Методическая разработка классного часа на тему «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»
классный час на тему

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stryapcheva_i.a._net_fashizmu_razrabotka.docx745.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

    «КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка классного часа на тему

 «…Мы чашу горя выпили до дна, но враг не взял нас никаким измором…»

Форум::Грузия * Санкт-Петербург

Классный руководитель группы Э-2-9:      

   Стряпчева И.А.

        2014-2015 учебный год        

Я никогда не видела войны,
Не видела, как падают снаряды,
Не слышала гнетущей тишины
В замерзших переулках Ленинграда.

Гул самолетов в тучах над Невой,

В сожженных селах стрекот автоматов.
Не видела пожары над землей
И на снегу обугленные хаты.

Цель: 

- сохранение исторической, памяти познакомить обучающихся с историей блокады Ленинграда;

- формирование представления обучающихся о долге, мужестве, героизме;

- воспитание любви и уважения к Родине, героям  ВОВ.

Задачи:

- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными  советскими  людьми в годы войны;

- показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга;

- вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность.

Вступительное слово классного руководителя…

«Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу.

Эта война не случайно названа в нашем народе «Великой Отечест-венной». Четыре страшных года вся страна была объединена одним горем, одной болью, одной надеждой, одной верой - верой в Победу. Миллионы людей отдавали свои жизни не за Сталина, не за КПСС, а за свое Отечество, за свой дом. Они умирали за то, чтобы мы жили, учились, любили, слушали музыку, смотрели кино, за то, чтобы мы гордились своей историей, своим народом, своей страной. Это был великий духовный подвиг всего народа. И наш долг - хранить память об этом подвиге.

Обучающийся…

Великая Отечественная война началась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны - до Уральских гор. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда рассматривалось как первоочередная задача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать. «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», - гласила директива немецкого командования.

Эти сухие строки нацистской директивы были настоящим приговором жителям Ленинграда: город и его жители должны быть уничтожены. Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.

Обучающийся…

 В блокадном кольце оказалось 3 млн 199 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=271f8a0cb4b49b0393d28f25f9cb1252-130-144&n=21

Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Среднемесячная темпе-ратура декабря 1941 года составила минус 28 градусов. Из строя вышел водопровод, не ходил городской транспорт, обессиленные люди замерзали прямо на улицах. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.

В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступив-шими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электро-энергии. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

Обучающийся…

 Вместо супа – бурда из столярного клея, http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=065c449fc12781b25d823432e6befc8e-65-144&n=21

Вместо чая – заварка сосновой хвои…

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не свои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад…

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…

Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!

Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оказалось еще восемьсот.

Обучающийся…

 Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причи-ной смертности была так называемая алиментарная дистрофия, т. е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=73a5b2dafab29b8cc090b5a569a08ade-122-144&n=21

Обучающийся…

Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей:

Рисунок8

Рисунок9

Рисунок8

Рисунок9

        Обучающийся…

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник - это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница.

«Вновь не должно это все повториться».

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

Обучающийся…

Моя землячка, Савичева Таня, прости

Что не пришла к тебе с цветами.

Не знала, что тебя я встречу здесь,

Где слева лес и справа лес.

И эти строки на твоей могиле

Меня огнем блокады опалили.

В глуби России, от Невы не близко,

Теперь здесь навсегда твоя прописка.

Но память, как дорога без конца

Сквозь времена и сквозь сердца.

И неизменно вечно будут рядом

Судьба твоя и подвиг Ленинграда.

Моя землячка, Савичева Таня,

Прости, что не пришла к тебе с цветами.

Но песню я хочу оставить здесь,

Где справа лес, и слева – лес.

Где на твоей могиле детский почерк

Назло смертям сказать о жизни хочет.

Обучающийся…

За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человека.

Но и в этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградские заводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев еще раз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособности армии, но и от участия в борьбе всего народа.

Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со страной, со всем народом. Блокированный город знал, что к нему Устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни.

