Воспитание у студентов уважения к народным традициям
статья по теме

Голубенцева Валентина Александровна

Статья  о работе курсов  по изготовлению народных кукол и знакомсту с традициями русского народа (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_kuklah_na_sayd_nsportal.ru_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ  У СТУДЕНТОВ УВАЖЕНИЯ

К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ

(Из опыта работы)

Голубенцева В.А., преподаватель ГБОУ СПО

Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга

В современном образовании большое значение уделяется изучению традиционной народной культуры. Можно много и убедительно дискутировать об игровом и культовом значении куклы в истории человечества и на современном уровне развития.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов.

Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе, и т.д.

Изготовленные своими руками традиционные русские куклы несут черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет и глубокие духовные корни. Ведь костюмом определялось и имущественное состояние человека, и его положение в обществе. В традиционной русской кукле закрепились наиболее устойчивые формы русской одежды, характерные для той или иной губернии.

 В этой статье я хочу поделиться опытом использования практических занятий по изготовлению народных кукол для приобщения студента к чарующему миру куклы, дать ему возможность попробовать изготовить ее своими руками, вернуться еще раз в волшебный мир детства.

Как проходили наши занятия?

Вначале  мы беседовали  об особом месте куклы в жизни человека. Кукла- первая  среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной и сопровождала человека с рождения до глубокой старости.

  Так как куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях, то считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

Безликость традиционной куклы идет из древности. Это связано с обереговой функцией: взгляд  куклы может передать ребенку плохую энергетику.

 Изготовление каждой куклы сопровождалось рассказом о предназначении данной куклы, затем студенты подбирали материал и …начиналась творческая работа по изготовлению. Пусть в самодельной кукле  не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

Материал, из которого изготавливались куклы, разнообразный: это и мочало, и солома, текстиль, нитки, вата и т. д.

Первые куколки изготавливаются без помощи иглы (на конструктивной основе-скрутке) простым кручением лоскутков, закрепленных нитками. Такие куклы могут делать дети 4-5 лет-будущие воспитанники студентов.

При изготовлении игровых кукол, более сложных по технологии, участникам занятий предлагается сшить целую семью. С такими куклами можно уже проводить сюжетно-ролевые игры: свадьба, семья и т.д.

На современном этапе «игровое» направление в образовании – новое для нашей страны, но быстро распространяющееся по всем категориям учащихся (особенно в дошкольных учреждениях и в младших классах школы). Игра для детей – прекрасное занятие, способствующее развитию и так же облегченный способ приобретения полезных знаний.

При изготовлении обрядовых кукол: масленица, коза, мировое древо и т. д. участники занятий знакомятся с бытом и традициями русского народа. В народном сознании мирно уживаются христианские праздники и более древние языческие приметы и обряды, существовавшие на Руси до введения христианства. Знакомимся мы на занятиях и с традиционными русскими праздниками, которые в той или иной мере связаны с обязательным изготовлением традиционной русской куклы.

Мы считаем, что ручные умения, приобретенные на занятиях студентами, в сочетании со знаниями обрядов и традиций русского народа, формируют у учащихся интерес к русской культуре и желание передать свой опыт будущим воспитанникам.

По окончании курса изготовления кукол мы организовывали выставки творческих работ студентов. Фото  наших русских кукол можно увидеть на сайте колледжа:

www. kollege 4@mail.ru.

Надеемся, что наше увлечение найдет сторонников и среди студентов, и у руководителей кружков и студий для организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература.

Берстенева Е., Догаева Н.. Кукольный сундучок. Традиционные народные куклы своими руками. Белый город.2011.

Котова И.Н.,.Котова А.С. Русские обряды и традиции. Санкт-Петербург. Паритет. 2009.

Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. АППО.С-Петербург. Кафедра истории педагогики. 2005.

Шайдурова Н.В. Традиционные тряпичные куклы. Детство-Пресс. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

Материалы IV(X) межрегиональной научно-практической конференции «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации». «Сохранение и возрождение семейных традиций в современной России».

В деле возрождения семейных и национальных традиций необходимо гармоничное взаимодействие родителей, учителей и детей. Образовательное учреждение при этом координирует и оказывает профессиональную пед...

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Кураторский час для студентов, посвященный Дню народного единства

Цель: дать представление о новом празднике, раскрыть значение и роль праздника как дня сохранения единства народа, начала государственности, завершения смуты на Руси.Образовательная цель: фо...

Уроки ОРКСЭ в 4 классе «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»

Опыт работы, как  учителя по предмету ОРКСЭ и педагога воскресной школы. Сравнение направлений работы на Урале и в Воронежской области.История взаимоотношений православных детей и мусульман, объя...

Влияние развития патриотических традиций и сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»

Влияние развития патриотических традиций и  сохранения исторической памяти Великой Отечественной войны в воспитании гражданственности и патриотизма студентов СПО»...

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...


 

Комментарии

Голубенцева Валентина Александровна

Статья об опыте использования практических занятий по изготовлению народных кукол для формирования у студентов интереса к русской культуре

Голубенцева Валентина Александровна

Статья о использовании практических занятий по изготовлению народных кукол для формирования у студентов интереса к русской культуре