Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Элементарная теория музыки, гармония» Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»
методическая разработка на тему
Данное пособие для студентов колледжей педагогических специальностей с музыкальным уклоном. Помощь по выполнению самостоятельных заданий по предмету "Элементарная теория музыки, гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пособие для студентов педагогических колледжей с музыкальным уклоном | 47.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Валуйский колледж»
|
Методические рекомендации по организации и выполнению
самостоятельных работ
по дисциплине
«Элементарная теория музыки, гармония»
Специальность 53.02.01. «Музыкальное образование»
Разработал: Копылова Е.Н
г. Валуйки
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………3
График проведения самостоятельных работ…………………………………………………..3
Самостоятельные занятия № 1,2,3…………………………………………………………….4
Самостоятельные занятия № 4,5,6,7,8…………………………………………………………5
Самостоятельные занятия № 9,10,11,12,13,14………………………………………………..7
Самостоятельные занятия № 15,16,17…………………………………………………………8
Самостоятельные занятия № 18,19,20,21,22…………………………………………………10
Самостоятельные занятия № 23,24,25,26…………………………………………………….12
Самостоятельные занятия № 27,28……………………………………………………………13
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельных занятий учебной дисциплины «Элементарная теория музыки, гармония» по специальности 53.02.01 «Музыкальное образование» разработаны в соответствии с Положением о самостоятельных занятиях в ОГАПОУ «Валуйский колледж» для студентов музыкального отделения.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. Самостоятельная работа – процесс, направляемый и контролируемый преподавателем.
Основными видами самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» являются практические задания для работы в классе.
Например, анализ мелодий, звукорядов и периодов, их игра (произведения из программы обучающихся и из незнакомой музыки); построение заданных цифровок, определение интервалов в цепочках, игра последовательностей; анализ музыкальных произведений, построение периодов, цепочек аккордов и д.т. Предусматриваются творческие задания и задания в игровой форме.
Педагог должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а также обеспечить четкий и постоянный контроль за их выполнением.
График проведения самостоятельных работ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1,2,3 | Построение периода с проходящими квартсекстаккордами. | 3 |
4,5,6,7,8 | Гармонический анализ произведений из репертуара основного инструмента. | 5 |
9,10,11,12,13,14 | Подбор аккомпанемента к произведениям детского репертуара с применением II ступени. | 6 |
15,16,17 | Гармонизация периода с прерванной каденцией. | 3 |
18,19,20,21,22 | Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучием II ступени. | 5 |
23,24,25,26 | Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением септаккорда VII ступени и его обращений. | 4 |
27,28 | Анализ произведений композиторов-классиков. | 2 |
Самостоятельные занятия № 1,2,3
Тема: Построение периода с проходящими квартсекстаккордами.
Цели: - закрепить навык гармонизации периода с применением проходящих квартсекстаккордов;
- в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения гармонизации периода с применением проходящих квартсекстаккордов;
- закрепить алгоритм действия при гармонизации периода.
Содержание заданий:
Задание: построить период с применением проходящих квартсекстаккордов.
Инструкция: Для построения периода с применением проходящих квартсекстаккордов необходимо:
- Записать последовательность гармонических функций в тетради.
- Выбрать тональность периода.
- Записать басовую линию периода.
- Построить 1 предложение.
- Проиграть на инструменте, проверить правильность написания.
- Построить 2 предложение.
- Проиграть на инструменте, проверить правильность написания.
- Сыграть отдельно мелодию, проследить за ее развитием.
- Сыграть весь период, проверить правильность движения голосов.
Требования к результатам работы:
- Запись в нотной тетради периода.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Где обычно применяются проходящие квартсекстаккорды в начале, середине или конце периода?
- Какие ты знаешь проходящие квартсекстаккорды?
- В каких последовательностях применяются проходящие квартсекстаккорды?
- Какие ступени должны быть в басу, чтобы применить проходящие квартсекстаккорды?
- Какие ступени должны быть в мелодии, чтобы применить проходящие квартсекстаккорды?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Период гармонизован гармонически верно, соблюдены все правила движения голосов. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Период гармонизован гармонически верно, есть небольшие погрешности в движения голосов. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Период гармонизован с небольшими погрешностями, есть неточности в движении голосов. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Период гармонизован неправильно, есть грубые ошибки в движении голосов. |
Контроль записи в нотной тетради.
Список рекомендуемой литературы:
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
- Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1968.- 228 с.
- Мутли А. Сборник задач по гармонии.- 6-е изд.- М.: Музыка, 1979.- 149 с.
Самостоятельные занятия № 4,5,6,7,8
Тема: Проанализировать период с применением септаккорда II ступени и его обращений.
Цели:
- закрепить навык анализа периода с применением септаккорда II ступени и его обращений;
- в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения анализа с применением септаккорда II ступени и его обращений;
- осмыслить роль и характер тех или иных средств в музыкальном произведении.
Перечень необходимых средств обучения: нотная тетрадь для самостоятельной работы, материал для анализа.
Содержание заданий:
Задание: Проанализировать период с применением септаккорда II ступени и его обращений.
