Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL
методическая разработка
Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 19.97 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 63.95 КБ |
test.docx | 11.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
- ФИО учителя: Артюхов Борис Павлович
- Место работы: МОУ СШ №22
- Должность: Учитель информатики
- Предмет: Информатика и ИКТ
- Класс: 9А
- Тема урока: Подпрограмма-функция
- Учебник: Информатика и ИКТ: 9 класс / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов. – 2-е издание. Просвещение, 2009
- Цель урока: Формирование навыков построения и использования функций при решения задач на языке PASCAL
- Задачи:
- Образовательная: сформировать у учащихся знания и умения по теме; научить применять подпрограммы-функции в решении задач на языке Pascal
- Развивающая: развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), внимания и восприятие полученной информации;
- Воспитательная: формирование познавательного интереса к программированию, повышение информационной культуру учащихся.
- Тип урока: Урок формирования новых знаний.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
- Необходимое техническое оборудование:
- План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Формулировка темы урока и целей (1 мин)
- Актуализация новых знаний (5 мин)
- Объяснение нового материала (10 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Применение новых знаний (10 мин)
- Закрепление новых знаний (5 мин)
- Подведение итогов, выставление оценок (5 мин)
- Выдача домашнего задания, завершение урока (2 мин)
Ход урока.
- Организационный момент (1 мин).
Здравствуйте. Садитесь. Открывайте учебники. Параграф №13 на странице 63. Открывайте тетради.
- Формулировка темы урока и целей (1 мин).
Запишите дату и тему урока. Сегодня 28 ноября. Тема нашего урока: Подпрограмма-функция. На этом уроке вы узнаете: что такое функция; для чего нужна функция; как записывается функция на языке Pascal; научитесь применять функции для решения задач.
- Актуализация новых знаний (5 мин).
Иногда в разных местах программы приходится выполнять практически одни и те же последовательности действий с разными исходными данными. Такие последовательности действий можно оформить в виде так называемых подпрограмм (от англ, subroutine) – сгруппировать операторы в блок, к которому можно обратиться по имени, причем неоднократно. Подпрограммы сокращают текст программы, существенно уменьшают время их исполнения.
В Паскале подпрограмма является частью основной программы, ее описание располагается между разделом объявления переменных var главной программы и ее программным блоком (первым begin). Подпрограмм может быть несколько, их описания располагаются в произвольном порядке одно за другим.
Подпрограмма – это специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи.
В Паскале различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Основное различие между ними заключается в том, что процедура получает в результате своей работы любое количество данных, а функция – только одно значение.
- Объяснение нового материала (10 мин).
Функция – вспомогательный алгоритм, результатом работы которого является некоторое значение.
Помимо функций, которые объявляет сам программист существуют и стандартные функции (abs(x), sqrt(x), sqr(x), sin(x), cos(x), и другие). Результатом работы функции может быть число, символ, символьная строка или данные другого типа.
Описание функции имеет вид:
function <имя_функции> (<описание входных данных>): <тип функции>;
begin
<операторы>;
<имя_функции> := <результат>
end;
Пример.
Составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений.
function Max (x, y: integer): integer;
begin
if x > y then begin
Max := x;
End
else begin
Max := y;
end;
end;
Вся программа будет иметь вид:
Program zadacha;
Var a,b,f: integer;
function Max (x, y: integer): integer;
begin
if x > y then begin
Max := x;
End
else begin
Max := y;
end;
end;
begin
Writeln ('Введите 2 целых числа');
Readln (a,b);
F:=max(a,b);
Writeln ('Наибольшее число= ',f);
End.
Для чего можно использовать данную функцию? Ответ: для поиска максимального значения из 4 чисел.
- Физкультминутка (1 мин).
- Применение новых знаний (10 мин).
