программа Культурология
рабочая программа по теме

Программа открывает новые возможности для развития начального художественного образования, в привлечении внимания не только к достижениям культуры, но и ее проблемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturologiya_programma.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Детская Художественная школа  г. Хадыженска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АВТОРИЗОВАННАЯ  

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для 4  класса  культурологического отделения  (13-14 лет)

                                                    СОСТАВИЛ:

                                             Преподаватель высшей категории

                                             Додеркина Алла Петровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения, отделения, группы:

Предмет «Культурология»- это теоретический способ осознания и систематизированного представления о культуре. Актуальность этой программы заключается в возможности соединения и применения знаний учащихся ДХШ по ряду предметов культурологического отделения: мифологии, библейским историям, истории русской культуры, истории искусств, академическим дисциплинам. Программа открывает новые возможности для развития начального художественного образования  в привлечении внимания не только к достижениям культуры, но и ее проблемам. Программа по культурологии для художественных не разработаны. Возникла необходимость в разработке такой программы, строящейся на учебном пособии «Мир культуры. Основы Культурологи» А.Н. Быстровой  .Учеб. пособие   2-е издание.-М.: Федор Конюхов.ООО ЮКЭА., 2002г. Эта программа является авторизованной на основе программы по предмету «Культурология»,рекомендованной Сибирским региональным учебно-методическим центром Высшего профессионального образования для межвузовского пользования в качестве Учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «Гуманитарные социально- экономические науки».

Культурология рассматривает объектом культурологического исследования мир человека со всеми формами его функций и развития. Предметное поле культуры акцентируется в зависимости контекстов познания культуры. В программе освещены ряд областей:

-духовная культура человека и общества (религия, искусство, наука, философия);

-ценностный мир человека (эталоны, идеалы, правила, ценности);

-Программа поможет учащимся выпускного класса культурологического отделения, используя широкую палитру гуманитарного  познания  по ряду предметов культурологического отделения применять в других предметных областях: станковая композиция, история искусств. Очень важен момент ориентирования молодого ума на процесс на процесс становления  теоретического знания о культуре через межпредметные связи. Через предмет «Культурология» показать достижения исторической науки, лингвистики, семиотики, эстетики и других наук. Программа поможет учащимся ДХШ разобраться в сложной ситуации с выделением систем нравственных, эстетических и познавательных ценностей в жизни человека и общества.

Цели программы по предмету «Культурология».

- развивать гуманитарную составляющую  начального профессионального образования ДХШ.

- способствовать формированию у учащихся ДХШ культурологического отделения социально-культурной ориентации.

- сформировать у учащихся интерес к духовным ценностям и стремление постоянно развивать свой культурный потенциал.

Задачи курса соответствуют целям дисциплины «Культурология»:

Обучающие:

          -показать место культурологии в системе знания;

          - представить структуру и состав культурологического знания;

          -выделить основные подходы к анализу культуры;

          - проанализировать основные понятия культурологии, ценности, нормы и традиции культуры;

          - представить культуру как динамический процесс в единстве;

          -показать многообразие культурных форм в современном мировом процессе;

            -овладение учащимися культурологического отделения профессиональной   терминологией, привитие     профессионального вкуса, приобщение учащихся к гуманитарным наукам;

Развивающие:

          - сформировать у учащихся ДХШ культурологического отделения понимание, что культура это способ и условие реализации личности.  

   - познакомить учащихся ДХШ с явлениями культуры в  их конкретности  не только   закономерной ,но и случайной, наряду с высочайшими взлетами   в творчестве человека , а также повседневностью в жизни обычного человека;

  - нацелить учащихся на необходимость  работы с литературой;

    - поощрять внимание , любознательность учащихся к предмету культурология через работу над рефератами;

    - создать условия для реализации стремления учащихся к познавательной деятельности через художественную литературу, компьютерные технологии;

    - способствовать осознанному самостоятельному выбору учащимися ДХШ профессии, путем изучения индивидуальных предметов культурологического отделения.

Воспитательные:

   - приобщение учащихся к культуре родного края, воспитание чувства бережного отношения памятникам природы, народным традициям;

- формирование здорового образа жизни, коммуникативные навыки  и культуры поведения;

- стимулирование интереса к творческим видам деятельности;

- воспитание самостоятельности, инициативности, стремления к саморазвитию;

- формирование художественного вкуса.

Особенность этой программы строится на предварительной подготовке учащихся по предметам культурологического цикла. Для освоения программы необходимо учитывать возраст учащихся. Учащиеся должны знать определение «культуры», место культурологи в системе знаний, структуру и состав культуры, разбираться во многообразии культурных форм в современном мировом процессе, термины и понятия, имена выдающихся людей мировой культуры.

