Уроки ОРКСЭ в 4 классе «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»
статья

Журавлева Татьяна Анатольевна

Опыт работы, как  учителя по предмету ОРКСЭ и педагога воскресной школы. Сравнение направлений работы на Урале и в Воронежской области.История взаимоотношений православных детей и мусульман, объяснение традиций и праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Журавлева Татьяна Анатольевна. Учитель начальных классов с.Новая Усмань, МБОУ «Новоусманский лицей»

Тема: «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»

Свою трудовую деятельность как учитель предмета ОРКСЭ и педагог воскресной школы, я начинала на Урале (г.Магнитогорск) Это город, который своей частью находится на территории  Башкирии, представляет из себя многонациональный рабочий город. В моем классе, где я преподавала,  из 30 учащихся было 8-10 татар или башкир (вероисповедание-ислам). Любому человеку, находясь в России необходимо знать свою культуру. Если православный человек живет на территории Башкирии, ему нужно изучать не только православие, но и основы ислама, культуры этих людей. Иначе, ты не будешь знать культуру тех, кто живет с тобой бок о бок. Когда стали возникать проблемы в классе с детьми, мне пришлось знакомиться с культурой мусульман, их бытом, праздниками. И я находила полезное не только для разрешения проблемы в классном коллективе, но и для духовно-нравственного воспитания детей! Я выделила для себя то, что:

1.В исламе уважают старость, с почетом относятся к родителям.

2.Мусульмане очень щедрые и гостеприимные.

3.  Очень трудолюбивые и выносливые люди.

4.У мусульман есть дни поста, воздержания от пищи и свои праздники.

История взаимоотношений православия и ислама насчитывает многие столетия, и почти всегда данные отношения носили мирный характер. Довольно мирное сосуществование православных и мусульман наблюдалось в России с давних времен. Исправно служили мусульмане в русской армии. Опыт прошлого ни в коем случае не должен забываться, а наоборот, его важно активно использовать как пример гармонии и терпимости двух крупных конфессий: ислама и православия. Мы разные и это интересно! Используя любую информацию об этом народе,  на уроках начала разговор  с детьми, настраивала их на уважение  друг к другу, на дружбу. Это взаимодействие принесло свои результаты. Был такой случай, что одного ученика не принимали в игру, на мальчика говорили, что он «террорист» из-за его смуглого цвета волос. После совместной игры дети смогли преодолеть такое заблуждение. Один ребенок из православной семьи стал дружить с мальчиком татарином. Результатом этой дружбы было обращение семьи татар в Православие, все покрестились в храме. Это , конечно,  произошло не в один месяц, но такой случай имел место.

Ситуация на Воронежской земле немного другая. В Новоусманском лицее, котором я работаю, присутствует небольшое количество детей из мусульман. Поговорив с преподавателями 1-4 классов,  я составила такую диаграмму. Из 613 опрошенных учащихся, 602-православные,7-мусульмане, 4-другие , секты. Из 7 учащихся-мусульман, которых  выявила, родители-люди, строго не соблюдающие обычаи своего народа.

 Конечно важно, чтобы мы, учителя,  не только проявляли  компетентность в этих вопросах, но и использовали накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих музеев, , театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов и т.д.
В практике у любого педагога немало методов, форм и приемов работы. Любимая форма моей работы - БЕСЕДА. Основное назначение бесед – привлечь самих детей к оценке событий, поступков, явлений собственной жизни и на этой основе сформировать у них отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. В беседе можно рассуждать, умело выражать свое мнение, приводить примеры из книг, согласиться с кем-то, аргументировать.В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к    пониманию,  а путь  к  взаимодействию,  взаимному пониманию. 

Главная тема бесед на уроках ОРКСЭ- Православные праздники.

На уроках ОРКСЭ Праздник Рождества, знакомлю  детей с историей Рождества Господа нашего. Мы с учениками выявляем значение этого события, ставшего главным в истории человечества,  воспитываем семейные ценности. Учим дарить тепло близким. В конце урока я подвожу итог.

-А теперь давайте вспомним, что произошло под светом Вифлеемской звезды много веков назад? На доске размещено панно –вертеп.

-Где родился Христос? (В вертепе в яслях)

-У кого родился Господь? (Иосифа и Марии).

-Давайте найдем героев и вынесем их к доске.

Дети прикрепляют картинки на панно.

Очень интересно в феврале 2019г. прошел праздник «Православной книги» в районной библиотеке. В этом мероприятии приняли участие ученики лицея, их родители, учащиеся воскресной школы, настоятель Спасского храма протоирей Павел Мельничук  и работники библиотеки.

В Великий пост  очень помогает беседа со священником Спасского храма нашего села. О.Вадим Смольянов человек очень добрый, отзывчивый,  часто встречает детей в храме , сам приходит в лицей. Много говорит о милосердии, любви, доброте, помощи в трудных ситуациях. Совместная деятельность детей после таких бесед создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь одноклассникам при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Проблемы воспитания, о которых изложила в своей статье, становятся особенно актуальными в наши дни, так как резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Живя в многонациональном государстве, мы должны с уважением и терпением относиться к культуре друг друга и этому воспитывать своих детей. Прекрасны слова преп.Феодосия Печерского. Он говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего — будет ли то иудей или мусульманин, <…> — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у студентов уважения к народным традициям

Статья  о работе курсов  по изготовлению народных кукол и знакомсту с традициями русского народа (из опыта работы)...

Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.

Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми воз...

Презентация к уроку ОРКСЭ

Презентация на тему "Добродетель и порок" 4 класс...

Толерантное воспитание на уроках ОРКСЭ

В тексте дается подробное разъяснение толерантноговоспитания на уроках ОРКСЭ. О семейных ценностях,  об отношении к Родине,  к матери, отцу, Отечеству....

Методическая разработка при изучении темы «Достойно жить среди людей». ОРКСЭ 4 класс.

Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...

Важность изучения адажио на уроке классического танца с целью воспитания музыкальности

В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к  музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...

Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую

Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую...