Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы по УД ОП 07. Культурология
методическая разработка
Методические рекомендации для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология», которая ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в культуре, их характерных особенностях; о культурных достижениях в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать, оценивать, высказывать собственные суждения;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по организации самостоятельных работ | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ОГАПОУ СПК)
Методические рекомендации по организации
и проведению самостоятельной работы
по УД ОП 07. Культурология,
для студентов специальностей
44.02.03 «Дошкольное образование»
44.02.03 «Педагогика дополнительного образования
(в области музыкальной деятельности)»
Разработчик:
Малютина М.Н., преподаватель ОГАПОУ СПК
Рецензент:
Степанова Т.И., к.п.н., и.о. зав. кафедрой педагогики
и физической культуры СОФ НИУ «БелГУ»
Старый Оскол, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
Культура как продукт духовного производства. |
Культурно-антропологические школы. |
Религия и церковь как факторы становления культурно-цивилизационных систем. |
Культура и природа. Культура как «вторая природа». Культурные традиции, каноны и стили. |
Исторические этапы развития культуры |
Христианское сознание — основа средневекового менталитета. Художественная культура. |
Итальянское возрождение. Гуманизм. Северное Возрождение. |
Менталитет просветителей. Просвещение и религиозная культура |
Классицизм. Романтизм. Реализм. Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века. |
Западноевропейская и американская цивилизация в XXI столетии. |
Исламская цивилизация в современном культурном диалоге. |
Киевская Русь: у истоков отечественной культуры и цивилизации. |
Культура Московской Руси. Кризис традиционной русской культуры в XVII в. |
Советская культура и цивилизация. |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Культурология» изучается в объеме:
44.02.01 «Дошкольное образование» - 112 часов, из которых аудиторных – 78 часов, самостоятельной работы студентов - 34 часа.
44.02.03 «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)» - 116 часов, из которых аудиторных – 78 часов, самостоятельной работы студентов - 38 часа.
Методические рекомендации для студентов колледжа по учебной дисциплине «Культурология» составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Культурология», которая ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в культуре, их характерных особенностях; о культурных достижениях в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать, оценивать, высказывать собственные суждения;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
Освоение программы учебной дисциплины «Культурология» невозможно без организации высокоэффективной самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное или аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
ФГОС СПО для организации самостоятельной работы выделяет 50 % времени, предусмотренного для выполнения основной профессиональной образовательной программы по количеству часов аудиторных занятий в неделю.
Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения знаний и умений, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Это может быть выполнение практических заданий, тестов, контрольных работ.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения знаний и умений, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
- формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы;
- написание рефератов, сообщений;
- подготовка к семинарам и практическим работам;
- составление терминологического словаря;
- составление планов-конспектов по темам;
- выполнение письменных и устных заданий;
- выполнение презентаций по темам;
- конспектирование.
Таким образом, самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, развитию навыков самоорганизации собственной деятельности, что отвечает требованиям ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа №1
«Культура как продукт духовного производства».
Задание: законспектировать главные мысли по теме.
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений конспектирования.
Методические указания по выполнению задания
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и законспектировать главные мысли.
Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И. Жинкину).
Конспект — сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект — неповторим. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.
АЛГОРИТМ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
1. Прочтите раздел текста.
2.Затем вернитесь в начало этого раздела и конспектируйте. Если конспектировать в процессе чтения, скорее всего вы запишете слишком много информации.
3.Проанализируйте что прочитаете. Определите, какие идеи являются основными, а какие - вспомогательными. Перескажите прочитанное, затем занесите это в свой конспект.
4.Записывайте тему по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку и подчёркивания.
5.Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект в тетради для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа №2
«Культурно-антропологические школы»
Задание:
Составление таблицы: разновидности культурно-антропологических школ.
Цель задания: закрепление знаний по теме.
Методические указания по выполнению задания
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, заполнить таблицу.
№ | Культурно-антропологическая школа | Представители | Суть учения | Основные понятия |
1. |
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет заполненную таблицу в тетради для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа №3
«Религия и церковь как факторы становления
культурно-цивилизационных систем»
Задание: законспектировать главные мысли по теме: «Религия и церковь как факторы становления культурно-цивилизационных систем»
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений конспектирования.
