Разработка классного часа по теме: "Интернет: друг или враг?"
методическая разработка по теме

Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.

Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых технологий. Такое занятие отвечает современным требованиям педагогики и позволяет формировать коммуникативные лидерские качества: креативность, аналитическое мышление, целеустремленность, внимательность, толерантность.

Во-вторых, тематика занятия затрагивает один из актуальных вопросов – влияние Интернета на учебный процесс и на здоровье обучающихся. Студенты сами смогут прийти к определенным выводам о положительных и отрицательных сторонах Интернета, а классный руководитель при проведении такого занятия выступает в роли организатора и координатора.

Работа предназначена для организации проведения внеклассных мероприятий в формате игровых технологий в школах и учреждениях СПО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet_drug_vrag.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ                                                              

«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ПО ТЕМЕ: «ИНТЕРНЕТ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Разработал: преподаватель

ГБПОУ колледж «Царицыно»

Счастливцев Максим Викторович

МОСКВА, 2014

АННОТАЦИЯ

Разработка классного часа по теме: «Интернет – друг или враг?» включает в себя две составляющие.

Во-первых, это разработка занятия, проводимого в форме дискуссии с использованием элементов игровых технологий. Такое занятие отвечает современным требованиям педагогики и позволяет формировать коммуникативные лидерские качества: креативность, аналитическое мышление, целеустремленность, внимательность, толерантность.

Во-вторых, тематика занятия затрагивает один из актуальных вопросов – влияние Интернета на учебный процесс и на здоровье обучающихся. Студенты сами смогут прийти к определенным выводам о положительных и отрицательных сторонах Интернета, а классный руководитель при проведении такого занятия выступает в роли организатора и координатора.

Работа предназначена для организации проведения внеклассных мероприятий в формате игровых технологий в школах и учреждениях СПО.

Классный час

Тема: «Интернет – друг или враг?»

Форма проведения: дискуссия

Продолжительность: 60 минут

Цели:

Образовательные:

  • определение основных положительных и отрицательных сторон использования Интернета в учебном процессе.

Задачи:

  • определение положительного и отрицательного влияния Интернета на здоровье;
  • определение положительного и отрицательного влияния Интернета на учебный процесс.

Развивающие:

  • формирование информационных компетенций;
  • формирование коммуникационных компетенций.

Задачи:

  • формирование навыков и умений аналитического мышления;
  • формирование навыков и умений работы в коллективе;
  • развитие ораторских способностей;
  • развитие лидерских качеств.

Воспитательные:

  • формирование интереса к здоровому образу жизни;
  • формирование интереса к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

  • формирование эмоционального восприятия проведенного занятия;
  • формирование интереса к грамотному подходу к использованию Интернета, к распределению времени на учебный процесс и отдых;
  • формирование интереса к дальнейшей работе по специальности;
  • формирование интереса к творческой деятельности.

Оборудование:

  • дидактический материал;
  • ТСО: мультимедиапроектор, компьютер (2 шт.), интерактивная доска;
  • бланки для работы (Приложение 1, Приложение 2);
  • грамоты победителей (по одной капитанам, командам), сертификаты участникам (всем).

План:

  1. Организационный момент ______________________________________ 2 мин.
  2. Введение в тему ______________________________________________ 3 мин.
  3. Разбивка студентов на группы, подгруппы, распределение

проблем для обсуждения _______________________________________ 5 мин.

  1. Обсуждение проблем в подгруппах _____________________________ 12 мин.
  2. Жеребьевка и выступления ____________________________________ 15 мин.
  3. Дебаты _____________________________________________________ 16 мин.
  4. Подведение итогов ____________________________________________ 7 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Деятельность классного руководителя:

  • приветствует студентов.

Деятельность студентов:

  • приветствуют классного руководителя.

  1. Введение в тему.

Деятельность классного руководителя:

  • формулирует тему классного часа;
  • ставит цели;
  • обозначает план работы.

