столик с лампой и книгой посреди комнаты, чтобы им всем было хорошо слышно, и трогательно было видеть, как дочери и отец искали утешения и развлечения в обществе друг друга».
3 ведущий. Трудолюбие и ответственность - эти качества четыре царевны и царевич переняли от отца в полной мере. Ещё одна из ярких отличительных черт всех детей Николая II – милосердие, желание благотворить, идущее от души, чуждое всякого фарисейства. Отец всегда подавал в этом отношении дочерям и сыну достойный пример.
«Он был щедр и много помогал, жертвовал на пенсии из своих личных доходов. У государя не было никогда денег с собой. Однажды, когда он был в провинциальной церкви на обедне, староста подошёл с тарелкой. Я увидела большое смущение среди членов императорской семьи, сзади которой я стояла. Великая княжна Татьяна Николаевна наклонилась ко мне: «Не могли ли бы вы одолжить отцу десять рублей золотых?»- спросила она шёпотом.
1ведущий. Я вынула монету и сунула ей в руку. А на другой день я получила посылку с личной печатью государя. В ней была маленькая, из чудной голубой эмали коробочка, в которой лежала золотая десятирублёвка, на небольшой бумажке государь написал: «От благодарного должника щедрой заимодавице» (Из воспоминаний баронессы С.К. Бухсгевден).
2ведущий. Выдержанным и волевым был Николай Александрович и в отношениях с семьёй. Вспомним, как восхищалась подруга императрицы Анна Танеева тем, что царь не позволял себе ни одного раздражительного слова, ни единого угрюмого или сердитого взгляда. Они боялись отца самым лучшим и воистину святым видом страха – страхом любви.
3ведущий. Внутренняя сила, присущая императору, его право на власть сочетались в его натуре с редкой скромностью, добротой и отзывчивостью.
1ведущий. Горько читать эти строки, зная к тому же, что государь был не так-то наивен, и знаменитые его воистину страшные слова: «Кругом измена, и трусость, и обман» -доказывают, что император Николай вполне сознавал, как «мало было благородных людей». Тем большую ценность представлял для него маленький уютный мирок, полный любви и света, - его счастливая семья.
2ведущий.( слайд 9 )Чудесную картину рисует в воспоминаниях С.Я. Офросимова: «По дорожке царскосельского парка идёт государь с великими княжнами.
Великая княжна Ольга Николаевна идёт с ним под руку и с любовью смотрит ему в лицо. Она что-то слушает и смеётся. Великая княжна Татьяна Николаевна идёт под руку с другой стороны и тоже крепко сжимает руку отца и что-то быстро-быстро говорит. Младшие княжны то забегают вперёд, то идут позади. Их глаза лукаво говорят, а самая младшая придумывает новую шалость, забивая снег за отвороты своей бархатной шубки. Государь радостно смотрит на них. Он словно гордится ими перед встречными, он рад, что ими любуются. Его синие добрые глаза словно горят всем: «Посмотрите, какие у меня славные дочери. Они не только, но и ваши; они русские».
3 ведущий. «Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своём собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьёзна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живёт, придаёт дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через её любовь. Как говорят, «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей» - прекрасная мысль! Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребёнка нежностью», - говорила государыня Александра Феодоровна.
Сама государыня-мученица Александра Феодоровна утверждала, что «родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей примером своей жизни». Святой чете это удалось - они вырастили пятерых детей-мучеников, и заслуга в этом матери, на которой держались все семейные дела, воистину огромна и неоценима.
1ведущий. «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей, - писала императрица. – Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны». Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как иногда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны.
2ведущий. «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети, - растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что сделают их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей…
3ведущий. Дом – это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью… В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым…
1ведущий. За искренне христианское отношение к семье государыня была вознаграждена горячей любовью, преданностью и предупредительностью детей. Нельзя сказать, что она не приложила к этому никаких усилий, хотя Александра Феодоровна не требовала от детей любви как непременной дани.
