12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.
презентация урока для интерактивной доски по теме
Авторские презентации преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Московского военно-музыкального училища Волковой Валентины Васильевны по дисциплине "Элементарная теория музыки" специализации 070102 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые духовые и ударные инструменты. Раздел II. Лад и тональность.
Материалы содержат 12 презентаций по темам:
Тема 1. Мажорный лад. Содержит 6 презентаций - Тетрахорды, Мажорный лад, Тональности мажорного лада, Квинтовый круг мажорных тональностей, Три вида мажора.
Тема 2. Минорный лад. 2 презентации - Три вида минора, Параллельные, одноимённые и однотерцовые тональности.
Тема 3. Лады народной музыки. Состоит из 3-х презентаций - Диатонические семиступенные лады, Дважды гармонические лады, Пентатоника.
Тема 4. Переменные лады. (1 презентация).
Тема 5. Искусственные лады. 1 презентация - Увеличенный лад и уменьшённый лад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4 вида тетрахордов | 568.89 КБ |
Мажорный лад. Общие понятия. | 322.73 КБ |
Построение гамм мажорных тональностей. | 192.05 КБ |
Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей. | 401.64 КБ |
Три вида мажора. | 305.68 КБ |
Три вида минора. | 282.35 КБ |
Параллельные, одноименные и однотерцовые тональности. | 343.61 КБ |
Диатонические семиступенные лады народной музыки. | 2.05 МБ |
Дважды гармонические лады. | 1.63 МБ |
Пентатоника. | 2.25 МБ |
Виды ладовой переменности. | 2.77 МБ |
Увеличенный лад. Уменьшенный лад. | 1.92 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Элементарная теория музыки Тетрахорды Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В. 4 вида тетрахордов
Общие понятия Первое понятие тетрахорда Тетрахорд (от др. греч.): тетра – четыре, хорда – струна
Общие понятия Второе понятие тетрахорда
Существует 4 вида тетрахордов: 1. 2. 3. 4. Древнегреческий театр Диониса в Афинах диатонические
Ионийский тетрахорд Древнегреческие музы
Фригийский тетрахорд Мельпомена (с греч. «поющая») – муза трагедии
Дорийский тетрахорд Полигимния – муза торжественных гимнов
Гармонический тетрахорд Терпсихора – муза хорового пения и танца
Практическая работа 1 2 3 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лад и тональность Мажорный лад Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.
Общие понятия
Общие понятия
Мажорный лад
Строение мажорной гаммы
Обозначение ступеней лада
Названия ступеней лада I ст. – тоника ( Т ), II ст. – нисходящий вводный тон, III ст. – верхняя медианта, IV ст. – субдоминанта ( S ), V ст. – доминанта ( D ), VI ст. – нижняя медианта, VII ст. – восходящий вводный тон Каждая ступень лада имеет своё название:
Главные ступени лада трезвучия на этих ступенях соответствуют мажорному ладу (т.е. мажорные) II , III, VI и VII ступени называются побочными ступенями лада - трезвучия на этих ступенях не соответствуют мажору (три - минорные, одно – уменьшённое)
Устойчивые и неустойчивые ступени мажорного лада
Разрешение неустойчивых ступеней Разрешение – это переход неустойчивой в ступени лада в устойчивую
Особенности тяготения неустойчивых ступеней лада
Практическая работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тональности мажорного лада Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В. Элементарная теория музыки
Общие понятия Тональность - это
1 . Доминанту ( D ) предыдущей тональности принимаем за тонику новой тональности. 2. От неё строим мажорную гамму по схеме: 1 1 ½ 1 1 1 ½ 3. Получаем следующую мажорную гамму с новым диезом на VII ступени . 4. Повторяя многократно это действие, получаем целый ряд мажорных диезных гамм, с новым диезом на VII ступени
Выводы построения
1 . Субдоминанту ( S ) предыдущей тональности принимаем за тонику новой тональности. 2. От неё строим мажорную гамму по схеме 1 1 ½ 1 1 1 ½ 3. Получаем следующую бемольную гамму с новым бемолем на IV ступени . 4. Повторяя это действие, получаем целый ряд бемольных тональностей с новым бемолем на IV ступени
Мажорные тональности Общие выводы
Практическая работа Лабиринт №1 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VI c т. G dur является IV ст. мажора, VII ст. которого совпадает с III ступенью мажора Определить конечную тональность Лабиринт №2 Д А Н О: ЗАДАНИЕ V c т. E dur = III ст. мажора, VI ст. которого совпадает со II ступенью минора, VI ст. которого = III ст. мажора Определить конечную тональность
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квинтовый круг мажорных тональностей Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.
Квинтовый круг мажорных тональностей ч.5 ч.5 F C B G Es D As A Cis Fis H E Des Ges Ces
Квинтовый круг мажорных тональностей
Квартовый круг мажорных тональностей
Кварто-квинтовый круг тональностей
Энгармонизм тональностей
Энгармонизм тональностей
Тональности с двойными знаками
Общие понятия
Определение ключевых знаков в тональностях с двойными знаками Пошаговые действия . 1) Отбросить в заданной тональности знак альтерации в названии - Fes dur . 2) Получаем тональность - F dur . 3) Определить знаки в употребимой тональности – 1 бемоль . 4) Если каждый звук F dur понизить на хроматический полутон – то: каждый звук понизится на бемоль , а бемоль понизится на дубль бемоль . 5) Назвать знаки заданной тональности – один дубль бемоль и (7 – 1) 6 бемолей .