Методические указания по выполнению задания
Для выполнения задания нужно законспектировать учебный материал по теме.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект в тетради для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа №4
«Культура и природа. Культура как «вторая природа».
Культурные традиции, каноны и стили».
Задание:
Подготовка сообщений с презентациями по теме «Культура и природа. Культура как «вторая природа», «Культурные традиции, каноны и стили».
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений составления презентаций.
Рекомендации по выполнению
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, подготовить презентацию.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент выступает с сообщением по теме, предъявляет презентацию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
- Первый слайд должен содержать название доклада, ФИО и координаты выступающего. Правила хорошего тона предполагают еще указание на первом (да и на каждом) слайде названия мероприятия. Каждый слайд должен иметь заголовок и быть пронумерованным в формате 1/11.
- Программный продукт, которым можно пользоваться для подготовки презентации - наиболее распространен сегодня MS Power Point, Open Office Impress. Презентация начинается с аннотации, где на одном-двух слайдах дается представление, о чем пойдет речь. Большая часть презентаций требует оглашения структуры.
- Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Не надо писать на слайдах то, что Вы собираетесь сказать словами. Обратное тоже верно: при докладе никогда не зачитывайте текст со слайда!
- Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты, на лекциях — до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. «Универсальная» оценка – число слайдов равно продолжительности выступления в минутах.
- Размер шрифта основного текста – не менее 16 pt, заголовки 20 pt. Наиболее читабельным является Times New Roman. Оформляйте все слайды в едином стиле.
- Не перегружать слайд информацией. Не делайте много мелкого текста. При подготовке презентации рекомендуется в максимальной степени использовать таблицы, схемы, диаграммы и модели с их кратким описанием. Фотографии и рисунки делают представляемую информацию более интересной и помогают удерживать внимание аудитории, давая возможность ясно понять суть предмета.
- Имеет смысл быть аккуратным. Готовую презентацию надо просмотреть внимательно несколько раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или «некрасивостей». Особенно стоит обратить внимание на заголовок, набранный заглавными буквами. MS Office зачастую не проверяет орфографию в таких словах.
- Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, или выступление очень ответственное, то напишите и выучите свою речь наизусть. Озвучивание одной страницы (формат А4, шрифт 14pt, полуторный интервал) занимает 2 минуты. Потренируйтесь выступать с вашей презентацией. Запомните, у Вас только 20 секунд в начале доклада для того, чтобы привлечь внимание слушателей. В научных презентациях не следует использовать эффекты анимации.
- Заранее продумайте возможные проблемы с техникой. Заранее скопируйте на рабочий стол файл с презентацией и проверьте, как он работает, с первого до последнего слайда. Обязательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте. Целесообразно иметь при себе как PPT презентацию (в случае подготовки презентации в MS Office).
Форма контроля/ форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы:
Самостоятельная работа №5
«Раздел 2. Исторические этапы развития культуры»
Задание: подготовка мини-рефератов и презентаций по выбранной теме.
Цель задания: закрепление знаний по темам, подготовка рефератов и презентаций.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по выбранной теме
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент выступает с рефератом по выбранной теме, предъявляет презентацию.
Темы на выбор:
- Культура Древней Месопотамии (Двуречья). Вавилон.
- 7 чудес света.
- Культура Древнего Египта: религия, заупокойный культ.
- Культура Древнего Египта: изобразительное и монументальное искусство.
- Культура Древнего Египта: литература, письменность, музыка.
- Культура Древнего Египта: наука, школы.
- Религии Древней Индии: ведизм, брахманизм, буддизм, джайнизм.
- Культура Древней Индии: наука, архитектура.
- Культура Древней Индии: искусство.
- Религии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, буддизм.
- Культура Древнего Китая: письменность, литература.
- Культура Древнего Китая: музыка, искусство.
- Культура Древнего Китая: архитектура.
- Культура Древнего Китая: наука, школы.
- Формирование и политическая структура эллинистических государств
- Культура эллинистического общества
- Эллинизация Востока
- Скульптура Древней Греции
- Театр Древней Греции
- Архитектура Древней Греции
- Ораторское искусство Древней Греции
- Культура Древней Греции: письменность и литература
- Культура Древнего Рима: наука, школы
- Архитектура и скульптура Древнего Рима
- Колизей – чудо света.