На уроках культурологи учащиеся ДХШ культурологического отделения  рекомендуется использовать технические средства, компьютерные технологии, вырабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы с литературы в различных предметных областях, экскурсии, посещение музеев, библиотеки, памятников природы.

Контроль освоения курса обучения по предмету через выступления на семинарских занятиях, подготовкой и проведения экскурсий в музеях, выполнении письменной творческой работы- написание рефератов, текста экскурсии в музеях, выставочных залах, тестирование, зачеты, экзамены.

Нормативные правовые документы, на основании  которых разработана рабочая программа:

 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в редакции 10.02.2009 № 18

- ст.9.- Образовательные программы,  п.8 – Дополнительная образовательная программа

- ст.14 Общие требования к содержанию образования (п.5 – содержание образования определяется образовательной программой)

- ст.26 – Дополнительное образование, п.2- Реализация дополнительных образовательных программ

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, принятое на заседании Педагогического совета школы, протокол №1 от 30 августа 2011 г.

Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания:

Данная рабочая программа «Культурология» для 4 классов культурологического отделения детской художественной школы разработана на основании авторизованной  программы «Культурология» для 4 классов культурологического отделения детской художественной школы

преподавателя культурологического отделения МБОУДОД ДХШ г.Хадыженска А.П.Додеркиной, г.Хадыженск 2007г.

Указание отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурная структурная перестановка порядка  изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и обоснование целесообразности внесения данных изменений:

отличительные особенности  рабочей программы по сравнению с авторизованной программой  состоит в изменении часов на отдельные темы, это связано с тем, что учебный процесс школы разбит на 4 четверти. В конце каждой четверти проводится зачет по пройденному материалу.

Перечень учебно-методического обеспечения

- таблицы, схемы;

- анкеты;

- раздаточный материал;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

- мультимедийные программы;

- презентации.

Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам обучения «Культурологии» обучащиеся за 1 год обучения должны освоить следующие

Знания:

- понятие  «Культуры»

- основные определения культуры

- место культурологии в системе знаний

- периодизацию   развития  культуры

- выдающиеся исторические события

- основы теории культуры

           - структуру и состав культуры

           - термины и понятия, имена выдающихся людей мировой культуры.

Умения:

- разбираться во многообразии культурных форм в современном мировом процессе

- различать особенности, характеризующие разные периоды развития  культуры;

- уметь пользоваться терминами и понятиями и применять их

Навыки:

- навыки самостоятельного анализа учебного материала по предмету

- навыки пользования  литературой, современными техническими средствами

Организация образовательного процесса:

Комплектность группы:  в среднем 10 человек

Возрастная группа: от 13 до 15 лет

Режим занятий:  1 раз в неделю по 1 часу (Общее количество часов-34)            

продолжительность урока – 40 минут

Ступень обучения: основная

Сроки и этапы реализации программы: 1 год

Контроль уровня обученности:

Вид контроля

   Формы контроля

                  сроки

Вводный

Диагностика знаний

В начале учебного года

Текущий

Открытые уроки

Викторины

 выполнении письменной творческой работы - написание рефератов

В течение учебного года

Итоговый

Тестирование, зачеты 1 раз в четверть


Ноябрь, декабрь, март, май

Особые виды контроля

Выступления на семинарских занятиях, подготовкой и проведения экскурсий в музеях, выполнении письменной творческой работы – написание текста экскурсии в музеях, выставочных залах


В течение учебного года


Учебно-тематический план по предмету «Культурология» 4 класс


п/п

Разделы, темы программы

Количество часов

Авторизованная

программа

Рабочая программа

Ведение.

1

1

Раздел 1: Введение в теорию культуры

10

8

1

 Человек – главная составляющая культуры

1

2

2

 Понятие  «культура»

1

1

3

 Основные определения культуры

2

2

4

 Структура культуры

3

1

5

Природа, культура и общество.

3

2

Раздел 2.  Древняя и Восточная культура

9

7

6

 Первобытная культура

1

1

7

 Культура Месопотамии

1

1

8

 Культура Древнего Египта

2

1

9

 Культура Индии

2

1

10

 Особенности культуры Китая

1

1

11

 Культура Японии

1

1

12

 Мир исламской культуры

1

1

Раздел 3.Античная и европейская культура

14

18

13

 Культура Древней Греции

2

2

14

 Культура Древнего Рима

1

2

15

 Культура Византии

1

1

16

 Культура западноевропейского Средневековья

1

1

17

 Культура эпохи Возрождения

1

2

18

 Культура XVII века

1

1

19

 Европейская культура эпохи Просвещения (XVIII век)

1

2

20

 Европейская культура века классики (XIX век)

1

2

21

 Европейская культура ХХ века

5

5

                                                                                                                                             

                                                                                                                                            Всего: 34 часа                    34 часа

      Календарно-тематическое планирование

 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 4 КЛАСС

                                                                       Культурологическое  отделение

1 четверть

Содержание

занятия

кол-во

часов

           дата

        занятий

оборудование

 план

факт

1

Введение

1

Раздел 1: Введение в теорию культуры

8

1




2







3

 Человек – главная составляющая культуры.


