Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
методическая разработка по теме
Введение
Существенной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.
Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических и технических наук. Например, в математическом анализе одно из фундаментальных понятий- понятие предела- в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений – понятие абсолютной погрешности приближенного числа (разность между самим числом и приближенным числом). В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина.
В работе показано как применение свойств модуля приводит к рациональному решению уравнений, неравенств, построению графиков функций.
Рассмотри последовательно понятие абсолютной величины числа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_svoystv_modulya..docx | 65.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Существенной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.
Это понятие имеет широкое распространение в различных отделах физико-математических и технических наук. Например, в математическом анализе одно из фундаментальных понятий- понятие предела- в своем определении содержит понятие абсолютной величины числа. В теории приближенных вычислений – понятие абсолютной погрешности приближенного числа (разность между самим числом и приближенным числом). В механике основным первоначальным понятием является понятие вектора, важнейшей характеристикой которого служит его абсолютная величина.
В работе показано как применение свойств модуля приводит к рациональному решению уравнений, неравенств, построению графиков функций.
Рассмотри последовательно понятие абсолютной величины числа.
Абсолютная величина действительного числа
Абсолютной величиной действительного числа a называется неотрицательное число, взятое из двух чисел a и –a.
Из этого следует, что
a=a, если a>00,если a=0-a, если a<0
Примеры на определение модуля:
1.x2-6x+9+4+4x+x2≤2x+3
x-3+x+2≤2x+3
Нанесем на ось только корни подмодульных выражений:
-2 3 x
x<-2 -x+3-2-x≤2x+3 x<-2 x≥-0,5 ∅
-2≤x≤3 -x+3+2+x≤2x+3 -2≤x<3 x≥1 1≤x<3 Ответ: x≥1
x≥3 x-3+x+2≤x+3 x≥3 0x≤4
2. Решить уравнение:
x2-x-2x+3=x2-x-2x+3
Так как a=a, когда a≥0, то
x2-x-2x+3≥0 x-2(x+1)x+3≥0 _ + – +
-3 -1 2 x
Ответ: (–3;–1]∪2;∞.
3.Решить уравнение:
x3-1x2-x+1=1-x3x2-x+1
Так как a=-a, когда a≤0, то
x3-1x2-x+1≤0 (x2-x+1>0 при любом x∈R)⇒x3≤1⇒x≤1
Ответ: x≤1
4.Решить неравенство:
log4(x-2)2+log2x+1≤1
log2x-2+log2x+1≤log22x>-1 x≠2
x-2(x+1)≤2x>-1 x≠2
-1
x>2 x-2(x+1)≤2 и т.д.
Можно избежать появления модуля:
log4(x-2)2+log4(x+1)2≤log44x>-1 x≠2 (x-2)2(x+1)2≤4x>-1 x≠2
и далее имеем разность квадратов и решаем методом интервалов.
5.Решить уравнение:
3lg2-x+lgx2=0 ОДЗ: -x>0x2>0 x<0
3lg2-x+2lgx=0
3lg2-x+2lg-x=0
lg-x3lg-x+2=0
x=-1 x=-1023
У модуля действительного числа 9 свойств:
1)Свойство вытекает из определения:
a≥0
Пример:
1.x2-9x+24-6x2-59x+149=5-x
-5x2+50x-125x2-9x+24+6x2-59x+149=5-x
-(x-5)2x2-9x+24+6x2-59x+149=5-x
-(x-5)2≤0x-5≥0
Ответ: x=5
2.logxx2≥0 ОДЗ: x>0x≠1
2≥0
2≥0x>0x≠1
Ответ: (0; 1)∪1;∞
2) a≥a
3)a2=a
Пример:
1.Найти наибольшее значение функции:
y=2x-x2-4x+4-4x2+20x+25
y=2x-x-2-2x+5
Если x≤-2,5, y=5x+3
maxy=y-2,5=-9,5
(–∞;-2,5]
Если -2,5≤x≤2, y=x-7
maxy=y2=-5
[–2,5; 2]
Если x≥2, y=-x-3
maxy=y2=-5
[2; ∞]
В каждом случае учитывалась монотонность функции.