Классный руководитель: «Все вы – студенты колледжа. Ваша будущая карьера (вне зависимости от того, пойдете ли вы в армию) будет складываться по одному из двух вариантов:

колледж

вуз/работа           работа

В колледже вы обучаетесь техническим специальностям, связанным с компьютером. Ваша дальнейшая профессиональная деятельность предполагает использование компьютера. О том, что компьютер сейчас стал неотъемлемой частью жизни, не может быть двух мнений. Вместе с компьютером в нашу жизнь вошел и Интернет. Как конкретно вам может пригодиться Интернет в дальнейшем, покажет время. Сегодня речь пойдет о том, как влияет глобальная сеть на учебную деятельность, точнее, и на учебную деятельность, и на здоровье студентов.

Итак, цели нашего занятия следующие:

  • определить влияние Интернета на процесс обучения;
  • определить влияние Интернета на здоровье студентов».

Деятельность студентов:

  • слушают, принимают к сведению.

  1. Разбивка студентов по группам и подгруппам, распределение проблем для обсуждения.

Деятельность классного руководителя:

  • разбивает студентов на группы и подгруппы;
  • определяет круг проблем;
  • формирует отдельную группу («Ареопаг»);
  • определяет функции каждой группы;
  • определяет дополнительную цель занятия;
  • отвечает на вопросы студентов.

Классный руководитель: «Чтобы наше занятие было продуктивным, предлагаю следующий вариант его проведения. Занятие проведем в форме дискуссии. Сейчас вы разделитесь на две большие группы. Назовем их нейтрально «Плюс» и «Минус». Группа «Плюс» должна будет сформулировать положительные стороны использования Интернета в процессе обучения, группа «Минус» – отрицательные. Каждая из групп, в свою очередь, делится на подгруппы (команды). Первая подгруппа и в «Плюсе», и в «Минусе» будет разбирать конкретно взаимосвязь Интернета и процесса обучения, вторая – влияние Интернета на здоровье. Их также можно назвать «Плюс обучение», «Плюс здоровье» и «Минус обучение», «Минус здоровье» соответственно.

Каждая из подгрупп выбирает себе капитана. Каждая из подгрупп обсуждает поставленную перед ней проблему в течение 10-и минут. Затем капитаны от команд должны будут кратко сформулировать общее мнение и записать его на доске основные пункты. На это им дается по 3 минуты.

По окончании выступления каждого из капитанов проходят дебаты: участники дискуссии из противоположного лагеря (включая капитанов) задают вопросы капитанам. Вопросы участники могут подготовить в ходе обсуждения, а также составить по ходу выступлений оппонентов. Капитаны команд отвечают на вопросы. В случае затруднений с ответами капитанов, отвечают остальные участники их команд. Ответы на вопросы не должны превышать минуты.

Кроме этого, выберем отдельную группу экспертов. Назовем ее «Ареопаг». Она должна будет следить за выполнением регламента, подытоживать выступления.

По окончании выступлений всех участников «Ареопаг» предоставит общую модель всех «за» и «против» и подведет итоги выступления, объяснит, чья точка зрения была наиболее убедительной и аргументирует свою позицию.

Поэтому, еще одной целью нашего занятия будет не только определение влияния Интернета на процесс обучения и здоровье, но и:

  • формирование умения грамотно высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Обращаю ваше внимание на выполнение необходимого правила:

  • работать в командах, не мешая другим».

Деятельность студентов:

  • слушают, принимают к сведению;
  • задают вопросы классному руководителю;
  • разбиваются на группы и подгруппы;
  • выбирают капитанов;
  • выбирают «Ареопаг».

Примечание: в целях экономии времени, деление на группы, подгруппы может быть проведено заранее на одном из предыдущих классных часов. «Ареопаг» может быть приглашен из числа студентов других групп, а также из преподавателей.

  1. Обсуждение проблем в подгруппах.

Деятельность классного руководителя:

  • контролирует процесс проведения занятия.

Деятельность студентов:

  • разбиваются на группы и подгруппы (команды);
  • занимают заранее определенные места в соответствии с членством в командах;
  • команды обсуждают поставленные проблемы.

Деятельность «Ареопага»:

  • занимает заранее определенное место;
  • контролирует соответствие обсуждения регламенту.

  1. Жеребьевка и выступления.

Деятельность классного руководителя:

  • контролирует процесс проведения занятия;
  • приглашает по одному участнику от группы для жеребьевки;
  • приглашает капитанов для выступления (первых от  подгрупп «Обучение», вторых – от подгрупп «Здоровье»);
  • в случае необходимости наводит на мысль о наличии дополнительных аргументов «за» и «против».