Мыслители древности об особом характере существования человека в мире.





«Человек есть мера всех вещей…».





2



1







1


 

         Быстрова А.Н.  Учебное пособие

      Мир культуры (основы культурологии)

– М.: ЮКЭА,  2002 г. Мультимедийная

  художественная энциклопедия

  зарубежного классического искусства

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     Мир культуры (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,2002 г.

        Мультимедийное учебное пособие

по     по курсу Мировая художественная

         культура

         Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  

   

2

4

 Понятие  «культура».

1

         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«       Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,

        2002 г. Мировая художественная

  культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.  

3



5





6

 Основные определения культуры.


Культура как результат человеческой деятельности.




Культура деятельность человека.

2


1





1

       


 Бы   Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,2002 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,200 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

4







5


7








8




9

 Структура культуры.

Два вида системной целостности культуры - материальная и духовная.





Природа, культура и общество.


Природа и культура.




Функции культуры.







1






2


1




1


        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,2002 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



   


         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«       Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,2002 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА,2002 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



2 четверть


содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

 план

факт

Раздел 2.  Древняя и Восточная культуры.

7

6

10

 Первобытная культура.

1

        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

7

11

 Культура Месопотамии.

1

        Абросимова М., Антонова-Овсиенко И.

        Религии мира.

        Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1.

        - М.: Аванта +, 1996г.

        Абросимова М., Артунов С. Религии мира.              Эн   Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2.

        – М.: Аванта+, 1996г.

  Быстрова А.Н. Учебное пособие

«        Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

8

12

Культура Древнего Египта.

1

        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«б    Мир культуры» (Основы культурологии)

  – М.: ЮКЭА, 2002 г.

        Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. Махаон,2004г. Мультимедийная

         художественная иллюстрированная

энц   энциклопедия для детей и родителей

         прогулки по Лувру.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

9

13

Культура Индии.

1

        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2004г.

 Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г. Мультимедийная худ   художественная иллюстрированная

         энциклопедия для детей и

         родителей прогулки по  Лувру.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

10

14

 Особенности культуры Китая.

1

         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«       «Мир культуры» (Основы культурологии)

  – М.: ЮКЭА, 2004г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. ««Махаон», 2004г.

         Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


11

15

 Культура Японии.

1

        Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон», 2004г.

        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.:  ЮКЭА, 2004г.

Репродукции. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

12

16

 Мир исламской культуры.

1

        Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон», 2004г.

         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2004г.  

        Мультимедийная художественная

         иллюстрированная энциклопедия

         для детей и родителей прогулки по

 Лувру. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

 

3 четверть


содержание

занятия

 кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

    план

  факт

Раздел 3.Античная и европейская культура.

18

13



17













18

 Культура Древней Греции.


Искусство Греции - непреходящая ценность культуры.












Философия – научная система Греции.











2


1













1



Роберт  Грейвс. Мифы Древней Греции. Пересказ Греческих мифов. – М:. ПРОГРЕС, 1992г

 Смирнова В. Боги и герои Древней Греции. Пересказ мифов  Древних  Греции.- М.: РОМЭН, 2004г.

       Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        мира. Детская энциклопедия.

 Изд. «Махаон», 2004г. Мультимедийное учебное пособие по курсу Мировая художественная      культура.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Роберт  Грейвс. Мифы Древней Греции. Пересказ Греческих мифов. – М.: ПРОГРЕС, 1992г

 Смирнова В. Боги и герои Древней Греции. Пересказ мифов  Древней Греции.- М.: РОМЭН, 2004г.

       Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон», 2004г.

         Мультимедийное учебное пособие

        по курсу Мировая художественная    

 культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

14

19












20

 Культура Древнего Рима.


Рим царей – истоки и основание грядущего величия.









Особенности искусства и науки, достижения техники Древнего Рима.







2


1










1


        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон»,2004г.

        Мультимедийное учебное пособие

        по курсу Мировая художественная  

культура.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

  – М.: ЮКЭА, 2002.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Мультимедийное учебное пособие по

         курсу  Мировая художественная  

культура.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

15

21

 Культура Византии

1

         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

         Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Мультимедийное учебное пособие

        по курсу  Мировая художественная

         культура. Рабочая тетрадь.

        Доска. Компьютер.

16

22

 Культура западноевропейского Средневековья

1

        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

        Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г

        Мультимедийное учебное пособие

по курсу Мировая художественная    

культура. Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

17



23











24

 Культура эпохи Возрождения.


«Проблема Возрождения» в культурологи.










Сущность гуманизма эпохи Возрождения.