Практическая работа Определить ключевые знаки в данных тональностях: Gis dur , des moll , Ges dur , c es moll , Н is dur Указать энгармонически равные им тональности. ? ? ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три вида мажора Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.
Общие понятия
II . Гармонический мажор
Гармонический мажор Понижение VI ступени вызвало следующие изменения в ладу: 1) появление характерных интервалов , 2) появление 2-х дополнительных тритонов , 3) S -вое трезвучие стало минорным , 4) трезвучие II ступени стало уменьшённым , 5) VII7 стал уменьшённым вводным 7 аккордом . Появился на рубеже XVII – XVIII веков. Использовали: Бах, венские классики, очень широко - романтики.
III . Мелодический мажор
Мелодический мажор VII пониженная ступень через VI пониженную ступень разрешается в V ступень лада. Мелодический мажор имеет наибольшее количество общих звуков с натуральным минором и отличается от него только III (высокой) ступенью. Появился в XIX веке. Широко используется современными композиторами.
Практическая работа Лабиринт №3 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VI c т. Es dur является IV ст. мажора, VI ь ст. которого совпадает с III ступенью минора Определить конечную тональность Лабиринт №4 Д А Н О: ЗАДАНИЕ VII ь c т. E dur = III ст. мажора, VI ь ст. которого совпадает со III ступенью минора, IV ст. которого = VI ь ст. мажора Определить конечную тональность
Практическая работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минорный лад Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.
Три вида минора
Гармонический минор
Мелодический минор VI# через VII# разрешается в I ступень лада
Творческая работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
тональности Элементарная теория музыки Презентация преподавателя МВМУ Волковой В. В.
I . Параллельные тональности Мажор м.3 п араллельный минор п араллельный мажор м.3 _________ Минор
. В натуральных видах параллельные тональности имеют общий звуковой состав Тонические трезвучия этих тональностей имеют общую б.3 Такое родство параллельных тональностей привело к образованию параллельно-переменных ладов .
II . Одноимённые тональности
Одноимённые тональности Например: Разница в знаках Fis dur и fis moll равна: 6 # минус 3# = 3 знака Например: Разница в знаках D dur и d moll равна: 2 # плюс 1ь = 3 знака
Вид мажора Вид минора 1. Натуральный мажор Мелодический минор 2. Гармонический мажор Гармонический минор 3. Мелодический мажор Натуральный минор
III . Однотерцовые тональности
Построение однотерцовых тональностей Например: однотерцовая cis moll минорная тональность хром. ½ т . Мажор C dur Например: минор fis moll хром. ½ т. однотерцовая мажорная F dur тональность
Практическая работа
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уменьшённый лад Элементарная теория музыки Раздел II . «Лад и тональность» Презентация преподавателя музыкально-теоретических дисциплин МВМУ В.В. Волковой
- это шестиступенный лад , в котором Т 5 3 = ув. 5 3 и все трезвучия на ступенях лада равны ув. 5 3 Гамма увеличенного лада строится по целым тонам (1т - 1т – 1т – 1т и т.д.), поэтому звукоряд этого лада называется «целотонной гаммой»
Увеличенный лад
Использование увеличенного лада
М.И. Глинка «Руслан и Людмила» Увертюра (отрывок)
Уменьшённый лад - это восьмиступенный лад , в котором Т 5 3 = ум. 5 3 , развёрнутое Т 5 3 = ум.7акк. и все трезвучия на ступенях лада равны ум. 5 3
Н.А. Римский-Корсаков Царевна Волхова и морское царство опера-былина «Садко» Царевна-Лебедь опера «Сказка о царе Салтане» Звездочёт опера «Сказка о Золотом петушке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета П0.03.УП.02. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных програм...
Краткий справочник по теории музыки
учебное пособие для ДМШ и ДШИ...
8 презентаций по элементарной теории музыки. Раздел I. Темы: Музыкальный звук, Нотное письмо, Музыкальная система.
Презентации по учебной дисциплине "Элементарная теория музыки" созданы в соответствии с рабочей программой Московского военно-музыкального училища по элементарной теории музыки (специальность 07...
14 авторских презентаций к разделу «Интервалы» учебной дисциплины Элементарная теория музыки
Данный учебно-методический материал представляет собой авторский системный подход к изучению раздела «Интервалы» дисциплины Элементарная теория музыки (Специальность 073101 Инструментальное исполнител...
Концепция тональности в отечественном музыкознании: некоторые аспекты изучения в курсе теории музыки.
Предлагается методическое исследование концепции тональности в отечественном музыкознании, которое было проведено в связи с существенной разницей в определениях этого явления. Адресовано преподавателя...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Элементарная теория музыки, гармония» Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»
Данное пособие для студентов колледжей педагогических специальностей с музыкальным уклоном. Помощь по выполнению самостоятельных заданий по предмету "Элементарная теория музыки, гармония"...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ОП 06. Элементарная теория музыки, гармония
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения (2 семестр)_ ОП 06. Элементарная теория музыки, гармония...