Инструкция: Для анализа периода с применением септаккорда II ступени и его обращений необходимо:
- Проиграть произведение (отрывок) на инструменте.
- Определить стиль, жанр, эпоху написания произведения.
- Определить темп, размер.
- Охарактеризовать мелодию.
- Определить тональность.
- Разделить период на предложения.
- Проанализировать каденции.
- Найти в построении септаккорды II ступени и его обращения.
- Подписать гармонические функции в 1 предложении.
- Провести гармонический анализ всего периода.
- Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.
Требования к результатам работы:
1. Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Как эпоха и стиль композитора влияют на характер произведения?
- Какие гармонические функции чаще встречаются в начале, середине и конце произведения?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Гармонический анализ сделан верно, все функции определены правильно. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Гармонический анализ сделан верно, есть небольшие неточности в определении функций. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Гармонический анализ сделан не совсем верно, есть ошибки в определении функций. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Гармонический анализ сделан не верно, множество ошибок в определении функций. |
Контроль записи в нотной тетради.
Список рекомендуемой литературы:
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
- Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
- Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях.- Ч. I.- М.: 1996.- 96 с., нот.
Самостоятельные занятия № 9,10,11,12,13,14
Тема: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени.
Цели: - закрепить навык подбора аккомпанемента к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени;
- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;
- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;
- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.
Содержание заданий:
Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени.
Инструкция: Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением секстаккорда и трезвучия II ступени необходимо:
- Проиграть на инструменте мелодию песни.
- Проанализировать движение мелодии, жанр и характер песни.
- Определить тональность.
- Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D, SII,SII6.
- Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
- Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
- Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
- Исправить ошибки.
- Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.
Требования к результатам работы:
1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Как часто в аккомпанементе можно применить SII,SII6?
- Где чаще всего применяется SII,SII6 в начале, середине или конце предложения?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается характер произведения. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в гармонизации. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни. |
Контроль правильности исполнения произведения.
Список рекомендуемой литературы:
1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm
3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html
Самостоятельные занятия № 15,16,17
Тема: Гармонизация периода с прерванной каденцией.
Цели: - закрепить навык гармонизации периода с прерванной каденцией;
- совершенствовать алгоритм действий по гармонизации мелодии и баса;
Содержание заданий:
Задание №1: гармонизовать мелодию с применением прерванной каденции.
Инструкция: Для гармонизации мелодии с применением прерванной каденции необходимо:
- Проиграть мелодию на электрооргане.
- Определить тональность.
- Разделить период на предложения.
- Проанализировать мелодию.
- Найти и подписать возможные трезвучия VI ступени в 1 предложении.
- Найти и подписать возможные трезвучия VI ступени во 2 предложении.
- Подписать оставшиеся гармонические функции в 1 предложении.
- Подписать оставшиеся гармонические функции во 2 предложении.
- Гармонизовать 1 предложение.
- Гармонизовать 2 предложение.
- Проиграть гармонизованный период на электрооргане, проверить движение голосов и правильность выполнения задачи.
Задание №2: гармонизовать бас с применением трезвучия VI ступени.
Инструкция: Для гармонизации баса с применением трезвучия VI ступени необходимо:
- Проиграть бас на электрооргане.
- Определить тональность.
- Разделить период на предложения.
- Проанализировать движение баса.
- Найти и подписать возможные трезвучия VI ступени в 1 предложении.
- Найти и подписать возможные трезвучия VI ступени во 2 предложении.
- Подписать оставшиеся гармонические функции в 1 предложении.
- Подписать оставшиеся гармонические функции во 2 предложении.
- Гармонизовать 1 предложение.
- Гармонизовать 2 предложение.
- Проиграть гармонизованный период на электрооргане, проверить движение голосов и правильность выполнения задачи.
Требования к результатам работы:
1.Запись в нотной тетради гармонизованной мелодии.
2.Запись в нотной тетради гармонизованного баса.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Чем приготавливается трезвучие VI ступени?
- Какие функции может заменять трезвучие VI ступени?
- Что такое прерванная каденция?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Мелодия и бас гармонизованы гармонически верно, соблюдены все правила движения голосов. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Мелодия и бас гармонизованы гармонически верно, есть небольшие погрешности в движения голосов. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Мелодия и бас гармонизованы с небольшими погрешностями, есть неточности в движении голосов. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Мелодия и бас гармонизованы неправильно, есть грубые ошибки в движении голосов. |
Контроль записи в нотной тетради.
Список рекомендуемой литературы:
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
- Алексеев Б.К. Задачи по гармонии.- М.: Музыка, 1968.- 228 с.
- Мутли А. Сборник задач по гармонии.- 6-е изд.- М.: Музыка, 1979.- 149 с.
Самостоятельные занятия № 18,19,20,21,22
Тема: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучием II ступени.
Цели: - закрепить навык подбора аккомпанемента к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучия II ступени;
- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;
- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;
- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.
Содержание заданий:
Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучия II ступени.
Инструкция: Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением субдоминантсептаккорда и трезвучия II ступени необходимо:
- Проиграть на инструменте мелодию песни.