Ответ:maxy=-5
2. x+2x-1+x-2x-1=x-1
x-1+12+x-1-12=x-1
x-1+1+x-1-1=x-1 x≥1-необходимое условие
x-1+1+x-1-1=x-1
x-1-1≥02x-1=x-1 x≥2 x-12x-1=0
x-1-1≤02=x-1 x≤2x=3
x≥2x=1x=5
Ответ: x=5
3. 14lg2(138-3021)lg12-lg(53+37)
Решение:
12∙lg(53-37)2lg1253+37=12∙2∙lg53-37lg53-37=12∙2∙-lg53-37lg53-37=
= –1
4) a=-a-Модули противоположных чисел равны. Это свойство можно доказать.
Рассмотрим левую часть:
a= a, если a>0-a, если a<0 0, если a=0
Рассмотрим правую часть:
-a= a, если-a<0; a>0-a, если-a>0; a<0 0, если a=0 ч.т.д.
Пример:
Исследовать на четность и нечетность функцию:
y=x-2+3x+x2+4x+4
D(y) = R – область определения симметрична относительно начала координат.
f-x=-x-2+3-x+-x+2=x+2+3x+x-2=fx
Вывод: функция четная.
5)a2=a2
Пример:
1.log3x
log3x
log32x
log3x<1
0 < x<3
Ответ: 0 < x<3
2. sinx+cosx<1 Обе части неотрицательны,возведем их в квадрат:
1+ sin2x<1
sin2x<0
П+2ПК<2x<2П+2ПК
П2+ПК
Ответ: П2+ПК
3. П4cosx>П4sinx 0<П4<1 П≈3,14
cosx
Так как обе части неравенства неотрицательны, то при возведении обеих частей неравенства в квадрат получим неравенство, равносильное данному:
cos2x
cos2x<0
П2+2ПК<2x<3П2+2ПК К∈Z К=0, ±1…
П4+ПК
Интересно отметить: cosx
Разделим обе части неравенства на sinx>0
(На cosx делить обе части нельзя, т.к. cosx в данном неравенстве может равняться 0; cosx=0⇒sinx=1; 0<1)
ctgx<1
–1 < ctgx<1
П4+ПК
4. x2-3x+1=1
x²-3x+1=1
x2-3x+1=1 xx-3=0
x²-3x=-1 x²-3x+2=0
x=0 x=0
x=3 x=±3
x=2 x=±2 - ответ
x=1 x=±1
5. sinx+cosx>1 Возведем обе части в квадрат, т.к.обе части
Неравенства неотрицательны и a2=a2
sin2x>0
sin2x≠0 x≠П2К
Ответ: x∈R, x≠П2К
6.a-b≥a-b
7. a+b≤a+b
x2-x+1x-1
x2-x+1
(x2-x)+1
Модуль суммы меньше суммы модулей, то есть a и b разных знаков.
x2-x<0
xx-1<0
Ответ: 0
8. a∙b=a∙b и обратно a∙b=a∙b
ab=ab и обратно ab=ab
Пример:
x2-x+1x-1
x2-x+1
(x2-x)+1
Модуль суммы меньше суммы модулей ⇒ x2-x<0
x(x-1)<0
Ответ: x>0
9. a-b - расстояние от точки А до точки В.
Пример: x+x-1=1
Можно сделать так:
x<0 -x-x+1=1 x<0x=0 ∅
0≤x<1 x+1-x=1 0≤x<10x=0 0≤x<1
x≥1 x+x-1=1 x≥1x=1 x=1 Ответ: [0;1]
Также можно этот пример решить устно:
надо найти множество чисел x таких, что сумма расстояния от них до 0 и 1 равно 1.
Это отрезок [0;1]
Построение графиков функций и уравнений, содержащих знак абсолютной величины.
1.y=f(x) Заметим, что ≥0
По определению абсолютной величины имеем:
y=fx, если f(x)≥0 –fx, если f(x)<0
Отсюда построение:
- Строим график функции fx
- Ту часть графика, которая находится в нижней полуплоскости, симметрично отражаем относительно оси OX.
Пример:
y=x2-6x+8
- Строим график y=x2-6x+8
- Ту часть графика, которая лежит в 3 и 4 четверти, зеркально отражаем относительно оси OX.
y
8
3
0 1 2 3 4 x
2. y=f(x), так как x=-x, то fx=f(-x), то есть данная функция четная ⇒ ее график симметричен относительно оси OY.
