Конспект занятия по предмету фортепианный ансамбль «Работа над пьесами» С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» в переложении Э. Аптекмана
план-конспект занятия по теме
Цели занятия:
Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка».
Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kokovina-vera-konspekt-uroka.docx | 43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Пикалёвская детская школа искусств»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ «РАБОТА НАД ПЬЕСАМИ»
С. ПРОКОФЬЕВА ИЗ ЦИКЛА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА»
В ПЕРЕЛОЖЕНИИ Э. АПТЕКМАНА
подготовила преподаватель
по классу фортепиано
Коковина Вера Анатольевна
Пикалёво 2014
- Общие сведения.
Преподаватель: Коковина Вера Анатольевна.
Место проведения: класс специального фортепиано№1 инструментального отделения
Предмет по выбору: фортепианный ансамбль
Возраст детей: 10-11лет, 4-5 класс.
Количество учащихся: 2
2.Тип занятия: урок закрепления изучаемого материала
- Степень сложности: средняя
- Форма работы с учащимися: парная - фортепианный дуэт
- Место в образовательной программе:
занятие проводится по образовательной программе учебного предмета по выбору Фортепианный ансамбль (7е занятие, 1ая четверть)
Соответствует 4-5 году обучения.
- Методическое обеспечение урока:
- Учебная программа по предмету по выбору Фортепианный ансамбль. (Составитель Коковина В.А.)
- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» В.1
- Морозов С. ЖЗЛ С.Прокофьев.
- С.Прокофьев «Детская музыка». 12 лёгких пьес для фортепиано.
- Интернет-ресурсы
http.//ru.wikipedia./org/wiki
http.(muzposvetitel./ru
http.//xreferat.ru
- Тема урока: «Работа над пьесами С.Прокофьева из альбома «Детская музыка» в переложении Э.Аптекмана.
- Цели: Основная – подготовка к концертному выступлению в рамках реализации творческого проекта «Музыкальная шкатулка» С.Прокофьев «Детская музыка»
Сопутствующая – повышение качества владения техникой совместного исполнительства (синхронности звучания, ритмической согласованности и метрической устойчивости, динамического равновесия, единства фразировки).
- Задачи:
- Образовательные:
- совершенствование исполнительского мастерства
- выявление погрешностей в исполнении и их преодоление
- формирование навыков концертных выступлений
- Развивающие:
- развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков
- развитие творческих способностей
- развитие художественно-образного мышления
- Воспитательные:
- воспитание любви к музыке С.Прокофьева.
- воспитание способности к решению учебно-практических задач.
- воспитание чувства партнёрства, сопереживания, ответственности за творческий процесс.
- Обучающиеся должны
- Знать: стилистические особенности и особенности музыкальной
эстетики композитора С.Прокофьева.
- Уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись
фортепианных сочинений С.Прокофьева.
- Иметь представления: о жизни и творчестве композитора и особенностях работы над его сочинениями.
- Прогнозируемый результат:
- Обучающие будут знать: стилистические особенности и особенности музыкальной эстетики композитора С.Прокофьева.
- Обучающие будут уметь: воспринимать и исполнять партитурную запись, а также находить способы совершенствования качества исполняемого материала
- Обучающие будут обладать: навыками коллективного музицирования и подготовки к концертным выступлениям
- Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве
- технология проблемного диалога
- личностно-ориентированная технология
- Методы реализации поставленных задач
-словесный, наглядный, практический
- Материально - техническое обеспечение :
- учебный класс (12к.м.), стол, стулья, 2 музыкальных инструмента (фортепиано), книжный шкаф с нотной и художественной литературой, канцелярские принадлежности, пульт.
- Дидактические средства:
-ноты, шумовые инструменты, карточки.
- Технические средства:
-персональный компьютер, аудиосистема.
- Наглядные пособия:
- стенд с рисунками учащихся.
- портрет композитора.
- Учебные пособия
- сборник фортепианных пьес «Детская музыка» С.Прокофьева.
