Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"
классный час по теме
Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтессе Ольге Берггольц, артистке Марии Петровой , о композиторе Дмитрии Шостоковиче, а так же о некоторых памятниках искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod_ne_sdali_vragu_novoe.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ВО Муромский медицинский колледж
Методическая разработка классного часа на тему:
ГОРОД НЕ СДАЛИ ВРАГУ
Подготовил преподаватель :
Зайцева М.С
Ведущий№1: Блокада Ленинграда навсегда вошла в историю как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей. Девятьсот дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода, три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнём выстояли ленинградцы. Сегодня мы поговорим о тех людях, которые, жертвуя своим здоровьем, сохраняли музейные ценности, работали в блокадные дни в библиотеках и на радио, писали музыку и стихи. Радио, газеты, тысячи плакатов на улицах призывали ленинградцев на защиту родного города. Словно клятва звучали слова Всеволода Рождественского, напечатанные в газете « Ленинградской армии народного ополчения»…
Чтец№1:
Защищайте город свой,
Свободу,
Дом, детей,
Любимый вольный труд.
Никогда-
Клянёмся в том народу-
В Ленинград фашисты не пройдут.
В.Рождественский. На защиту Ленинграда.
Ведущий№2: Но героизм ленинградцев во время блокады- это особая история в ходе Великой Отечественной войны. Это и нечеловеческие условия, и смертельная опасность, и готовность добровольно, лишь бы позволили силы, спасать народное достояние - искусство или коллекции картофеля и зерновых культур, это и литературная и музыкальная деятельность. Жители города просто не думали, что совершают подвиг- духовный и нравственный. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Дыша одним дыханьем с Ленинградом,/ Я не геройствовала, а жила». Но сколько бы вечеров воспоминаний ни устраивалось в музеях и школах, сколько бы ни выходило книг о блокаде города, вряд ли возможно назвать каждого, кто вложил свой скромный, порой незаметный, но такой необходимый труд в сумму общих усилий. Под пологими зелёными холмами Пискарёвского мемориального кладбища лежат неизвестные ленинградцы. И если мы будем напоминать о них, то выразим чувство благодарности каждому из защитников города.
Ведущий№1: В насквозь промёрзшем здании на улице Герцена питерские художники боролись за освобождение. Большие картины писать тогда было трудно, поэтому самым боевым жанром стали плакаты. На стенах ленинградских домов были надписи: « Защитим город Ленина!» художника В.А. Серова « Всё ли ты сделал для помощи фронту?» В.Б. Пинчука, « Будь бдителен!» И.В. Серебряного. Контур плаката наносился на литографский камень, а уже с него снимали оттиски. В здании Союза художников не было отопления. Художники согревали камень теплом своего тела: ложились на него и, сложив ладони трубочкой, дышали на отдельные участки. Сами мёрзли, но камень согревали, чтобы сделать ещё 3-5 новых боевых плакатов. «Карандашисты» были весёлыми художниками, а во время лютого голода про некоторых из них сочинили историю-«Повесть о том, как В. Кобелев, В.Курдов и Н.Муратов белогвардейских генералов и крысу Шушару съели».
Частенько рисунки художников добирались до самой передовой: их наклеивали на башни танков. В1942 году к солдатам, защищавшим Ленинград, приехал художник-карикатурист Владимир Александрович Гальба. Он стал рисовать карикатуры на Гитлера, Геббельса, Геринга, но не на бумаге, а на огромных кусках марли, которые были натянуты на большие рамы 3х4м. Ночью разведчики выставили эти карикатуры перед передним краем. Утром гитлеровцы увидели «портреты», сначала послышался смех из вражеских окопов, затем стало тихо. Долго совещались фашисты по телефону со своими начальниками: стрелять или не стрелять. Открыли огонь, но пули пролетали сквозь тонкую ткань, а «картины» не повредили. Несколько немцев вылезли из окопа и поползли к стоящим перед нашей передовой рамам. Советские снайперы не подпустили их. Владимир Гальба шутливо говорил о том, что «сатира убила наповал в полном смысле этого слова». Когда война закончилась, В. А. Гальба был в Берлине. На обуглившейся стене рейхстага он написал: «Гитлер, я в Берлине, а где ты? Владимир Гальба».
