Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"
план-конспект урока
Конспект урока литературы по теме "А.Н. Островский, пьеса «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Разработка урока
Тема: Русская литература второй половины XIX века.
Класс: 10
Дата: 15.11.2016
Предмет: русская литература
Тема урока: А.Н.Островский пьеса «Гроза». История создания,
особенности жанра и композиции.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока: - познакомить с биографией Островского, историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы.
- развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию.
- воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре.
Оборудование: доска, проектор, экран, видеопрезентация, текст пьесы Островского «Гроза», учебник: Литература:/под редакцией Г.А Обернихиной, тетради по литературе.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап | На доске эпиграф к уроку: «В «Грозе» улеглась широкая картина национального быта и нравов» (И.А.Гончаров) | Проверяют готовность к уроку. |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | На сегодняшнем уроке мы познакомимся с биографией и творчеством Островского. Обратимся к пьесе «Гроза». Нам предстоит разобраться, о чем это произведение и какие проблемы ставит в нем Островский. | |
III. Актуализация знаний | Кто уже знаком с его произведениями, либо слышал какие-то факты биографии Александра Николаевича? Включаю видеопрезентацию о жизни и творчестве А.Н. Островского (10 минут). Попробуйте уловить, как жизнь писателя повлияла на его творчество. | Дают ответы. Смотрят фильм, заполняют хронологическую таблицу жизни и творчества писателя. |
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Переходим к работе над пьесой «Гроза». Познакомимся с историей создания. Прослушайте, пожалуйста, сообщение вашего одноклассника. Далее обратимся к произведению. Анализируя 1 действие (которое прочитали дома), рассматривая образы героев, попытаемся выявить особенности композиции, жанра и конфликта произведения. Прежде всего рассмотрим список действующих лиц (афишу). Ваши впечатления? Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. Что можно сказать о социальном положении героев? В драме нет случайных имен и фамилий. Какой прием использует автор при выборе фамилии и имени героев? Вспомните «Горе от ума» Грибоедова, «Недоросль» Фонвизина? Попробуйте расшифровать фамилии действующих лиц. В учебнике имеются такие пояснения по использованию имен – см. стр.124-128. Ищем в тексте. Через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе. | Пишем в тетради: Пьеса «Гроза» написана и поставлена в театре в 1859 г. В 1860 г. – была напечатана. Афиша дает нам первое представление о городе Калинове и его обитателях. Обратите внимание на порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы), характер имен и фамилий, место и время действия. Представлены различные социальные слои, что позволяет сказать о том, что в пьесе дана широкая картина жизни России
Говорящие фамилии. Дикой - дикий человек, Кудряш - кудрявый добрый молодец, Тихон - тихий человек, Кулигин - напоминает фамилию талантливого изобретателя Кулибина Катерина – в переводе с греч. Означает «вечно чистая», по отчеству она Петровна, что переводится как «камень», -ее именем и отчеством драматург якобы подчеркивает высокую нравственность, силу, решительность, твердость характера героини. Отчество Дикого «Прокофьич» в переводе с греч. значит «успевающий», Варвара – «грубая», Глаша – «гладкая», т.е. толковая, рассудительная. |
V. Применение теоретических положений на практике | Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1- 4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом-девятом действиях происходит собственно завязка действия драмы. Анализ 1-4 явлений. – Где происходит действие? - Какое место выбирает Островский для действия? – Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? - Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? Такой выбор места и времени дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить с героями и ввести в сущность конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Обратите внимание на слова Кулигина в 1 явлении: «Чудеса! Наглядеться не могу! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Восторг! …какая красота в природе разлита». Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей. Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5 явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? - О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе? – Какую характеристику даёт Кулигин жизни города? (Обратимся к монологу – явление 3) - Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику. - На чем основано самодурство таких людей как Дикой? - Охарактеризуйте Бориса. Анализ 5-6 явлений. В пятом явлении происходит знакомство с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. – Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? – Почему Кабанова так ненавидит Катерину? - Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”? Анализ 7, 8, 9 явлений. Охарактеризуйте Катерину. Как попала в дом Кабановых? Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, не похожий на всех окружающих. Чем Катерина отличается от других персонажей? В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. Она не хочет жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви. - В чем Катерина признается Варваре? - Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары? - Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир? - Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе? - Чем заканчивается 1 действие? - Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? | Город Калинов, который находится на реке Волге. Общественный сад. 1-4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине. Кабаниха домашних совсем заела… «Жестокие нравы…» Зачитаем. (у кого деньги – у того власть; у кого власть, тот пользуется ею безраздельно человека можно унизить, оскорбить; заставить приспосабливаться…) Дикой – дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах. Стоит подбоченясь, говорит низким, басовитом голосом. Способен приводить в трепет окружающих. Грубый, деспотичный, невежественный. На власти денег. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Деньги - это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. Борис – племянник Дикого. Добрый, мягкий человек. Получил образование в коммерческой академии в Москве, что привило ему некоторые культурные взгляды и потребности. Ему трудно ужиться в среде Диких и Кабановых. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей власти. Суровая, властная, деспотичная, бездушная. Ее благочестие показное. Кулигин: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину. Не терпит проявления своей воли, инициативы, хочет заставить жить по старинке. Строго соблюдает все обычаи и порядки домостроевской старины. Требует, например, чтобы Катерина «выла» (т.е. причитала) и чтобы не обнимала мужа, а кланялась ему в ноги. Выходит замуж за человека, которого не знала и любить не могла; потому, что так положено; как ни старается она быть верной и любящей женой, отзыва в сердце мужа она не находит. Натура сильная, свободная, любящая и искренняя, впечатлительная. Но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания. В родительском доме жилось радостно, легко и привольно. После домашнего рая попадает в холодную, бездушную обстановку Пророчество полусумасшедшей барыни; приближение грозы. Считает свои мысли грешными. |
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | - Как вы считаете, о чем эта пьеса, какова ее идея? В чем заключается конфликт? -Можем ли мы сказать, что в «Грозе» показана широкая картина русского быта и нравов? Домашнее задание, прочитать 2-е действие пьесы «Гроза» и выписать из учебника в тетрадь сведения о жанре, идее и конфликте пьесы (с.122-124). | Записывают. |
VII. Итог урока | Выставление оценок учащимся. |
Список литературы:
- Литература:/под редакцией Г.А Обернихиной. – 14-е издание стереотипное М.: Издательский центр «Академия», 2016 год.
- Островский А.Н., пьеса «Гроза».
- Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX века 10 класс 1-е полугодие – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2016. – 464 с. – (В помощь школьному учителю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок
В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...
Конспект урока литературы по теме "Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Конспект урока литературы по теме "Мысль семейноя в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок предназначен для старшеклассников и студентов СПО.Цели урока:-...
Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя....
Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина "Метель"
Разработка конспекта урока литературы в 6 классе....
план-конспект урока литературы по поэзии серебряного века "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."
Данный урок, заключительный по изучению поэзии Серебряного века, носит обобщающий характер и составлен в форме интеллектуальной игры по типу "Умники и умницы". Проведение такого урока препод...
Конспект урока "Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы"
Конспект урока развития речи....
Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа».
Конспект урока литературы для студентов 1 курса СПО «Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа» (в рамках изучения романа Ф.М. Достоевского "Преступле...