2ведущий. Как в любой многодетной семье, старшие дети брали на себя часть родительской функции. Царь и царица смотрели на старших княжон как на помощниц в воспитании младших. Об этом свидетельствуют, например, выдержки из писем государыни Александры к дочери Ольге: «Прежде всего помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младших… Они маленькие, не так хорошо все понимают и всегда будут подражать большим. Поэтому ты должна обдумывать всё, что говоришь и делаешь», «Будь хорошей девочкой, моя Ольга, и помогай четырём младшим быть тоже хорошими».
3ведущий. Брат должен защищать свою сестру от любого зла и нежелательного влияния. Он должен ради неё вести себя безупречно, быть великодушным, правдивым, бескорыстным, любить Бога. Каждый, у кого есть сестра, должен её лелеять и любить. Власть, которой она обладает, это власть истинной женственности, которая покоряет чистотой своей души, и сила её – в мягкости.
1ведущий. ( слайд 10 )«Религиозное воспитание самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребёнку; наследство никогда не заменит это никаким богатством»- так определяла значение воспитания детей в вере императрица Александра Феодоровна.
Сегодня религиозное воспитание кажется архаичным пережитком не только в нашей стране, претерпевшей наступление воинствующего безбожия, но и во всём мире. Меж тем нельзя найти пример, когда бы оно принесло какой-либо вред или сделало человека ущербным (если, конечно, не рассматривать примеры откровенного фанатизма и проявлений сектанского сознания).
2ведущий. Любовь к Церкви, к её таинствам и обрядам, благочестие и молитвенность были характерны для государей рода Романовых. Но особенно любила церковные богослужения семья последнего императора, черпавшая в них великие духовные силы.
3ведущий. Как истинные носители религиозного света, они были носителями не показными, а тихими, скромными, почти незаметными для большинства.
Помню один день в Могилеве во время последнего приезда туда царской семьи, когда одна из великих княжон мне сказала: «Мама хочет быть у всенощной не в штабной церкви, а в городском монастыре и просит вас сопровождать нас. Только, пожалуйста, не предупреждайте никого и не говорите полиции. Мы хотим помолиться совсем незаметно для других».
1ведущий. «В некоторых домах всегда какая-то мрачная атмосфера. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная» - так считала государыня Александра Феодоровна.
2ведущий. Татьяна Мельник вспоминала, что никогда никто из окружающих не слышал от их величеств или от их высочеств слова «приказываю». Такое отношение к людям было определено, конечно, отцом и матерью семейства. Вот что писала императрица Александра Феодоровна великой княжне Ольге: «Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней.
… А сейчас постарайся быть как можно лучше, и я буду счастлива.
3ведущий. (слайд 11) С.Я. Офросимова вспоминает: «Однажды государь приехал в лазарет, в котором работали великие княжны. Сев у постели одного из солдат, он заботливо начал расспрашивать его, всем ли он доволен и хорошо ли за ним ухаживают.
- Так точно, ваше величество, всем доволен; прямо хоть и не поправляйся, - ответил раненый. Но потом, что-то вспомнив, добавил: - Вот только, ваше величество, сестры малость забывчивы…вот что там стоит, весёленькая такая… курносенькая… дал я ей десять копеек на папиросы, а она ни папирос, ни денег не несёт…
- Ольга, - позвал сестру государь – что же ты поручения не исполняешь? Папиросы обещала принести и забыла.
Великая княжна поступилась.
-За это вели купить ему на рубль.
Бедный солдат после этого целый день все охал:
-На кого пожаловаться-то?...На царскую дочку…Господи, грех-то какой!...»
Подумайте, дорогие родители, а не упускаем ли мы наших детей именно в таких незначительных на первый взгляд мелочах, не позволяем ли благодаря «пустякам» развиться в неокрепшей детской душе эгоизму и невниманию к другим людям?
1ведущий. ( слайд 12) Царская чета бережно оберегала детей от всего непотребного. Да, царевич и царевны видели не только красоту, но и горесть жизни. Но они не знали мерзостей порока. Старшие царевны видели гнойные раны солдат, ампутированные руки и ноги. Смрад ран они могли ощутить – смрада человеческих пороков не ощущали даже в заключении, когда похабники- караульные всячески пытались оскорбить чистоту юных девушек.
