Занятие по теме «Организация диспансеризации больных детей. Неотложная помощь. Организационно-методическая и функциональная структура системы дополнительного лекарственного обеспечения»
методическая разработка по теме

Современная реформа среднего профессионального образования, проводимая в России, опирается на личностно-ориентированный подход к обучению. Это предполагает серьезные изменения в привычной для преподавателя медицинского колледжа практике обучения. Подвергается обновлению содержание профессионального образования, базового и дополнительного, модернизируются давно известные и внедряются новые технологии, способные повысить качество образования, развитие общих и Данная тема предлагается для изучения программой повышения квалификации слушателей цикла «первичной медико - санитарной помощи детям». Цель занятия: систематизировать материал по разделу «Планирование сестринской деятельности при различных соматических заболеваниях в вопросе проведения сестринской оценки нарушения функций органов и систем и в вопросе организация диспансеризации больных детей. Умение медицинской сестрой оказать неотложную помощь в экстренных ситуациях, не запаниковать. Умение информирования родителей о назначении лекарственных средств в системе ДЛО» Неотложная медицинская помощь – это организация мероприятий по своевременному оказанию медицинской помощи на дому тяжело и внезапно заболевшим (например при обезвоживании, остановке сердечной деятельности и дыхания и т.д.) Жизнь ребенка может быть спасена, если поддержать дыхание и кровообращения до прибытия врача (фельдшера) «Скорой помощи». Именно первая помощь (взаимопомощь), пусть не совсем неумело оказанная, приобретает в подобных случаях наиважнейшее значение, т.к. способствует снижению риска развития выраженных нарушений в организме пострадавшего и его гибели на месте происшествия, либо в дальнейшем от поздних осложнений. Все без исключения медицинские работники должны знать и уметь применять эти простые, но достаточно эффективные методы оживления (реанимации) и регулярно освежать свои знания в памяти, обучать подобным мероприятиям лиц, не имеющих медицинского образования. Групповая форма работы на таком занятии может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении именно практических работ, где максимально используются коллективные обсуждения результатов с предварительными взаимными консультациями. Подготавливаясь к занятию, слушатели цикла проделали достаточную самостоятельную работу по подбору материала, обобщению и представлению информации, основанной на собственном опыте. Цель проведения настоящего занятия: На примере ситуационных задач: 1. Заболевания периода новорожденности 2. Фоновые заболевания: хронические расстройства питания, аномалии конституции. 3. Заболевания органов ЖКТ 4. Заболевания эндокринной системы 5. Инфекционные заболевания • повысить качество подготовки специалистов по вопросам планирования сестринской деятельности при различных соматических заболеваниях в детском возрасте, а также в вопросе неотложной помощи, первой помощи при несчастных случаях, проведении СЛР.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Режимы в вопросе ухода за детьми

Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком

Уход включает в себя

  • выполнение врачебных назначений (строгий постельный, полупостельный, свободный)
  • гигиенический режим (проветривание помещения, температура воздуха в помещении, влажность = наличие термометра/гигрометра; умывание, чистка зубов, купание, подмывание;)
  • соблюдение  рационального  питания -(1.время приема пищи, 2.кол-во приемов пищи=6;  3.проконтролировать сроки хранения в холодильнике)
  • помощь при отправлении физиологических потребностей(ширма, судно, мочеприемник, подмывание).
  • подготовку больного к выполнению лечебных процедур – найти время (беседа, ИГРА…)
  • подготовку больного к выполнению диагностических процедур –найти время (беседа, ИГРА…)

  1. Питание кормящей женщины

  • Суточный рацион кормящих матерей должен содержать в среднем

110 г белка (60 % — животного происхождения)

100—110 г жира (30% растительные)

400—450 г углеводов

2900—3200 ккал

  • В рационе должно быть 2-3 л свободной жидкости, включая не менее 0,5 л молока или кисломолочных напитков.
  • Прием пищи — 5—6 раз в день.
  • Из рациона исключают крепкий чай и кофе, пряности, любые алкогольные напитки, включая пиво, жареное, острое, соленое, копченое, консервированное, колбасу, сосиски, лимонад….
  • Способ приготовления: тушение, отваривание, на пару.
  • Суточный набор продуктов