2


1











1



        Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия

         Мультимедийное учебное пособие

 по    по курсу Мировая художественная    

         культура. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«      «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

       Сильвии Босье. Мифы

        Мультимедийное учебное пособие

       по курсу Мировая художественная    

        культура и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

18

25

 Культура XVII века.

Барокко и классицизм стиль XVII века.

1



Быстрова А.Н. Учебное пособие

     Мир культуры (Основы культурологии)

 – М.: ЮКЭА, 2002.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

Изд. «Махаон»,2004г. Мультимедийное

учебное пособие по курсу Мировая

художественная культура.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

19

























26








27

 Европейская культура эпохи Просвещения (XVIII в.).


«Естественный человек» эпохи  Просвещения.







Искусство века Просвещения.







2



1








1

Быстрова А.Н. Учебное пособие

           «Мир культуры» (Основы культурологии)

        – М.: ЮКЭА, 2002.

 Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

 Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


         Быстрова А.Н. Учебное пособие

«        «Мир культуры» (Основы культурологии)

  – М.: ЮКЭА, 2002.

 Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

                                                              4 четверть

содержание

занятия

кол-во

часов

дата

занятий

оборудование

план

факт

20





















21
















28








29










30










31
















32
















33

















34




























 Европейская культура века классики (XIX век)

«Золотой» век искусства.








Человек на грани времени.








Европейская культура ХХ века.


Век техники: добро и зло.









ХХ век: человек в мире и мир человека.















Преодоление национального эгоизма.















Массовая культура-порождение

 ХХ века.
















Искусство ХХ века: традиции и новаторство.

2


1








1








5


1









1
















1
















1

















1



         Быстрова А.Н. Учебное пособие

          «Мир культуры» (Основы культурологии)

  – М.: ЮКЭА, 2002.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Быстрова А.Н. Учебное пособие

          «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

       Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.



Быстрова А.Н. Учебное пособие

           «Мир культуры» (Основы культурологии)

        – М.: ЮКЭА, 2002.


Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

 Изд. «Махаон»,2004г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Быстрова А.Н. Учебное пособие

«     «Мир культуры» (Основы культурологии)

           – М.: ЮКЭА, 2002 г.

       Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

 Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Абросимова М., Антонова-Овсиенко И.

        Религии мира.

        Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1.

        - М.: Аванта +, 1996г.

        Абросимова М., Артунов С. Религии мира.              Эн    Энциклопедия  для детей.

        Том 6 часть 2. – М.: Аванта+, 1996г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.


Быстрова А.Н. Учебное пособие

          «Мир культуры» (Основы культурологии)

   – М.: ЮКЭА, 2002 г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

         Мира. Детская энциклопедия.

         Изд. «Махаон»,2004г.

        Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Абросимова М., Антонова-Овсиенко И.

        Религии мира.

        Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1.

         - М.: Аванта +, 1996г.

        Абросимова М., Артунов С.

        Религии мира. Энциклопедия для детей

        Том 6 часть 2. – М.: Аванта+, 1996г.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Быстрова А.Н. Учебное пособие

«Мир культуры» (Основы культурологии)

        – М: ЮКЭА, 2002 г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Абросимова М., Антонова-Овсиенко И.

        Религии мира.

        Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1.

        - М.: Аванта +, 1996г.

         Абросимова М., Артунов С.

 Религии  мира   Энциклопедия для детей.

         Том 6 часть 2.

         – М.: Аванта+, 1996г.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


Быстрова А.Н. Учебное пособие

          «Мир культуры» (Основы культурологии)

       – М.: ЮКЭА, 2002 г.

Сильвии Босье. Мифы и легенды народов

        Мира. Детская энциклопедия.

        Изд. «Махаон»,2004г.

       Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер.

Абросимова М., Антонова-Овсиенко И.

        Религии мира.

        Энциклопедия для детей. Том 6 часть 1.

       - М.: Аванта +, 1996г.

         Абросимова М., Артунов С.

        Религии мира.            

Энциклопедия для детей.

        Том 6 часть 2. – М.: Аванта+, 1996г.

Рабочая тетрадь. Доска. Компьютер


 

                                                  Итого: 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 4 КЛАСС

                                                                       Культурологическое  отделение

Введение.   1 час.

Что такое культура? Культура как особая форма жизнедеятельности человека и человечества, причины и основные факторы возникновения, становления и развития. Соединение бытия человека с бытием культуры. Поиск пути из прошлого через настоящее в будущее. Культурология - органическое соединение опыта мировой культуры.

Задачи:

-выяснить представление учащихся о культуре.

- познакомить с понятиями «культура», «культурное явление», «цивилизация».

-привитие у учащихся эстетического чувства.