-сборник пьес и ансамблей для средних классов «Музыкальные жемчужинки»
15. Предварительная работа
-заранее были приготовлены ноты, пульт, шумовые инструменты
-оформлен стенд с рисунками учащихся
-обучающиеся были предупреждены о фотосъёмке
16. Структура урока (этапы).
1. Организационный этап: (3 минуты)
- приветствие
- введение в тему
Задача: Эмоционально и психологически настроить к общению и предстоящему занятию
Критерии усвоения: высокая степень внимания и готовность к работе.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: (7 минут.)
Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к активному усвоению материала
Критерии усвоения: активность познавательной деятельности, эффективность восприятия и осмысление материала.
3.Этап закрепления знаний: (30 минут)
Задача : добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изучаемого материала, глубины его понимания. Повысить качество исполнения пьес, свободы выражения своего отношения к данной музыке, стабильности, выразительности и артистизма .
Критерии усвоения: повышение качества исполнения, активность и увлечённость, способность осмысленно давать оценку исполнению музыкального произведения.
3.Заключительный этап (5 минут.)
- подведение итогов
- домашнее задание
- рефлексия
Задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели, сообщить учащимся о домашнем задании , разъяснить методы его реализации, мотивировать необходимость и обязательность акта.
Критерии усвоения: адекватность оценки обучающихся и оценки учителя, умение обучающихся сформулировать цели и задачи домашнего задания и их реализации.
17. Ход урока
П. - Добрый день Даша! Добрый день, Наташа! Рада видеть вас бодрыми, весёлыми и здоровыми.
У. -Здравствуйте!
Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнём урок, посвящённый сочинению замечательного русского композитора С.С.Прокофьева фортепианному циклу «Детская музыка»
-Хочу напомнить, что С.Прокофьева нарекли «светлым гением, весёлым гением русской музыки». Его творчество отличается удивительным жизнелюбием и оптимизмом. А фортепианный цикл «Детская музыка», захватывает «восторженным чувством счастья, головокружительным упоением жизни».
На прошлых занятиях мы познакомились с этим циклом и вы имеете представление об этой удивительной музыке. Интересно, какие же пьесы произвели на вас наибольшее впечатление?
У. – «Шествие кузнечиков» и «Вальс»,
- «Утро» и « Тарантелла»,
П.-А что именно понравилось вам в этих пьесах?
У. – юмор, острый ритм, театральность,
- нежность, прозрачность звучания, широкий диапозон, включающий самые отдалённые регистры клавиатуры,
П. – как метко подмечено, а ведь это как раз и характерно для письма композитора. Я бы ещё добавила особенную акцентировку, полифоничность и, как выражаются художники: «графическую чёткость мелодических очертаний наряду с размытостью контуров, тончайшей акварельной звукописи».
- А теперь объявите название пьес, которые прозвучат сегодня на нашем уроке
У. – «Сказочка» и «Прогулка».
П. -Хорошо, но прежде давайте выполним упражнения, которые помогут настроить ваш слуховой и пианистический аппарат на совместное музицирование, так как пьесы звучат в ансамбле.
Обучающиеся выполняют упражнения на ритмическую согласованность (карточки с ритмическими рисунками) и на синхронность звучания (совместное исполнение гаммы Ре мажор, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы)
П.- Молодцы. Я вижу, что вы готовы и прошу сесть за один инструмент для первого исполнения пьесы «Сказочка» - тихой, нежной и очень русской по мелодике и характеру -именно такого звучания хотелось бы услышать в вашем исполнении.
Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение Э.Аптекмана ) «Сказочка»
П. - Я внимательно выслушала вашу игру и многое в ней мне понравилось. Особенно то, что вы постарались передать настроение пьесы, её лирико-повествовательный характер. Также хочу похвалить вас за то, что даже при наличии небольших текстовых и ритмических ошибок вы не останавливались во время игры и тем самым сохранили форму. Но всё же назвать это исполнение самым удачным не могу.
У.- Почему?
