Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа
методическая разработка

Литвяк Анна Владимировна

 

Развитие навыков чтения с листа у студентов в   классе «Аккомпанемента»  в педагогическом колледже: Научно-методическая работа

При подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисциплина «Аккомпанемент»(фортепиано) занимает одно из ведущих мест. Умение свободно, грамотно и выразительно читать нотный текст с листа  является необходимым качеством в профессиональной подготовке учителя музыки.

 Данная работа затрагивает теоретический и практический анализ  основных положений развития навыков  чтения с листа в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже. Выявлены особенности по формированию и развитию навыков чтения с листа.  Методическая  работа адресована как студентам – будущим учителям музыки для формирования профессиональных навыков аккомпанирования субъектам музыкально-педагогической деятельности, так и начинающим  концертмейстерам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-metod._rabota_razvitie_navyka_chtenie_s_lista.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Литвяк А.В.

Развитие навыков чтения с листа у студентов классе «Аккомпанемента»  в педагогическом колледже

Научно-методическая работа

                

Челябинск 2020

Развитие навыков чтения с листа у студентов в   классе «Аккомпанемента»  в педагогическом колледже: Научно-методическая работа/ Автор Литвяк А.В. – Челябинск, ЧГПК №1. – 2020.  –13 с.

      При подготовке учителя музыки в общеобразовательной школе дисциплина «Аккомпанемент»(фортепиано) занимает одно из ведущих мест. Умение свободно, грамотно и выразительно читать нотный текст с листа  является необходимым качеством в профессиональной подготовке учителя музыки.

 Данная работа затрагивает теоретический и практический анализ  основных положений развития навыков  чтения с листа в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже. Выявлены особенности по формированию и развитию навыков чтения с листа.  Методическая  работа адресована как студентам – будущим учителям музыки для формирования профессиональных навыков аккомпанирования субъектам музыкально-педагогической деятельности, так и начинающим  концертмейстерам.

         Рассмотрим, что означает слово «аккомпанемент». В самом этом слове отражена специфика предмета. Французское слово accompagnement образовано от глагола accompagner – «сопровождать». Сопровождение подразумевает опору мелодии – ритмическую и гармоническую, отсюда понятно, с какой огромной нагрузкой должен успешно справиться аккомпаниатор, чтобы достичь художественного единения всех компонентов, раскрыть художественное содержание исполняемого произведения [5 ].            Цель изучения предмета «Аккомпанемент» – заложить теоретические и практические основы для работы будущего специалиста в дошкольных и школьных учреждениях, научить будущего учителя музыкального искусства основным принципам работы с песней, чтению с листа, методике поэтапного изучения произведения, закономерностям исполнения сольной партии и партии сопровождения, формировать практические умения и навыки для самостоятельной профессиональной деятельности.

 Задача курса:

• воспитание умения выразительно исполнить песню под собственный сопровождение с одновременным управлением мнимым коллективом;

 • формирование и развитие навыков подбора аккомпанемента к песне;

• развитие приемов чтения с листа песни с сопровождением;

• последовательное овладение навыками транспонирования песен различной сложности;

• развитие эстетического вкуса музыканта-педагога;

 • ознакомление с большим объемом детских песен, романсов, маршей и музыкально-дидактических игр, которые входят в состав школьной программы и программы для дошкольного учебного заведения [2].

          Среди важных направлений музыкального отделения педагогического колледжа          -   создание профессионального фундамента для профессиональной подготовки  учителя музыки, воспитание у учащихся основ педагогического мастерства. «Во всех видах работы с детьми учитель сталкивается с необходимостью свободно владеть инструментом: и аккомпанируя пению, и исполняя музыку для слушания. Причем исполнять музыкальные произведения необходимо выразительно, ярко, художественно, чтобы привить учащимся любовь к музыке, развить музыкальные способности, развить эстетический вкус».[2, с. 23].

         Искусство аккомпанемента в течении многих веков является одним из основных умений и навыков, приобретаемом в процессе обучения  игре на клавишном инструменте. Не случайно все старинные трактаты тему искусства игры на клавишных инструментах в обязательном порядке содержат несколько глав,  посвященных музыкальному сопровождению солиста» [3, с. 50].  Важнейшим материалом для приобретения  навыков аккомпанемента служат изучение художественных произведений школьного, хорового,  вокального  репертуаров. От учителя музыки требуется не только умение разучивать песенный репертуар,  но и владение навыками аккомпанирования, в котором немалую роль играет быстрота и качество разучиваемого  нового репертуара.  