Ведущий№2: Необыкновенную силу звучания приобрело зимой1941-1942 годов радио. Оно помогало ленинградцам переносить неимоверные лишения, сознавать, что они не одиноки в своей борьбе. По радио читались статьи центральных и местных газет, доставка и распространение которых были затруднены в условиях блокады. Благодаря ему население города узнавало о долгожданном увеличении продовольственных норм. Работники радиокомитета готовили передачи в сложнейших условиях, зная, как необходимо ленинградцам услышать слова поддержки и ободрения. Сколько труда и усилий стоило организовать передачи из Москвы, когда прямая проводная связь со столицей была прервана, а техника радиовещания сильно повреждена.
В феврале 1942 года многие дикторы были уже не в состоянии работать, и передачи у микрофона ежедневно вели артисты И.Горин и К.Миронов. Сотрудники радио ни на час не оставили своего боевого поста, продолжая работать в промёрзших помещениях при свете изготовленных ими свечей. В суровые блокадные дни передачи для ленинградского радио готовили журналисты и писатели: Вс. Вишневский, Н.Тихонов, О.Берггольц, В.Ардаматский, Я.Бабушкин, М.Блюмберг, Л.Маграчёв и другие. Из-за недостатка электроэнергии радио буквально шептало. Но и тут работники нашли выход, организовав повторение передач для подключаемых районов города. Сквозь ледяную тишину из искалеченных репродукторов снова раздавался голос, приковывавший к себе внимание питерцев. В эфире по-прежнему звучал голос непокорённого Ленинграда, опровергая лживые заявления фашистов о том, что город пал.
Ведущий№1: Художник Ярослав Николаев и артистка Мария Петрова оказались в числе тех мастеров искусств, чей талант возмужал и окреп во вражеской блокаде. В 1943году художником была создана известная картина «Пурга», героиня которой с М. Петровой: ленинградка везёт тело мужа на саночках по улицам блокадного города, она обессилела иприсела отдохнуть на те же погребальные сани.
Всем полюбился в блокадном эфире рассказ писателя Фёдора Кнорре «Встреча в темноте», который читала Мария Петрова. В палате госпиталя танкисту Дымокурову передали записку от любимой девушки. Она разыскала его и писала, что придёт. Дымокуров умолял друзей не пускать Шуру под любым предлогом. У него лицо было не только обожжено, но и испещрено шрамами. Он считал, что человека с таким изъяном женщина любить не может. Друзья предложили погасить в палате свет: Шура ничего не разглядит и на другой день уедет. Встреча произошла в темноте. Но девушка всё поняла, зажгла свет и осталась верна своему чувству. Двадцать четыре минуты длилась в ленинградском радиоэфире эта история. Двадцать четыре минуты объединяла она слушателей, волнуя и трогая На радио посыпались письма: «Расскажите ещё раз историю этой любви! Пожалуйста!» Передача повторялась снова и снова. И почти так же, как взволновало тогда миллионы людей на фронте и в тылу стихотворение Константина Симонова «Жди меня», звучала в блокадном Ленинграде «Встреча в темноте»
. Однажды М. Петрова приехала на Охту, в блокадный детский сад. Артистку встретили измождённая воспитательница и группа маленьких ребятишек, серьёзных и тихих. Они шли друг за дружкой, держались за руки и слабенькими голосами пели бодрую военную песню. Мария Петрова силилась сдержаться, но не смогла- расплакалась. А микрофоны были уже включены. «Почему эта тётенька плачет?»- спокойно спросила маленькая девочка у воспитательницы. Та что-то сбивчиво ей объяснила. Всё это шло в эфир, и блокадный Ленинград слышал рыдания артистки, спокойный голос маленькой девочки и прочтённого потом для неё «Мойдодыра» К. И Чуковского. Ленинград ответил М. Петровой сотнями писем…
Чтец№2 «Спасибо вам, что вы с нами, что вы не уехали,- это так важно, что мы слышим ваш голос, знакомый нам по мирным дням!»
