Открытый урок по музыкальной литературе 4 класс
план-конспект урока по теме
Урок музыкальной литературы. 1 год обучения. Тема "Оркестр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_muzykalnoy_literature.docx | 24.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыкальной литературе
1 год обучения
Тема урока: «Оркестр»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о понятии «оркестр».
Задачи образовательные: формирование понятий «оркестр», «дирижер»; расширение знаний о типах оркестров.
Задачи развивающие: развитие логического ассоциативного мышления, гибкости и быстроты мышления.
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия классической и народной музыки, эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлексированного отношения к предмету.
Оборудование: музыкальный центр, телевизор, DVD, диски, кассеты, балалайка, домра, домбра, музыкальные инструменты (треугольник, бубны, ложки), фломастеры, карандаши.
Муз.материал: калмыцкий народный танец «Чичердык», обработка русской народной песни «Светит месяц».
Термины, понятия: дуэт, трио, квартет, оркестр, дирижер.
Видеоряд: фрагменты исполнения симфонического оркестра, настройка оркестра перед спектаклем.
Изобразительный ряд: оркестр и дирижер крупным планом, калмыцкие народные инструменты.
Раздаточный материал: карточки «инструменты симфонического оркестра», «Викторина».
СТРУКТУРА УРОКА
I Организационный момент;
II Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей;
III Объяснение нового материала;
IV Закрепление изученного материала;
V Диагностика;
VI Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
-выполнение творческих заданий;
-слушание музыки;
- инструментальное музицирование.
Методы обучения: обобщение, словесный, наглядно-слуховой, анализ, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.
Ход урока
Повторение пройденного материала, беседа о видах и составах ансамблей.
-Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока: оркестр. Мы уже не раз называли это слово. Что же это такое? Но прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте с вами вспомним значение других слов: дуэт, трио, квартет (Ответы детей).
- Так называют группы музыкантов, с небольшим количеством участников. А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?
Объяснение нового материала.
Для этого в музыке тоже есть специальное название. И звучит оно так – оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели литавры, раздались голоса скрипок и кларнетов, вдалеке послышался звон струн арфы. А почему? Потому что оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе на различных типах инструментов. Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение оркестра и дирижера).
Литература: (Музыкальные инструменты стр.30)
-Нам сегодня трудно представить, что было время, когда симфонический оркестр выглядел совсем иначе. История симфонического оркестра восходит к рубежу XVI – XII веков. Для услаждения слуха аристократов при королевских дворах стали образовываться оркестры, часто состоявшие только из струнных инструментов. Названия их говорили сами за себя. Например, во Франции такой оркестр называли «24 скрипки короля». К концу XVIII века сложился так называемый малый оркестр: около тридцати струнных инструментов и несколько других. Для такого состава писали Й.Гайдн и В.Моцарт. И только в творчестве Бетховена сложился «классический» состав оркестра. Но он тоже отличался от современного. В наши дни существует несколько типов симфонического оркестра: концертный оркестр. Он располагается на сцене в зале, и мы, сидя на своих местах, постоянно видим его. И еще существует оперный оркестр. Он предназначен для исполнения музыки опер и балетов. Чтобы не закрывать нам артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме.
- Как вы думаете, эти исполнители сидят там, где кто хочет, или есть определенный порядок? (Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом).
-Верно. Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы инструментов хорошо слышали своих соседей и играли одновременно. Для вас такое задание: вспомните, пожалуйста, названия инструментов, которые входят в состав групп симфонического оркестра. Обозначьте каждую группу оркестра своим цветом.
Выполняется задание.
Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Интересно, как им удается играть так согласованно? Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно).
- Молодцы. Обратите внимание, у этого музыканта в руках не инструмент, а … (палочка).
- Самый главный музыкант и называется особо – дирижер. При помощи дирижерской палочки он объединяет всех исполнителей в единое целое. Дирижер должен всех видеть, всех слышать, показывать музыкантам время вступления и следить за качеством исполнения. Дирижер стоит перед оркестром на возвышении-кафедре, помогая музыкантам и певцам выступать согласованно, иначе невозможно добиться желаемого эффекта. Давайте посмотрим на работу дирижера.
(Видео фрагмент звучания симфонического оркестра).
-Мы с вами видели симфонический оркестр. Количество музыкантов в симфоническом оркестре зависит от того, какая музыка будет звучать. При этом всегда имеется струнная группа из первых и вторых скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Для большинства симфоний Моцарта требуются еще две поперечные флейты, два гобоя и два рожка. Такой состав является базовым и для современного симфонического оркестра.
Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, отличается ли этот оркестр от первого? Если да, то чем?
(Демонстрируется изображение оркестра русских народных инструментов)
Литература: Алеев. Музыка 1 класс стр. 36
(Да отличаются. Здесь другие инструменты).
-Верно такой оркестр называется оркестр народных инструментов. Посмотрите, у них даже другая одежда, более яркая, нарядная. Такой оркестр обычно исполняет русские народные песни и пляски. Давайте послушаем обработку русской народной песни «Светит месяц».
(Звучит фрагмент плясовой. Детям раздаются ложки, треугольник, бубны и т.д. просьба отмечать с помощью инструментов сильные доли).
Эх, оркестр народный,
Раздольно-хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет!
Л.Яковлев
- Какой характер у этой музыки? (Задорный, веселый, радостный).
-Замечательно. Обратите внимание, как много у исполнителей всяких бубнов, трещоток, колокольчиков. Это помогает придать музыке праздничный, задорный характер. Но лирические, протяжные мелодии тоже под силу этому оркестру. Как вы думаете, народному оркестру нужен дирижер? (Да).
-Почему? (Потому что в этом оркестре тоже много исполнителей).
- Правильно. А еще потому, что в народных мелодиях часто меняется настроение: только что было спокойное, лиричное и вдруг – плясовая. Вот дирижер и дает знак – внимание, приготовились. Посмотрим еще раз на оркестр, много ли в нем инструментов? (Много).
- А зачем столько? (Чтобы было громко).
- Не только. У каждого инструмента своя окраска голоса – тембр, который играет ту же роль, что и краски в изобразительном искусстве. А какие же инструменты присутствуют в этом оркестре? (Балалайки, домбры, баян и ударные).
- А теперь послушайте, что это за оркестр?
(Звучит калмыцкий народный танец «Чичердык» в исполнении оркестра калмыцких народных инструментов).
(Это оркестр калмыцких инструментов).
- А знаете ли вы музыкальные инструменты этого оркестра? (Домбра).
-Правильно, домбра. Но кроме этого инструмента в нашем Национальном оркестре есть и другие: товшур, ятха, хуур, ударные. Вот как выглядят калмыцкие народные инструменты.
Литература: Калмыцкие народные музыкальные инструменты. Стр.58-60.
У нас в Калмыкии существуют Государственный симфонический оркестр РК, художественным руководителем и главным дирижером которого является Мерген Настинов и Национальный оркестр РК, под руководством заслуженного артиста РФ и заслуженного деятеля искусств Владимира Карпенко.
Закрепление изученного материала
- Как называется большая группа музыкантов, играющих на разных инструментах? (Оркестр).
-Кто такой дирижер? (Тот, кто руководит оркестром).
-Где стоит дирижер? (На кафедре, перед оркестром).
-Какие виды оркестров вы знаете? (Симфонические и народные).
-Какую роль играет тембр? (Это окраска звука).
-Как вы думаете, что общего во всех разновидностях оркестров? (Расположение музыкантов, дирижер, различные группы инструментов).
Диагностика.
Викторина
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
1.Ансамбль из трех исполнителей (Трио)
2.Руководитель оркестра (Дирижер)
3.Ансамбль из четырех исполнителей (Квартет)
4.Произведение, состоящее из музыки и слов (Песня)
5.Артист, исполняющий самостоятельную партию (Солист)
6.Союз двух исполнителей (Дуэт)
7.Часть песни с повторяющимся текстом (Припев)
Оценивание
-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием
Домашнее задание:
Придумать кроссворд с ключевым словом «народный»
Стр.72 -76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"
Восспитание патриотизма на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...
Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"
Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....
Открытый урок "Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах"
Открытый урок проведен в 4 классе МБУ ДО "Кузьмоловская школа искусств, в классе ударных инструментов....
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе по теме:«Адæмон уарзон хъайтар Плиты Грисы трагеди «Чермен»-ы»
quot;Адæмон уарзон хъайтар Плиты Грисы трагеди "Чермен"-ы"...
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе на тему: "Хорзæй баззай, Ир!"
quot;Хорзæй баззай, Ир!"...
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе (для невладеющих групп). Урок-конференция «Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова».
Урок-конференция "Многогранность таланта Коста Левановича Хетагурова"...
Открытый урок ,,Развитие музыкально-творческих способностей на начальном периоде обучения"
Цели урока: 1.Формирование исполнительских навыков игры на ф-но. ...