2ведущий. (слайд 13) Запреты должны быть разумными, немногочисленными, но четкими: раз нельзя – так нельзя. Однако почему в письме Александры Феодоровны не ощущается духа приказа? Только материнские любовь и теплота. Потому что любовь определяла в жизни императрицы все, а менторство вообще было ей чуждо, как христианке. И потому-то ей, своей «дорогой, милой Мама», дочери изливала сердечные тайны, будучи уверенными, что их не только выслушают, но и помогут добрым советом.
3ведущий. Праздность была абсолютно чужда семье последнего императора. Даже после ареста, совершившего в Царском Селе, Николай Александрович с семейством всегда были при деле. По словам М.К. Дитерихса, «вставали в 8 часов утра; молитва, утренний час всех вместе… Гулять разрешалось два раза в день: от 11 до 12 часов утра и от 2 с половиной до 5 часов дня. В свободное от занятий время государыня и дочери шили что-нибудь, вышивали и вязали, но никогда не оставались без какого-либо дела. Государь в это время читал у себя в кабинете и приводил в порядок свои бумаги. Вечером, после чая, отец приходил в комнату дочерей, слушая, рукодельничали или рисовали. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал своих детей. Во времядневных прогулок все члены семьи, за исключением императрицы. Занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, или кололи лед для погреба, или обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занялась устройством обширного огорода, и в этой работе с ней вместе принимали участие некоторые офицеры и солдаты охраны, уже привыкшие к царской семье и стремившиеся выказывать ей свое внимание и доброжелательство».
1ведущий. Я видела русскую императрицу в операционной госпиталя, державшей склянки с эфиром, подающей простерилизованные инструменты , помогающей при самых трудных операциях, принимающей от хирургов ампутированные конечности, убирающей пропитанные кровью и даже кишащие паразитами бинты, выносящей все запахи, зрелище и агонию в самом ужасном на земле месте – в военном госпитале во время войны. Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Татьяна была почти такой же верной, как и ее мать, и жаловалась только, что из-за молодости ее освобождают от самой трудной работы. Императрицу ни от чего не освобождали, и она сама этого не желала».
2ведущий. Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на каком-нибудь роскошном платье, шел на благотворительность. Может быть, Александра Феодоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась Первая мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду. Получилось точь-в-точь по апостолу Павлу: не плетением волос украшались царские дочери, но добрым и смиренным нравом.
3ведущий. Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку там была воспитана сама Александра Феодоровна, да и государя Николая в детстве не баловал отец – император Александр III. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причёсок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одёргивая в этом отношении других сестёр.
2 ведущий. Ещё раз обратим внимание на то, что государыня занималась детьми сама – ведь постоянный контакт с матерью особенно важендля девочек.
3ведущий.(слайд 14) Великая княжна Ольга Николаевна – образец истинной женской красоты.
М.-К. Дитерихс: «Великая княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим милым обращением со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела и в Петрограде училась пению, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши».
1ведущий. (слайд 15)Т.Е. Мельник-Боткина вспоминает: «Великая княжна Ольга Николаевна, более слабая здоровьем и нервами, недолго вынесла работу хирургической сестры, но лазарета не бросила, а продолжала работать в палатах, наравне с другими сёстрами убирая за больными».
С.Я. Офросимова: «Великую княжну Ольгу Николаевну все обожали, боготворили; про неё больше всего любили мне рассказывать раненые.
2ведущий. Усталая великая княжна Ольга Николаевна присела на постель одного из вновь привезённых солдат. Солдат тотчас же пустился в разговоры. Ольга Николаевна, как и всегда, и словом не обмолвилась, что она великая княжна.
-Умаялась, сердечная? – спросил солдат.
-Да, немного устала. Это хорошо, когда устаёшь.
-Чего же тут хорошего?
-Значит поработала.
-Этак тебе не тут сидеть надо. На фронт бы поехала.
-Да моя мечта - на фронт попасть.