Раздел 1. Введение в теорию культуры 8 часов

Тема1.   Человек – главная  составляющая культуры. 2 часа

Попытки объяснения сущности человека. Человек  «как мера всех вещей». «Ликом подобен богам». «Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и   несправедливость». « Не является существом самодовлеющим..., а тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо человеком». Человек – творение бога.

Задачи:

- показать значение человека - как главной составляющей культуры.

- научить учащихся рассматривать развитие культуры в контексте человеческого бытия.

- воспитывать в учащихся самосознание положительного отношения к себе, чувства собственного достоинства.

Тема 2.     Понятие  культура.      1час. 

Понимание термина  «культура». Развитие знаний и самого общества.  Различные условия жизни. Античное понимание культуры. Платон. Аристотель. Сам человек- культура, возвышающийся до уровня богов. Культура  средневекового города.  Идея культуры Возрождения – мастер, творец. Просвещение. Разум и совершенство.

Задачи:

- помочь учащимся осмыслить свою причастность к великой мировой культуре, через знакомство с литературой различной предметной направленности.

- способствовать осознанному усвоению понятия «культура» через изучение особенностей человеческой деятельности, его истории развития.

- формирование культуры личности учащихся  через достижения мировой культуры.

Тема 3.   Основные определения культуры. 2 часа.

Культура как результат человеческой деятельности. Высокая культура. Примитивная культура. Архаическая. Обыденная. Массовая. Идеал. Культура как система норм всех сторон существования человека. Культура как деятельность. Знак и смысл культуры. Культура системная целостность.

Задачи:

- создать условия учащихся для самопознания духовных ценностей через знакомство с культурой.

-научить учащихся рассматривать определение «культура» вариативно, не нарушая понимания культуры как особого процесса деятельности человека.

- вызвать эмоциональную отзывчивость и способность к эстетической оценке изучаемого материала урока.

Тема  4.     Структура культуры.   1 час.

 Материальная культура. Культура производства. Культура быта.. Физическая культура. Духовная культура. Интеллектуальная культура. Культура речи. Мораль как явление культуры. Искусство как явление культуры. Религия как явление культуры.  Наука как явление культуры.

 Задачи:

- Показать причины и условия структуры культуры.

- развить у учащихся потребность самопознания как одной из основ жизненного самоопределения через подготовку рефератов по теме.

- приобщение учащихся к духовным ценностям.

Тема  5.   Природа, культура и общество.  2 часа.

Природа и культура. Природа и восточная культура. Природа и западная культура. Функции культуры. Культура и цивилизация.

Задачи:

- помочь учащимся осмыслить свою принадлежность  к мировой культуре через межпредметные связи (мифология, история искусств) в усвоении материала по теме.

- научить учащихся пользоваться навыками анализа основных положений о возникновении, становлении и развитии культуры.

-воспитывать у учащихся интерес к мнению другого человека как к личности, развивать навыки сотрудничества.

Раздел   2:  Древняя и Восточная культура 7 часов

Тема  6.   Первобытная культура.    1 час.

Главные факторы становления и развития  культуры первобытного общества. Появление орудий труда. Установление табу. Возникновение захоронений. Игра. Основные этапы первобытной культуры. Специфика архаического сознания. Синкретизм.

Задачи:

- создание условий для просветительского характера восприятия материала по теме через межпредметные связи (история искусств, история религии мира).

-помочь учащимся усвоить необходимый объем знаний по теме через анализ архаического искусства, включающего в себя всю целостность представлений человека о мире, синкретизм мышления, оценок и идеалов.- воспитание чувства любознательности, стремление к поиску.

Тема 7.  Культура Месопотамии. 1 час.

Переход от предыстории к цивилизации Месопотамия-колыбель древних цивилизаций. Государство- новая форма организации жизни людей Правовая и политическая культура. Культура Месопотамии - культура различных этносов. У истоков древней мифологии.  Земледелия, письменность, магия и наука.

Задачи.

-помочь учащихся освоить материал по теме через межпредметные связи (библейские истории «вавилонская башня», история искусств, мифология)

-Научить учащихся выделять взаимосвязь между принципиально новой формой организации жизни людей- государством, в Месопотамии и дальнейшем формировании основ многих культур более поздних периодов: Греческой, арабской, индийской, и культуры Византии.

-воспитание у учащихся уважение к вкладу разных народов в развитие мировой культуры.

Тема 8.  Культура древнего Египта. 1 час.

Связь культуры Египта с «речной цивилизацией». Пирамида как символ Египетской культуры. Мировоззрение в Древнем Египте_ мифология, религия, магия. Наука, техника, искусство в Древнем Египте.

Задачи:

-создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей учащихся через самостоятельную работу с литературой по истории и научно-популярной литературой.

-научить учащихся разбираться во многообразии явлений культуры Древнего Египта послуживших появлению централизованного государства, власти соответствующих государственных институтов, развитию профессий, необходимых для всех сторон жизни общества.