Классный руководитель: «Итак, мы с вами перешли к следующему этапу нашего занятия. Сейчас по одному частнику от команды проведут жеребьевку, после которой состоятся выступления капитанов. Обращаю ваше внимание на выполнение следующих правил:

  • капитаны четко и понятно излагают свою позицию согласно регламенту, основные пункты записывают на доске;
  • все остальные участники молча слушают и не мешают выступлению;
  • слушать нужно не просто так, но находя в выступлениях спорные и неосвещенные вопросы;
  • свои вопросы капитанам участники из противоположного лагеря (включая самих капитанов) могут задать только по окончании выступления капитанов».

Деятельность студентов:

  • участники групп (по одному от группы) проводят жеребьевку;
  • капитаны формулируют основные тезисы, записывают на доске, отвечают на вопросы оппонентов;
  • участники противоположного лагеря (оппоненты) задают вопросы.

Деятельность «Ареопага»:

  • проводит жеребьевку;
  • контролирует соответствие выступлений регламенту;
  • работают с бланками.

Предполагаемые варианты выступления:

Команда «Плюс обучение»

Команда «Минус обучение»

Сокращается время на обучение.

Избыток ненужного материала (по теме, спамы и т.д.) отвлекает и время тратится больше.

Повышается эффективность обучения (наглядный материал, фильмы, возможность делать презентации и т.д.).

Избыток материала, в котором без специальной подготовки трудно разобраться (выделить главное и второстепенное, отделить версии от фактов) снижает эффективность обучения.

Команда «Плюс здоровье»

Команда «Минус здоровье»

При соблюдении всех правил (защитный экран, осанка, незначительные затраты времени, перерывы) работа с компьютером (включая Интернет) не вредит здоровью.

Даже при соблюдении всех правил после работы за компьютером возникает усталость, со временем портится зрение (а все правила выполнять трудно).

Сокращение времени, потраченного на выполнение домашних заданий, поездки в библиотеки, ожидание в очереди ведет к снижению стресса.

На выполнение внеаудиторных самостоятельных работ отводится 18 часов в неделю (3 часа в день). Не все три часа должны тратиться у компьютера (включая Интернет). На практике выходит, что работа с Интернетом отнимает гораздо больше времени, а это ведет к усталости и стрессам.

Снижается риск заразиться заболеваниями, передающихся воздушно-капельным путем (в общественных местах).

Длительное пребывание в тепличных условиях ведет к снижению иммунитета.

Зависимость от Интернета формируется только в тех случаях, когда: 1) нет силы воли; 2) Интернетом пользуешься чаще, чем нужно; 3) пользуешься, в основном, для общения в социальных сетях и онлайн-играх.

При использовании сети только для обучения никакой зависимости не формируется.

Формируется зависимость от Интернета, т.к. без него студент уже не в состоянии обучаться. Получать информацию, нажав дома несколько клавиш, удобнее, чем искать книги в магазинах, читать их в библиотеках и самостоятельно выделять нужную информацию. Здесь сила воли не причем. Просто использование сети входит в привычку, а это – первый шаг к зависимости.

Дополнительно

Дополнительно

Затраты на Интернет меньше затрат на приобретение книг и поездки (покупать книги удобнее, чем читать их в библиотеке).

За Интернет нужно платить, а за чтение книг в библиотеке – нет (покупать книги необязательно, а проезд у студентов льготный).

  1. Дебаты.

Примечание: дебаты могут проводиться как после выступления первых двух команд и вторых двух команд по отдельности, так и после выступления всех команд в целом.

Деятельность классного руководителя:

  • объявляет о начале дебатов;
  • контролирует процесс проведения занятия.

Классный руководитель: «Итак, мы перешли к дебатам. Их смысл в том, чтобы доказать свою правоту всем нам. Поэтому помните о правилах:

  • вопросы задавать по порядку, не выкрикивая с места, а по вызову «Ареопага»;
  • вопросы должны быть грамотно составлены, не должны повторяться;
  • отвечать на вопросы грамотно, аргументированно;
  • отвечают на вопросы капитаны команд, в случае их затруднений с ответами, отвечают остальные участники (по выбору);
  • затраченное время на вопросы / ответы должно соответствовать регламенту».