Обучающийся…

 В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефте-продуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увели-чились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных - около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4c49eb3875b604685b9b43c960c52195-117-144&n=21

Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

 «Этому подвигу нет равных» - так можно сказать о каждом дне каждого жителя города в те дни. Теряя родных и близких, ленинградцы сохраняли стойкость духа, самоотверженно переносили трудности. Моральной дистрофии, на которую так надеялось немецкое командование, блокируя город, так и не последовало.

Обучающийся…

 Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cb775cad491cef39f774eb5cff766344-75-144&n=21

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Обучающийся…

Подвигом музыкантов стало исполнение в осажденном городе симфонии Шостаковича. И эту музыку услышал по радио весь мир. Подвигом ученых и сотрудников Всесоюзного института растениеводства было сохранение сортовой коллекции семян - всего более 100 тыс. образцов из 118 стран. А это - тонны зерна, которые сохранили умирающие от голода люди! Таких примеров стойкости и верности долгу можно приводить тысячи.

В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писали: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Обучающийся…

Девчонка руки протянула,

И – головой на край стола…

Сначала думали – уснула,

А, оказалось, – умерла.

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…

Никто не произнес ни слова.

Лишь тихо, сквозь метели стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья, после похорон.

Обучающийся…

 А. Фадеев писал, что «навеки сохранились в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя - учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову - было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу! Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком. Все для фронта! Все для победы! - это был боевой девиз рабочих Ленинграда». Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2845fd16544077e24ca21aa733c2277e-84-144&n=21

Обучающийся…

 Подростки-рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыно-симых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=e6aa3078eea61f04214a6a8292ac65a7-38-144&n=21

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод «Полигравмаш» где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков «Ленинград в дни блокады». Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени-отчеству.

Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: «Для фронта Василий Васильевич».

Обучающийся…

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=14ab616ad91481566c1fe5998857fb57-84-144&n=21

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

 Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.

Обучающийся…

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза

Да рук не разомкнуть ни как.

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб? 2 тонны! Он спасет

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт.

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей        

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Обучающийся…

 Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей. Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=691f6c28ca5bfa5f6e485cbe7e70e099-74-144&n=21

Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда.

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего, обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Обучающийся…

 В 1943 г. Ольга Берггольц говорила по радио: «Подвергая город страшнейшим лишениям, враг рассчитывал, что пробудит в нас самые низменные, животные инстинкты. Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать. Перестанут работать - в конце концов сдадут город. Но мы не только выдержали все эти пытки... Мы окрепли морально. Мы победили их, победили морально - мы, осажденные ими!».http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=68b3c035a887ae2fd1cb5624c7a65d15-104-144&n=21

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Обучающийся…

Скрипят, скрипят по Невскому полозья,

На детских санках, узеньких, смешных,

В ведерках воду ледяную возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Вот женщина с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Волковское кладбище везет…

Везет, качаясь, к вечеру добраться б!

Глаза упрямо смотрят в темноту…

Скинь шапку, гражданин!

Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту!

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже не досчитаться.

Но мы не плачем – правду говорят,

Что слезы высохли у ленинградцев!

Обучающийся…

 12 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов, Балтийского флота приступили к выполнению операции «Искра» - так называлась операция по прорыву блокады Ленинграда. 18 января 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Был образован коридор шириной 8-11 км, и Ленинград получил сухопутную связь со страной. Свершилось то, о чем мечтал каждый ленинградец, вынесший на своих плечах всю тяжесть блокады, чего ждала вся страна. Но окончательное освобождение пришло только через год.http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a8d1c87d9fda95e26a9252eda187bd6f-104-144&n=21

900 дней и ночей продолжалась блокада. Немцы создали вокруг Ленинграда мощные укрепления, которые они назвали «стальным кольцом». Им эта оборона казалась непреодолимой.