        Процесс аккомпанирования в существенной степени зависит от привитых   в классе «Аккомпанемента» навыков чтения с листа..  Поэтому без организации таких видов деятельности как чтение с листа, транспонирование, подбирание по слуху – формирование музыкально-педагогического мастерства учителя музыки  невозможно было бы осуществить.  Хотелось бы сразу отметить, что вопрос чтения с листа относится к числу малоразработанных проблем в музыкальной методике. Практически нет ни одного исследования, которое бы освещало этот вопрос во всех аспектах.  В книгах выдающихся  педагогов и исполнителей И Гофмана, Г. Нейгауза,  С. Фейнберга, Н.. Когана встречаются отдельные высказывания о чтении нот с листа, отмечается  важность этого навыка в формировании музыканта. «Чтение с листа представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего  и широкого  ознакомления с музыкальной литературой. Многие-музыканты-педагоги:  Н.С. Зверев, В.И. Сафронов, Ф.М. Блюменфельд, Л.В. Николаева, Г.Г. Нейгауз) в своей преподавательской практике уделяли  повседневное и пристальное внимание чтению музыки с листа. [1, с 44].

Уверенное и точное чтение нотного текста способствует интенсивному пополнению педагогического репертуара новыми произведениями, расширяет музыкальный кругозор, сокращает время подготовки к уроку.  В процессе прочтения музыкального произведения необходимо:

 - уметь быстро ориентироваться в нотном тексте;

 - уметь реализовать на инструменте свой замысел(наличие хорошей координации движений; умение играть как бы «на ощупь». )

       В отличие от разбора произведения, приступая к прочтению нотного текста с листа, студенту необходимо сознавать, что исполнение должно быть выразительным, содержательным, в процессе исполнения непрерывным.                    Чтение с листа как вид музыкальной деятельности, стимулирует общее музыкальное развитие, расширяет кругозор, пополняет фонд слуховых впечатлений. «Учить чтению нотного текста – значит прежде всего развивать ученика,  как музыканта»- говорил М.Э.Фейгин [6, с. 38].

      Существует мнение, что умение хорошо читать с листа – природный дар, который можно развить, но невозможно приобрести. Разумеется многие люди от природы обладают некоторыми специфическими задатками, помогающими быстро ориентироваться в прочтении нот, однако эта фатальная предопределенность опровергается множеством случаев, в которых основную роль играет практика. как, например И. Гофман писал: «Лучший способ научиться быстро читать с листа – это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня нашего музыкального образования, ибо, чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы. Чтение с листа в значительной степени сводится к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение книги [4, с. 176] .Подобного мнения придерживается  ряд педагогов и музыкантов,  считающих, что навыки чтения с листа развиваются только в результате частой практики, и обучение, якобы ничего не может внести в этот процесс.

   Для успешного выполнения поставленных целей и задач, преподаватель должен организовать работу исходя из принципов:

 - систематичности

 - последовательности.

        Чтением с листа студенты должны заниматься не только на уроке, но и самостоятельно.  На начальном этапе обучения следует выбирать для этого небольшие по объему сочинения, написанных в медленном темпе, и наименьшем количеством ключевых и случайных знаков, с единым типом фактуры, достаточно простой ритмической организацией.

Исполнитель, который впервые видит незнакомый нотный текст прежде всего должен мысленно  определить  основную ладотональность, темп,  общий характер исполняемого произведения, представить себе основной тип изложения и и ведущий ритмический рисунок, заметить моменты смены фактуры и ключевых знаков.  Необходимо отметить, что учащиеся при чтении с листа сталкиваются с определенными затруднениями.  Этот процесс является не разбором, а непосредственный исполнением произведения в необходимом темпе и характере. При этом допускается незначительное упрощение текста.

Про данном виде работы перед учащимися встают следующие задачи:

1) Исполнить произведение в темпе, наиболее соответствующем указанному в тексте;

2) Выдержать непрерывность и  ритмическую четкость исполнения;

3) Выполняя разные авторские замечания, передавать характер в целом.