П. – Во-первых - текстовые неточности (в кульминации и в окончании пьесы), во вторых не везде соблюдался динамический баланс между партиями, особенно в тех эпизодах, где мелодия переходит из одной партии в другую. Именно в этих фразах аккомпанемент «перекрывал» мелодию. И в - третьих - ритмические ошибки в окончании пьесы.
-Давайте откроем ноты, проверим нотный текст по партиям и устраним досадные ошибки.
Учащиеся вместе с педагогом работают над устранением звуковысотных и ритмических ошибок.
- Для достижения динамического равновесия между партиями предлагаю поменяться местами и сыграть партию своего партнёра.
Обучающиеся меняются местами играют партию своего партнёра. Звучит повторное исполнение всей пьесы.
П.- Безусловно это исполнение пошло вам на пользу, я заметила как вы старались контролировать звуковой баланс и «высвечивать» мелодию даже при игре партии своего
партнёра.
-А сейчас небольшая игра. Даша выступит в роли ученицы. Наташа в роли учителя и её задача оценить игру своей «подопечной». Согласны?
У.- Да, конечно.
Даша Закордонская исполняет пьесу «Сказочка» в оригинале.
П.- Слово Наташе.
Н.- Очень необычно было слышать как Даша играет нашу пьесу одна. Мне понравилось, что Даша не «потеряла» мелодию на протяжении всей пьесы, использовала динамику в пределах пиано-меццефорте и получилось так таинственно… Мне понравилось. Я хочу поставить Даше 5 с минусом.
П.- А за что же минус?
Н.- А вы разве не заметили, что Даша забыла про педаль?
П.- Я-то как раз заметила. А вот заметила ли сама Даша? Д.- Нет, не заметила, но хочу скорее исправить эту ошибку.
П.- Уверена, что этого больше не произойдёт. Ещё один вопрос к Наташе: « Не допустила ли Даша ритмических неточностей во время исполнения?
Н.- Нет. На этот раз не ошибалась. Наверное ей было легче играть одной и она лучше себя контролировала. П.- Я довольна твоим ответом. Именно это я хотела услышать. А теперь давайте представим, что мы на концерте. Объявите свой номер, поклонитесь и исполните пьесу «Сказочка». Тихо и нежно, вслушиваясь в общее звучание ансамбля.
Звучит пьеса С.Прокофьева (переложение П.Аптекмана ) «Сказочка» в третий, заключительный раз.
П.- Спасибо. Очень приятно отметить качественный сдвиг в лучшую сторону. Мне думается, что через 2-3 репетиции можно выставлять пьесу на суд зрителей.
-А сейчас мы немного отдохнём, развлечёмся и покажем нашим гостям результат совместной творческой работы - переложение одной из самых радостных страниц цикла - пьесы «Прогулка».
- Девочки, вы готовы? Тогда возьмите в руки те инструменты, на которых вы будите играть.
Звучит пьеса С.Прокофьева «Прогулка», переложенная для шумовых инструментов и фортепиано в исполнении учениц и педагога.
П.- Очень весело и остроумно у нас получилось. Именно так и задумал автор. Как будто « идёшь бесцельно, но чувствуешь себя хорошо, бодро,… можешь и побежать, но никуда не спешишь, потому, что никуда не стараешься попасть раньше того момента, когда до этого места дойдёшь.
У.- И нам тоже понравилось, а можно ещё раз проиграть?
П – Можно, но теперь на фортепиано, отдельно по партиям . Ваша задача повторить и закрепить знание каждой партии, выявить погрешности в исполнении, затем соединить вместе и добиться ритмической соглосованности. Это очень важно, так как композитор использует необычный ритмический рисунок…
У. -триоль
Учащиеся по очереди проигрывают свою партию в паре с педагогом со счётом вслух, устроняя по ходу игры погрешности
П.- Я вполне довольна вашим исполнением на данном этапе и считаю, что начало работы над пьесой «Прогулка» не только положено, но и постепенно приближается к конечному результату.
