Уроки ОРКСЭ в 4 классе «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»
статья
Опыт работы, как учителя по предмету ОРКСЭ и педагога воскресной школы. Сравнение направлений работы на Урале и в Воронежской области.История взаимоотношений православных детей и мусульман, объяснение традиций и праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Журавлева Татьяна Анатольевна. Учитель начальных классов с.Новая Усмань, МБОУ «Новоусманский лицей»
Тема: «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»
Свою трудовую деятельность как учитель предмета ОРКСЭ и педагог воскресной школы, я начинала на Урале (г.Магнитогорск) Это город, который своей частью находится на территории Башкирии, представляет из себя многонациональный рабочий город. В моем классе, где я преподавала, из 30 учащихся было 8-10 татар или башкир (вероисповедание-ислам). Любому человеку, находясь в России необходимо знать свою культуру. Если православный человек живет на территории Башкирии, ему нужно изучать не только православие, но и основы ислама, культуры этих людей. Иначе, ты не будешь знать культуру тех, кто живет с тобой бок о бок. Когда стали возникать проблемы в классе с детьми, мне пришлось знакомиться с культурой мусульман, их бытом, праздниками. И я находила полезное не только для разрешения проблемы в классном коллективе, но и для духовно-нравственного воспитания детей! Я выделила для себя то, что:
1.В исламе уважают старость, с почетом относятся к родителям.
2.Мусульмане очень щедрые и гостеприимные.
3. Очень трудолюбивые и выносливые люди.
4.У мусульман есть дни поста, воздержания от пищи и свои праздники.
История взаимоотношений православия и ислама насчитывает многие столетия, и почти всегда данные отношения носили мирный характер. Довольно мирное сосуществование православных и мусульман наблюдалось в России с давних времен. Исправно служили мусульмане в русской армии. Опыт прошлого ни в коем случае не должен забываться, а наоборот, его важно активно использовать как пример гармонии и терпимости двух крупных конфессий: ислама и православия. Мы разные и это интересно! Используя любую информацию об этом народе, на уроках начала разговор с детьми, настраивала их на уважение друг к другу, на дружбу. Это взаимодействие принесло свои результаты. Был такой случай, что одного ученика не принимали в игру, на мальчика говорили, что он «террорист» из-за его смуглого цвета волос. После совместной игры дети смогли преодолеть такое заблуждение. Один ребенок из православной семьи стал дружить с мальчиком татарином. Результатом этой дружбы было обращение семьи татар в Православие, все покрестились в храме. Это , конечно, произошло не в один месяц, но такой случай имел место.
Ситуация на Воронежской земле немного другая. В Новоусманском лицее, котором я работаю, присутствует небольшое количество детей из мусульман. Поговорив с преподавателями 1-4 классов, я составила такую диаграмму. Из 613 опрошенных учащихся, 602-православные,7-мусульмане, 4-другие , секты. Из 7 учащихся-мусульман, которых выявила, родители-люди, строго не соблюдающие обычаи своего народа.
Конечно важно, чтобы мы, учителя, не только проявляли компетентность в этих вопросах, но и использовали накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих музеев, , театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов и т.д.
В практике у любого педагога немало методов, форм и приемов работы. Любимая форма моей работы - БЕСЕДА. Основное назначение бесед – привлечь самих детей к оценке событий, поступков, явлений собственной жизни и на этой основе сформировать у них отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. В беседе можно рассуждать, умело выражать свое мнение, приводить примеры из книг, согласиться с кем-то, аргументировать.В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к пониманию, а путь к взаимодействию, взаимному пониманию.
Главная тема бесед на уроках ОРКСЭ- Православные праздники.
На уроках ОРКСЭ Праздник Рождества, знакомлю детей с историей Рождества Господа нашего. Мы с учениками выявляем значение этого события, ставшего главным в истории человечества, воспитываем семейные ценности. Учим дарить тепло близким. В конце урока я подвожу итог.
-А теперь давайте вспомним, что произошло под светом Вифлеемской звезды много веков назад? На доске размещено панно –вертеп.
-Где родился Христос? (В вертепе в яслях)
-У кого родился Господь? (Иосифа и Марии).
-Давайте найдем героев и вынесем их к доске.
Дети прикрепляют картинки на панно.
Очень интересно в феврале 2019г. прошел праздник «Православной книги» в районной библиотеке. В этом мероприятии приняли участие ученики лицея, их родители, учащиеся воскресной школы, настоятель Спасского храма протоирей Павел Мельничук и работники библиотеки.
В Великий пост очень помогает беседа со священником Спасского храма нашего села. О.Вадим Смольянов человек очень добрый, отзывчивый, часто встречает детей в храме , сам приходит в лицей. Много говорит о милосердии, любви, доброте, помощи в трудных ситуациях. Совместная деятельность детей после таких бесед создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь одноклассникам при выполнении заданий, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Проблемы воспитания, о которых изложила в своей статье, становятся особенно актуальными в наши дни, так как резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Живя в многонациональном государстве, мы должны с уважением и терпением относиться к культуре друг друга и этому воспитывать своих детей. Прекрасны слова преп.Феодосия Печерского. Он говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего — будет ли то иудей или мусульманин, <…> — ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у студентов уважения к народным традициям
Статья о работе курсов по изготовлению народных кукол и знакомсту с традициями русского народа (из опыта работы)...
Примение автоаккомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащегося.
Методическая работа по применению автоаакомпанемента на уроках специальности в классе баяна с целью активизации творческих способностей учащихся. Целью является знакомство юных музыкантов с новыми воз...
Презентация к уроку ОРКСЭ
Презентация на тему "Добродетель и порок" 4 класс...
Толерантное воспитание на уроках ОРКСЭ
В тексте дается подробное разъяснение толерантноговоспитания на уроках ОРКСЭ. О семейных ценностях, об отношении к Родине, к матери, отцу, Отечеству....
Методическая разработка при изучении темы «Достойно жить среди людей». ОРКСЭ 4 класс.
Схемы Фишбоун дают возможность:-организовать работу участников в парах или группах;-развивать критическое мышление;-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;-ранжировать факторы по ст...
Важность изучения адажио на уроке классического танца с целью воспитания музыкальности
В хореографическом образовании всегда на первом месте было стремление к музыкальному исполнению танцевального движения, будь то учебная комбинация, этюд или концертный номер. Эта проблема общеиз...
Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую
Методическое пособие Алгоритм перевода целых чисел из одной системы счисления в другую...