Краткий справочник по теории музыки
методическая разработка на тему

Гончаренко Елена Дмитриевна

учебное пособие для ДМШ и ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkiy_spravochnik_po_teorii_muzyki.doc294.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Краснодарского края

МБОУДОД ДШИ ст.Фастовецкой

МО Тихорецкий район Краснодарского края

Е. Гончаренко

КРАТКИЙ  

СПРАВОЧНИК

по

ТЕОРИИ  МУЗЫКИ

 (учебное  пособие  для  ДМШ  и  ДШИ)

2012 год

Гончаренко Елена Дмитриевна

Краткий справочник по теории музыки. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ. – Тихорецк, 2012. – 38 с.

       Пособие представляет собой краткие конспекты по теории музыки. Порядок изложения материала соответствует тематическому планированию, определённому Программой по сольфеджио для ДМШ и ДШИ ( срок обучения – 5 лет ). Это обусловило его активное практическое применение в учебном процессе.

       Наличие алфавитного указателя позволяет использовать пособие в качестве справочника для широкого круга читателей, интересующихся музыкальной грамотой.

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

Первая четверть

Основные музыкальные звуки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Звукоряд – последовательное изложение звуков.

Октава – расстояние от звука до его повторения.

Различают девять октав:

                     пятая ( неполная )                - верхний регистр

                     четвёртая

                     третья

                     вторая                                    - средний регистр

                     первая

                     малая                                       - нижний регистр

                     большая                                 

                     контроктава

                     субконтроктава ( неполная ).

   

Нота – знак, обозначающий звук.

Пауза – знак молчания.

Нотный стан – строка, состоящая из пяти линеек, для нотной записи.

Ключ – знак, определяющий высоту нот.

Скрипичный ключ ( ключ «соль» ) указывает, что на второй линейке нотного стана пишется нота «соль» первой октавы. Используется для записи нот среднего и верхнего регистров.

Басовый ключ ( ключ «фа» ) указывает, что на четвёртой линейке нотного стана пишется нота «фа» малой октавы. Используется для записи нот среднего и нижнего регистров.

Полутон ( П ) – ближайшее расстояние между звуками.

Тон ( Т ) состоит из двух полутонов.

Знаки альтерации – знаки, изменяющие высоту основных звуков:

на полутон:  диез – знак повышения;

                     бемоль – знак понижения;

на тон:         дубль-диез – знак повышения;

                     дубль-бемоль – знак понижения.

Знак отмены действия диезов или бемолей – бекар.

Различают знаки альтерации

ключевые ( выписанные возле ключа ) – постоянные,

случайные ( выписанные возле ноты ) – знаки одного такта.    

Энгармонизм – равенство в звучании при различном названии и обозначении.

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

Вторая четверть

Длительность – продолжительность ноты или паузы.

Основное деление длительностей – чётное.

Поэтому основные длительности:

                     целая,

                     половинная,

                     четвертная,

                     восьмая,

                     шестнадцатая и т.д.

Ритм – чередование длительностей.

Метр – чередование сильных ( ударных ) и слабых ( безударных ) долей.

Сильная доля выделяется при записи тактовой чертой.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой или от одной тактовой черты до другой.

Затакт – неполный начальный такт ( без сильной доли ). Его дополняет заключительный такт.

Размер – знак в виде дроби, обозначающий количество долей в такте ( верхняя цифра ) и длительность каждой доли ( нижняя цифра ).

Группировка – распределение длительностей по группам.

Группировка бывает двух видов:

  1. в инструментальной музыке – в соответствии с долями такта;
  2. в вокальной музыке – в соответствии с литературным текстом.

Темп – скорость исполнения.

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

Третья четверть

Лад – организация звуков вокруг тоники.

Тоника ( T, t ) – самый главный, самый устойчивый звук лада ( I ступень ).

Гамма - последовательное изложение ступеней лада от тоники до тоники.

Ступени лада обозначаются римскими цифрами.

Основные лады в музыке – мажор и минор.

Мажор ( Б ) – семиступенный лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие ( Б53 ).

Звукоряд натурального мажора строится по формуле:

                     Т Т П Т Т Т П  ( Т – тон, П – полутон ).

Минор ( М ) – семиступенный лад, в основе которого лежит минорное трезвучие ( М53 ).

Звукоряд натурального минора строится по формуле:

                     Т П Т Т П Т Т  ( Т – тон, П – полутон ).

Тональность – высотное положение лада, которое определяется тоникой.

До мажор – это мажорный лад с тоникой до. Ключевых знаков нет.

Тоническое трезвучие ( T53, t53 ), т.е. трезвучие, лежащее в основе лада, образуют I, III, V ступени – устойчивые ступени лада.

Неустойчивые ступени лада – VII, II, IV, VI.

Вводные звуки – неустойчивые ступени, вводящие в тонику ( VII, II ).

Опевание – окружение устойчивой ступени неустойчивыми:

                     VII – I – II,          II – III – IV,          IV – V – VI.

Мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Аккомпанемент – сопровождение мелодии.

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

Четвёртая четверть

Транспозиция – перенесение мелодии из одной тональности в другую.

Способы транспозиции:

  1. на заданный интервал;
  2. замена ключа;
  3. замена ключевых знаков ( на хроматический полутон ).

Необходимость транспонирования возникает при ограниченном диапазоне инструмента или голоса.

Соль мажор – это мажорный лад с тоникой соль и одним ключевым знаком фа-диез.

 

Динамические оттенки – знаки, обозначающие степень громкости исполнения.
Основные:  
f ( форте ) – громко,

                    p (пиано ) – тихо.

Фа мажор – это мажорный лад с тоникой фа и одним ключевым знаком си-бемоль.

 

Куплетная форма – форма, в которой музыкальное построение повторяется с различными словами текста.

Обычно она состоит из двух разделов:

                  1) запев ( текст которого меняется );

                  2) припев ( текст которого повторяется ).

Реприза – повторение:

  1. знак нотного письма;
  2. раздел музыкальной формы.

Ля минор – это минорный лад с тоникой ля. Ключевых знаков нет.

Параллельные тональности – мажор и минор, имеющие одинаковый звуковой состав

( одинаковые ключевые знаки ). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии трёх ступеней и трёх полутонов.

Одноимённые тональности – мажор и минор, имеющие одинаковую тонику. Различаются на три ключевых знака.

ВТОРОЙ  КЛАСС

Первая четверть

Тетрахорд – звукоряд, состоящий из четырёх звуков.

Виды минора:

  1. натуральный – его звукоряд строится по формуле:

              тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон,

  1. гармонический – отличается от натурального повышенной VII ступенью ( VII # ),
  2. мелодический – отличается от натурального в восходящем движении  

     повышенными VI и VII ступенями ( вверх VI #, VII # ).

Ми минор – это минорный лад с тоникой ми и одним ключевым знаком фа-диез.

Ре минор – это минорный лад с тоникой ре и одним ключевым знаком си-бемоль.

ВТОРОЙ  КЛАСС

Вторая четверть

Интервал – это созвучие, состоящее из двух звуков. Нижний звук называется основание, а верхний – вершина.

       Каждый интервал имеет две величины:

  1. количественная ( или ступеневая ) величина ( обозначается цифрами ) показывает, сколько ступеней охватывают звуки интервала;

      в зависимости от неё интервал получает название:

                                       1 ступень – прима,

                                       2 ступени – секунда,

                                       3 ступени – терция,

                                       4 ступени – кварта,

                                       5 ступеней – квинта,

                                       6 ступеней – секста,

                                       7 ступеней – септима,

                                       8 ступеней – октава,

                                       более 8 ступеней – составные интервалы;            

  1. качественная ( или тоновая ) величина ( обозначается буквами )

      показывает, сколько тонов или полутонов содержит интервал;

      в зависимости от неё интервалы делятся на

                                               чистые ( прима, кварта, квинта, октава ),

                                       малые и большие (секунда, терция, секста, септима)

                                       уменьшённые и увеличенные.

       По способу исполнения интервалы делятся на  мелодические ( если звуки взяты последовательно ) и гармонические ( если звуки взяты одновременно ).

       По качеству звучания интервалы делятся на диссонансы, т.е. резко звучащие ( м.2, б.2, м.7, б.7, тритоны ) и консонансы трёх видов:

                                     - весьма совершенные ( ч.1, ч.8 ),

                                     - совершенные консонансы ( ч.5, ч.4 ),

                                             - несовершенные консонансы ( м.3, б.3, м.6, б.6 ).

Обращение интервала образуется в результате перенесения

                                                основания ( нижнего звука ) на октаву вверх или

                                                вершины ( нижнего звука ) на октаву вниз.

Первоначальный интервал и его обращение вместе составляют октаву,

но цифровое выражение этой суммы – 9:

                                              1 ( прима )    и  8 ( октава ),

                                              2 ( секунда ) и  7 ( септима ),

                                              3 ( терция )   и  6 ( секста ),

                                              4 ( кварта )    и  5 ( квинта ),

                                              5 ( квинта )   и  4  ( кварта ),

                                              6 ( секста )    и  3 ( терция ),

                                              7 ( септима ) и  2 ( секунда ),

                                              8 ( октава )    и  1 ( прима ).

Все интервалы ( кроме чистых ) при обращении меняют качество на противоположное:

                                              малые интервалы обращаются в большие ( большие – в малые ),

                                              уменьшенные – в увеличенные (увеличенные – в уменьшенные)

Первоначальный интервал и его обращение вместе составляют 12 полутонов.

Прима – это интервал, звуки которого находятся на одной ступени.
Прима называется
чистой, если не содержит ни одного полутона ( 0 полутонов ).

Обозначается ч.1. Чистая прима является весьма совершенным консонансом.

Октава – это интервал, звуки которого охватывают 8 ступеней.
Октава называется
чистой, если содержит 12 полутонов. Обозначается ч.8.

Чистая октава является весьма совершенным консонансом.

Квинта – это интервал, звуки которого охватывают 5 ступеней.
Квинта называется
чистой, если содержит 7 полутонов. Обозначается ч.5.

Чистая квинта является совершенным консонансом.

Кварта – это интервал, звуки которого охватывают 4 ступени.
Кварта называется
чистой, если содержит 5 полутонов. Обозначается ч.4.

Чистая кварта является совершенным консонансом.

Тритоны – диссонирующие интервалы, содержащие 3 тона ( 6 полутонов ).

Тритоны бывают двух видов:

  1. уменьшённая квинта ( ум.5 ), разрешается в терцию;
  2. увеличенная кварта ( ув.4 ), разрешается в сексту.

Тритоны в параллельных тональностях натурального вида совпадают, хотя образуются

  1. в мажоре между VII ( ум.5 ) и IV ( ув.4 ) ступенями;
  2. в миноре между II ( ум.5 ) и VI ( ув.4 ) ступенями.

Элементы музыкальной формы:

  1. фраза – небольшое музыкальное построение ( обычно 2 такта ), обособленное ритмически;
  2. мотив – группа звуков, объединённых одним главным акцентом ( наименьшее музыкальное построение – не более одного такта ).

Секвенция – повторение мелодического оборота ( звена секвенции ) на разной высоте. Интервал перемещения мелодического оборота называется шагом секвенции.