Рекомендации по написанию мини-реферата
Структура:
- Титульный лист
- Актуальность, в которой обозначить цель и предмет исследования
- Основная часть – раскрытие содержания темы
- Выводы
- Список использованных источников
Требования к оформлению: объём содержания до 5 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5, поля везде 2 см
Критерий оценки реферата: правильно сформулированная цель исследования.
Самостоятельная работа №6
«Христианское сознание — основа средневекового менталитета.
Художественная культура».
Задание: законспектировать главные мысли по темам «Христианское сознание — основа средневекового менталитета», «Художественная культура».
Цель задания: закрепление знаний по теме, умения конспектирования.
Методические указания по выполнению задания
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме и законспектировать главные мысли.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект в тетради для самостоятельной работы.
Самостоятельная работа №7
«Итальянское возрождение. Гуманизм.
Северное Возрождение»
Задание: Подготовка сообщений и презентаций по теме:
- «Творчество художников эпохи Возрождения». Гуманизм – основа культуры Возрождения.
- Раннее Возрождение во Флоренции.
- Новое пространственно-временное восприятие мира.
- Беноццо Гоццоли.
- Фресковый цикл «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи - Риккарди.
- Воплощение ренессансной идеи «идеального» города в архитектуре.
- Филиппо Брунеллески. Ренессансный реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения.
- Мазаччо. «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.
- Донателло. Статуя св. Георгия в церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции.
- Рельеф «Пир Ирода» в Сиене. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.
- Новая красота и магия пространства. Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта», «Джоконда» (портрет Моны Лизы).
- Рафаэль Санти. «Обручение Марии». Образ Мадонны – идеальный сплав христианских и языческих представлений о красоте. «Сикстинская Мадонна».
- Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Образ человека-борца. Статуя Давида.
- Особенности венецианской школы живописи. Тициан. «Вакх и Ариадна», «Св. Себастьян», «Пастух и нимфа».
- Музыка эпохи Возрождения.
- Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
- Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. Карло Джезуальдо.
- Художники Северного Возрождения.
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений конспектирования, подготовка сообщений и презентаций.
Рекомендации по выполнению
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по теме, подготовить сообщение и презентацию
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент выступает с сообщением, предъявляет презентацию.
Самостоятельная работа №8
«Менталитет просветителей. Просвещение и религиозная культура».
Задание: конспектирование учебной литературы по теме «Менталитет просветителей. Просвещение и религиозная культура»
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений составления конспектов.
Методические указания по выполнению задания
Для выполнения задания нужно законспектировать учебный материал по теме.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект по теме в тетради для самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №9
«Классицизм. Романтизм. Реализм.
Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века»
Задание:
- составление терминологического словаря по теме «Новые направления в западноевропейской культуре конца XIX века».
- подготовка сообщений, презентаций по темам: «Классицизм», «Романтизм», «Реализм».
Цель задания: закрепление знаний по теме, умения составлять терминологический словарь, подготовка сообщений, презентаций.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, составить терминологический словарь. Разбиться на 3 группы. В сообщениях и презентациях отразить:
- Термин
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- Литература
- Музыка
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект с терминологическим словарём, сообщение, презентацию.
Самостоятельная работа №10
«Западноевропейская и американская цивилизация в XXI столетии».
Задание: заполнить таблицу по теме «Западноевропейская и американская цивилизация в XXI столетии».
Цель задания: закрепление знаний по теме, заполнение таблицы.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, сравнить две цивилизации.
Западноевропейская цивилизация | Американская цивилизация | |
|
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет заполненную таблицу.
Самостоятельная работа №11
«Исламская цивилизация в современном культурном диалоге».
Задание: конспектирование по теме «Исламская цивилизация в современном культурном диалоге».
Цель задания: закрепление знаний по теме.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме. В конспекте отразить:
- Зарождение исламской цивилизации (Мухаммед,
Халифат)
- Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции.
- Современный ислам: цивилизация бедных
- Влияние исламской цивилизации на Европу
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект по теме в тетради для самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №12
«Киевская Русь: у истоков отечественной культуры и цивилизации».
Задание: конспектирование по теме «Киевская Русь: у истоков отечественной культуры и цивилизации».