- воспитывать у учащихся навыки коллективной работы с материалом по теме.

 Тема 9.  Культура Индии. 1 час.

Происхождение цивилизаций на территории современной Индии. Хараппская культура. Основные черты древнеиндийских цивилизаций. Религиозно-мистический характер текстов «Вед»- основного источника древнеиндийской культуры. Культурные и социальные формы древнеиндийских цивилизаций. Искусство Индии. Противоречия. Анонимность, многонациональность и многоязычность (200 диалектов). Ведическая культура, буддийская, греческая, мусульманская. Особенности. Традиционность. Динамичность. Чувственность. Символичность.

Задачи:

-создать условия для заинтересованного, осмысленного усвоения материала урока по теме, через межпредметные связи (история искусств, история русской культуры, история религии мира, мифология.

- Научить учащихся акцентировать внимание на понимание того, что культура Индии - одна из первых культур Востока, которая не прекратит своего существования, в ней переплетаются древние традиции и возможность ее осмысления с позиции современности.

- научить выделять цельную систему философских взглядов, категорий и понятий.

-воспитывать у учащихся потребность к диалогу, высказыванию своей точки зрения.

Тема 10.   Особенности культуры Китая.  1 час.

Культура и цивилизация Китая на ранних этапах развития. Единство этноса- особенность жизненного уклада и культуры Китая. Основные источники духовной культуры Китая. Земледелие, ремесленничество, мифология, изобретения: шелк, бумага, компас, порох, система образования. Культ иероглифа. Письменность, лунный календарь.

Задачи:

-поощрять внимание, любознательность учащихся к предмету через работу над рефератами, слайд фильмами по теме.

- обучение учащихся навыкам анализа китайской культуры как единого сплава государственности, этики, философии, искусства.

- формирование культуры личности учащихся, почтительного отношения к авторитетам в какой бы сфере они ни проявлялись- к правителю, мудрецу или художнику, мифическим героям или фантастическим существам через диалог.

Тема 11.  Культура Японии. 1 час.

Государство и люди страны Восходящего солнца. Особенность уклада  Японии. В единстве с природой: религии и эстетика Японии. Синто «Путь богов». Японская художественная культура. Страна- миниатюра. Символизм искусства. Поэзия, живопись, театр (Кабуки).

Задачи:  

-Помочь учащимся осмыслить законы нравственности через знакомство с эстетическим отношением японцев с миром.

-целенаправленно обучать учащихся целостному подходу к национальному менталитету, специфики отношения с природой и обществом, религии и искусства Японии.

- воспитание уважения у учащихся к особенностям национальных культур.

Тема 12.   Мир исламской культуры. 1 час.

Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знаний и ученых в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры ислама. Суфизм.

Задачи:

-создать условия для культуры восприятия материала по теме, через предметные связи (история религии мира, мифология, история, литература, география и применение технических средств (DVD, видео, компьютерные технологии).

-вооружить учащихся знаниями об особенностях, преемственности исламской культуры с параллельными культурами, о «характерной нерасчлененности многих сфер: духовной и практической деятельности человека - религиозной и светской власти»

- способствовать формированию у учащихся внутренней позиции по вопросу сохранения исторических памятников.

Раздел 3 Античная и европейская культура 18 часов

Тема 13.  Культура Древней Греции.  2 часа.

Предпосылки возникновения античной культуры, ее мировоззренческие основы, хронологические рамки, этапы развития. Культура Греческого полиса демократии. Мифология, философия, наука, ораторское искусство, литература театр, искусство. Значение культуры древней Греции.

Задачи:

-вызвать у учащихся интерес с явлениями культуры через межпредметные связи (история искусств, мифология, литература) и творческие работы в материале (станковая композиция).

-помочь учащимся усвоить материал по теме, через анализ греческого менталитета  о едином Космосе, в котором каждый человек- это микрокосмос, организованный на тех же гармоничных началах и основаниях, о преемственности греческой культуры с другими культурами, о влиянии мифологии на развитие античной культуры.

- привитие  эстетического вкуса  через знакомство с текстами мифов Древней Греции.

Тема 14.  Культура Древнего Рима.  2 часа.

Основные этапы развития римской культуры. Образ жизни, верования, изобразительное искусство этрусков. Культура республиканского и императорского Рима. Особенности римской  религии, философии, науки, морали, права, ораторского искусства и изобразительного искусства. Значение культуры Древнего Рима в становлении Европейской цивилизации.

Задачи:

- создать условия для выявления и  самореализации творческих возможностей учащихся через самостоятельную работу с литературой по истории, истории искусства, культурологи, с компьютерными технологиями.

- научить учащихся на запоминание и осмысленное понимание главной особенности римской культуры, совершенствование политических и правовых отношений.