Секвенции бывают:

  1. восходящие и нисходящие;
  2.  тональные (повторение мелодического оборота от разных ступеней одной тональности ) и модулирующие ( повторение мелодического оборота от одной и той же ступени в разных тональностях ).

ВТОРОЙ  КЛАСС

Третья четверть

Ре мажор – это мажорный лад с тоникой ре и двумя ключевыми знаками: фа-диез и 

до-диез.

Терция – это интервал, звуки которого охватывают 3 ступени.

Терция называется малой, если содержит 3 полутона. Обозначается м.3.

Терция называется большой, если содержит 4 полутона. Обозначается б.3.

Малая и большая терции являются несовершенными консонансами.

Знаки увеличения длительности:

  1. точка – увеличивает на половину;
  2. лига – объединяет слигованные длительности в одну;
  3. фермата – произвольное увеличение.

Секста – это интервал, звуки которого охватывают 6 ступеней.

Секста называется малой, если содержит 8 полутонов. Обозначается м.6.

Секста называется большой, если содержит 9 полутонов. Обозначается б.6.

Малая и большая сексты являются несовершенными консонансами.

Си минор – это минорный лад с тоникой си и двумя ключевыми знаками: фа-диез и 

до-диез.

ВТОРОЙ  КЛАСС

Четвёртая четверть

Си-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой си-бемоль и двумя ключевыми знаками: си-бемоль и ми-бемоль.

Трезвучие ( 53 ) – это созвучие, состоящее из трёх звуков, расположенных по терциям.

Нижний звук называется прима ( основание ), средний – терция ( терцовый ), верхний – квинта ( квинтовый ).

Трезвучие имеет два обращения:

  1. секстаккорд ( 6 ) – это такой вид трезвучия, в основе которого лежит терцовый звук; секстаккорд состоит из терции и кварты;
  2. квартсекстаккорд ( 64 ) – это такой вид трезвучия, в основе которого лежит квинтовый звук;

      квартсекстаккорд состоит из кварты и терции.

Секунда – это интервал, звуки которого охватывают 2 ступени.

Секунда называется малой, если содержит 1 полутон. Обозначается м.2.

Секунда называется большой, если содержит 2 полутона. Обозначается б.2.

Малая и большая секунды являются диссонансами.

Соль минор – это минорный лад с тоникой соль и двумя ключевыми знаками: си-бемоль и ми-бемоль.

Увеличенная секунда ( ув.2 ) – характерный интервал гармонического лада.

Образуется между VI и VII ступенями.

Разрешается  в чистую кварту ( ч.4 ) – по тяготению неустойчивых звуков в устойчивые

( V – I ступени ).

ТРЕТИЙ  КЛАСС

Первая четверть

Ля мажор – это мажорный лад с тоникой ля и тремя ключевыми знаками: фа-диез, 

до-диез и соль-диез.

Главные ступени лада – ступени, на которых строятся трезвучия, характеризующие лад

( в мажоре – мажорные, в миноре – минорные ).

К ним относятся:    I ступень    – тоника ( T, t );

                                 V ступень   – доминанта ( D, d );

                                 IV ступень  – субдоминанта ( S, s ).

Фа-диез минор – это минорный лад с тоникой фа-диез и тремя ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез и соль-диез.

ТРЕТИЙ  КЛАСС

Вторая четверть

Ми-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой ми-бемоль и тремя ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

До минор – это минорный лад с тоникой до и тремя ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Тритоны в одноимённых тональностях совпадают.
VII и IV ступени в мажоре и гармоническом миноре образуют тритоны доминантовой группы:

  1.  уменьшённая квинта ( ум.5 ) строится на VII ступени;

      разрешается в терцию ( в мажоре – в большую, в миноре – в малую );

  1. увеличенная кварта ( ув.4 ) строится на IV ступени;

разрешается в сексту ( в мажоре – в малую, в миноре – в большую ).

ТРЕТИЙ  КЛАСС

Третья четверть

Фа минор – это минорный лад с тоникой фа и четырьмя ключевыми знаками: си-бемоль,

ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль.

Ля-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой ля-бемоль и четырьмя ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль и ре-бемоль.

Септима – это интервал, звуки которого охватывают 7 ступеней.

Септима называется малой, если содержит 10 полутонов. Обозначается м.7.

Септима называется большой, если содержит 11 полутонов. Обозначается б.7.

Малая и большая септимы являются диссонансами.

Септаккорд ( 7 ) – это созвучие, состоящее из четырёх звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки этого созвучия образуют септиму – отсюда и название септаккорд.

Доминантовый септаккорд ( D7 ) - это септаккорд, построенный на V ступени мажора или гармонического минора ( т.к. V ступень лада называется доминантой ).

Объединяет в себе V, VII, II, IV ступени, которые образуют большую и две малые терции

( D7 = б.3 + м.3 + м.3 ).

Разрешается в тоническое трезвучие с пропущенной квинтой  и утроенной тоникой (Т3(5))

По качеству звучания доминантовый септаккорд является малым мажорным, т.к.

       1)  крайние звуки образуют малую септиму;

       2)  в основе лежит мажорное трезвучие ( б.3 + м.3 ).

Трёхчастная форма – форма, три части которой скреплены единством крайних частей

( тематическим, тональным и пр.).

ТРЕТИЙ  КЛАСС

Четвёртая четверть

Ми мажор – это мажорный лад с тоникой ми и четырьмя ключевыми знаками: фа-диез,

до-диез, соль-диез и ре-диез.