Ведущий№2: Мария Петрова стала «героиней» труппы Городского театра, который перенёс радиоспектакль на сценические подмостки. Этот театр ленинградцы прозвали «блокадным». Актриса сыграла роль разведчицы Вали по пьесе К. Симонова «Русские люди». На одном из первых представлений спектакля произошёл драматический эпизод, вошедший в историю осаждённого города. Шла сцена между Валей и капитаном Сафроновым. Перед уходом в опасную разведку девушка говорила о Родине. И вдруг где-то рядом, за стеной помещения театра, разорвался дальнобойный снаряд. Погас свет. М. Петрова остановилась на полуслове. И она, и артист М. Павликов, игравший Сафонова, знали: во время обстрела публика должна спуститься в бомбоубежище. Да и как продолжать спектакль в кромешном мраке? Но вдруг в зале вспыхнул огонёк. Он горел слабо, еле заметно. Тут же рядом зажглись другие огоньки и сцена озарилась голубоватым светом. Зрители направили лучи своих карманных фонариков на Валю и Сафронова, чтобы «Русские люди» продолжали сражаться до конца спектакля.
Ведущий№1 Ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года. Симфония звучала не только как вызов врагу, но и как предвестник победы. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию» ,-писал Д. Д. Шостакович.
Ведущий№2 Многие библиотеки города продолжали работать в течении всей блокады. Ни на день не закрывались двери Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. В первую блокадную зиму в читальных залах царил леденящий холод. Сотни ленинградцев сидели в пальто и шапках, перелистывая страницы книг, журналов, атласов и делая выписки из них. Это были инженеры и рабочие, врачи и медсёстры, офицеры и солдаты, педагоги и учащиеся, научные работники, литераторы, журналисты, архитекторы. Весна 1942 года вызвала явление, которое получила название «голод на книги». Чтобы полнее удовлетворить спрос покупателей, управление торговли города вынуждено было организовать на улицах так называемые книжные развалы. Быстро расходились русская и зарубежная классика, произведения современных писателей. Ленинградцы вновь доказали, что являются самым читающим народом.
В начале Великой Отечественной войны старое здание Кунсткамеры опустело, так как все сотрудники ушли на фронт добровольцами. Оставшиеся спасали коллекции ценой собственной жизни: экспонат за экспонатом упаковывали в ящики, переносили в подвалы и бомбоубежище под рёв немецких самолётов и выстрелы зениток. На здание старой Кунсткамеры падали «зажигалки», лютый холод насквозь промораживал стены, но женщины отстаивали собранное годами сокровище музея. Измождённые, они еле-еле передвигались по залам и коридорам, но не уходили с поста. Ценой своей жизни женщины спасали экспонаты. В здании Кунсткамеры погибли от голода 28 человек. После войны было подсчитано, что только 68 предметов было попорчено, но не снарядами и пулями, а молью.
Ведущий№1На Аничковом мосту с1850 года были установлены четыре группы коней, олицетворяющих борьбу человека и стихии. В ноябре 1941 года рабочие во главе с инженером Всеволодом Всеволодовичем Макаровым под свист снарядов и бомб друг за дружкой погрузили конные группы и перевезли в находящийся неподалёку Сад отдыха. Бронзовых коней укутали промасленными тряпками и бумагой, пустоты в ящиках заполнили песком, опустили в четыре выкопанных котлована и засыпали. Прошёл мелкий дождь, и головы коней стали видны из-под земли. Углубить котлован было нельзя, так как его могли затопить грунтовые воды. Тогда придумали следующее: над каждой конской головой насыпали холмики, которые обложили дёрном и посадили цветы. Всё происходило поздней ночью, поэтому никто не догадался, что под четырьмя клумбами находятся знаменитые кони, сделанные по проекту архитектора П. К. Клодта. Удивительно, что ни один осколок не тронул их.
Интересный случай произошёл и с Медным всадником. Его хотели снять с Гром-камня и опустить на дно Невы, но к архитекторам пришёл старый архивариус, работавший в Центроархиве. Он рассказал о том, что среди бумаг 1812 года сохранилось любопытное письмо некоего старожила города, адресованное царю. Тогда перепуганные вельможи ждали, что со дня на день Наполеон повернёт свои войска на столицу, возьмёт Петербург. Поэтому решили вывезти за город наиболее ценные реликвии, в том числе и памятник Петру1- Медный всадник. И тут как раз Александру 1 принесли письмо. Сторожил сообщил, что приснился ему сон, будто сам император Пётр1 пришёл к нему и повелел передать царю следующие слова «Покуда я стою в граде сем, ни один враг не ступит на землю его!» В блокадном Ленинграде это письмо произвело впечатление, но важнее было то, что погружение в воду могло испортить выдающийся памятник, поэтому его решили оставить на месте и соорудить особо прочный каркас из досок, засыпать двойным количеством песка.
