Программа по изобразительной деятельности "Мир прекрасен"
классный час по теме
Помочь детям раскрыть красоту окружающего мира, приобщиться к истокам русской народной культуры и почувствовать себя частью и носителем этой культуры, развить свои творческие способности, осознавая собственную значимость и исключительность, заглянуть в мир искусства, развить интерес к изобразительной деятельности и призвана эта программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_prekrasen.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
По изобразительной деятельности
«МИР ПРЕКРАСЕН»
Разработана воспитателем
Агафоновой Г.С.
Обоснование актуальности программы.
Известно, что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционального восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности, к искусству. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.
Педагоги и психологи считают, что в процессе рисования у детей развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние.
Школьники имеют поверхностное представление об искусстве, видах и жанрах живописи, изобразительных средствах, о народном декоративно-прикладном творчестве. Им трудно видеть прекрасное в окружающем мире, осознавать себя как часть русской культуры.
Помочь детям раскрыть красоту окружающего мира, приобщиться к истокам русской народной культуры и почувствовать себя частью и носителем этой культуры, развить свои творческие способности, осознавая собственную значимость и исключительность, заглянуть в мир искусства, развить интерес к изобразительной деятельности и призвана эта программа.
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовку ребенка к жизни в обществе.
Принцип построения программы.
Программа состоит из четырех блоков.
Первый блок вводный: «С чего все начиналось?» Он состоит из трёх занятий, на которых знакомит детей с историей рисунка, основными понятиями живописи, изобразительными средствами и правилами работы с ними.
Второй блок: «Мир вокруг нас» тематически знакомит детей с окружающим миром, развивает и совершенствует изобразительные навыки детей, формирует умение изображать предметы и явления разными способами, используя разнообразные изобразительные средства, нетрадиционные приемы рисования, добиваясь наибольшей выразительности рисунка.
Блок содержит 9 занятий. Цикл из первых пяти занятий сменный – меняется в зависимости от времени года. Каждый цикл
завершается обобщающим занятием, на котором подводится итог темы, закрепление полученных знаний, совершенствование и развитие приобретенных умений и навыков.
Третий блок: «Россия – Родина моя» знакомит детей с русской культурой, способствует приобщению к её истокам и традициям. Одно занятие посвящено устному народному творчеству (сказки, потешки, песни); шесть занятий - народному декоративно-прикладному искусству. На них дети знакомятся с дымковской, (дополнительно с филимоновской), хохломской, гжельской, полх-майданской, росписью, формируют навыки декоративного рисования.
Четвёртый заключительный блок открывает детям дверь в мир искусства. Он знакомит детей с произведениями великих художников, учит видеть и понимать прекрасное рядом и носит название «Отведи меня в музей». Блок состоит из трёх занятий. На последнем занятии подводится итог курса – дети создают свою картинную галерею, применяя полученные знания основных
понятий и жанров живописи, используя приобретённые умения и навыки.
Всего программа включает в себя 21 занятие. Обобщение и закрепление полученных знаний и умений проводится на игровых обобщающих занятиях в конце каждой темы или блока. В заключение курса – итоговое занятие.
Закреплению приобретённых умений и навыков, а так же развитию интереса к изодеятельности и творческих способностей, применению на практике полученных знаний способствуют тематические досуговые мероприятия, которые целесообразно
проводить после каждого цикла занятий, объединённых одной темой, так например, «Дары осени», «Путешествие в осенний лес», «Весёлая
ярмарка», «Где живёт перо Жар-птицы?», «Путешествие в Городец», «Экскурсия в Третьяковскую галерею» и другие.
Цель программы: приобщение ребёнка к социальной культуре и коррекция психического и физического развития ребёнка средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- знакомство детей с видами, жанрами и мастерами живописи, народным декоративно-прикладным искусством;
- формирование навыков изобразительной деятельности;
- развитие моторики руки ребёнка, формирование ручной умелости, коррекция зрительно-пространственной ориентировки;
- стабилизация эмоционального состояния, воспитание эстетического вкуса, терпения и усидчивости;
- развитие воображения и творческих способностей.
формы и методы работы:
интегрированные циклы занятий, комплексные и игровые занятия, дидактические и подвижные игры, выставки детских работ, экскурсии, беседы, занятия-путешествия, развлечения, праздники, использование нетрадиционных техник рисования и др.
Ожидаемые результаты:
- умение различать основные жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, отличать картину как вид живописи, знание названий 2 - 3 картин В.Васнецова, узнавание картин И.Шишкина, И.Айвазовского;
- умение различать дымковскую, филимоновскую, гжельскую роспись, использовать их элементы в декоративном рисовании;
- умение правильно компоновать рисунок, ориентироваться на листе бумаги;
- знание основных цветов, их оттенков, самостоятельное их использование в рисунке;
- развитие изобразительных навыков, совершенствование техники рисования, использование различных изобразительных средств для придания выразительности рисунку;
- развитие интереса к изобразительной деятельности.
Перспективный план занятий по программе «В мире прекрасного»
1 блок: «С чего всё начиналось?»