- Проанализировать движение мелодии, жанр и характер песни.
- Определить тональность.
- Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D, SII, SII7.
- Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
- Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
- Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
- Исправить ошибки.
- Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.
Требования к результатам работы:
1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Как часто в аккомпанементе можно применить SII,SII7?
- Где чаще всего применяется SII,SII7 в начале, середине или конце предложения?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается характер произведения. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в гармонизации. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни. |
Контроль правильности исполнения произведения.
Список рекомендуемой литературы:
1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm
3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html
Самостоятельные занятия № 23,24,25,26
Тема: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением септаккорда VII ступени и его обращений.
Цели: - закрепить навык подбора аккомпанемента к детской песне с применением септаккорда VII ступени и его обращений;
- формировать эмоционально-осознанное и деятельно-практическое отношения к игре на музыкальном инструменте;
- развивать ладо - гармонический слух у обучающихся;
- освоить простейший аккомпанемент в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения.
Содержание заданий:
Задание: Подобрать аккомпанемент к детской песне с применением.
Инструкция: Для подбора аккомпанемента к детской песне с применением септаккорда VII ступени и его обращений необходимо:
- Проиграть на инструменте мелодию песни.
- Проанализировать движение мелодии, жанр и характер песни.
- Определить тональность.
- Построить в нотной тетради основные аккорды в тональности песни: T, S, D, DVII7.
- Сделать гармонический анализ мелодии по тактам.
- Подписать под мелодией песни гармонические функции аккомпанемента.
- Проиграть на инструменте полученный аккомпанемент.
- Исправить ошибки.
- Играть и петь детскую песню с аккомпанементом, без остановок в характере.
Требования к результатам работы:
1. Игра с пением детской песни с аккомпанементом в умеренном темпе, без остановок.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Как часто в аккомпанементе можно применить DVII7?
- Где чаще всего применяется DVII в начале, середине или конце предложения?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в умеренном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, жанр и характер. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в более медленном темпе, без остановок, соблюдены все правила гармонизации, но не прослеживается характер произведения. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Песня с аккомпанементом исполнена в медленном темпе, с остановками, есть ошибки в гармонизации. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Аккомпанемент песни подобран с грубыми ошибками, студент испытывает трудности при исполнении песни. |
Контроль правильности исполнения произведения.
Список рекомендуемой литературы:
1.Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
2. Http://relaxdance.narod.ru/ Chapter 1/1htm
3.Http://saoucka.ru/dokument 12554.html
Самостоятельные занятия № 27,28
Тема: Анализ произведений композиторов-классиков.
Цели:
- закрепить навык анализа произведения;
- в ходе самостоятельной работы совершенствовать умения анализа классических произведений;
- осмыслить роль и характер тех или иных средств в музыкальном произведении.
Содержание заданий:
Задание: Проанализировать классическое произведение
Инструкция: Для анализа произведения необходимо:
- Проиграть произведение (отрывок) на инструменте.
- Определить стиль, жанр, эпоху написания произведения.
- Определить темп, размер.
- Охарактеризовать мелодию.
- Определить тональность.
- Разделить период на предложения.
- Проанализировать каденции.
- Подписать гармонические функции в 1 предложении.
- Провести гармонический анализ всего периода.
- Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.
Требования к результатам работы:
1. Записать в нотной тетради для самостоятельных работ гармонический анализ периода.
Вопросы для размышления и самоконтроля:
- Как эпоха и стиль композитора влияют на характер произведения?
- Какие гармонические функции чаще встречаются в начале, середине и конце произведения?
Критерии оценки и формы контроля:
Оценка «5» отлично ставится если: | Гармонический анализ сделан верно, все функции определены правильно. |
Оценка «4» хорошо ставится если: | Гармонический анализ сделан верно, есть небольшие неточности в определении функций. |
Оценка «3» удовлетворительно ставится если: | Гармонический анализ сделан не совсем верно, есть ошибки в определении функций. |
Оценка «2» неудовлетворительно ставится если: | Гармонический анализ сделан не верно, множество ошибок в определении функций. |
Контроль записи в нотной тетради.
Список рекомендуемой литературы:
- Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии.- М.: Музыка, 1973.- 456с.
- Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу.- 5-е изд.-М.: Музыка, 1978.- 287 с.
- Холопов Ю. Гармонический анализ. – В 3-х частях.- Ч. I.- М.: 1996.- 96 с., нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИКА
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет им...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ профессии Сварщик
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).В данных методических ре...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по ПМ 03.01 профессии Слесарь по ремонту строительных машин
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по ПМ.03 Выполнение сварки и резки средней сложности деталей предназначены для студентов по профессии Слесарь по ремонту строитель...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы материаловедения» профессии Сварщик
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы материаловедения» предназначены для студентов по профессии 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизи...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы технической механики и Гидравлики» профессии Слесарь по ремонту строительных машин
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы технической механики и гидравлики» предназначены для студентов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонт...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 01 «Теория государства и права» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Теория государства и права» составлены в соответствии с рабочей программой ФГО...
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП. 03 «Административное право» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СП...