Цель задания: закрепление знаний по теме.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект по теме в тетради для самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №13
«Культура Московской Руси. Кризис традиционной
русской культуры в XVII в.»
Задание: конспектирование по теме «Культура Московской Руси. Кризис традиционной русской культуры в XVII в.», составить список вопросов по теме.
Цель задания: закрепление знаний по теме, умений составления презентаций.
Рекомендации по выполнению
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме, составить список вопросов по теме.
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент предъявляет конспект по теме в тетради для самостоятельных работ.
Самостоятельная работа №14
«Советская культура и цивилизация»
Задание: конспектирование по теме «Советская культура и цивилизация, составить мини-тест (10 вопросов)
Цель задания: закрепление знаний по теме.
Рекомендации по выполнению:
Для выполнения задания следует изучить теоретический материал по данной теме. В конспекте отразить:
- Образование
- Религия
- СМИ
- Физическая культура и спорт
- Наука и техника
- Повседневная культура
- Изучение и восприятие культуры СССР
Форма контроля/форма представления отчета о выполнении самостоятельной работы: студент должен предъявить реферат по теме, мини-тест (10 вопросов)
по теме в тетради для самостоятельных работ.
Приложение 1
ВИДЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ:
СООБЩЕНИЕ
Самый простой вид работы – сообщение. Требования:
-готовится по одному вопросу, посвящено более глубокому его изложению, чем обычно, на семинарском занятии
-объёмом не превышает 5-10 рукописных страниц
-не требует специального оформления
Чтобы сделать сообщение, необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное и методическое пособия), выбрать из этого материала несколько интересных фактов, сведений и рассказать о них аудитории.
РЕФЕРАТ
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД РЕФЕРАТОМ
-Формулирование темы, должно быть актуальным по значению, интересным по содержанию.
-Подбор и изучение основных источников по теме (не менее 5 различных источников).
-Составление списка литературы.
-Обработка и систематизация информации.
-Разработка плана реферата.
-Написание реферата.
-Публичное выступление с результатом исследования.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
-Титульный лист.
-Оглавление (указываются страницы каждого пункта).
-Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется её значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даётся характеристика используемой литературы).
-Основная часть (каждый её раздел логически является продолжением предыдущего; могут быть представлены таблицы графики схемы).
-Заключение (подводятся итоги или даётся обобщённый вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
-Список литературы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
-Объём реферата может колебаться в пределах 5 печатных страниц; все приложения к работе не входят в её объём.
-Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
-Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
-Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА
-Актуальность темы исследования.
-Соответствие содержания теме.
-Глубина проработки материала.
-Правильность и полнота использования источников.
-Соответствие оформления реферата стандартом.
Рефераты могут быть представлены на семинарах научно-практических конференциях, а также использоваться как зачётные работы по пройденным темам.
ДОКЛАД
Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.
По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информативный материал. Объём доклада колеблется от 15 до 30 машинописных страниц. К докладу по теме с большим объёмом кроме основного докладчика могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. К выступлению по докладу рекомендуется готовить схемы или таблицы.
Приложение 2
Методические рекомендации по подготовке презентации
«Презентация» (в переводе с англ. означает «представление», «показ»), т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Компьютерная презентация состоит из отдельных слайдов. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую, графическую и аудио информацию, а также видеоклипы. Объекты на слайде могут быть анимированы. Презентацию можно показывать прямо на компьютере или выводить на большой экран через мультимедийный проектор.
Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – Power Point («пауэр поинт»), которая входит в состав пакета Microsoft Office.
СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентации создают не для просмотра на компьютере, для показа в аудитории, зале на большом экране демонстрируют через проектор. На экран падает свет от ламп, люди могут сидеть далеко от экрана – все это накладывает на оформление презентаций определенные требования и ограничения:
1. «Светлый фон – темный шрифт, темный фон – светлый шрифт». Хорошо сочетаются: белый фон и черный, синий, красный цвета шрифта; синий фон в сочетании с белым и желтым шрифтом. Предпочтительнее использовать светлый фон и темный шрифт (а не наоборот).
2. Недопустимо использовать, например, белый фон и желтый шрифт, зеленый фон и светло-зеленый шрифт, т.к. на экране текст будет не виден. Не сочетаются синий и красный цвета, т.е. на слайде синего цвета недопустимо использовать красные заголовки и текст. Не приветствуется черный фон в сочетании со светлым шрифтом.