Интервальный состав трезвучий:

Б53 = б.3 + м.3                   Б6 = м.3 + ч.4                        Б64 = ч.4 + б.3

М53 = м.3 + б.3                           М6 = б.3 + ч.4                       М64 = ч.4 + м.3

ум53 = м.3 + м.3

ув53 = б.3 + б.3

                                                     

Канон – многоголосие, в котором одна мелодическая линия последовательно излагается в каждом из голосов.

До-диез минор – это минорный лад с тоникой до-диез и четырьмя ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез и ре-диез.

 

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС

Первая четверть

Си мажор – это мажорный лад с тоникой си и пятью ключевыми знаками: фа-диез,

до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Триоль – деление длительности на три части.

Трезвучия главных ступеней лада и их обращения: 

квартсекстаккорд ( 64 )           V          I           II 

секстаккорд  ( 6 )                      III        VI        VII

трезвучие  ( 53 )                          I          IV         V  

                                     T,t        S,s        D,d                                                                                                                  

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС

Вторая четверть

Соль-диез минор – это минорный лад с тоникой соль-диез и пятью ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

Характерные интервалы – интервалы, характерные для гармонического лада.

К ним относятся: ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4.

В гармоническом миноре они образуются от повышения VII ступени, которая является

       1)  основанием уменьшённых интервалов ( ум.7, ум.5 );

       2)  вершиной увеличенных интервалов ( ув.2, ув.5 ).

       

Си-бемоль минор – это минорный лад с тоникой си-бемоль и пятью ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль и соль-бемоль.

Уменьшённое трезвучие строится на VII ступени мажора и гармонического минора

( умVII53 ). Крайние звуки образуют уменьшённую квинту, отсюда и название.

Состоит из двух малых терций ( умVII53 = м.3 + м.3 ).

Разрешается в тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и удвоенной тоникой (Т3(5))

Синкопа – перемещение акцента с сильной доли на слабую.

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС

Третья четверть

Ре-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой ре-бемоль и пятью ключевыми знаками:

си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль и соль-бемоль.

Доминантовый септаккорд имеет три обращения:

  1. доминантовый квинтсекстаккорд ( D65 ) –

      строится на VII ступени лада,

      разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой,

      состоит из двух малых терций, большой секунды

      ( D65 = м.3 + м.3 + б.2 = ум53 + б.2 );

  1. доминантовый терцквартаккорд ( D43 ) –

      строится на II ступени лада,

      разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой ( в октаву ),

      состоит из малой терции, большой секунды, большой терции

      ( D43 = м.3 + б.2 + б.3 );

  1. доминантовый секундаккорд ( D2 ) –

      строится на IV ступени лада,

      разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой,

      состоит из большой секунды, большой терции, малой терции

      ( D2 = б.2 + б.3 + м.3 = б.2 + Б53 ).

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС

Четвёртая четверть

Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени мажора или гармонического минора ( т.к. VII и II ступени, лежащие в его основе, называются вводными звуками ).

Вводный септаккорд объединяет в себе VII, II, IV,VI ступени, которые образуют

  1. в натуральном мажоре две малые и одну большую терции;

      крайние звуки составляют малую септиму, поэтому он называется

      малый вводный септаккорд ( VII7 = м.3 + м.3 + б.3 = ум53 + б.3 );

  1. в гармоническом мажоре и гармоническом миноре три малые терции;

      крайние звуки составляют уменьшённую септиму, поэтому он называется

      уменьшённый вводный септаккорд ( умVII7 = м.3 + м.3 + м.3 = ум53 + м.3 ).

Разрешается в тоническое трезвучие

  1. с удвоенным терцовым звуком во избежании параллельных квинт: VII7 – T53;

или 2)  с удвоенной тоникой через доминантовый квинтсекстаккорд: VII7 – D65 – T53.

ПЯТЫЙ  КЛАСС

Первая четверть

Виды мажора:

  1. натуральный – его звукоряд строится по формуле:

              тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон,

  1. гармонический – отличается от натурального пониженной VI ступенью ( VI   ),
  2. мелодический – отличается от натурального в нисходящем движении  

     пониженными VI и VII ступенями ( вверх VI   , VII   ).

Характерные интервалы – интервалы, характерные для гармонического лада.

К ним относятся: ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4.

В гармоническом мажоре они образуются от понижения VI ступени, которая является

       1)  основанием увеличенных интервалов ( ув.2, ув.5 );

       2)  вершиной уменьшённых интервалов ( ум.7, ум.5 ).

Тритоны в одноимённых тональностях совпадают.
II и VI ступени в миноре и гармоническом мажоре образуют тритоны субдоминантовой группы:

  1.  уменьшённая квинта ( ум.5 ) строится на II ступени;

      разрешается в терцию ( в мажоре – в малую, в миноре – в большую );

  1. увеличенная кварта ( ув.4 ) строится на VI ступени;

разрешается в сексту ( в мажоре – в большую, в миноре – в малую ).

До-диез мажор – это мажорный лад с тоникой до-диез и семью ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, ля-диез, ми-диез, си-диез.

До-диез мажор и Ре-бемоль мажор энгармонически равны.

Альтерация – изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые.

Хроматизм – изменение ступеней лада ( в том числе и устойчивых ), выводящее за пределы тональности.

Отклонение – временный переход из одной тональности в другую.

Модуляция – переход из одной тональности в другую с закреплением новой тоники.

Хроматическая гамма – двенадцатиступенный звукоряд, построенный по полутонам.

Правила записи хроматической гаммы:

1)   мажорного вида:

      в восходящем движении III, VI ступени остаются без изменения, VII - понижается;

      в нисходящем движении I, V ступени остаются без изменения, IV ступень повышается.

2)   минорного вида:

      I, V ступени остаются без изменения, II ступень понижается.

