Консультация для родителей "Особенности развитие речи детей 5- 6 лет"
методическая разработка

Иванова Лариса Ивановна

Особенности развития речи детей 5- 6 лет. 

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть речевые навыки чада до совершенства. Ведь чем лучше развитие речи, тем проще первокласснику будет учиться писать и читать, усваивать школьную грамоту. 

Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения. 

Фонетика: произношение звуков 

Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой. 

Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность. 

Словарный запас дошкольников 

Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами. Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи. 

Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов. 

Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот. Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать. 

Грамматический строй речи. 

В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи. 

Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый). 

Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий). 

Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте. 

Связность речи. 

Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями. 

Норма развития речи у ребенка 6 лет 

В этом возрасте характерны следующие особенности: 

  1. Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету; 

  1. Дети выговаривают все звуки; 

  1. Артикуляционный аппарат полностью сформирован; 

  1. Словотворчество «отмирает»; 

  1. Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью; 

  1. Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него; 

  1. Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир); 

  1. Развитие связной речи 5 – 6 лет. 

Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома. 

Игры на развитие речи дома 

Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры: 

  1. Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели; 

  1. Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать; 

  1. Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его; 

  1. Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»; 

  1. Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое; 

  1. Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно; 

  1. Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно; 

  1. Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее; 

  1. Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее; 

  1. Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку. 

В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее. 

Симптомы задержки развития речи у детей 5 – 6 лет 

Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят, если речь ребенка 6 лет сильно отстает от возрастных норм. Вот по каким критериям можно предположить, что у дошкольника имеются нарушения развития речи: 

  • Скудный словарный запас: менее 2500 слов; 

  • Не может составить рассказ по картинке или пересказать историю; 

  • Не может выделить главное в рассказе; 

  • Недостаточное развитие связной речи 5 – 6 лет; 

  • Не выговаривает звуки; 

  • Голос невнятный, нечеткий, монотонный, «глотаются» окончания; 

  • Не может оценить действия героя, сравнить героев сказки, фильма, мультика. 

Если имеются нарушения развития речи у детей 5 – 6 лет, обратитесь к логопеду-дефектологу. Не ждите, пока ваш малыш выговорится сам — этого не произойдет. Поэтому скорее консультируйтесь с логопедом и приступайте к коррекции. Ведь при нарушениях развития речи деткам намного тяжелее дается школьная программа, им сложно социализироваться, заводить друзей, со временем снижается самооценка. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).

Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

Методическая разработка внеучебного мероприятия по МДК 03.02.01 Теория и методика развития речи детей специальность 44.02.01 Дошкольное образование Конкурс проектов «Актуальные вопросы развития речи дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Основная цель данного мероприятия - совершенствование компетентности обучающихся по актуальным вопросам развитии речи дошкольников в проектной деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте для детей с ОНР по теме: "Развитие речи детей по средством театрализованной деятельности". "Шёл солдат на побывку..."

Конспект открытого логопедического занятия  по развитию  речи в конце учебного года в форме театрализации с элементами интерактива (для гостей)   «Шёл солдат на поб...

Введение в теоретические основы и методику развития речи детей (сборник практических занятий по ТОиМРР у детей)

Предложен комплекс теоретических и практических заданий для практических занятий и самостоятельной работы студентов с целью освоения МДК 02.05. Теоретические основы и методика развития речи у детей. В...