3. Если презентация предназначена для показа в небольшой аудитории, то размер шрифта основного текста должен быть не меньше 18 пт, заголовки – 20 пт и больше. Если презентация предназначена для показа в большом зале – размер шрифта основного текста 28-32 пт, заголовки – 36 пт и более (для шрифта Arial). Если текст не помещается на одном слайде, разбейте его на фрагменты и разместите на нескольких слайдах.
4. Презентация не должна состоять из слайдов, целиком заполненных текстом. Допустимо использовать несколько слайдов со сплошным текстом (особенно в деловых презентациях), но не более 2-3 подряд.
5. Не перегружайте презентацию анимацией, не используйте слишком много разных эффектов. Если слайды однотипные, применяйте к похожим объектам одинаковые эффекты. Анимация не должна быть слишком медленной, иначе слушатели потеряют интерес к тому, что должно появиться на экране.
6. Новые анимированные объекты не должны появляться поверх уже имеющихся на слайде, например, заголовок не должен выезжать поверх картинки.
7. При оформлении слайдов учитывайте, что шрифты с засечками зрительно выглядят меньше (Times NewRoman), чем шрифты без засечек (Arial).
8. Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими (лучше с цифровой камеры).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
1. Первый слайд должен содержать название доклада, ФИО и координаты выступающего. Правила хорошего тона предполагают еще указание на первом (да и на каждом) слайде названия мероприятия. Каждый слайд должен иметь заголовок и быть пронумерованным в формате 1/11.
2. Программный продукт, которым можно пользоваться для подготовки презентации - наиболее распространен сегодня MS Power Point, Open Office Impress. Презентация начинается с аннотации, где на одном-двух слайдах дается представление, о чем пойдет речь. Большая часть презентаций требует оглашения структуры.
3. Презентация не заменяет, а дополняет доклад. Не надо писать на слайдах то, что Вы собираетесь сказать словами. Обратное тоже верно: при докладе никогда не зачитывайте текст со слайда!
4. Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты, на лекциях — до 5 минут. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух. «Универсальная» оценка – число слайдов равно продолжительности выступления в минутах.
5. Размер шрифта основного текста – не менее 16pt, заголовки 20 pt. Наиболее читабельным является Arial. Оформляйте все слайды в едином стиле.
6. Не перегружайте слайд информацией. Не делайте много мелкого текста. При подготовке презентации рекомендуется в максимальной степени использовать таблицы, схемы, диаграммы и модели с их кратким описанием. Фотографии и рисунки делают представляемую информацию более интересной и помогают удерживать внимание аудитории, давая возможность ясно понять суть предмета.
7. Имеет смысл быть аккуратным. Готовую презентацию надо просмотреть внимательно несколько раз; каждый раз будете находить по несколько опечаток, ошибок или «некрасивостей». Особенно стоит обратить внимание на заголовок, набранный заглавными буквами. MS Office зачастую не проверяет орфографию в таких словах.
8. Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, или выступление очень ответственное, то напишите и выучите свою речь наизусть. Озвучивание одной страницы (формат А4, шрифт 14pt, полуторный интервал) занимает 2 минуты. Потренируйтесь выступать с вашей презентацией. Запомните, у Вас только 20 секунд в начале доклада для того, чтобы привлечь внимание слушателей. Люди лучше запоминают то, что увидели последним!
9. В научных презентациях не следует использовать эффекты анимации.
10. Заранее продумайте возможные проблемы с техникой. Скопируйте на рабочий стол файл с презентацией и проверьте, как он работает, с первого до последнего слайда. Обязательно имейте при себе копию презентации на флэш-карте. Целесообразно иметь при себе как PPT презентацию (в случае подготовки презентации в MS Office).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ст
Дисциплина «Немецкий язык» по специальности «Коммерция (по отраслям)» изучается в течение двух учебных лет. Первый год обучения завершается дифференцированным зачетом, второй – экзаменом.Для пол...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык." В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:09.02.02. "Компьютерные сети" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык." В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:11.02.01."Радиоаппаратостроение" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации для специальности Реклама
Методические рекомендации предназначены для специальности 031601 "Реклама"...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации, для специальности Экономика и бухгалтерский учет
Методические рекомендации предназначены для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"...