«В «тени» девяти симфоний» Вокальный жанр в творчестве Бетховена. Особенности стиля и исполнения.
статья на тему

Селезнёва Светлана Александровна

 Статья рассматривает и анализирует  характерные черты музыкального стиля Людвига ван Бетховена как композитора стоящего на стыке двух эпох в музыке: классицизма и романтизма, а также значение вокального жанра в творчестве великого композитора. В статье проведен  разбор   некоторых музыкальных произведений  Людвига ван Бетховенана для освоения их уроках вокала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья48 КБ

Предварительный просмотр:

«В «тени» девяти  симфоний»

Вокальный жанр в творчестве Бетховена. Особенности стиля и исполнения.

Людвиг ван Бетховен является одним из наиболее известных и часто исполняемых композиторов-классиков. Его музыкальное наследие изучают на всех ступенях мировых систем образования: от уроков музыки в общеобразовательных школах до факультетов музыковедения в консерватории. Произведения Бетховена входят в обязательную  программу обучения музыкантов на различных исполнительских отделениях.

Прежде всего, Бетховен известен как великий мастер всех инструментальных жанров,  автор симфоний, сонат, увертюр, инструментальных концертов. Трагически-героическое начало  его музыки, её концептуальность и огромная энергия требовала от композитора крупной формы для воплощения. Вокальное наследие композитора, значительно уступающее по объёму,  оказывается в тени его инструментальной музыки. Но великий симфонист – Бетховен постоянно, на протяжении всего творческого пути обращался к вокальной музыке и в своём вершинном произведении – Девятой симфонии – соединил музыку и слово, ввёл в оркестровую ткань живые тембры человеческих голосов.

В вокальном наследии наиболее известны опера «Фиделио», Торжественная месса (Missa solemnis, D-dur, op.123), песни. Особое значение для истории музыки имеет вокальный цикл композитора «К далёкой возлюбленной», оp. 98 на стихи А. Ейтелеса. По своей форме, тональному плану и содержанию (цикл написан в характере «Лирического дневника») он предвосхищает будущие вокальные циклы композиторов – романтиков. Такие как: « Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Ф.Шуберта, «Любовь поэта» Р. Шумана.

Таким образом, изучая в классе вокала творчество Бетховена и включив в детский репертуар его  вокальные произведения, мы имеем возможность открыть для себя ещё одну грань творчества великого композитора  и рассмотреть характерные черты его композиторского стиля.

Бетховен в своём творчестве находится как бы на стыке двух эпох: классицизма и романтизма. С точки зрения формы он придерживается традиций Венской классической школы. Бетховен, также как его пред-шественники использует в своих произведениях гомофонно-гармонический стиль, чёткое размежевание фактурных слоёв с выделением главного и второстепенного – мелодии и аккомпанемента, квадратность как основу временной организации музыкальных произведений, опору на типизированную музыкальную форму: сонатная, простая и сложная 2-х и 3-х частная, вариации, форма рондо.      

И в то же время историческая эпоха переворотов, в которую жил композитор, создаёт условия при которых, по сути, Бетховен не может оставаться в рамках галантного стиля. К Бетховену часто применяется слово «бунтарь». Таким человеком композитор был и в жизни.

Бетховен, вдохновлённый идеями Французской революции и образом Наполеона, которому он посвятил свою 3-ю «Героическую» симфонию, часто отражает в своей музыке героическое начало.

В симфониях Бетховена мы встречаем и драматизм. Например, известная тема судьбы из 5-ой симфонии. Для сравнения у Гайдна всего одна симфония написана в миноре. Причём Бетховен выстраивает сквозную драматургическую линию «От мрака к свету, через борьбу к победе». Поэтому распространённое раньше исполнение отдельных частей симфонии потеряло смысл.

Музыке Бетховена свойственна философская концепция, охват целого мира. Например «Обнимитесь миллионы» в 9-ой симфонии.

Для вокальной музыки Бетховена характерен инструментализм. В «Фиделио» Бетховен наметил путь симфонизации оперы, характерный для всего 19 века и особенно для опер Р. Вагнера. Современники композитора обвиняли оперу в излишнем инструментализме вокальных партий и неприспособленности их для исполнения.

Песня «Аделаида» на слова Матиссона, op. 46 по стилю напоминает концертную арию. В «Аделаиде» более чем в других песнях Бетховена, ощутима близость его вокальной музыки – инструментальной. Мелодика Larghetto напоминает медленные части сонат и симфоний, мелодика Allegro – первые части и финалы.

В песне « Новая любовь – новая жизнь» («Neue Liebe, neues Leben», op. 75) Бетховен применяет форму сонатного allegro без разработки, что является редкостью для вокальной музыки.

В выборе репертуара для детского исполнения обращает на себя внимание сборник из восьми песен для голоса с сопровождением фортепиано Op 52 на стихи современных Бетховену немецких поэтов Г. Бюргера, Г.Лессинга, И. Гёте. Сборник относится к юношеским произведениям Бетховена, так называемому Боннскому периоду. Хотя был опубликован  гораздо позже в 1805 году. Эта музыка не содержит сложных философских идей. Она доступна для детского понимания. Хотя некоторые черты стиля будущего мастера уловимы даже здесь.