-Чего же? Поезжай.
-Я бы поехала, да отец не пускает, говорит, что я здоровьем для этого слишком слаба.
-А ты плюнь на отца и поезжай.
Княжна рассмеялась.
-Нет, уж плюнуть-то не могу. Уж очень мы друг друга любим».
Такова была старшая дочь императора Николая II. Её лучшая подруга – любимая сестра Татьяна представляет собой совершенно другой женский тип.
3ведущий. Баронесса С.К. Бухсгевден: «Татьяна Николаевна, по-моему, была самая хорошенькая. Она была выше матери, но такая тоненькая и так хорошо сложена, что высокий рост не был ей помехой. У неё были красивые, правильные черты лица, она была похожа на своих царственных родственниц, чьи фамильные портреты украшали дворец. Темноволосая, бледнолицая, с широко расставленными глазами – это придавало её взгляду поэтическое, несколько отсутствующее выражение, что не соответствовало её характеру. В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у неё и у отца. Абсолютно лишённая самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать то, о чём её просили. Именно Татьяна Николаевна нянчилась с младшими, помогала устраивать дела во дворце, чтобы церемонии согласовывались с личными планами семьи. У неё был практический ум императрицы и детальный подход ко всему».
1ведущий. Через несколько недель после войны великая княжна Татьяна выступила инициатором создания в России «Комитета Её Императорского Высочества великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий». «Татьянинский комитет» ставил перед собой следующие цели: оказание помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств, в местах постоянного места жительства или же в местах их временного пребывания; содействие отправлению беженцев на родину или на постоянное место жительства; поиск работы для трудоспособных; содействие в помещении нетрудоспособных в богадельни, приюты; оказание беженцам денежных пособий; создание собственных учреждений для помещения нетрудоспособных; приём пожертвований.
2ведущий. (слайд 16) Среди сестёр, двух старших с уже сложившимися яркими характерами и бойкой младшей, великая княжна Мария Николаевна как будто теряется и затушевывается. Но дело здесь ни в каких-то внешних моментах, а в самом характере прекрасной девушки, о которой мы сейчас будем говорить.
3ведущий.Жильяр в то же время отмечал некоторую подчиненность Марии сестрам: «Мария Николаевна была красавицей, крупной для своего возраста. Она блистала яркими красками и здоровьем, к нее были большие чудные глаза. Вкусы ее были очень скромны, она была воплощенной сердечностью и добротой; сестры, может быть, немного этим пользовались и звали ее «добрый толстый Туту»; это прозвище дали за ее добродушную и немного мешковатую услужливость».
1ведущий. (слайд 17) «Самая младшая из великих княжон, Анастасия Николаевна , казалось, была из ртути, а не из плоти и крови. Она была очень, чрезвычайно остроумна и обладала несомненным даром мима. Во всем умела находить забавную сторону… Думаю, из нее вышла бы превосходная комедийная актриса. Она то и дело проказничала, это был настоящий сорванец, но я бы не посмела сказать, что она отставала в своем развитии, как однажды заявил месье Жильяр, наставник цесаревича.
2ведущий. А.А. Танеева: «Все эти три великие княжны (кроме Татьяны) шалили и резвились, как мальчики, и манерами напоминали Романовых. Анастасия Николаевна всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко».
3ведущий. М.К. Дитерихс: «Великая княжна Анастасия Николаевна, несмотря на свои 17 лет, была ещё совершенным ребёнком. Такое впечатление она производила, главным образом, своей внешностью и своим весёлым характером. Она была низенькая, очень плотная,- «кубышка», как дразнили её сёстра. Её отличительной чертой было подмечать слабые стороны людей и талантливо имитировать их. Это был природный, даровитый комик. Вечно, бывало, она всех смешила, сохраняя деловито-серьёзный вид».
1ведущий. Все любили Анастасию, так как своим очарованием каждое серое мгновение она умела претворить в радость и рассеять всякую заботу своей девичьей весёлостью.