200г мяса, птицы или рыбы

До 800мл молока в любом виде

100-150 г творога

20-30г сыра

1 яйцо

500-600 г овощей, из них не более

   200г картофеля

200-300г фруктов

  • Прием пищи сидя за красиво сервированным столом
  • Не отвлекаясь на посторонние дела
  • Не смотреть телевизор
  • Не читать

  1. Элементы рационального питания
  • Питьевой режим по возрасту (груднички в возрасте до 6 месяцев не нуждаются в дополнительном питье; искусственника после 6мес. поите из чашки по желанию…). Начиная с месяца и до года, ребенок(искусственник) может выпивать за день 100—200 граммов кипяченой, остуженной до комнатной температуры воды.
  • Способ приготовления (тушение/отваривание/на пару)
  • Прием пищи сидя  за столом (с года; а с 2летнего возраста - самостоятельно)
  • Сервировка стола
  • Посуда - индивидуальна
  • Не отвлекаемся на посторонние дела
  • Спокойная обстановка
  • Прогулки перед приемом пищи
  • Без мультиков/кинофильмов/книг/газет…..
  • Исключить:  черный чай, кофе, шоколад, мороженое, газировку, конфеты,  воздушную кукуруза,  сладкие хлопья, сгущенку,  сосиски, колбасу, консервы.

  1. Рациональное питание ребенка первого года жизни
  • Естественное вскармливание – минимум 6 месяцев, максимум 3года.
  • Первый месяц – кормления  «по требованию»
  • С 2 месяца – свободный режим вскармливания( ч/з 2 часа)
  • Своевременное проведение коррекции питания (фруктовые пюре и соки, мясо, рыба, масло, хлеб, творог, яичный желток)
  • Своевременное введение прикормов (при достаточной лактации = ребенок физически и НП развивается по возрасту ….прикормы можно начинать вводить после года)
  • Разовый объем после 6месяцев  не более 200мл
  • Суточный объем до года =1л!
  • До 6 месяцев расчет разового и суточного объема по таблицам

  1. Понятия: коррекция питания, прикорм, докорм

Коррекция питания:

Прикорм: вводится ВМЕСТО грудного молока или смеси. ПЕРЕД  грудным кормление.

Докорм: лактация недостаточна (подтверждается  при помощи алгоритма КОНТРОЛЬНОГО КОРМЛЕНИЯ).

Вводится ПОСЛЕ  кормления грудным молоком.

  1. Рациональное питание ребенка преддошкольного периода.

1.4 разовое питание  через 4 часа(желудок освобождается через 3,5-4 часа).

2.Отклонения от  времени приема пищи не более 15-20мин.

3.Распределение  суточной калорийности пищи:

Завтрак –25%

Обед – 30-35%

Полдник –15%

Ужин –25%

4.Суточные  объемы пищи:1-1,6года=1000-1200мл

                                              1,6-3года = 1200-1400мл.

  • Белки-            53г, животные 37г.
  • Жиры-            53г, растительные 5-10г.
  • Углеводы-     212г.
  • Калории -      1540ккал.

  1. Рациональное питание ребенка дошкольного периода:

1.Режим питания: 4 разовое – через 4,5 часа.

2.Распределение калорийности:

 Завтрак –25%

 Обед    -35-40%

 Полдник –10-15%

  Ужин-25%

3.Суточный объем пищи: от 3-5лет = 1500-1700мл

                                             от 5-7лет =1800-2000 мл.

4.Блюда  из мяса, рыбы, яиц – в первой половине дня.

5.Молочно-растительные блюда во второй половине дня.

  • Белки-            68/44ж
  • Жиры-           68/11р
  • Углеводы-       272
  • Калории-         1970-2000ккал

  1. Рациональное питание ребенка школьного периода:

1.Срывы в режиме питания  приводят к расстройству работы пищеварительной системы.

2.Пища покидает желудок через 4-5 часов.

3.Кол-во приемов пищи: 4-5.

4.Питание должно быть в строго определенное время.

5.В первую половину дня лучше давать продукты с большим содержанием белка, а на ужин  молочно- растительные блюда.

6.

Завтрак-25%

Школьный завтрак 20-25%

Обед-35-40%

Ужин –25%

7.Одни и те же продукты не повторялись в течение дня, а в течение недели – не более 2-3раз.

8.Завтрак –горячее блюдо(творожное, яичное, мясное, крупяное).