       Вырабатывая навыки чтения с листа  учащимся необходимо  воспринимать нотный текст не отдельными нотами, а большими звуковыми комплексами, объединенными по смыслу;  развить умение сокращать нотный текст; выбирать самое главное, не искажая содержания произведения,; выработать установку на безостановочность  исполнения того или иного произведения.

Залогом успешной деятельности студентов по данному виду работы является выработка такого умения, как мысленный анализ текста, что предусматривает:

  • Одновременный охват партии солиста и аккомпанемента;
  • Представление характера музыки на основе  музыкального и литературного текста;
  • Учет тональных фактурных, ритмических и темповых изменений.

Большое значение при чтении с листа приобретает выработка умения, не глядя на клавиатуру, видеть нотный текст вперед,  что создаст основу свободной ориентировки на клавиатуре.

        Рассматривая процесс чтения с листа, можно выделить две его взаимосвязанные стороны:

1) исправление самого нотного текста без поправок и вставок;

2)  передача музыкального содержания и эмоциональной выразительности текста.

       В процессе визуального знакомства с вокальными произведениями необходимо осмыслить поэтический текст, строение мелодической линии сольной партии тесситурные особенности, возможные варианты вокального дыхания.

         При чтении с листа допускаются некоторые упрощения нотного текста, не искажающие музыкального содержания произведения.  Часть украшений, а иногда и все их,  можно опустить, можно брать неполные аккорды,  и не играть октавные удвоения, при этом недопустимы сокращения  ритмически и гармонически необходимых басовых нот.  Стремление неопытных студентов выиграть все,  высчитать каждую ноту нарушает непрерывность и осмысленность исполнения.  

Именно осмысленности  исполнения и прочтения нот  огромное значение придает Н. Крючков [ 5, с. 22 ] , который видит в ней превращение чисто формального ремесленного, формального чтения нотного  текста в осмысленный «творческий акт».  Для выполнения этой задачи он настоятельно рекомендует  совместить прочтение нот и  музыкального содержания,  заключенного в данном нотном тексте. Для этого чтение должно вестись по музыкально-смысловым членениям, начиная от простых интонационных ячеек мотивов , попевок,  и заканчивая музыкальными фразами, периодами и тд.  Пианист должен уметь  быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической,) и в такой связи их воспринимать.  Путем такого способа восприятия нотного текста «достигается экономия в самом механизме восприятия, т.к. значительная часть всякого нотного текста в любом музыкальном произведении (в пределах определенного стиля) образуется  из типовых связей объединяющих часто очень значительное количество нот и поэтому,  подобно прочтению уже известных слов и грамматических оборотов,  узнается сразу же при первом взгляде.»

          Непосредственно  приступая к игре на рояле при чтении листа пианист должен стремиться смотреть и слышать немного вперед хотя бы на 1-2 такта, чтобы реальное звучание шло как бы вперед за зрительным и слуховым восприятием нотного текста. Целесообразно использовать при этом указанные в тексте паузы и перерывы в движении для подготовки к тому, что следует дальше.

        Хорошему чтению с листа способствует знание стиля того или иного композитора, школы, страны, эпохи.  Имеется в виду представление о совокупности наиболее часто употребляемых выразительных и технических приемах, свойственных этому стилю или композитору.

          Огромное напряжение, связанное с необходимостью координации  зрительных и двигательных процессов вызывает порой у музыкантов мышечную зажатость и крайнюю скованность игрового аппарата. Избежать этого при чтении с листа можно, сделав этот процесс обычным, повседневным, регулярным,  для чего нужно тренироваться в ежедневной игре с листа. Т. Воскресенская, например, называет минимальной затратой времени для подобных занятий пол часа в день. В. Подольская настаивает на  обязательной атмосфере «концертных условий», на проявлении самостоятельности, инициативы, и требовательности к себе пианиста. Некоторые педагоги видят большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа  в ежедневном прочтении новых, незнакомых ранее фортепианных миниатюр.

        Развитию слухового внимания может помочь игра в четыре руки. Пианист, играя свою партию должен слушать партию своего партнера, и вместе с ним создавать единый музыкальный образ.