2ведущий. С.Я.Офросимова писала: «Когда приходили княжны, в особенности великая княжна Анастасия Николаевна, начинались страшная возня и шалости. Великая княжна Анастасия Николаевна была отчаянной шалуньей и верным другом во всех приказаниях цесаревича…» Она же вспоминает про Анастасию: «Две старшие великие сестры были настоящими окончившими курс сёстрами милосердия. Две младшие: Мария и Анастасия Николаевны – работали нараненных шитьём белья для солдат и их семей, приготовления бинтов и корпии; они очень сокрушались, что, будучи слишком юны, не могли стать настоящими сёстрами милосердия, как великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны…»
3ведущий. (слайд 18) Единственного сына императора Николая II, дарованного Богом в ответ на долгую, усердную родительскую молитву, наверное, без преувеличения можно назвать самой притягательной и самой неразгаданной детской фигурой русской истории.
1ведущий. В нём были совмещены черты отца и матери. От отца он унаследовал его простоту. Совсем в нём не было никакого самодовольства, надменности, заносчивости. Он был прост. Но он имел большую волю и никогда бы не подчинился постороннему влиянию.
2ведущий. Воспитание любого мальчика как будущего главы семьи должно заключаться в воспитании ответственности, самостоятельности, умении в нужной ситуации принять решение, ни на кого не оглядываясь. В то же время в нём необходимо воспитывать сострадание и чуткость и важное свойство – умение прислушиваться к мнению других людей. Мальчика нужно готовить к роли мужа, отца и хозяина дома. Для царевича Алексея таким домом была вся Россия.
3ведущий. Царица внушила своему сыну, что пред Богом все равны и гордиться своим положением не должно, а надо уметь благородно держать себя, не унижая своего положения .
1ведущий. С.Я. Офросимова: «Наследник цесаревич имел очень мягкое и доброе сердце. Он был горячо привязан не только к близким ему лицам, но и к окружающим его простым служащим. Никто из них не видел от него заносчивости и резкого обращения. Он особенно скоро и горячо привязался именно к простым людям
2ведущий.Любимой пищей царевича были, «щи и каша и черный хлеб, которое едят все мои солдаты», как он всегда говорил. Ему каждый день приносили пробу щей и каши из солдатской кухни Сводного полка; цесаревич съедал всё и ещё облизывал ложку. Сияя от удовольствия, он говорил: «Вот это вкусно – не то, что наш обед». Иногда почти ничего не кушая за царским столом он тихонько пробирался со своей собакой к зданиям царской кухни и, постучав в стекло окон, просил у поваров ломоть чёрного хлеба и втихомолку делил его со своей кудрявой любимицей».
3ведущий. (слайд 19) Быть и сознавать себя русскими было не только их гордостью и радостью, но той необходимостью, без которой, по их искренним выражениям, терялась бы вся прелесть их существования. Они не понимали для себя возможности жить вне России. Как настоящие христиане и глубоко культурные люди, они стремились любить всех, не разбивая национальностей, но русские для них всегда были несравненно лучше всех…
1ведущий. Так же как и в дни своего величия, они разливали вокруг себя свет и любовь, всем находили они ласковое слово и не забывали тех, к кому были привязаны и кто им остался верен. Даже в заточении находили они свои радости и облегчали муки безграничной любовью друг к другу. Вера в Бога и торжество добра, любовь к родине, все прощения и любовь ко всему миру Божию не меркли, но росли в их сердцах в ужасные дни испытания. Они умерли в радости, как могут умереть только истинные христиане мученики.
2ведущий. Не зло победит зло, а только любовь, этими словами и завершим мы рассказ о святом семействе, подобно которому не найдём в мировой истории. Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас.
Звучит песня «Святые Царственные Мученики» в исполнении Жанны Бичевской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»
Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря. В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"
Методическая разработка олимпиады по психологии для студентов 2 курсов колледжей....
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методичес...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методическая разра...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»
Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»
Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия тема: "Я строитель и звучит это гордо!"
В данной разработке рассматриваются вопросы воспитания интереса и гордости к избранной профессии и творческого отношения к выполняемой работе....