  1. Стимуляция аппетита
  1. Аппетит снижен – дать только второе.
  2. Прогулки перед едой
  3. С 2 лет прием пищи за общим столом.
  4. Красивая сервировка стола
  5. Не уговаривать есть
  6. Не торопить
  7. Не  заставляем
  8. Право  выбора блюда.
  9. Блюда по желанию???
  10. Можно пропустить кормление
  11. Строго соблюдать режим кормлений
  12. Промежутки между приемами пищи=3часам
  13. Пользоваться одной и той же посудой.
  14. Предупреждаем ребенка о  времени приема пищи заранее.
  15. Перед едой дать продукт, стимулирующий аппетит(кислый сок, квашеная капуста, соленый огурец, салат из сырых овощей)
  16. Не кормить между приемами пищи
  17. Не давать много пить
  18. Спокойное поведение взрослых
  19. Разнообразить рацион
  20. Прием пищи всей семьей

  1. Профилактика глистной инвазии

Санитарно-просветителъная работа. 

1.Личная гигиена: чистые руки (ногти, мыло, полотенце…)

2.Соблюдение общепринятых правил обработки и хранения пищи,

3.Содержания домашних животных (собаки, кошки)

4.Общественная гигиена

5.Повышать уровень  знаний по биологии гельминтов

6.Рациональное питание

7.Гигиена жилища

8.Своевременная диспансеризация


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                      РЕГИДРОТАЦИЯ.

Признаки обезвоживания:

  1. Вялость/сонливость или возбуждение/раздражительность
  2. «Запали» глазные яблоки
  3. «Запал» родничок
  4. Сухость слизистых
  5. Пьет жадно
  6. Кожная складка не расправляется более 2минут.

Врач назначил растворы для регидротации:200мл солевой и 200мл бессолевой.

Отец ушел в аптеку за Регидроном  = теряем время!

Действия м/с:

  1. Время отпаивания=4ч.

Возраст

До4мес

4-12мес

12мес-2года

2-5лет

Объем

200-400

400-700

700-900

900-1200

  1. Кипяченая вода (бессолевой р-р) наливаем в кружку(100мл)
  2. Рекомендации по введению жидкости: набираем в шприц5мл и вводим в предверие полости рта (промежуток между коренными зубами и щекой)
  3. Мать берет пипетку с тупым концом/шприц без иголки/ложку и начинает отпаивать ребенка
  4. м/с научила, как приготовить солевой р-р в домашних условиях: 1ст.л сахара+1ч.л.соли+1ч.л соды)-перемешали, прокипятили, процедили ч/з марлево - ватный фильтр, довели до объема 1л, прокипятили, остыл, приготовили необходимый объем.
  5. Растворы смешивать нельзя, необходимо чередовать.
  6. Ребенок «спит»= «интоксикация» продолжаем отпаивать
  7. После каждой рвоты - ч/з 10минут  продолжаем выпаивание жидкости
  8. После каждого жидкого стула  и рвоты дополнительно вводим

Возраст

До 2лет

Старше 2лет

Объем

50-100мл

100-200мл

                     До полного прекращения диареи и рвоты

  1. Грудное вскармливание не отменяем!
  2. Прием жидкости ч/з рот ФИЗИОЛОГИЧНЕЕ, чем в/в вливания
  3. Прививку от ротовирусной инфекции рекомендуем провести с 6-12нед. до 9мес.(платная)
  4. Соотношение солевых к бессолевым

1:1   при жидком стуле                      2:1  рвота                1:2  жидкий стул+лихорадка



Предварительный просмотр:

                                                  Вводный  контроль - устно

Ответить  на  вопросы: ответы оцениваются по 5 бальной системе

Красная полоска – 5баллов (полный ответ)

Зеленая полоска -4 балла (полый ответ с небольшой коррекцией)

Синяя  полоска – 3 балла (ответ не полный, значительная коррекция)

Черная полоска – нет ответа

  1.  Характеристики пульса - частота, ритм, наполнение, напряжение.
  2. Частота – кол-во ударов в 1минуту
  3. Ритм – правильное чередование пульсовых волн
  4. Характер ритма пульсовых волн у детей - аритмия
  5. Длительность пальпации пульса у детей – строго 1 минута
  6. Оценка напряжения пульса = оценке вашей силы прижатия артерии
  7. Оценка наполнения пульсовой волны = оцениваем скорость ее обнаружения
  8. Тип дыхания по возрастам: до1г=брюшной   1-2г=смешанный    с8л= грудной у девочек, брюшной – у мальчиков
  9. Пульс/ чдд  по возрастам