Тема занятия |
Коррекционная цель занятия | |
1 | Рисунки в пещерах (зарождение искусства) | знакомить детей с историей возникновения и развития рисунка, с изобразительными средствами. Рисование: фантазия на тему ладони - развивать воображение. |
2 | В мастерской художника | знакомить детей с изобразительными средствами и правилами работы с ними, с понятиями: композиция, светотень, портрет, пейзаж, натюрморт. |
3 | В гости к радуге | Знакомить детей с понятиями: колорит, тёплые, холодные, контрастные цвета, основные и составные цвета, закреплять знание цветового спектра. |
2 блок: «Мир вокруг нас» | ||
4 | Тема: «Овощи» Занятие: Чипполино и его друзья | формировать у детей умение рисовать овощи по образцу. |
5 | Тема: «Фрукты» Занятие: Фруктовый натюрморт | формировать понятие о натюрморте, умение рисовать с натуры яблоко и грушу. |
6 | Тема: «Ягоды» Занятие: Рябинка | сочетать традиционные способы рисования (рисование кистью ветки рябины, примакиванием - листьев) и нетрадиционные (пальчиком ягоды) |
7 | Тема: «Грибы» Занятие: В лес по грибы | формировать умение рисовать грибы по образцу и по замыслу, знакомить с техникой рисования сангиной. |
8 | Обобщение темы «Осень» Занятие: О чём печалится осень? | развивать умение передавать в рисунке картину осеннего пейзажа, отображать сезонные изменения в природе, связанные с приходом осени. |
9 | Тема: «Домашние животные» Занятие: Мой котёнок | формировать умение задумывать образ котёнка и рисовать его способом тычка. |
10 | Тема: «Птицы» Занятие: Цыплёнок | упражнять детей в нанесении круговой штриховки карандашом, учить рисовать таким способом цыплёнка, сочетать различные виды штриховки. |
11 | Тема: «Рыбы» Занятие: Путешествие в подводный мир | закреплять у детей умение рисовать образы морских животных по памяти, используя различные изобразительные средства, соблюдать правила композиции рисунка. |
12 | Обобщение темы «Животные» Занятие: Планета – наш общий дом (по мотивам книги «Маленький принц») | формировать умение подчиняться общему замыслу, создавать коллективную работу – населить свою маленькую планету (свой дом) разными животными. |
3 блок: «Россия – Родина моя!» | ||
13 | Устное народное творчество | формировать умение различать произведения устного народного творчества, знакомить детей с художником-иллюстратором Ю.Васнецовым, вызвать желание нарисовать иллюстрацию к любимой сказке (песенке, потешке), совершенствовать изобразительные навыки. |
14 | Дымковская игрушка | расписать дымковскую игрушку характерным узором, развивать фантазию при создании своего узора. |
15 | Бело-синее чудо | формировать навыки гжельской росписи, представление о её отличительных особенностях. |
16 | Полх-майданская матрёшка | расписать матрёшку полх-майданской росписью. |
17 | Золотая хохлома | показать детям отличительные особенности хохломской росписи, формировать навыки самостоятельного её выполнения. |
18 | Обобщение темы «Народное декоративно-прикладное искусство» Занятие: весёлая ярмарка | обобщить имеющиеся у детей знания о народном декоративно-прикладном искусстве, закреплять умение по элементам росписи определять её название, приобщать к народным традициям. |
4 блок: «Отведи меня в музей» | ||
19 | Художники пейзажисты И.Шишкин и И.Айвазовский | закреплять знания детей о пейзаже, знакомить с творчеством И.Шишкина на примере картин «Утро в сосновом лесу», «На севере диком» и других; познакомить с картинами И.Айвазовского «Девятый вал», «Бриг». |
20 | Сказочный мир (Знакомство с картинами В.Васнецова) | знакомить детей с творчеством В,Васнецова, катинами «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-царевич и Серый Волк», учить различать быль и сказку. |
21 | Итоговое занятие: Создание картинной галереи | побуждать детей создать свою картину, используя знания композиции, колорита, основных жанров живописи, стремиться к наибольшей выразительности рисунка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА "ЖИВОПИСЬ" ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ"
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ...
Пояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству 1-4 класс
Пояснительная записка...
Программа по изобразительному искусству
Программа по изобразительному искусству для начальной (основной школы) предназначена для учащихся 1-4 классов МАОУ «Обдорская гимназия», изучающих предмет изобразительное искусство.Програм...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
сценарий праздника "Прекрасен мир любовью матери"
Разработка внеклассного мероприятия, посвященная Дню матери. В данном сценарии переплетаются различные виды деятельности, способствующие раскрытию творческого потенциала студентов....
Сценарий праздника "Как прекрасен этот мир, посмотри"
Сценарий мероприятия по вопросам экологическому воспитания и культуры....
План-конспект внеклассного мероприятия «Родной язык, как ты прекрасен!»
Мероприятие посвящено Году родных языков и единства в Республике Татарстан и великому татарскому поэту Габдулле Тукаю ....