ПЯТЫЙ  КЛАСС

Вторая четверть

Ля-диез минор – это минорный лад с тоникой ля-диез и семью ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, ля-диез, ми-диез, си-диез.

Ля-диез минор и си-бемоль минор энгармонически равны.

Период – простейшая форма выражения законченной музыкальной мысли, завершённая  полной каденцией.

Предложение – крупная часть периода, выделенная цезурой. Чаще всего период состоит из двух предложений, каденции которых функционально согласованы.

Каденция (или каданс) – гармонический оборот, заключающий музыкальное построение.

Каденции различают по местоположению:

1)  половинные ( в конце 1-ого предложения ) – неустойчивые, заканчиваются  

            аккордами доминанты или субдоминанты;

       2)  заключительные ( в конце периода ) – устойчивые, включают полный

     гармонический оборот: субдоминанта – доминанта – тоника.

Тяготение неустойчивой каденции в устойчивую связывает их и объединяет предложения в одно музыкальное целое.

Органный пункт – выдерживаемый или повторяемый в басу звук на фоне чередования различных аккордов.

ПЯТЫЙ  КЛАСС

Третья четверть

До-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой до-бемоль и семью ключевыми знаками:

си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль, фа-бемоль.

До-бемоль мажор и Си мажор энгармонически равны.

Ля-бемоль минор – это минорный лад с тоникой ля-бемоль и семью ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль, фа-бемоль.

Ля-бемоль минор и соль-диез минор энгармонически равны.

ПЯТЫЙ  КЛАСС

Четвёртая четверть

Фа-диез мажор – это мажорный лад с тоникой фа-диез и шестью ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, ля-диез, ми-диез.

Соль-бемоль мажор – это мажорный лад с тоникой соль-бемоль и шестью ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль.

Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор энгармонически равны.

Ре-диез минор – это минорный лад с тоникой ре-диез и шестью ключевыми знаками:

фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез, ля-диез, ми-диез.

Ми-бемоль минор – это минорный лад с тоникой ми-бемоль и шестью ключевыми знаками: си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль.

Ми-бемоль минор и ре-диез минор энгармонически равны.

Виды размеров:

  1. простой – двухдольный или трёхдольный;
  2. сложный, объединяющий в себе несколько однотипных простых размеров

      ( двухдольных или трёхдольных );

3)   смешанный, объединяющий в себе разнотипные простые размеры

      ( двухдольные и трёхдольные );

       4)   переменный – меняющийся на протяжении одного музыкального произведения.

КЛАСС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ

Первая четверть

Родственные тональности – тональности, тонические трезвучия которых строятся на ступенях данной тональности.

К ним относятся тональности, соответствующие трезвучиям

       1)   главных ступеней лада ( субдоминантовому и доминантовому );

       2)   побочных ступеней лада ( кроме умVII53 в мажоре или умII53 в миноре,

             которые не могут быть основой лада );

  1. гармонического лада ( s53 в мажоре или D53 в миноре ).

КЛАСС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ

Вторая четверть

Лады народной музыки.

Семиступенные:

  1. лидийский – отличается от натурального мажора IV повышенной ступенью;
  2. миксолидийский - отличается от натурального мажора VII пониженной ступенью;
  3. дорийский - отличается от натурального минора VI повышенной ступенью;
  4. фригийский - отличается от натурального минора II пониженной ступенью.

Пятиступенный лад – пентатоника – бесполутоновый лад:

  1. пентатоника мажорного вида отличается от натурального мажора отсутствием

      IV иVII ступеней;

  1. пентатоника минорного вида отличается от натурального минора отсутствием

      II и VI ступеней.

КЛАСС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ

Третья четверть

Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций ( ув53 = б.3 + б.3 ).

Крайние звуки образуют увеличенную квинту, отсюда и название.

Увеличенное трезвучие строится

       1)  в гармоническом мажоре на VI ступени,
           разрешается в тонический квартсекстаккорд ( Т64 );

       2)  в гармоническом миноре на III ступени,

            разрешается в тонический секстаккорд ( t6 ).

КЛАСС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ

Четвёртая четверть

Септаккорд II ступени ( II7 ) называется субдоминантсептаккорд ( т.к. кроме II в его состав входят IV, VI, I ступени, образующие субдоминантовое трезвучие ).

По качеству звучания септаккорд II ступени является

       1)  в натуральном мажоре малым минорным,

            т.к. крайние звуки образуют малую септиму и в основе лежит минорное трезвучие

            ( II7 = м.3 +б.3 + м.3 = М53 +м.3 );

       2)  в гармоническом мажоре и гармоническом миноре малым с уменьшённой квинтой,

            т.к. крайние звуки образуют малую септиму и в основе лежит ум. трезвучие

            ( II7 = м.3 + м.3 + б.3 = ум53 + б.3 ).

Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой ( Т6 ).

