методическая разработка урока по теме: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»
методическая разработка на тему

Шукшина Лидия Александровна

цель данного урока активизации познавательной   деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ШАХТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ДИЗАЙНА И СЕРВИСА «ДОН-ТЕКС»

Методическая разработка урока

Дисциплина «Литература»

Тема урока: «Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя»

Методическая цель: формы и методы активизации познавательной      деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

                                                   Разработчик: преподаватель русского языка и                                   литературы                                      


Тема урока : М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Жанр сказки в творчестве писателя.
 Цель урока:

  • дать общее представление о жизни писателя, актулизировать знания учащихся о творчестве сатирика, создателя сказок «для взрослых»; подвести учащихся к выводу об основных приемах изображения «сказочных» героев; работать со словарем.
  • способствовать развитию умения онализировать, выделять главное, строить монологический ответ;
  • по средством художественного восприятия текста убедить учащихся в необходимости руководствовать в жизни принципами морали и милосердия.

Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: деловая игра.

Методы обучения: метод опережающих заданий, игровой ситуации, творческого пересказа.

Средства обучения:  Тексты краткого художественного пересказа произведений писателя (сказок); литературоведческий (или толковый) словарь, портрет писателя, «заморочки из бочки» - вопросы по пройденному на уроке материалу.


Ход урока

Структурные элементы урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся.

1.Организационное начало урока

Приветствие

Подготовка к уроку.

2. Целополагание

3. Начало игры

Объявляет тему ,цели урока, распределяет «роли»(биограф. 1-2 чел.; литературовед – 1 чел; все остальные учащиеся – внимательные читатели)

Записывают тему урока

3.1 Выступление 2биографа»

  1. Специально подготовленный учащийся рассказывает о жизни и творчестве писателя (биограф.)

б  )«Внимательные читатели» делают записи в тетрадях.

3.2 Мини-итог ведущего игры

«Биограф», думаю, справился с заданием. Вы узнали, что
- Салтыков-Щедрин родился..
- всю свою жизнь боролся против …
- оставил огромное литературное наследие …
(за каждый ответ ведущий вручает фишку)

«Внимательные читатели» заканчивают фразы ведущего.

3.3 Групповая работа «внимательных читателей»

Ведущий предлагает «собрать» сказки Салтыкова-Щедрина
( фишка дается группе первой выполн. задание)

Группы «собирают сказки», кто выполняет быстрее , зачитывает свои варианты.

3.4 Выступление литературоведа

-Итак, сказки были для взрослых, какие проблемы поднимает в них автор? Почему сказки? Какие художественные приемы использует Салтыков-Щедрин?

Отвечает «литературовед» работая с литературоведческим ( или толковым словарем)

3.5 Групповая творческая работа « внимательных читателей»

-Актуальны ли, на ваш взгляд сказки, образы, Салтыкова-Щедрина сегодня?
- придумайте название, сюжет свой сатирической сказки на современный лад, используя гротекс, аллегорию. Подумайте кто из животного мира могли бы быть героями вашей сказки, что могло бы символизировать то или иное животное , какую черту  характера, человеческого порока?

«Внимательные читатели» делают записи в тетрадях.
а) ответы играющих
б) «Внимательные читатели» работают под над созданием сатирической сказки на современный лад.

4. Итог урока

Подчитываются фишки( групп. и индивид. заработанные)
-Подведен итог (определены размеры выигрыша ) – Что сегодня мы вспомнили, узком, в этом нам помогут «заморочки из бочки»

Каждый из учащихся, кто набрал 2 /(или 3) и более фишек, тянут по 1 «заморочки из бочки».
(Ответы учащихся станут своеобразным итогом урока)

 5. Домашнее задание

Прочитать 3 части романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина. Индивид. задание по истории созданию романа составлению семейному древа семьи Головлевых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.

Методическая разработка  по теме «Урок письма» предназначена  для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи».  Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...

Методическая разработка урока "Смысл человеческой жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

В чем заключается смысл человеческой жизни? На этот, казалось бы, банальный вопрос нет определенного ответа. Бунин в рассказе "господин из Сан-франциско" выражает свое мнение по этому поводу. Задача с...

Методическая разработка урока на тему: "Работа с интервалами на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио 3 год обучения....

Методическая разработка урока на тему: "Формы работы на уроках сольфеджио".

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 4 классе....

методическая разработка урока на тему:"Экономические реформы П.А.Столыпина. Политическая жизнь России 1907-1914 гг.

Презентация для проведения урока истории (общеобразовательный цикл) 1 курс....

Методическая разработка урока на тему: «Взаимосвязь характера музыки и движения на уроках классического танца»

Цель урока: показать процесс и результат работы концертмейстера над восприятием и пониманием обучающимися основных музыкальных характеристик используемого аккомпанемента и его взаимосвязи с танц...