Ведущий2 Бесценные сокровища хранил в своих залах и галереях Эрмитаж. Нельзя было подвергать опасности шедевры мировых мастеров резца и кисти. В самом начале Великой Отечественной войны гулкие этажи Зимнего дворца наполнились стуком молотков. Сотрудники Эрмитажа, художники, скульпторы, учителя школ помогали снимать со стен картины, упаковывали скульптуры – готовили сокровища к дальней дороге. Тяжёлых ящиков набралось так много, что сами работники музея не могли погрузить их на автомашины. На помощь пришли курсанты, красноармейцы, моряки. Первый эшелон из 27 больших пульмановских вагонов был отправлен уже 1 июля, второй – 20 июля. Третий эшелон отправить не удалось: немцы захватили станцию Мга и перерезали последнюю ниточку железной дороги, связывающую Ленинград со страной. Жители города стали помогать переносить вниз из верхних этажей стекло, бронзу, ткани: в античных залах разместилась мебель позднейших веков, а у статуи Зевса грудой лежали сабли, пики, мушкеты, алебарды. Так для потомков сохранили великие ценности.
Даже ожесточённый налёт 17 октября 1941 года не позволил учёным отказаться от торжественного заседания, посвящённого 800 – летию азербайджанского поэта Низами. А в декабре в одном из залов Эрмитажа, в стенах которого стоял 20-градусный мороз, прошло торжественное заседание, посвящённое 500-летию великого узбекского поэта Навои. Звучали его стихи, экспонировалась роспись фарфора на темы этих стихов, выполненная художником М. Мохом. К защитникам города выезжал академик Иосиф Абгарович Орбели…
Чтец1: « Мы знаем в истории времена варваров, вандалов, предшественников нынешних немецких фашистов, - говорил он бойцам и командирам, - но никогда в истории не было ничего более кровавого, дикого и зверского, чем нынешний фашизм, вооружённый такими разрушительными средствами истребления. А поэтому не было миссии более великой, более почётной, чем наша – мы должны истребить всех до последнего немецких злодеев, задумавших захватить нашу землю…»
Ведущий№1 : К сожалению, не все коллекции экспонатов можно было вывезти из города или немедленно спрятать. Около тысячи образцов картофеля привезла экспедиция под руководством Сергея Михайловича Букасова во Всесоюзный научно – исследовательский институт растениеводства для того, чтобы вывести из этих сортов « культурных» и «дикарей» такой, который не боялся бы ни жары, ни морозов, давал высокие урожаи и каждому пришёлся по вкусу. Картофель – второй хлеб, к тому же из него делали крахмал, спирт, синтетический каучук, использовали для лабораторной работы. Высадили сорта картофеля весной 1941 года, но началась война, враг стал подбираться к делянкам. Там работали научные сотрудники института Абрам Яковлевич Камераз и Ольга Александровна Воскресенская. Фронт почти приблизился к Павловску, жители покинули город, а картофель всё не созревал. Над полем уже тарахтела пулемётнаядробь, когда А. Я. Камераз собрал около 500 перспективных гибридов, вывез благодаря командиру инженерной части.
Спасённый картофель разместили на стеллажах, оборудованных в подвале. Зимой А. Камераз ушёл на фронт, а О. Воскресенской одной пришлось сражаться и с холодом, и с полчищами крыс, наводнивших подвалы. Обессилевшую О.А. Воскресенскую увезли домой, её место занял научный сотрудник Вадим Степанович Лехнович .Всё ниже падал столбик ртути в термометре, и подвал нужно было отапливать, а дрова были на вес золота. На верхних этажах здания находился госпиталь, и санитары иногда давали на отопление кусочки разрубленных столов, стульев и шкафов. Октябрьский райисполком вручил В.С.Лехновичу ордер на четверть кубометра дров. Выпросив у санитаров лист фанеры, истощённый учёный, которого все принимали за пожилого человека, еле передвигая ноги, привёз дрова в подвал. Он законопатил все щели в дверях, стало чуть теплее. Раздобыв электрический фонарик. Вадим Степанович натаскал битого кирпича, затолкал его в крысиные норы. До нуля температура ни разу не опускалась, так как учёный всё время был начеку. Сорт «Камераз-1» после войны получил широкое распространение. Не боялся он ни ядовитой фитофторы, ни рака и давал хорошие урожаи.