АЛФАВИТНЫЙ  УКАЗАТЕЛЬ

А

аккомпанемент - 5

альтерация - 20, 3

Б

басовый ключ - 3

бемоль - 3

В

вводные звуки - 5

вводный септаккорд ( VII7, умVII7 ) - 19

виды мажора - 20

виды минора - 7

виды размеров - 23

виды секвенций - 9

восьмая - 4

Г

гамма - 5

гармонический мажор - 20

гармонический минор - 7

главные ступени лада - 12

группировка - 4

Д

диез - 3 

динамические оттенки - 6

длительность - 4

До-бемоль мажор - 22

До-диез мажор - 20

до-диез минор - 15

До мажор - 5

доминанта ( D, d ) - 12, 16

доминантовый квинтсекстаккорд ( D65 ) - 18

доминантовый секундаккорд ( D2 ) - 18

доминантовый септаккорд ( D7 ) - 14, 18

доминантовый терцквартаккорд ( D43 ) - 18

до минор - 13

дорийский лад - 25

дубль-бемоль - 3

дубль-диез - 3

Е

Ж

З

заключительная каденция - 21

запев - 6

затакт - 4

звено секвенции - 9

звукоряд - 3

знаки альтерации - 3

знаки увеличения длительности - 10

И

интервальный состав трезвучий - 15

К

каданс - 21

каденция - 21

канон - 15

квартсекстаккорд ( 64 ) - 11, 15, 16

ключ - 3

ключевые знаки - 3

куплетная форма - 6

Л

лад - 5

лады народной музыки - 25

лидийский лад - 25

Ля-бемоль мажор - 14

ля-бемоль минор - 22

ля-диез минор - 21

Ля мажор - 12

ля минор - 6

М

мажор - 5, 20

малый вводный септаккорд ( VII7 ) - 19

малый мажорный септаккорд - 14

малый минорный септаккорд - 27

малый с уменьшённой квинтой септаккорд - 27, 19

мелодический мажор - 20

мелодический минор - 7

мелодия - 5

метр - 4

Ми-бемоль мажор - 13

ми-бемоль минор - 23

миксолидийский лад - 25

Ми мажор - 15

ми минор - 7

минор - 5, 7

модулирующая секвенция - 9

модуляция - 20

Н

натуральный мажор - 20

натуральный минор - 7

неустойчивые ступени лада - 5

нота - 3

нотный стан - 3

О

обращения доминантового септаккорда - 18

обращение интервала - 8

обращения трезвучия - 11, 15, 16

одноимённые тональности - 6

октава - 3

опевание - 5

органный пункт - 21

основное деление длительностей - 4

основные длительности - 4

основные лады - 5

основные музыкальные звуки - 3

отклонение - 20

П

параллельные тональности - 6

пауза - 3

пентатоника - 25

переменный размер - 23

период - 21

p ( пиано ) - 6

половинная - 4

половинная каденция - 21

полутон - 3

предложение - 21

припев - 6

простой размер - 23

Р

размер - 4, 23

Ре-бемоль мажор - 18

ре-диез минор - 23

Ре мажор - 10

ре минор - 7

реприза - 6

ритм - 4

родственные тональности - 24

С

секвенция - 9

секста - 10

секстаккорд ( 6 ) - 11, 15, 16

секунда - 11

септаккорд ( 7 ) - 14

септаккорд II ступени ( II7 ) - 27

септима - 14

Си-бемоль мажор - 11

си-бемоль минор - 17

сильная доля - 4

Си мажор - 16

си минор - 10

синкопа - 17

скрипичный ключ - 3

слабая доля - 4

сложный размер - 23

случайные знаки - 3

смешанный размер - 23

Соль-бемоль мажор - 23

соль-диез минор - 17

Соль мажор - 6

соль минор - 11

составные интервалы - 8

субдоминанта ( S, s ) - 12, 16

субдоминантсептаккорд - 27

Т

такт - 4

тактовая черта - 4

темп - 4

терция - 10

тетрахорд - 7

тон - 3

тональная секвенция - 9

тональность - 5

тоника - 5, 12, 16

тоническое трезвучие ( T53, t53 ) - 5, 16

транспозиция - 6

трезвучие ( 53 ) - 11, 15, 16

трезвучия главных ступеней лада и их обращения - 16

трёхчастная форма - 14

триоль - 16

тритоны - 9, 13, 20

тритоны доминантовой группы - 13

тритоны в параллельных тональностях натурального вида - 9

тритоны субдоминантовой группы - 20

У

увеличенная кварта ( ув.4 ) - 9, 13

увеличенная квинта ( ув.5 ) - 17

увеличенная секунда ( ув.2 ) - 11, 17

увеличенное трезвучие - 26

уменьшённая кварта ( ум.4 ) - 17

уменьшённая квинта ( ум.5 ) - 9, 13

уменьшённая септима ( ум.7 ) - 17

уменьшённое трезвучие - 17

уменьшённый вводный септаккорд ( умVII7 ) - 19

устойчивые ступени лада - 5

Ф

Фа-диез мажор - 23

фа-диез минор - 12

Фа мажор - 6

фа минор - 14

фермата - 10

f ( форте ) - 6

фригийский лад - 25

Х

характерные интервалы - 17, 20

характерные интервалы в мажоре - 20

характерные интервалы в миноре - 17

хроматизм - 20

хроматическая гамма - 20

Ц

целая - 4

Ч

четвертная - 4

Ш

шаг секвенции - 9

шестнадцатая - 4

Щ

Э

Энгармонизм - 3, 20, 21, 22, 23

Ю

Я

Приложение

ПРИМЕРНЫЙ  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

( СРОК  ОБУЧЕНИЯ – 5  ЛЕТ )

Первый класс


№ темы


наименование тем



1.

2.

3.

4.

5.



6.

7.




8.

9.

10.

11.

12.




13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.




21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

 

   1 четверть

Понятие о звуках.

Названия музыкальных звуков. Звукоряд. Октава.

Знакомство с клавиатурой. Регистры.

Нота. Нотный стан.

Ключи:

   - скрипичный ключ;

   - басовый ключ.

Полутон, тон.

Знаки альтерации.

Контрольный урок.


   2 четверть

Длительности.

Ритм.

Метр. Сильная доля. Тактовая черта.

Такт. Затакт.

Размер. Размеры 4/4, 2/4, 3/4. Группировка.

Контрольный урок.

 

   3 четверть

Лад: мажор, минор.

Тоника. Т53. Тональность.

Тональность До мажор.

Строение мажорной гаммы.

Цифровое обозначение ступеней.

Понятие устойчивости, неустойчивости.