Деятельность студентов:

  • участники противоположного лагеря (включая капитанов) задают капитанам вопросы;
  • капитаны отвечают на вопросы;
  • в случае затруднения с ответами капитанов, отвечают остальные участники их команд.

Деятельность «Ареопага»:

  • контролируют процесс вопросов и ответов регламенту;
  • работают с бланками.

  1. Подведение итогов.

Деятельность классного руководителя:

  • объявляет о начале подведения итогов выступлений и дебатов; после подведения итогов «Ареопагом» поздравляет победителей дебатов, подводит итоги занятия, комментирует проведенную дискуссию;
  • вручает грамоты победителям и сертификаты участникам

Примечание: на данном этапе классный руководитель должен: 1) в доступной форме найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны, заметив, что по итогам проведенной дискуссии убедительнее были участники команд «…», но это не значит, что позиции других команды нелогичны; 2) это означает, что во многом результаты дискуссии были определены не только логикой, но и умением убеждать, грамотно излагать свою позицию 3) дать несколько практических советов по данному вопросу.

Классный руководитель: «Итак, ребята, сейчас подведем итоги нашего классного часа-дискуссии. Наше занятие было достаточно плодотворным и интересным. Мы выслушали выступления обеих групп. Мы достигли поставленных целей: выяснили влияние Интернета на процесс обучения и здоровье студентов. По оценке нашего «Ареопага», убедительнее всех были продемонстрированы позиции команд «…», состоящие в ... Но это не значит, что позиции других команд не заслуживают внимания, что они нелогичны. Это значит, что … (смотри примечание)».

Деятельность студентов:

  • слушают, принимают к сведению;
  • комментируют итоги «Ареопага»;
  • выражают согласие / несогласие;
  • приходят к общему выводу.

Деятельность «Ареопага»:

  • подводят итоги (выводят на экран таблицу итогов, устно озвучивают и комментируют).

Приложение 1

Бланк работы «Ареопага»

Работа капитана команды _________________

Тезисы

Количество приведенных тезисов

Соответствие выступления регламенту

Точность формулировок

Убедительность

Речевая грамотность

Баллы

Примечания

Основных

Дополни

тельных

1 тезис – 10 баллов

1 тезис – 10 баллов

Для каждого несоответствие – минус 5 баллов

Для каждого тезиса в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Для каждого тезиса в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Для каждого тезиса в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Сумма

Дебаты

Количество ответов из ___ вопросов

Наличие затруднений с ответами

Количество вопросов другой стороне

Точность формули

ровок

Соответствие выступления регламенту

Аргументи

рованность ответов

Речевая грамотность

Уважительное отношение

Баллы

Примечания

1 ответ – 10 баллов

1 затруднение – минус 5 баллов

1 вопрос – 5 баллов

Для каждого вопроса / ответа в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Для каждого несоответствия в вопросах / ответах – минус 5 баллов

Для каждого ответа в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Для каждого вопроса / ответа в отдельности – либо 5, либо 10 баллов)

В целом – либо 5, либо 10 баллов

Сумма

Всего:

Приложение 2

Бланк работы «Ареопага»

Работа команды _________________

Количество заданных вопросов

Количество ответов из ______ вопросов, заданных капитану

Точность формулировок

Соответствие регламенту

Наличие затруднений

Речевая грамотность

Аргументированность

Уважительное отношение

Баллы

Примечания

1 вопрос – 5 баллов

1 ответ – 10 баллов

Для каждого вопроса / ответа в отдельности – либо 5, либо 10 баллов

Каждое несоответствие по отдельности (в ходе обсуждения, в ходе ответов) – минус 5 баллов

Каждое затруднение в ходе ответов – минус 5 баллов

Для каждого вопроса / ответа по отдельности - либо 5, либо 10 баллов

Для каждого ответа по отдельности – либо 5, либо 10 баллов

В целом – либо 5, либо 10 баллов

Сумма

Всего:

Итого: _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "Узнаем друг друга лучше"

Подборка различных конкурсных заданий направленных на сплочение коллектива....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...