Ведущий№2: Во Всесоюзном научно – исследовательском институте растениеводства была ещё одна уникальная коллекция – зерновые культуры из 180 стран: 100 тысяч образцов пшеницы, ржи, кукурузы, риса, проса и гречихи. Не каждое крупное государство могло похвастаться таким собранием. Когда фашисты подошли к городу, отправить коллекцию не успели. Сорта семян упаковали в специальные ящики.
В блокадные дни укутанные шарфами сотрудники института продолжали работу. Они не только охраняли ценнейшую коллекцию, но и ставили опыты. Приходилось по щепотке собирать дрова для печурок, воевать с крысами, которые смелели с каждым днём, так как голод гнал их к ящикам и мешкам с зерном. Кому-то пришла в голову дельная мысль: пересыпать зерно в железные банки. Это было не просто. Ослабевшим от голода людям непросто было справиться с такой работой. Двадцать восемь сотрудников института погибли в ту голодную зиму, но ценнейшая коллекция зерновых была сохранена.
Ведущий№1: В блокадную зиму в Институте экспериментальной медицины учёный-физиолог Александр Николаевич Промптов не только охранял, берёг и лелеял, но и кормил большую коллекцию птиц. Сам ослабевший от голода, под непрерывным воем снарядов ходил он по улицам, забирался в заснеженные скверы – всюду разыскивал корм для своих пернатых друзей. Он менял на крупу собственные вещи, выпрашивал у знакомых хотя бы зёрнышко, делился с птицами собственным пайком, но корма всё равно было мало. В ту пору подопытные животные были ещё в Колтушках – оттуда ему иногда сообщали, что он может прийти за творожными лепёшками. И учёный шёл через весь город и приносил корм своим питомцам. Звуков снаряда он порою и не слышал, а посвистывание какой-нибудь пичуги примечал сразу.
Вместе с женой они вели дневник « Наблюдение над птицами в дни осады Ленинграда». Оказывается, с приходом войны птиц в городе стало больше. Появились и такие, которых раньше никогда не было в городских парках и скверах: в руинах разрушенных домов поселились трясогузки, горихвостки; над Невским проспектом пели жаворонки; на углу Невского и улицы Гоголя поселилась целая колония ласточек. Только воробьёв стало меньше: так как питаются тем же, чем люди, они в голодную пору покинули город. И соловей, и серая мухоловка, и варакушка, выведенные А. Н. Промптовым, пережили голодную зиму. И уже после войны учёный закончил свой труд о птицах.
Ведущий№2: В блокадные дни, когда гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины, к обессиленным и истощённым людям из радио доносился голос Ольги Берггольц, негромкий, певучий, с лёгкой картавинкой, в котором слились боль, страдания и героизм защитников города.
Чтец№2:
…Я говорю с тобой под свист
Снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
Кронштадский злой,
Неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом- смертная
угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
Что называлось страхом и мольбой….
О. Берггольц «…Я говорю с тобой под свист снарядов…»
Ведущий№1: Ольга Фёдоровна Берггольц писала…
Чтец №1:
Уже в конце ноября появились на улицах города первые гробы, которые двигались не так, как подобает гробу,- важно, высоко на мостовой, а ползли на санках по самому снегу. Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, - иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение. А люди слабели всё больше и больше. Уже многие не могли делать длинных переходов пешком и целыми днями неподвижно лежали под грудой одежд и одеял в тёмных ледяных квартирах… И сплошь и рядом оказывалось, что у такого ослабевшего, полуумирающего ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром: это «тарелка» радио.Отсюда, из этого чёрного круга на стене, доходили до человека людские голоса – значит, он ещё не один! Значит, где-то за стенами его дома живут люди, живёт город, живёт страна – они борются,они сопротивляются…»
Ведущий№2: Вера в победу, сила духа, удивительная удивительная проникновенность голоса придавали силы, помогали людям жить.Только такому человеку, который остался с ними в осаждённом городе, люди верили; слова О. Берггольц вселяли надежду. Из воспоминаний жительницы блокадного Ленинграда М. Я. Бабич…
Чтец№2: « По радио стали передавать стихи О. Берггольц.Это я отлично помню, действительно было здорово… Это очень встряхнуло от этого животного думания об еде».