В январе 1944 г. началась решающая битва за Ленинград. На пути советских войск были густые проволочные заграждения, сплошные минные поля, высокие валы, несколько линий дотов и дзотов. Но ничто не смогло остановить наших бойцов, стремившихся освободить Ленинград от блокады.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

1 мая 1945 г. Ленинград получил звание города-героя.

Обучающийся…

 Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц:   http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bc5e0637ef904150836263648e60bb52-02-144&n=21

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита,

Но знай, внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто

Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Классный руководитель…

 Что же помогло ленинградцам? Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» - так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели А. Адамович и Д. Гранин. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг. Мы увидели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, но и - неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей... Вот отрывки из «Блокадной книги».http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=318a44c61f3aa616215830c7e6a0296a-49-144&n=21

«…Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленин-граде. Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги... И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека. Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого, потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города... Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат - жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город...».

Обучающийся…

 Что же можно было противопоставить таким пыткам?http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=532bcc7f1173eab7f10a7cc63fb0623e-83-144&n=21

«Довольно скоро многие почувствовали спасительную силу товарищества, старались соединиться, быть вместе. Приспосабливали в рабочих помещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались, собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работать так было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду. Первыми, естественно, переходили на казарменное одинокие и те, у кого семьи были эвакуированы. Хуже приходилось, когда семья жила в городе и нельзя было оставить мать, жену, детей одних».

Авторы «Блокадной книги» приводят множество рассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть.

«Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: «У каждого был свой спаситель». И действительно так. Не в том только смысле, что многие выжили лишь потому, что в самый трудный момент кто-то кого-то поднял на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость.

Обучающийся…

Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности - ребенку, дорогому человеку, родному городу... Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили - так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые пороки человеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивыми речами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобными способностями. Но происходило и обратное. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!»

Обучающийся…

  У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, под-ставляли плечо, протягивали руку. Они появля-лись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=f62c1e68027196988779cf9cd53869f3-06-144&n=21

Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из послед-них сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными,- те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила тут нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики...

Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство...

Обучающийся…

Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности.

«Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. В одной семье мать заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистите древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый оттого, что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.

Русские понятия «интеллигент», «интеллигентность» в блокаду проявлялась в совестливости, в том, как личность отстаивает себя в борьбе с голодом и отчаянием. В чем проявлялась духовность ленинградцев того времени? Вот как на этот вопрос отвечает один из блокадников: «Не паниковали, не психовали. Было мало истерики, криков. Я вообще против слова «героизм» в этих условиях. Была выдержка, было достоинство, даже в смерти. Был оптимизм, не надежда личная, а оптимизм общества. Вообще в Ленинграде народность соединилась с интеллигентностью...» И эта интеллигентность ленинградцев и победила блокаду».

Обучающийся…

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Год сорок второй:

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим

Заключительное слово классного руководителя…

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?  

«Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.

Список литературы

1 Берггольц Ольга Федоровна. Из дневников 1939-1942 // Ольга: Запретный дневник. Дневники, письма, проза, избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / Сост. Н. Соколовская. СПб.: Азбука-классика, 2010.

2 Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов / под ред. Н. Л. Волковского. - М.; СПб.: АСТ; Полигон, 2004.

3 Непокоренный Ленинград: Крат. очерк истории города в период Великой Отечественной войны / отв. ред. В. М. Ковальчук. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Наука, 1985.

4 Яров С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг. - М.: Центрполиграф, 2012.

5 Картинки и фото: images/yandex/ru        

Блокада Ленинграда в фотографиях (часть 2.) :: NoNaMe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа по теме: "Еда без вреда".

Классный час который способствует расширению знаний учащихся о продуктах питания, пищевой ценности продуктов; воспитанию потребности в здоровом образе жизни....

Методическая разработка классного часа На тему: «Волшебный мир искусства»

Данная методическая разработка предназначена  для проведения внеклассного мероприятия на тему «Волшебный мир искусства». Она предназначена для  учащихся первого или второго курса училищ и те...