Вводные звуки. Опевание.

Мелодия. Аккомпанемент.

Контрольный урок.


   4 четверть

Транспозиция. Тональность Соль мажор.

Динамические оттенки (форте, пиано).

Тональность Фа мажор.

Фраза. Куплет (запев, припев). Реприза.

Тональность ля минор.

Параллельные тональности.

Одноимённые тональности.

Контрольный урок.

Второй класс


№ темы


наименование тем




1.

2.

3.

4.

5.

6.




7.

8.

9.

10.

11.

12.




13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.




20.

21.



22.

23.

24.

25.


1 четверть

Повторение пройденного.

Лады: мажор и минор.

Тетрахорд.

Ритмическая группа

Виды минора.

Тональность ми минор.

Тональность ре минор.

Контрольный урок.


 2 четверть

Интервал.

Обращение интервала.

Прима и октава.

Затакт:           ,       ,       .      

Квинта и кварта. Тритоны.

Мотив, фраза, секвенция.

Контрольный урок.


3 четверть

Тональность Ре мажор.

Одноимённые тональности.

Терция.

Ритмическая группа

Секста.

Фермата.

Тональность си минор.

Контрольный урок.


4 четверть

Тональность Си-бемоль мажор.

Т53 и его обращения:

   - секстаккорд;

   - квартсекстаккорд.

Ритмические группы              ,              .

Секунда.

Тональность соль минор.

ув.2 в гармоническом миноре.

Контрольный урок.

Третий класс


№ темы


наименование тем




1.

2.




3.




4.

5.

6.

7.






8.

9.

10.

11.

12.

13.




14.

15.

16.

17.



18.


1 четверть

Повторение пройденного.

Тональность Ля мажор.

Главные ступени лада:

   - тоника, Т53;

   - доминанта, D53;

   - субдоминанта, S53.

Тональность фа-диез минор.

Контрольный урок.


 2 четверть

Тональность Ми-бемоль мажор.

Тональность до минор.

Одноимённые тональности.

Тритоны в одноимённых тональностях ( D группы ):

   - ум.5 на VII ступени;

   - ув.4 на IV ступени.

Контрольный урок.

 

 3 четверть

Тональность фа минор.

Ритмическая группа

Тональность Ля-бемоль мажор.

Септима.

Септаккорд. D7.

Трёхчастная форма. Реприза.

Контрольный урок.


4 четверть

Тональность Ми мажор.

Размер 3/8. Группировка длительностей в размере 3/8.

Тональность до-диез минор.

Обращения трезвучий от звука:

   - секстаккорд;

   - квартсекстаккорд.

Канон.

Контрольный урок.

Четвёртый класс


№ темы


наименование тем




1.

2.

3.




4.




5.

6.

7.

8.

9.



10.




11.

12.

13.







14.



15.



16.


1 четверть

Повторение пройденного.

Тональность Си мажор.

Триоль

Трезвучия главных ступеней лада:

   - Т53 и его обращения;

   - D53 и его обращения;                            

   - S53 и его обращения.

Ритмическая группа            

Контрольный урок.


2 четверть

Тональность соль-диез минор.

ув.2 и ум.7 в гармоническом миноре.

Тональность си-бемоль минор.

Тритоны в одноимённых тональностях ( D группы ).

умVII53:

   - в мажоре;

   - в гармоническом миноре.

Синкопа.

Контрольный урок.


3 четверть

Тональность Ре-бемоль мажор.

Септаккорд.

D7 с обращениями в тональности:

   - D65;

   - D43;

   - D2.

Контрольный урок.


4 четверть

Септима на VII ступени:

   - в мажоре;

   - в гармоническом миноре.

Вводные септаккорды:

   - VII7;  

   - ум VII7.

Размер 6/8.

Контрольный урок.

Пятый класс


№ темы


наименование тем




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.




8.

9.

10.

11.

12.

13.




14.

15.

16.

17.




18.

19.

20.

21.



1 четверть

Повторение пройденного.

Мажор. Виды мажора.

Характерные интервалы в мажоре.

Тритоны в одноимённых тональностях ( S группы ).

Тональность До-диез мажор.

Альтерация. Хроматизм. Отклонение. Модуляция.

Ритмическая группа

Хроматическая гамма.

Контрольный урок.


2 четверть

Минор. Виды минора.

Тональность ля-диез минор.

Трезвучия главных ступеней лада.

D7 с обращениями в ладу.

Период.Предложение.Каденция.Кадансовые обороты.

Органный пункт.

Контрольный урок.


3 четверть

Тональность До-бемоль мажор.

Ритмическая группа

Тональность ля-бемоль минор.

D7 с обращениями от звука.

Контрольный урок.


4 четверть

Тональности Фа-диез = Соль-бемоль.

Тональности ре-диез = ми-бемоль.

Ритмические группы:           ,            ,        .

Виды размеров. Переменный размер.

Контрольный урок.

 

Класс профессиональной ориентации


№ темы


наименование тем



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.




8.

9.

10.

11.

12.






13.



14.






15.

16.

 

1 четверть

Мажор. Виды мажора.

Минор. Виды минора.

Параллельные тональности.

Одноимённые тональности.

Квинтовый круг тональностей.

Энгармонически равные тональности.

Родственные тональности. I степень родства.

Контрольный урок.


2 четверть

Альтерация. Хроматизм.

Модуляция. Отклонение.

Мажорная хроматическая гамма.

Минорная хроматическая гамма.

Лады народной музыки:

   - семиступенные;

   - пятиступенные.

Контрольный урок.

 

3 четверть

Интервалы, их виды:

-простые и составные;

-диатонические и характерные.