Возраст                          чсс                            чдд

1мес                            120-140                            40-60

6мес                                    130                             35

1год                                    120                             30

5лет                                    100                             25

10лет                            80                             20

14лет                            70                             20

  1. Формула для определения   систолического АД до года  - 76+2n;
  2. Формула для определения   систолического АД после года  100+n
  3. Формула для определения   диастолического АД- делим на 2
  4. Места измерения Аду детей  -  плечо/ бедро
  5. Другие названия систолического АД - максимальное, сердечное, верхнее
  6. Другие названия диастолическое АД - минимальное, сосудистое, нижнее.
  7. Ширина манжетки по возрастам: до1 г3,5-7  2-4г=4-9   4-7л=6,5-13   до10л=8,5-15
  8. Продемонстрировать места пальпации  лимфатических узлов: затылочные, задние ушные, передние ушные, поднижнечелюстные, подбородочные, задние шейные, передние шейные, надключичные, подмышечные, локтевые,  паховые, подколенные.
  9. Описать пропальпированные лимфатические  узлы: подвижные, неспаянные, безболезненные, размер.
  10. Понятие «рациональное питание» - соотношение    б, ж, у, калорийности  по возрасту
  11. Принципы рационального питания - режим, объем, окружение, приготовление….
  12. Виды хронических расстройств питания - гипотрофия, паратрофия.
  13. Диспепсия - жидкий стул
  14. Дегидратация - обезвоживание
  15. Регидратация - восстановление водного баланса
  16. Солевые растворы: Регидрон,  Оралит, ОРС-200…,Глюкосолан, Цитроглюкосолан, минеральная вода без газа….
  17. Приготовить солевой раствор в домашних условиях-1ст.л. сахара+1ч.л. соли/+1ч.л. соды
  18. Бессолевые растворы - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма….
  19. Диурез - суточный объем мочи
  20. Самый простой тест на определение степени  обезвоживания - длительность сохранения кожной складки.
  21. Рвота-выход содержимого желудка наружу
  22. Тошнота - тягостное ощущение в подложечной области, груди, полости рта и глотке, нередко предшествует рвоте. Возникает при диетических погрешностях, отравлениях, заболеваниях органов брюшной полости.
  23. Запор - замедленная, затрудненная и  отсутствующая дефекация   в течение 3 дней
  24. Прикорм-введение еды вместо грудного молока (или смеси)
  25. Коррекция питания-по белкам, жирам, углеводам, витаминам, микро-макроэлементам…
  26. Продукты коррекции питания – фруктовые сок/пюре, желток, творог, мясо, рыба, масла(р/сливочное), хлеб.
  27. Докорм - доведение смесью разового объема до возрастной нормы
  28. Гипотрофия-снижение массы тела относительно возрастных норм
  29. Паратрофия - превышение возрастных норм массы тела
  30. ДЖВП-функциональное нарушение желчевыводящих путей
  31. Хронический гастрит - воспаление слизистой оболочки желудка, возникающее под воздействием бактериальных, химических, термических и механических факторов.
  32. Язвенная болезнь - хроническая полиэтиологическая  патология, протекающая с формированием язвенных повреждений в желудке, склонностью к прогрессированию и формированию осложнений.
  33. Энтеробиоз — гельминтоз из группы нематодозов, вызываемый червями из рода остриц (Enterobius sp.).
  34. Сахарный диабет 1-го ти́па (инсули́нозави́симый диабет, ювенильный диабет) — аутоиммунное заболевание эндокринной системы, основным диагностическим признаком которого является хроническая гипергликемия — повышенный уровень сахара в крови, полиурия
  35. Гипотиреоз - клинический синдром, вызванный стойким снижением уровня или эффекта на тканевом уровне гормонов щитовидной железы - трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4).
  36. Дизентерия - инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, преимущественно дистального отдела толстой кишки.
  37. Сальмонеллез - острая инфекция пищеварительной системы, которая вызвана бактериями Salmonella.  Болезнь сопровождается сильной интоксикацией организма и усиленной потерей воды.
  38. Энтеровирусная инфекция - это группа острых инфекционных болезней, вызываемые кишечными вирусами (энтеровирусами), характеризующихся лихорадкой и полиморфизмом клинических симптомов.
  39. Глубина введения газоотводной трубки у новорожденных-3см
  40. Глубина введения газоотводной трубки до года -7см
  41. Глубина введения газоотводной трубки 1г.-3лет =8см
  42. Глубина введения газоотводной трубки3-7лет =10см
  43. Глубина введения газоотводной трубки старше 7лет=20-30см
  44. Объем очистительной клизмы до 3мес.=30мл
  45. Объем очистительной клизмы до 2лет =10мл*месяцы жизни
  46. Объем очистительной клизмы после  2лет = 240+(20)/30мл *год жизни


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                           Сердечно – легочная реанимация.