Задача. Ввести 4 целых числа. Вывести на экран максимальное число.
program zadacha;
var a, b, c, d, f: integer;
function max (x, y: integer): integer;
begin
if x>y then begin
max:=x;
end
else begin
max:=y;
end;
end;
begin
writeln ('Введите 4 целых числа');
readln (a, b, c, d);
f:= max(max(a, b), max(c, d));
writeln ('Наибольшее число= ', f);
end.
- Закрепление новых знаний (5 мин)
Ученикам предлагается выполнить небольшой тест по теме.
- Подведение итогов, выставление оценок (5 мин).
- Выдача домашнего задания, завершение урока (2 мин).
Откройте дневники и запишите задание на дом: параграф №13; Задача.
Запишите задачу на дом.
Задача.
Составьте программу, которая вычисляет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел. В программе используйте функцию, которая будет подсчитывать НОД чисел. Алгоритм вычисления НОД вы найдете в параграфе №13.
Дополнительно задание (на 5).
Используя функцию, вычисляющую НОД двух чисел, составьте функцию для вычисления НОД трех целых чисел.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подпрограмма Подпрограмма - специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи. Описание подпрограммы располагается между разделом объявления переменных VAR главной программы и ее программным блоком (первым begin ). Подпрограмма Процедуры Функции
Функция Функция - вспомогательный алгоритм, результатом работы которого является некоторое значение. Функции Стандартные Abs(x) - модуль Sqrt (x) - квадратный корень Sqr (x) - квадрат Sin(x) - синус Cos(x) - косинус и другие Функции программиста
Описание функции function < имя_функции > (<описание входных данных>): < тип функции >; begin <операторы>; < имя_функции > := <результат> end ; Тип результата Для вызова функции достаточно указать её имя со списком фактических параметров в любом выражении, в условиях, (после слов if, while, until ) или в операторе write главной программы.
Пример Составить функцию, которая вычисляет наибольшее из двух значений. function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ;
Пример Program zadacha ; Var a,b,f : integer; function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ; begin Writeln ('Введите 2 целых числа'); Readln ( a,b ); F:=max(a,b); Writeln ('Наибольшее число= ',f); End . function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ; Заголовок главной программы Описание подпрограммы Вызов функции Объявление переменных Вывод результата
Задача Ввести 4 целых числа. Вывести на экран максимальное число . program zadacha ; var a, b, c, d, f: integer; function max (x, y: integer): integer; begin if x>y then begin max:=x; end else begin max:=y; end ; end ; begin writeln (' Введите 4 целых числа '); readln (a, b, c, d); f:= max(max(a, b), max(c, d)); writeln ('Наибольшее число= ', f); end . function Max (x, y: integer): integer; begin if x > y then begin Max := x; End else begin Max := y; end ; end ;
Домашнее задание Параграф №13 Задача . Составьте программу, которая вычисляет наибольший общий делитель (НОД) двух целых чисел. В программе используйте функцию, которая будет подсчитывать НОД чисел. Алгоритм вычисления НОД вы найдете в параграфе №13. Дополнительно задание (на 5). Используя функцию, вычисляющую НОД двух чисел, составьте функцию для вычисления НОД трех целых чисел.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...
Планирование работы по развитию у обучающихся навыков решения задач В3
Рассматриваются ключевые темы, необходимые для решения задач В3....
Методические рекомендации по решению задач на тему «пределы функции» для студентов
1. Пояснительная запискаНеобходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математ...
Методическая разработка самостоятельной работы: Решение задач тренежера по теме: «Производная сложной функции».
Предлагаются разобранные примеры, примеры для самостоятельной работы...
Решение задач на построение сечентй тетраэдра и параллелепипеда
Задачи на построение простейших сечений тетраэдра и параллелепипеда способствуют более глубокому осмыслению раннее изученных вопросов о взаимном расположении прямых и плоскостей в простран...
Использование ИКТ для развития навыков математического мышления и решения задач детей дошкольного возраста
ИКТ создают широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. В целом ИКТ значительно расширяют...
Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"
Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по дисциплине "Страховое дело"...