-воспитание у учащихся способность к ведению диалога и отстаивания своего мнения.

Тема 15.   Культура Византии. 1 часа.

Между востоком и западам. Этапы развития Византийской культуры. Разнородность Этноса. Духовная культура Византии и ее противоречия.  Отношения между язычеством и христианством. Идеалистическая направленность философии. Художественная культура Византии. Христианский храм –выражение нового мировоззрения, символ неба и земли, рая и ада. Новая эстетика Византии – прекрасное- христианский взгляд на мир. Главная особенность культуры Византии – постоянная борьба между старым и новым, между высокой духовностью и жестким практицизмом.

Задачи:

- развить у учащихся внимание и любознательность к предмету через выполнение рефератов по теме.

- научить учащихся на примере материала  по  теме выделять главные моменты осмысленное запоминание фактов, исторических дат, имен, географических названий.

- приобщение к великой мировой культуре, воспитание бережного и ответственного отношения к памятникам культуры.

Тема 16.  Культура Западного Средневековья. 1 часа.

Основные факторы становления культуры средних веков. Влияние варварской культуры на культуру Средневековья. Христианство как государственная форма обществ. Сознание и мировоззренческая основа средневековой культуры. Менталитет средневекового человека. Рыцарская культура. Философия, наука, система образования, право, литература, изобразительное искусство. Субкультуры средневекового общества: крестьянский -фольклорный, церковно-монастырский, бюргерский.

Задачи:

-заинтересовать учащихся содержанием материала по теме через межпредметные связи (история искусств, история религий мира). Выполнение в материале (станковая композиция).

- научить учащихся применять знания, полученные в других предметных областях на уроке по данной теме, выделять основные моменты в развитии средневековой культуры, через сравнительный анализ.

- воспитание у учащихся внутренней позиции о важности знакомства с литературными источниками.

Тема 17.  Культура эпохи Возрождения. 2 часа.

Место Ренессанса в истории европейской культуры. Периодизация, хронологические рамки Возрождения. Новые представления о человеке и его месте в мире. Наука, техника, книгопечатание. Гуманизм, индивидуальность, светская религиозность – характерные черты искусства Возрождения. Эпоха Возрождения и религии. Реформация.

Задачи:

-помочь учащимся почувствовать свою причастность к великой культуре Возрождения через драматизацию, подготовку рефератов по теме.

-научить учащихся сравнительному анализу достижений культуры эпохи Возрождения и античной культуры.

-воспитать у учащихся чувство уважения к успехам другого человека.

Тема 18.   Культура XVIIв. 1 час.

Специфика начала Нового времени, крушение ренессансного идеала человека.  Век новой науки. (Барокко и классицизм- менталитет, мировоззрение и стиль XVII века)

Задачи:

-создание ориентиров у учащихся в самопознании и познании духовных  ценностей через знакомство с материалом по теме (DVD, компьютерные технологии, межпредметные связи- история искусств, история)

-воспитание у учащихся навыков коллективной работы, терпимости к мнению других.

-научить учащихся самостоятельной работе по анализу материалов по теме через компьютерные технологии, Выделять основные  подходы к действительности в культуре XVII, через контрасты, подготовление пути Просвещения.

Тема 19.  Европейская культура эпохи просвещения XVIII века. 2часа.

Культура эпохи просвещения (И.Кант, Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескье, П.Гольбах (1723-1789)). Просветители о мире и человеке. Утверждение норм современной морали: права личности, естественный человек. Демократизация художественной жизни: театр, салоны, концерты. Рождение художественной критики.

Задачи:

-вызвать у учащихся интерес к явлениям мировой культуры через межпредметные связи (история искусств, история религий мира).

- научить учащихся акцентировать внимание на основных концепциях Просвещения, которые направлены на человека и его роль в мире, способах  достижения целей,  отношений с обществом и миром в целом. Место человека – вот главная проблема философии и искусства Просвещения.

-воспитание у учащихся морально- эстетических основ через материал урока по теме.

Тема 20.  Европейская культура века классики (XIX век). 2 часа.

Великая философия великого века. (Кант, Гегель, Ницше). Золотой век искусства. Возникновение капитализма.  Романтизм как целостная культура, литература. (Байрон, Вальтер Скотт, Гофман). Музыка ( Бетховен, Вагнер). Реалистическое направление как отражение политических и социальных процессов. Типизация, Литература (Бальзак, Стендаль). Натурализм (Э.Золя). Живопись. Импрессионизм (Клод Моне, Огюст Ренуар) Богатство изменчивого мира. Символизм. Поиск следов космической красоты. Литература (М. Метерлинк).  Музыка (Клод Дебюсси).

Задачи:

-создать условия для культуры восприятия произведения искусства, исторических эпох через межпредметные связи культурологического отделения (история искусств, история религий мира), компьютерные технологии.