I.Определяем признаки КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ за 10 СЕКУНД!:

  1. Отсутствие реакции на окружающих (обращаемся к ребенку и дотрагиваемся до руки/ноги) = не реагирует!
  2. СОС (слушаю, ощущаю, смотрю)=не слышу, не ощущаю, не вижу!
  3. Пальпация пульса на сонной артерии =нет пульсации!

                                  Хуже не бывает! Лучше вас никто не сделает!  

II.  СЛР c 2010г.

ВЫ один

Вас двое

1.Уложить на твердую поверхность!

2.Закрытый массаж сердца №30

Глубина:  н/р                    2,5см

                   До10лет           3см

                   Старше 10лет 5см

3.Запрокидываем ребенку голову

4.Закрываем нос пальцами

5. 2 вдоха ч/ рот

1.Уложить на твердую поверхность!

2.Закрытый массаж сердца №30

Глубина:  н/р                    2,5см

                   До10лет           3см

                   Старше 10лет 5см

3.Запрокидываем ребенку голову

4.Закрываем нос пальцами

5. 2 вдоха ч/ рот

Последовательность связи с врачом/скорой !

Ребенку меньше 10лет

Ребенку больше  10лет

1.СЛР  2  минуты

2.Звонок в скорую

1. Звонок в скорую

2. СЛР  

Появились признаки жизни:       1.+сознание                   2.+дыхание                                                                                                                                                                     3.+сердцебиение         4.+узкие зрачки                                        

 УЛОЖИТЬ в УСТОЙЧИВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ПРАВОМ  БОКУ!

  1. Правая рука вверх
  2. Левая рука обняла туловище
  3. Левая нога согнута в коленном суставе
  4. 2 рычага (рука/нога) = поворот на правый бок.
  5. Не поить /не кормить /не давать таблетки
  6. Укрыть

                         Особенности  реанимации грудничка.

1.Массаж  сердца проводится пальцами

2.Запрокидывание головы МИНИМАЛЬНОЕ

3.Объем воздуха, вдуваемого в легкие  = объему воздуха за щеками

4.Для вдоха захватываем и рот и нос

                                                 Ошибки реанимации.

  1. Лежит на мягком
  2. Теряем время на свои страхи
  3. Много людей….не можем определиться кем будет проводиться СЛР
  4. Редкий массаж
  5. Небольшая глубина

                                        Показания к прекращению СЛР.

1.Отсутствие признаков жизни в течение 40минут.

      Не начинаем СЛР = есть  мы видим ранние признаки биологической смерти.

1.Симптом «кошачьего глаза»=  состояние зрачка при надавливании на глазное яблоко.

2.Симптом «тающей льдинки»=помутнение зрачка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел РФ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912"Право и организация социального обеспечения"

Конспект открытого учебного занятия по теме "Правовые основы, задачи, полномочия, структура и система Министерства внутренних дел Российской Федерации" по дисциплине "Правоохранительные органы" по спе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе по специальности 34.02.01 Сестринское дело углубленной подготовки

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Острые аллергозы» входит в состав МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. Данная тема является актуальной, так как высокая а...

Алгоритмы оказания неотложной помощи детям при развитии неотложных состояний

Уважаемые студенты, для успешного освоения данных алгоритмов по оказанию неотложной помоци пациентам детского возраста Вам необходимо систематизировать полученный теоретический материал на лекциях, се...

Методическая разработка практического занятия для студента Тема: Неотложная помощь при повреждении живота

ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапеРаздел 3 Диагностика неотложных состояний и оказание неотложной помощи в хирургии и травматологииМДК 1.03.01 Дифференциальная диагностика и о...

Методическая разработка для практического занятия по теме " Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме"

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме" может быть использована преподавателями на занятии по п...

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии "

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии" может быть использована преподавателями профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.0...