Трезвучия, их виды:

-мажорное и минорное;

-уменьшённое и увеличенное.

Контрольный урок.


4 четверть

Трезвучия главных ступеней лада.

Септаккорды:

   - D7;

   - VII7;

   - II7.

Закрепление пройденного.

Контрольный урок.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВЫЙ  КЛАСС

Первая четверть…………………………………………………………………………………..3

Основные музыкальные звуки

Звукоряд

Октава

Нота

Пауза

Нотный стан

Ключ

Полутон

Тон

Знаки альтерации

Энгармонизм

Вторая четверть…………………………………………………………………………………..4

Длительность

Основное деление длительностей

основные длительности

Ритм

Метр

Сильная доля

Такт

Затакт

Размер

Группировка

Третья четверть…………………………………………………………………………………..5

Лад

Тоника

Гамма

Основные лады

Тональность

До мажор

Тоническое трезвучие

Устойчивые ступени лада

Неустойчивые ступени лада

Вводные звуки

Опевание

Мелодия

Аккомпанемент

Четвёртая четверть………………………………………………………………………………6

Транспозиция

Соль мажор

Динамические оттенки

Фа мажор

Куплетная форма

Реприза

Ля минор

Параллельные тональности

Одноимённые тональности

ВТОРОЙ  КЛАСС

Первая четверть………………………………………………………………………………….7

Тетрахорд

Виды минора

Ми минор

Ре минор

Вторая четверть………………………………………………………………………………..8-9

Интервал

Обращение интервала

Прима

Октава

Квинта

Кварта

Тритоны

Тритоны в параллельных тональностях натурального вида

Элементы музыкальной формы

Секвенция

Третья четверть………………………………………………………………………………....10

Ре мажор

Терция

Знаки увеличения длительности

Секста

Си минор

Четвёртая четверть……………………………………………………………………………..11

Си-бемоль мажор

Трезвучие и его обращения

Секунда

Соль минор

Увеличенная секунда

ТРЕТИЙ  КЛАСС

Первая четверть…………………………………………………………………………………12

Ля мажор

Главные ступени лада

Фа-диез минор

Вторая четверть…………………………………………………………………………………13

Ми-бемоль мажор

До минор

                                    Тритоны доминантовой группы

Третья четверть…………………………………………………………………………………14

Фа минор

Ля-бемоль мажор

Септима

Септаккорд

Доминантовый септаккорд

Трёхчастная форма

Четвёртая четверть……………………………………………………………………………..15

Ми мажор

Интервальный состав трезвучий

Канон

До-диез минор

ЧЕТВЁРТЫЙ  КЛАСС

Первая четверть………………………………………………………………………………...16

Си мажор

Триоль

Трезвучия главных ступеней лада и их обращения

Вторая четверть…………………………………………………………………………………17

Соль-диез минор

Характерные интервалы в миноре

Си-бемоль минор

Уменьшённое трезвучие

Третья четверть…………………………………………………………………………………18

Ре-бемоль мажор

Обращения доминантового септаккорда

Четвёртая четверть……………………………………………………………………………..19

Вводный септаккорд

ПЯТЫЙ  КЛАСС

Первая четверть………………………………………………………………………………...20

Виды мажора

Характерные интервалы в мажоре

Тритоны субдоминантовой группы

До-диез мажор

Альтерация

Хроматизм

Отклонение

Модуляция

Хроматическая гамма

Вторая четверть………………………………………………………………………………. .21

Ля-диез минор

Период

Предложение

Каденция

Органный пункт

Третья четверть ………………………………………………………………………………...22

До-бемоль мажор

Ля-бемоль минор

Четвёртая четверть……………………………………………………………………………..23

Фа-диез мажор

Соль-бемоль мажор

Ре-диез минор

Ми-бемоль минор

Виды размеров

КЛАСС  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ОРИЕНТАЦИИ

Первая четверть………………………………………………………………………………...24

Родственные тональности

Вторая четверть…………………………………………………………………………………25

Лады народной музыки

Третья четверть………………………………………………………………………………....26

Увеличенное трезвучие

Четвёртая четверть……………………………………………………………………………..27

Септаккорд II ступени

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ………………………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный учебно-тематический план ( срок обучения – 5 лет )………………………….33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета П0.03.УП.02. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных програм...

8 презентаций по элементарной теории музыки. Раздел I. Темы: Музыкальный звук, Нотное письмо, Музыкальная система.

Презентации по учебной дисциплине "Элементарная теория музыки" созданы в соответствии с рабочей программой  Московского военно-музыкального училища по элементарной теории музыки (специальность 07...

12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.

Авторские презентации преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Московского военно-музыкального училища Волковой Валентины Васильевны по дисциплине "Элементарная теория музыки" специализации 07...

14 авторских презентаций к разделу «Интервалы» учебной дисциплины Элементарная теория музыки

Данный учебно-методический материал представляет собой авторский системный подход к изучению раздела «Интервалы» дисциплины Элементарная теория музыки (Специальность 073101 Инструментальное исполнител...

Тема «Энгармонизм» в курсе теории музыки: аспекты изучения

Предлагается обзор поэтапного применения упражнений с энгармонизмом в курсе теории музыки. Адресовано преподавателям начального и среднего профессионального музыкального образования...

Концепция тональности в отечественном музыкознании: некоторые аспекты изучения в курсе теории музыки.

Предлагается методическое исследование концепции тональности в отечественном музыкознании, которое было проведено в связи с существенной разницей в определениях этого явления. Адресовано преподавателя...

Название проекта: Краткий справочник профессий фармации

В формате справочника с использованием интернет и классических технологий ознакомить целевую аудиторию с разнообразием профессий фармации:1. Краткая характеристика профессий2. Учеб...