открытый урок "Работа над пьесами "Детского альбома" П.И. Чайковского в младших классах ДМШ"
план-конспект урока на тему

Буховцова Галина Васильевна

конспект урока по "Детскому альбому" Чайковского. Работа над пьесами  "Болезнь куклы" и "Старинная французская песенка" с ученицей 2 класса ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_detskiy_albom_.docx29.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Каширская детская школа искусств»





Конспект открытого урока по теме:
« Работа над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского в младших классах специального  фортепиано».




Подготовила преподаватель

 по классу фортепиано

Буховцова Г.В.



                                                   




                                                     г.Кашира                                                                                      

                                                                              2014г

Открытый урок на тему « Работа над пьесами "Детского альбома” П.И.Чайковского в младших классах специального  фортепиано».

Содержание:


I. Введение.
1. Доступность и органичность детскому восприятию образов "Детского альбома” П.Чайковского.
2. Учитель ученик – соучастники творческого поиска.
3. Развитие музыкального мышления – главная цель обучения.
4. Методический разбор пьес

II. Практическая работа в классе с учащейся 2 класса (обучается  по ДПП) Пушилиной Софией над пьесами из "Детского альбома” П.И.Чайковского
«Болезнь куклы» и  «Старинная французская песенка».

III. Заключение.

IV. Список литературы.
 

                                         

Основные цели и задачи урока.
* Анализ художественных средств выразительности, развитие драматургического мышления.
* Работа над технологическими и исполнительскими проблемами. Работа по частям, оттачивание деталей, осмысление проблем и ошибок учеником и применение различных способов решения их. Работа над звукоизвлечением, жестами, исполнительской культурой.
* Интенсивное формирование слуховых представлений. Анализ интонационного строя, фразировки и формы произведения. Использование динамики для раскрытия художественного образа.


                                         ОСНОВНЫЕ этапы урока.
  Первый этап.
 Исполнение пьес учащимся. Анализ художественных средств выразительности, развитие драматургической линии.
   Второй этап. Работа над технологическими и исполнительскими проблемами и задачами. Работа по частям -  единство средств выразительности. Решение исполнительских задач (развитие и закрепление штрихов "певучее” легато, «стаккато» –«пиццикато», мягкое туше). Работа над звукоизвлечением.   
   Третий этап. Интенсивное формирование слуховых представлений. Анализ интонационного строя, фразировки и формы. Использование динамики для раскрытия художественного образа пьес.



         
Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. В самом начале работы над произведением, важную роль выполняет первое прослушивание пьес.  Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное   содержание. Неоценимую роль в раскрытие образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем. Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение  ее характера и настроения.
      Музыка П.И. Чайковского - благодатный материал, на котором  учащиеся в начальных и средних классах детских музыкальных школ  учатся развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки, которые потом сопровождают человека всю его жизнь.   Знакомство с произведениями П.И. Чайковского начинается  в младших классах ДМШ и продолжается на протяжении всех лет обучения.
           На примере произведений П.И.Чайковского дети с раннего возраста узнают о жанрах в музыке. Так, например, учащиеся знакомятся с  различными по характеру маршами: игрушечный марш -  «Марш деревянных солдатиков» (из сборника «Детский альбом»); траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом,   пробудить фантазию.
   Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку.
   «Детский альбом» Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения.      Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И.Чайковским в 1878г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру на фортепиано любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. В цикле  24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. Мелодично, легко запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребёнку.
   

     





ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
 
Ученица 2 класса (обучается поДПП) Пушилина София исполняет по нотам пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы».  Пьеса «Болезнь куклы»- пьеса из своеобразной «трилогии» о кукле, куда вошли еще две пьесы:  «Похороны куклы» и «Новая кукла».
      Преподаватель просит ученицу охарактеризовать музыку. Ученица:  эта пьеса медленная, с грустными интонациями. Музыка передаёт печальное настроение, будто композитор рассказывает о больной девочке, которую очень жалко.
Преподаватель сообщает, что музыку пьесы можно условно разделить на две части. Далее преподаватель показывает, что фактура данной пьесы выражена в виде разложенных четырёх звучных аккордов. Но это не мешает нам услышать выразительную мелодию, имеющую всегда нисходящее движение. Это и множество секундовых интонаций придаёт мелодии ещё больший печальный колорит, привносит чувство тревоги и неопределённости. Преподаватель предлагает ученице проиграть партию левой руки с бОльшей опорой на басовые звуки и послушать мелодическую линию.  В связи с тем, что рука у Софии  недостаточно крупная, довольно большую трудность для нее составляет исполнение на легато партии левой руки. Требуется некоторое время для выполнения этого требования, а пока, возможно, стОит облегчить этот момент путем частичного прерывания легато в третьем и четвертом тактах, при этом необходимо стремиться компенсировать это прерывание качеством звука.  Затем преподаватель предлагает сыграть и услышать мелодическую линию, которую составляют  крайние звуки разложенного аккорда в каждом такте (бас-сопрано). Ученица замечает, что звуки между собой образуют стройную, благозвучную мелодию. Преподаватель играет фрагмент этой пьесы и обращает внимание Софии на пластику рук:  на гибкость кисти и  чуткость кончиков пальцев, отвечающих за басовую и сопрановую партии. Ученица пытается подражать преподавателю. Преподаватель напоминает, что за жестом обязательно нужно слышать качество звука и выразительность мелодии,-  это главная исполнительская задача.  Правильные жесты получаются когда София играет ту часть пьесы, которая наиболее уверенно выучена.  
 Далее рассматривается строение пьесы и поиск кульминаций. Преподаватель играет второй раздел пьесы, ярко и  наглядно подчеркивает построение фраз и кульминационный момент, обращает внимание ученицы на оттенки, выписанные в тексте пьесы. Далее предлагается ученице повторить услышанное. Преподаватель обращает внимание на умение не только делать постепенное длительное «крещендо» к кульминационной точке, но и на более трудный для исполнения оттенок    « диминуэндо», что необходимо исполнить  в данной пьесе. Действительно, оттенок «диминуэндо» получается у Софии с трудом. Далее были рассмотрены исполнительские задачи в Коде. Преподаватель объясняет, что кроме «диминуэндо», в конце многих произведений используется замедление движения, обозначающееся знаком «ritenuto». Чтобы замедление получилось логичным и органичным,  можно попробовать пропеть последнюю фразу и замедлить.


Далее ученица 2 класса Пушилина София исполняет пьесу «Старинная французская песенка». Пьеса так же выучена напамять. Мелодическая линия звучит немного однообразно, без нужных оттенков. Фразы выстроены, в основном, верно, но кульминационных точек София практически не «показывает».
Преподаватель обращает   внимание ученицы  на то, чтобы в  каждой фразе было движение динамикой к «главной ноте». Далее преподаватель на инструменте показывает КАК должны строиться мелодические построения с правильной динамикой и интонированием и предлагает ученице повторить сначала правой рукой  эти фразы, затем, подключив левую руку. Попутно преподаватель показывает, что в главном мотиве из 1 раздела пьесы идет как бы интонационное акцентирование звука «ре» и задачей исполнителя является  исключение  монотонности  и однообразия  этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах. Далее ученица исполняет 1 раздел пьесы с поправками, над которыми только что работали. Получается более выразительно и содержательнее, чем в первоначальном варианте исполнения. По исполнению партии левой руки преподаватель так же делает ученице ряд замечаний. Здесь после выучивания наизусть, несколько сгладилась мелодическая линия, слабо выражена интонация мелодии. Преподаватель предлагает Софии снова вспомнить период разучивания пьесы отдельно руками -  поиграть партию левой руки двумя руками (верхний голос - правой, нижний - левой руками), с обязательным, более ярким,  интонированием в каждом мотиве.  При соединении двух рук преподаватель напоминает  ученице  необходимость услышать выразительность не только правой руки, но и левой.  
     Работа над средним разделом   пьесы. Преподаватель показывает как измененный характер аккомпанемента (разложенные аккорды выписаны штрихом «стаккато») вносит в характер музыки тревожные оттенки. Чтобы усилить взволнованный характер этого раздела допускается небольшое ускорение темпа  движения.  Мелодия в правой руке представляет собой постоянное настойчивое восхождение мелодии, которое неизбежно   приводит  всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте. София хорошо понимает строение фраз и кульминации, однако, исполнить  этот раздел свободно, без оглядки на текст,  пока не может. Текст на память пока «сырой». Преподаватель в конце урока еще раз выразительно исполняет эту пьесу, еще раз проговаривает основные задачи, стоящие перед Софией и работой над которыми был посвящен сегодняшний урок.    