Ведущий№1: В канун трагического нового, 1942 года Ольга Берггольц обратилась к слушателям с такими проникновенными словами, а дома медленно умирал её муж- Николай Молчанов…
Чтец№1: «Ещё никогда не было в Ленинграде такой новогодней ночи, как нынешняя. Мне незачем рассказывать вам, какая она… И всётаки, вопреки всему, да будет в суровых наших жилищах праздник! Ведь мы встречаем 1942-й в своём Ленинграде- наша армия и мы вместе с ней не отдали его немцу, не дали вторгнуться в город. Наш город в кольце, но не плену, не в рабстве».
Ведущий№2: Всю войну летали над Ленинградом фашистские самолёты, а Смольного так и не нашли. Спрятали его военные маскировщики: над всеми домами вокруг, над скверами и аллейками натянули огромную сетку; на ней нарисовали деревья, кусты, аллейки, аттракционы, пруд. Сетку и гамаки нашли в универмаге «Дом ленинградской торговли». Гамаки сплели вместе, добавили другие сетки (рыболовные, волейбольные),да ещё специально доплели. Наклеили на неё сверху куски материи, прикрепили листы фанеры, разрисовали, натянули на крепких тросах- получилась пейзажная картинка. Обычную картину один раз рисуют, а эту «диковинную» каждый год четыре раза перерисовавыли: на деревьях осенью листья желтели, поэтому приходилось людям спускать сетку, добавлять на картину осенние краски (жёлтые, оранжевые, красные), а зимой покрывали всё снегом, стеклили пруд ледяной коркой. Так и выстоял Смольный не под толстой стальной бронёй, а под тоненькой сеточкой. Пуще глаза берегли его от фашистских стервятников наши лётчики, зенитчики и художники- маскировщики.
Дальнобойные орудия врагов стояли близко – на Вороньей горе. Немецкие артиллеристы разглядывали город в бинокли, и золотые шпили Петропавловки и Адмиралтейства были для них великолепными ориентирами. Необходимо было убрать их золотое сияние. Сначала адмиралтейскую иглу хотели закрасить, но архитектор О. Н. Шилина предложила сберечь позолоту и надеть на шпиль маскировочный халат – чехол из мешковины. Вертолётов в ту пору ещё не было, поэтому необходимо было забраться на золотую иглу и на самом острие возле кораблика укрепить блок, пропустить через него канат и уже по нему подняться ввысь. Сделали это с помощью воздушных шаров – попрыгунчиков. Не сразу, но всё же старший лейтенант В. Г. Судаков добрался до самого кораблика и укрепил блок. И тогда до адмиралтейской иглы добрались альпинисты. Но самое удивительное зрелище произошло позднее: на головокружительной высоте, на тоненькой доске, подвешенной на петлях к блоку, ленинградцы увидели сидящую женщину, которая сшивала маленькой портновской иглой чехол на огромной адмиралтейской игле. Этой женщиной была дирижёр – хормейстер Ольга Фирсова. Рядом с ней , сменяя друг друга, трудились делопроизводитель Александра Пригожева, осветитель со студии « Ленфильм» Алоизий Земба, младший лейтенант Михаил Боборов.
Сияние золотой иглы спрятали, но как укрыть само здание Адмиралтейства от бомб и снарядов? С декабря 1941 года артиллерийские снаряды стали попадать внутрь здания, ранили статую Афины. В апреле 1942 года бомбы не только уничтожили фигуры скульптур, но и повредили часть живописных плафонов зала Адмиралтейского совета. Срочно требовалась помощь, необходимо было сохранить росписи потолков, барельефы на стенах. Старейший художник – реставратор В. С. Щербаков, согревая об электрическую лампочку озябшие руки, на шатких, наспех сколоченных лесах снимал на кальку старинные росписи.