        Игра с листа нотного текста представляет собой одну из самых сложных  форм чтения вообще.  «Помимо напряженной деятельности зрения, в чтении активно участвует слух, контролирующий логику музыкального развития, создающий мысленное представление о ближайшем представлении музыкального материала. Возникший в сознании исполнителя звуковой образ требует немедленного воспроизведения. Развитие слуховых, зрительных и двигательных навыков и является задачей, которую  решают педагог и студент в процессе работы.

        С чего же должен начать аккомпаниатор, взяв впервые в руки незнакомое сочинение, которое ему принадлежит в самом ближайшем будущем исполнить за роялем вместе с солистом.  Р. Шуман в своих «Советах молодым музыкантам» пишет: «Если перед тобой разложат сочинение, чтобы играть его с листа,  пробеги его глазами в полном объеме». Что дает этот совет конкретному исполнителю? От каких ошибок предостерегает он?

«Чтение текста только глазами мобилизует внутренний слух исполнителя и позволяет «услышать» произведение до того,  как оно будет воспроизведено на инструменте.  «Внутреннее слышание» - необходимый элемент для лучшего осмысления незнакомого произведения.  Владение этим навыком свидетельствует  о степени профессиональной подготовленности музыканта.

         Основными задачами восприятия текста являются расшифровка ритмической и звуковысотной записи текста, фактурных элементов произведения.  При реальном же воспроизведении текста играют роль исполнительские навыки читающего пианиста, его координационно-двигательные способности, , знание им различных фактурных формул,  мышечные представления об интервалах, аккордах, скачках, опыт игры различных полиритмических сочинениях. Ф.Э.Бах в своей книге «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде» рекомендует тренировать ориентировку на клавиатуре и точные мышечные представления  с помощью довольно частой игры в темноте заранее выученных наизусть пьес.    

      Чтение с листа включает многие аспекты музыкального образования, профессиональной оснащенности, развития слуховой техники.

Рассматривая процесс чтения с листа, можно выделить две его взаимосвязанные стороны:

1.Исполнение самого нотного текста без поправок и установок;

2.Передача музыкального содержания и  эмоциональной выразительности текста.

При качественном исполнении обе стороны сливаются воедино, при слабом – превалирует первая сторона., нередко в искаженном виде. Облегчить восприятие нотного текста может мысленное деление музыкальной ткани на музыкально-смысловые отрезки; попевки, фразы, периоды.  Такое деление обеспечивает цельность звучания, . не менее важно применение метода комплексного восприятия текста, т.е. группировки нот по их мелодической, гармонической или ритмической принадлежности. Одним из наиболее распространенных видов группировки является связь звуков в гармоническом плане. Для приобретения навыков комплексного восприятия  студенту предлагается исполнить музыкальный текст сразу в сгруппированном виде.  В результате подобного сжатия, аккомпанемент проигрывается в темпе более быстром, чем предписано автором, что в свою очередь приучает к более подвижному музыкальному мышлению. Зрительная память сохраняет исполненное на определенный промежуток времени, , освобождая внимание для восприятия следующих комплексов. При этом слуховой контроль создает обратную связь, позволяющую корректировать правильность исполнения. Работая, по данной методике, студенты привыкают производить группировку нот в уме, в результате чего сознание оперирует более крупными единицами, , а это в свою очередь позволяет избегать остановок в исполнении. Одновременно облегчается понимание музыкального произведения.

       Рассматривая психологические аспекты чтения с листа отметим, что в них существенную роль играет тренировка кратковременной памяти, состоящая в предъявлении студенту на 1-2 секунды коротким отрывком музыкальной ткани. После этого производится проигрывание данного эпизода по памяти. Постепенно размер отрывков может увеличиваться. Таким образом, появляется возможность  не только определить объем музыкальной кратковременной памяти учащегося, но и увеличить его. Результаты применения данной методики показали уменьшение количества остановок, ошибок, и поправок  при чтения с листа,  а также улучшения звучания всей музыкальной ткани произведения.

         Для более успешного чтения с листа приведем ряд факторов, содержащихся в произведении, и раскроем их роль в понимании содержания и характера музыки:

1) Фамилия композитора: подсказываем стилевые особенности композитора, принадлежность к определенной музыкальной эпохе.

  1. Название произведения  в определенной мере позволяет раскрыть  сущность звучания и манеру исполнения.