Заключение.

«Детский альбом» - это превосходный учебный и методический материал для работы с детьми.
Сегодня в арсенале педагогов ДШИ и ДМШ есть немало высокохудожественных аудио- и видео-  образцов «Детского альбома» в исполнении А. Гольденвейзера, Я. Флиера, М. Плетнева, В. Постниковой, А. Севидова, а также молодых педагогов-музыкантов. В своей работе я попыталась проанализировать разные подходы к пониманию и исполнению музыки «Детского альбома» П.И. Чайковского, познакомила ученицу с несколькими, наиболее, на мой взгляд, близкими мне по восприятию материала редакциями и интерпретациями, провела сравнение отдельных моментов в трактовках музыкальных образов. Что, на мой взгляд, заслуживает особого внимания педагога-практика? Конечно, при выборе интерпретации «Детского альбома» педагогу необходимо отталкиваться от музыкальных способностей ученика, это очевидно. Но, кроме того, еще необходимо исходить из тех целей, которые поставлены перед ребенком. Если цель состоит в знакомстве (в общем) с детской музыкой П.И. Чайковского, в расширении его музыкально-исполнительского кругозора, то, по большому счету, можно использовать любую удобную для ребенка интерпретацию и подходить к ней как к некоему образцу, к которому ученик должен постараться приблизиться как можно ближе. Если же речь идет о более глубоком изучении музыки П.И. Чайковского, если произведение берется на конкурс или даже в рамках подготовки ученика к поступлению (в будущем) в профильное учебное заведение, то тогда подход и к редакции и к интерпретации должен быть более избирательным. Конечно, ни в коем случае интерпретацию не надо воспринимать как абсолютную истину, требующую полного подчинения личности учащегося. Это  некий отправной момент в самостоятельном творческом поиске ученика.

Хотя  знание различных редакций и интерпретаций«Детского альбома», безусловно, обогащает наш с вами педагогический опыт, и оказывает помощь любому педагогу-практику, с какими бы учениками он не работал.

В подготовке к уроку использованы материалы:

1. Айзенштадт С.А. Искусство интерпретации из сб. «Детский альбом»

П.И. Чайковского. Классика XXI век. – М., 2003.

2. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. – М., Музгиз. – 1949. – С. 126.

3. Кандинский-Рыбников А., Месропова М. О не опубликованной

П.И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»: из сб. Научные труды

Московской годсурарственной консерватории им. П.И. Чайковского / Сост.

Л.В. Рощина. – М.: Россельхозакадемия. – 1997. – вып. 11.

4. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. – М.:
5.
 сайт www.sever-strasti.ru

ООО «Престо». – 2003.

Список использованных методических пособий:

1. Егоров П. Детский альбом. – аудиозапись

2. Климов А. Детский альбом. – аудиозапись

3. Плетнев М. Детский альбом. – аудиозапись







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.

Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством ...

«Западноевропейские знаковые системы XIX–XX вв. в методике преподавания сольфеджио в младших классах»

Как историческая категория музыкальная педагогика про­шла многовековой путь развития в различных цивилизациях и была связана с творчеством композиторов. У истоков западноевропейских музыкально-педагог...

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла"- (на материале русских народных песен).

Конспект открытого урока по теме: "Работа над двухголосием в младшем хоре а капелла" - (на материале русских народных песен) является учебным пособием для преподавателей общего хора. Абсолютно уверена...

«Работа с интервалами в младших классах на уроках сольфеджио в ДМШ»

Данный доклад основан на описании полученного опыта в работе над темой "Изучение интервалов в младших классах" на уроках с учащимися в  детской музыкальной школе. В нем используется материал не т...

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека. Экологические и социальные ка...

Методическая разработка открытого урока "Работа над полифонией в младших классах"

-Знакомство с Маленькой прелюдией До мажор И.С.Баха-Основные этапы работы над полифонической пьесой...

Открытый урок на тему: Работа над полифоническими произведениями в младших классах ДМШ.

Данный открытый урок посвещен работе над полифонией с ученицей 3-го класса....