- Пора подвести итоги нашей работы и я хочу задать вам вопрос: «Как вы считаете , с какими задачами вы справились хорошо, а с какими не очень?
Учащиеся вместе с преподавателем проводят анализ выполненной работы и оценивают её.
П.- Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке вы достойно справились. На следующем занятии мы продолжим работать над пьесами «Прогулка» и «Сказочка», с целью подготовки к концертному исполнению в рамках проекта «Музыкальная шкатулка».
Домашнее задание будет следующим:
а) выучить наизусть свою партию в пьесе «Прогулка», соблюдая точный ритм, звуковысотность, штрихи, динамические оттенки,
б) отметить карандашом эпизоды, где встречается полифония, а также случайные знаки альтерации ( результат модуляций).
в) выучить наизусть партию партнёра в пьесе «Сказочка».
г) сочинить небольшой рассказ к этой пьесе.
Прежде чем попрощаться я прошу вас поделиться впечатлением о нашем уроке?
Н - мне было легко, интересно и очень понравилось быть в роли учителя.
Д. - а мне было немного труднее, но тоже интересно. Особенно играть на шумовых инструментах. Так весело…
П .- я рада, что у вас хорошее настроение и совсем не чувствуется усталости, а ведь мы с вами очень много сделали: повторили пьесу «Сказочка» в разных вариантах, добились динамического равновесия между партиями, устранили ритмические ошибки, использовали ролевую игру «Учитель-ученик» и приблизили пьесу к уровню концертного исполнения. Замечательно пошутили вместе с композитором и его пьесой «Прогулка», закрепили знание партий в отдельности, а затем их соединили.
-Безусловно, я оцениваю вашу работу на отлично!
-Спасибо за сотрудничество. Мне всегда интересно и приятно с вами общаться. До новых встреч.
18. Используемая литература
- Фортепианно-педагогический альманах «От урока до концерта» КлассикаXXI. Москва 2009.
- С. Морозов ЖЗЛ С.Прокофьев.
-История русской музыки. Том 10 А. Москва 1997.
-Из золотого фонда педагогического репертуара. М.Смирнова. «Композитор» С.Петербург 2009.-Как исполнять русскую музыку. Классика-XXI. Москва 2008
-Фортепианная музыка XX века. Л. Гаккель. «Советский композитор». Ленинградское отделение 1990.
- Интернет-ресурсы
http.//ru.wikipedia./org/wiki
http.(muzposvetitel./ru
http.//xreferat.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка по пьесе С.Прокофьевой "Сказка о ветре в безветренный день"
Сценарий спектакля написан по моей любимой детской книжке. Повесть густонаселённая, с волшебством, трудно воплощаемым на сцене малобюджетнго детского театра...Но нам удалось это сделать - за счёт сцен...
Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"
Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...
Конспект занятия по теме "Устройство и работа ДВС"
Конспект занятия по картингу по теме "Устройство и работа ДВС", содержит описание устройства, виды, различия ДВС, схемы и полное описание принципа работы...
Конспект занятия по предмету "Лепка" 1класс ДХШ
Конспект занятия для дистанционного обучения. Пригоден для самостоятельного изучения обучающимися младшего возраста. Содержит необходимое количество теоретической информации и наглядного материа...
"Детская музыка" С.С. Прокофьева. Методическая разработка по слушанию музыки для детей 6-10 лет.
Презентация составлена для педагогов, которые могут провести как урок, занятие, так и использовать как дополнительный материал по слушанию и обогащению впечатлений детей.Пьесы можно рассмативать выбор...
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении в 1 классе. «Итоги первой четверти. Подготовка домашнего задания».
Конспект занятия по предмету «Специальность и чтение с листа» на фортепианном отделении по программе «Фортепиано» СДМХШ с обучающимся 1класса.Тема: Открытый урок- беседа «...
Методический разбор пьесы С.Прокофьева «Вечер» из фортепианного цикла «Детская музыка» ор 65.
План работы. 1. Вступительная часть.2. Методическ...