Шестидесятилетний скульптор Я.А.Троупянский под свист снарядов и вой непогоды поднимался под карнизы фронтонов и там, без всяких лесов, опоясав себя пожарным поясом, реставрировал повреждённые барельефы. Адмиралтейская игла стала символом гордости, стойкости, мужества защитников невской твердыни. Художники блокадного города рисовали её на плакатах и открытках. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда»,где были изображены адмиралтейская игла и шеренга защитников города, идущих на врага с винтовками наперевес…
Чтец№2: Пройдя сквозь долгий грохот боя,
На слиток бронзовый легла,
Как символ города – героя,
Адмиралтейская игла…
Слова уходят, затихая,
В металл, в бессмертье, в немоту.
И, снова бронзой полыхая,
Игла пронзает высоту.
Н.Браун. Медаль.
Ведущий№1: Суровые условия блокады не нарушили полностью нормальный ритм жизни в городе – фронте. В сентябре – октябре 1941 года студенты 40 вузов начали занятия. Вся деятельность высшей школы Ленинграда была направлена на решение тех задач, которые выдвинули война и оборона города. Учёные пересматривали и составляли заново учебные планы и программы курсов в соответствии столько что введёнными сокращёнными сроками обучения. Особое внимание обращалось на повышение качеств знаний, предусматривалось обучение всех студентов и профессорско – преподавательского состава военному делу, противохимической и противопожарной защите. Первостепенная роль отводилась тем курсам и дисциплинам, которые в условиях военного времени имели практическое значение. Обгонная тематика нашла своё выражение в дипломных работах студентов. Большинство из них учебные занятия совмещали с работой на заводах, в производственных мастерских, на строительстве оборонительных укреплений, в рабочих отрядах, госпиталях, командах МПВО.
Во всех институтах учебные заведения были построены так, что позволяли чередовать оборонную и академическую работу. Преподаватели оказывали всемерную помощь студентам в их деятельности, широко практикуя систему месячных заданий, контрольных работ, консультаций, сдачи зачётов и экзаменов в течение всего учебного года.
Не прекратили своей деятельности в период первой блокадной зимы и крупнейшие ленинградские вузы – Политехнический институт, Институт инженеров железнодорожного транспорта, Горный институт. Занятия проходили в необычной обстановке: вокруг печки – времянки расставлялись столы, за которыми располагались студенты и преподаватели. Из – за отсутствия электричества всю учебную работу приходилось вести только при дневном освещении или при свете коптилки. В жестоких условиях голодной блокады ленинградские учёные рассматривали обучение студентов как свой долг перед Родиной. Обессиленные, по – прежнему приходили на свои факультеты, читали лекции, проводили лабораторные занятия, руководили дипломными проектами выпускников. В университетских аудиториях, окна которых были забиты фанерой, преподаватели читали свои лекции.
Ведущий№2: В1941-1942 учебных годах в вузах осаждённого города работали около тысячи преподавателей, среди них свыше 500 профессоров и доцентов. В январе- феврале 1942 года, когда страшный голод, отсутствие топлива и электроэнергии грозили парализовать жизнь Ленинграда, ряд институтов проводил очередную экзаменационную сессию, а также государственные экзамены и защиту дипломных проектов.Несмотря на требования, предъявлявшиеся к экзаменуемым, большинство студентов получили хорошие и отличные оценки. В результате чрезвычайных усилий вузы подготовили и выпустили в первую блокадную зиму 2500 молодых специалистов.
Вследствие ухода тысячей юношей и девушек на фронт и на производство контингент студентов ленинградской высшей школы значительно сократился. В крупнейших вузах число учащихся уменьшилось более чем в два раза по сравнению с довоенным временем. Тем не менее осенью 1941 года институты дали городу дополнительно сотни инженеров, технологов, учителей. Первый медицинский институт имени академика И. П. Павлова подготовил более 500 врачей, в которых так нуждались госпитали и больницы осаждённого Ленинграда.
Ведущий№1: В статьях и документах военной поры , где речь идёт о защитниках Ленинграда, наряду с воинами, рабочими, женщинами почти всегда говорится о детях. Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал…
Чтец№1: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».
