Функциональная система главных трезвучий и их соединение.
презентация к уроку на тему
Лекционный мультимедийный материал по предмету "Гармония" на тему "Функциональная система главных трезвучий и их соединение". (Автор - М.С.Коняхина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.71 МБ |
![]() | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совокупность главных и побочных трезвучий лада (а также – септаккордов и нонаккордов) в их закономерных функциональных отношениях образует полную функциональную систему. Функциональность – это комплекс напряжений и разрядов, свойственных отношениям функций. Основой функциональной яркости аккордов лада определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Т не Т Т Устойчивость неустойчивость Устойчивость (напряжение) (разрядка напряжения)
Тоника по своей природе единична (незаменяема) и консонантна. Кроме гармонии I ступени данной ладотональности, никакая другая гармония не может придать звучанию характер полной устойчивости, покоя, завершенности. Функцию доминантовой неустойчивости в полной функциональной системе воплощают те трезвучия, в состав которых входит вводный тон лада – VII ступень. Это трезвучия III, V и VII ступеней. Функцию субдоминантовой неустойчивости – более мягкой, спокойной по сравнению с доминантовой – воплощают трезвучия, в которых отсутствует вводный тон; общим для них является звук VI ступени лада. Это трезвучия VI, IV и II ступеней.
Различная степень интенсивности контраста с тоникой, различная функциональная «сила» аккордов определяет и закономерность их последования. Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости; поэтому более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный»: VI IV, IV II, VI IV II, VI II ; III V, V VII, III V VII, III VII .
Обратное движение – от более ярких функциональных явлений к более слабым, смягченным – нетипично для гармонии венско - классической школы (оно чаще встречается в музыке XIX – XX веков); при этом возникает эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности, «размагничивания» гармонического тока. В схеме тенденцию последования аккордов можно обозначить стрелками, указывающими типичный и наиболее естественный характер гармонического движения:
Схема гармонического развития выглядит следующим образом: Т D S
Названия оборотов по их функциональному составу: автентический оборот состоит из аккордов тоники и доминанты: T-D, D-T, T-D-T, D-T-D, T-D-D-T. плагальный оборот состоит из аккордов тоники и субдоминанты: T-S, T-S-T, S-T, S-T-S. полный оборот включает аккорды всех трех функций: T-S-D-T, D-T-S-D-T.
Соединение основных трезвучий. Связное последование аккордов – гармонический оборот – образуется в их соединении. Основа соединения аккорда – голосоведение. По признаку интервалики интонационных ходов различается голосоведение: плавное (с секундовыми и терцовыми ходами ) скачкообразное (с ходами шире терции) ! Плавное голосоведение называется СТРОГИМ. Голосоведение со скачками называется СВОБОДНЫМ.
Совместное ведение (движение) голосов. ПРЯМОЕ – движение голосов в одном направлении – восходящем или нисходящем: Разновидность прямого движения – движение ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, при котором интервал между обоими голосами остается неизменным: ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ- движение двух голосов расходящееся или сходящееся:
КОСВЕННОЕ – восходящее или нисходящее движение только одного из двух голосов, при неподвижности другого: В многоголосии образуется несколько парных сочетаний голосов, в четырехголосии имеется шесть пар:
СООТНОШЕНИЕМ АККОРДОВ называется интервальное расстояние между их основными звуками (между их терциями и квинтами).
Способы соединений трезвучий Гармоническое, при котором общий тон аккордов остается на месте. Гармоническое соединение всегда возможно для главных трезвучий кварто-квинтового соотношения ( T-S, T-D ), так как между ними имеется общий тон Мелодическое, при котором аккорды либо не имеют ни одного общего тона ( S-D ), либо этот общий тон не остается на месте, а перемещается в другой голос ( T-S, T-D)
При плавном гармоническом соединении трезвучий расположение меняется. При мелодическом соединении трезвучий S-D в одну сторону возникают параллельные квинты и примы или октавы, а в миноре – ход на ув.2 – которые в гармонии запрещены. Ходы на увеличенные интервалы заменяются на уменьшенные. ! Между парой голосов возможна последовательность ч.5 – ум.5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелодическое соединение трезвучий главных ступеней кварто-квинтового соотношения ( T-S, T-D)
Упражнения для самостоятельной работы На фортепиано 1. Играть от шести положения Т 5 3 гармоническое соединение T-D-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 2. Играть от шести положения Т 5 3 гармоническое соединение T-S-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 3. Играть от шести положения Т 5 3 мелодическое соединение T-D-T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора. 4. Играть от шести положения Т 53 мелодическое соединение T-S - T в тональностях до 4-х знаков мажора и минора.
Письменно Написать гармонические соединения T-D-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. Написать гармонические соединения T-S-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. 3. Написать мелодические соединения T-D-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях. 4. Написать мелодические соединения T-S-T от шести положений Т 5 3 в заданных тональностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.
Лекционный мультимедийный материал по предмету "Гармония" на тему "Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения". (Автор - М.С.Коняхина)....

Разработка несложных функциональных схем радиоэлектронных узлов, приборов и устройств, применяемых в радиотехнических комплексах и системах управления космическими летательными аппаратами
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по с...
"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."
Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...
Занятие по теме «Организация диспансеризации больных детей. Неотложная помощь. Организационно-методическая и функциональная структура системы дополнительного лекарственного обеспечения»
Современная реформа среднего профессионального образования, проводимая в России, опирается на личностно-ориентированный подход к обучению. Это предполагает серьезные изменения в привычной для преподав...

Конспект урока "Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы"
Конспект урока развития речи....

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО»
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО» На этих главных принципах и будет основано наше знакомство с «системой», с методом действенного анализа. Принцип жизненной п...
ТЕМА: Оценка функционального состояния системы терморегуляции.
ТЕМА: Оценка функционального состояния системы терморегуляции....