«Das Blumchen Wunderhold» « Чудоцвет» или «Волшебный цветок», Стихи Г.Бюргера. Существует ещё один перевод на русский язык, в котором песня называется «Малиновка». Прекрасное произведение для начального этапа вокального обучения. Оно также входит в программу музыкальных училищ.

         В этой песне ребёнок учится, сохраняя звучание головного резонатора, осуществлять переход в  центральный отрезок диапазона, не перегружая его и сохраняя высокую позицию. Изменения слогов на каждой ноте заставляет исполнителя следить за ровностью звуковедения, а, следовательно, за неизменностью места формирования певческого звука.  Таким образом, произведение способствует вырабатыванию у ребёнка ощущения высокой позиции в пении. А её гармоническая и мелодическая простота позволяют ему не отвлекаться от основных вокальных задач. В качестве примера можно предложить детям запись исполнения песни «Волшебный цветок» Виктории Ивановой (сопрано). Это исполнение на русском языке.

 «Marmotte» « Сурок», Стихи И. Гёте. Эта песня – часть пьесы «Ярмарка в Плундерсвейлере» Одно из самых популярных произведений Бетховена. Используется во многих курсах обучения музыке. Существует множество инструментальных переложений этой песни.

Песня исполняется от имени савойяра – мальчика, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. Слово «савойяр» происходит от названия французской провинции Савойя. Видимо, поэтому оригинальный текст произведения написан на двух языках: немецком и французском.

Песня понятна по структуре: написана в куплетной форме. Тональный план тоже не сложен – минор с небольшим отклонением в параллельный мажор. Мелодия дублируется в аккомпанементе. Основной сложностью при изучении песни с детьми является размер 6/8. Обычно это заставляет нас на уроке вспомнить с ребёнком тему «Метр и ритм» и научиться тактировать.

После того как произведение выучено и впето, открывается простор для

творчества в передаче конкретного образа. Художественным ориентиром может послужить картина французского художника Антуана Ватто «Савойяр с сурком» представленная коллекции Эрмитажа.        

« Maigesang», «Майская песня», Стихи И. Гёте. Жанровой основой песни является так называемая «компанейская песня». Это хоровая песня – кант. Для хоровых песен такого рода характерно движение ровными длительностями при умеренно быстром темпе. Можно сказать, что это первый набросок будущей «Оды к радости» из 9 симфонии.

«Mollys Abschied», «Прощание Молли», Стихи Г. Бюргера Произведение напоминает оперную арию. Например, Арию Графини из «Свадьбы Фигаро». Известно, что в это время Бетховен  очень увлекался творчеством В.А. Моцарта и мечтал о встрече с ним.

Для исполнения музыки Венского классицизма необходимо изучить традиции вокального исполнительства  немецкой  музыки, которой присущи инструментальность звучания голоса и безукоризненная чистота интонации.  И хотя национальная немецкая школа пения «школа примарного тона» сформировалась с подачи Р. Вагнера лишь в 19 веке. Но ещё И.С. Бах трактовал голос певца как инструмент, наделённый редкими выразительными возможностями. Лучшими примерами немецкой исполнительской школы являются выдающиеся певцы Дитрих Фишер-Дискау и Элизабет Шварцкопф.

Общепризнанно, что вокальное творчество великого Бетховена в известной степени проигрывает его симфониям и сонатам по узнаваемости, по популярности, и по количеству исполнений. Но, несмотря на это, оно занимает своё особое место, как в творчестве самого композитора, так и в истории мировой музыкальной культуры.

 

Список использованной литературы

А. Альшванг «Людвиг ван Бетховен» Очерк жизни и творчества. Москва, 1963.

Р. Грубер « Музыка Французской революции 18 века. Людвиг ван Бетховен» Сборник статей. М. «Музыка» 1967

И. Соллертинский «Фиделио» Бетховена. «Музыкально – исторические этюды» Ленинград, 1956.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА: «Стилистические особенности исполнения сочинений Гайдна»

При изучении и оценке музыкальных произведений необходимо обратить внимание на место, окружающую среду, политику – словом на всю обстановку, при которой художник творит.О чём прежде всего необходимо з...

методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"

Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"...

Методические рекомендации «Некоторые особенности в освоении народной манеры исполнения русских народных песен у студентов специальностей «Актёрское искусство», «Народное художественное творчество (по видам): театральное творчество»

Методическиерекомендацииособенности в освоении народной манеры исполнениярусских народных песен у студентов специальностей«Актёрское искусство», «Народное художественноетворчество (п...

Архипова Тамара Александровна «Фахверк. Особенности стиля домов»

В наши дни стоечно-балочная технология используется для строительства элегантных зданий с мощным каркасом из клееных брусьев и балок и окнами во всю стену, которые дают отличный вид на окружающий ланд...

Технологическая карта занятия . И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.

Технологическая карта занятия по теме " И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов».  Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения" разработана в...