Ведущий№2: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до подростков. У них было особое , опалённое войной, блокадное детство. Они росли в услових голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Живым напоминанием о тяжких блокадных днях остались строки из дневника маленькой школьницы Тани Савичевой: «Умерли все. Осталась одна Таня». После смерти родных девочка попала в детский дом. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли. С декабря 1941 по май 1942 года она вела краткие записи о том, как на её глазах умирали родные – бабушка, дядя, мать…Таня не дожила до конца войны: в 1944 году она умерла от дистрофии, но остался живой свидетель блокадной жизни – её дневник, который выставлен в Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
2 Чтец№:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный
дневничок
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца
До наивного мальца.
И письменная сущность
Содержанья
Ошеломляет
Души и сердца… С. Смирнов. Дневник войны.
Ведущий№1: Дети были такими же блокадниками, как взрослые, И погибали так же. Но они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили бельё для раненых и выступали перед ними в госпиталях.
Ведущий№2: Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4-х классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах за парты сели ещё более 30 тысяч учащихся. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбёжке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Ведущий№1: Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой кабинетов. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Ведущий№2: С 20 ноября 1941 года население стало получать самую низкую норму за всё время блокады-250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов- на все остальные .В Ленинграде начался голод.
Ведущий№1: Наступил 1942год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы . И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало , в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.
Ведущий № 2:Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулемёты, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слёзы, глядя на плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»
Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». Через всю многомесячную эпопею героической обороны они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали: расчистка чердаков, борьба с «зажигалками» , тушение пожаров , разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки.
Полностью от блокады Ленинград был освобождён только 27 января 1944 года .Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.
Ведущий№1: Город Ленинград в блокадные дни стал явлением, обнажающим свою непобедимую природу борца. Его, как русского солдата, можно было убить, но не победить. Каждый камень его говорил о великих событиях, о великих подвигах. Люди, спасающие в блокаду ценности и коллекции, не знали, будут ли они живы завтра. Но они верили, что на их место встанут другие, и также исполнят свой долг, и будут верить в победу. Изменились улицы, дома, перекрёстки; изменились лица людей, их речь, их движения. У каждого было своё горе, своё несчастье, свой ужас: сжатые губы, суровые глаза, краткие слова. Никогда такими не были ленинградцы. Люди , оказавшиеся в блокаде , превратились в одну семью, в один небывалый коллектив.
Ведущий№2: Мы считаем , что в каждом сердце осталась маленькая частица памяти о тех, кто сражался в блокадные дни с врагом, кто помогал духовно, кто совершал нравственный подвиг. Такие люди останутся в памяти .Да будет так! Ленинград выстоял под гул взрывов фашистских бомб и снарядов. Город выжил благодаря героям невидимого фронта. Они сберегли, сохранили не только свой город, но и несметные богатства, ценнейшие коллекции. Девятьсот блокадных дней вошли в историю как образец духовной, моральной и нравственной стойкости людей, как высочайшее мужество,как содружество человека и искусства.
Вера в победу, в непобедимость города воодушевляла людей. Они знали, что народные достояния будут нужны потомкам. Духовный и нравственный подвиг защитников Ленинграда вовеки не забудут не только потомки – ленинградцы, жители современного Санкт – Петербурга, но и жители всей России. Ольге Берггольц принадлежат слова, на обелисках, памятниках погибших…
Чтец№2:
…Их имён благородных мы здесь
Перечислить не сможем,
Так их много под охраной гранита,
Но знай, внимающий этим камням
Никто не забыт и ничто не забыто .
.
О.Берггольц.
Государственное образовательное учреждениеМуромский медицинский колледж
Город не сдали врагу.
Подготовила классный
Руководитель:
Зайцева М.С.
Муром2009-2010 уч. год
Целевой компонент классного часа
Цель: Познакомить студентов с историей Ленинградской блокады. Привить чувство патриотизма, гордости, за людей, защищавших Ленинград.
Задача: Познакомить с жизнью людей во время блокады.
Оборудование и оформление.
- Выставка книг по теме
-Аудиозапись
-Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»
Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...
Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"
Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...
Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"
Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых техн...
Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»
Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда...
Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка
Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...
С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов
Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...
Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»
Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...