3)  Автор текста, его биографические данный позволяют судить  о времени и эпохе.

4) Тональность произведения при чтении с листа дает мажорную или минорную окраску,  а также программирует в сознании исполнителя определенное число ключевых знаков. .

  1. Ритмическая сторона произведения способствует пониманию характера движения.
  2. Музыкальная терминология раскрывает динамическую и агогическую стороны музыкальной ткани и характеризует музыкальную окраску произведения.

7)  Оценка трудностей исполнения наличие трудных эпизодов, часто невыполнимых при первоначальном знакомстве с музыкальным текстом произведения,  наталкивает на составление облегченного варианта исполнения за счет выделения  основного текста и опускания второстепенного.

       В начале обучения   студенты могут анализировать вышеуказанные  факторы вслух. После достаточной тренировки вырабатывается  привычка производить такой анализ мысленно, что становится одним из вспомогательных путей,  быстром усвоении художественной стороны аккомпанемента.

В работе над формированием, овладением  и развитием  навыков и  умений чтения с листа чтения с листа в классе аккомпанемента рекомендуются следующие методические приемы:

  • Беззвучно(просмотреть) нотный текст, мысленно осознав его характер, жанр, особенности мелодического развития;
  • Отметить(мысленно) метроритмическое и  фактурно-гармоническое развитие заданного текста;
  • Отыскать (мысленно) возможные фактурные сокращения, выбрать самое главное, не искажая содержания произведения;
  • Исполнить произведения с листа,  выработав для себя установку на безостановочность исполнения;
  • Исполнить произведение, облегчая фортепианную фактуру с целью сыграть безостановочно;
  • Следить за линией баса;
  • Стараться читать с листа, не глядя на клавиатуру.

 

    Исходя из вышеизложенного, мы видим необходимость целенаправленного развития  навыков чтения с листа у студентов в классе

 « Аккомпанемента», что в свою очередь обусловлено большим объемом музыкального репертуара, которым должен владеть учитель музыки в школе.

Используемые источники

1. Беренбойм Л. Путь к музмцмпрванию. Школа игры на фортепиано. Л. Советский композитор., 1980.

2.Белоконь И.А. Бреславская Е.Б. Формы и методы обучения в классе аккомпанемента//В книге Стратегия развития  образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства/ Коллективная монография. Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств,  кафедра вокала и хорового дирижирования, -М, Перо, 2016, с. 50-56.

3.  Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента// О мастерстве ансамблиста. Сб. научных трудов, Л, Изд-во ЛОЛГК, 1986, с. 31-48.

4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о  фортепианной игре. М-Госмузиздат, 1961-223 с.

5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л -Музгиз, 1961 – 72 с.

6. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд.2-е,перераб. И дол. – М.Музыка. 1975. – 110 с.

7. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. -М. Музыка, 1996 – 206 с.

8. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностях в клавирах.  

Советы аккомпаниатора. . – 2 изд. Испр.и дол.-М. Музыка, 1987,-60 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Влияние профессиональной деятельности преподавателя аккомпанемента на развитие ключевых и профессиональных компетенций выпускника музыкально – педагогического колледжа"

Вопросы профессиональной подготовки учителя музыки находятся в русле проблем, решаемых сегодня педагогической наукой, что обеспечивает актуальность данного исследования. От того, каким будет учи...

РАБОТА КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НАД РАЗВИТИЕМ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА

В работе показаны приемы и методы беглого чтения с листа. А также рассказано об особенностях чтения с листа вокальных произведений и хоровых партитур.Эта методическая разработка может быть очень полез...

Научно - методическая разработка "Работа над полифонией"

С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и тр...

«Развитие навыков игры по слуху у учащихся в классе баяна и аккордеона».

Основной задачей этой работы является необходимость развития игры по слуху уже на первоначальном этапе обучения, наряду с освоением нотной грамоты....

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Данное пособие направлено на развитие навыков чтения. Взаимосвязанно с чтением развиваются умения письма- как технические навыки орфографии, построение структур по образцу, так и умения творческого пи...

Развитие навыка чтения на уроках иностранного языка в СПО.

На уроках иностранного языка в СПО важно продолжить, а порой и помочь развить навык чтения у учащегося. Необходимо научить студентов зрелому чнению, освоить все виды чтения и активно применяь их как н...