- способствовать закреплению знаний через практическую работу (реферат) по теме.

- воспитание у учащихся чувства уважения к личности каждого человека, его индивидуальной позиции.

 Тема 20.   Европейская культура XX века.   5 часов.

Век техники- добро и зло. XX век: человек в мире и мир человека. Преодоление национального эгоизма. Массовая культура –порождение XX века. Искусство XX века: традиции и новаторство.

Задачи:

- Заинтересовать учащихся материалом по теме урока через компьютерные технологии, практическую работу (рефераты).

- Научить учащихся анализировать, осмысленно оценивать проявления культуры XX века.

- воспитывать у учащихся стремление к ведению диалога, уважение к мнению другого человека.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Быстрова А.Н.  Учебное пособие «Мир культуры» (основы культурологии)  – М:. ЮКЭА, 2002.

      2.Абросимова М., Антонова-Овсиенко И. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 чать 1.- М.: Аванта +, 1996г.

      3.Абросимова М., Артунов С. Религии мира. Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2. – М.: Аванта+, 1996г.

      4.Роберт  Грейвс. Мифы Древней Греции. Пересказ Греческих мифов. – М: ПРОГРЕС, 1992г.

      5. Смирнова В. Боги и герои Древней Греции. Пересказ мифов  Древних  Греции.- М: РОМЭН, 2004г.

      6.Сильвии Босье. Мифы и легенды народов мира. Детская энциклопедия. Изд. «Махаон», 2004г.

Содержание предмета.

Введение.1ч.

Раздел 1: Введение в теорию культуры.

Тема 1: Человек – главная составляющая культуры. 2ч.

Мыслители древности об особом характере существования человека в мире. «Человек есть мера всех вещей…».

Тема 2: Понятие «культура».1ч.

Понятие «культура».

Тема 3: Основные определения культуры. 2ч.

Культура как результат человеческой деятельности. Культура деятельность человека.

Тема 4: Структура культуры. 1ч.

Два вида системной целостности культуры - материальная и духовная.

Тема 5: Природа, культура и общество. 2ч.

Природа и культура. Функции культуры.

Раздел   2:  Древняя и Восточная культура.

Тема 6 .  Первобытная культура.  

Тема 7: культура Месопотамии. 1ч.

Тема 8: Культура Древнего Египта. 1ч.

Тема 9: Культура Индии.1ч.

Тема 10: Особенности культуры Китая.1ч.

Тема 11: Культура Японии.1ч.

Тема 12: Мир исламской культуры.1ч.

Раздел 3.Античная и европейская культура.

Тема 13: Культура Древней Греции.2ч.

Искусство Греции - непреходящая ценность культуры. Философия – научная система Греции.

Тема 14: Культура Древнего Рима.2ч.

Рим царей – истоки и основание грядущего величия. Особенности искусства и науки, достижения техники Древнего Рима.

Тема 15: Культура Византии.1ч.

Тема 16: Культура западноевропейского Средневековья.1ч.

Тема 17: Культура эпохи Возрождения.

«Проблема Возрождения» в культурологи. Сущность гуманизма эпохи Возрождения.

Тема 18: Культура XVII века.1ч.

Барокко и классицизм стиль XVII века.

Тема 19: Европейская культура эпохи Просвещения (XVIII век).2ч.

«Естественный человек» эпохи  Просвещения. Искусство века Просвещения.

Тема 20: Европейская культура века классики (XIX век).2ч.

«Золотой» век искусства. Человек на грани времени.

Тема 21: Европейская культура ХХ века.2ч.

Век техники: добро и зло. ХХ век: человек в мире и мир человека. Преодоление национального эгоизма. Массовая культура-порождение ХХ века.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Культурология

рабочая программа по дисциплине Культурология для специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике...

Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по УД ОП 07. Культурология

Методические рекомендации для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология», которая ориент...

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по УД ОП.07 Культурология

Методические рекомендации для практических занятий для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культуролог...

Открытый урок по УД «Культурология». Тема «Формы и виды культуры»

Открытый урок по УД «Культурология». Тема «Формы и виды культуры»...

Олимпиада по ОП.07 Культурология «Сущность культуры и закономерности её развития»

Олимпиада по ОП.07 Культурология представляет собой тестирование по темам:Культура как предмет познания. Место культурологии в системеПонятие культуры.Функции культуры.Структура и сущность культурыОсн...

Методическая разработка урока по дисциплинам "Культурология" и "Иностранный язык"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  урока по учебным дисциплинам  "Иностранный язык" и "Культурология"Тема: «Культура и общество Индии»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ для дисциплины ОГСЭ.06. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ для дисциплиныОГСЭ.06.  КУЛЬТУРОЛОГИЯ    Специальность: 43.02.11 Гостиничный сервис...