Отсюда построение:
- Строим график y=fx, для x≥0
- Достроим левую часть симметрично правой относительно оси OY
Пример:
y=sinx
y
1
–2п – 32п –п – п2 0 п2 п 32п 2п x
-1
3. y=fx, где fx≥0 Отметим: это не функция.
y=±fx, где f(x)≥0
Построение:
Строим графики y=±fx, рассматривая график, где f(x)≥0
Пример:
y-2=x2-1≥0 2=2
x2-1≥0
x≥1 x≤-1x≥1 y-2=±x2-1, где x≥1
y=x2+13-x2
y
5
4
3
2
1
-2 -1 0 1 2 x
4. y=fx
y=±fx
Пример:
y=log2x⇒y=±log2x x>0
График симметричен относительно оси OX
y
0 1 x
5.x+y=a, a>0
x≤a
y≤a
Dy=-a,a
Ey=-a,a График симметричен относительно оси OX и OY
Построение:
- Строим x+y= a, для x≥0 и y≥0 в 1 четверти
- Симметричено отражаем относительно осей OX и OY
y
a
-a 0 a x
-a
Модель комплексного числа.
Число вида z=a+b∙i, где a и b любые действительные числа, а
i-такое число, что i2=-1 называется комплексным.
Модулем комплексного числа называется квадратный корень из суммы квадратов действительной и мнимой части (z=a2+b2). Это длина – радиус вектора точки M, изображающей число z.
z=a+b∙i
OM=a2+b2 =z
z≥0
z- это расстояние от О (0;0) до z
z=4 – это уравнение окружности с центром О и радиусом r = 4
Геометрический смысл z1-z2
Пусть z1=x1+y1∙i
z2=x2+y2∙i
z1-z2=x1-x2+(y1-y2)∙i=x1-x22+y1-y22 – формула расстояния между двумя точками с координатами (x1;y1) и (x2;y2)
z1-z2 - это расстояние от z1 до z2
Докажем, что z-z0=R>0 – уравнение окружности с центром в точке x0 и радиусом равным R. Так как z-z0 – расстояние между z и z0, то множество всех точек Z, удовлетворяющих уравнению z-z0=R - это множество точек, расстояние от которых до точки z0 равно R.
Пусть z1 и z2 различные точки комплексной плоскости.
Тогда z-z1=z-z2 - уравнение прямой перпендикулярной к отрезку с концами в точках z1 и z2 и проходящей через его середину.
z-2∙i=z-1- уравнение прямой, перпендикулярной к отрезку с концами A (0;2) и B (1;0)
С – середина AB.
Напишем уравнение прямой C.
1 способ: y=kx+b
Точка C, с координатами (0,5;1) середина отрезка AB.
Напишем уравнение прямой AB
x-x1x2-x1=y-y1y2-y1 x-01-0=y-20-2
-2x=y-2; y=-2x+2-уравнение прямой AB.
Т.к. l=AB, то k1∙k2=-1; k1=-2, k2=0,5
Т.к C ∈l, то ее координаты удовлетворяют уравнению прямой l: y=0,5x+b
l=0,25+b; b=0,75
y=0,5x+0,75
y
l
A 1
C B
-2 -1 0 1 2 x
2 способ: a²=a2
z-2∙i=z-1
Пусть z=x+y∙i, тогда:
x+y-2∙i=x-1+y∙i
x2-y-22=x-12+y2
x2+y2-4y+4=x2-2x+1+y2
-4y=-2x-3
y=0,5x+0,75 – уравнение прямой l
Ответ: y=0,5x+0,75
Примеры изображения графиков:
Пусть нужно построить график функций y=1-x-x-2-x-3. Используя формулу a-b=b-a, будем иметь существующий общепринятый способ построения графиков таких функций:
функция определена на всей числовой прямой. Находим интервалы знаков постоянства выражений x-1, x-2, x-3:
-Если x<1, то y=-x-1+x-2+x-3, y=x-4;
-Если 1≤x<2 то, y=x-1+x-2+x-3, y=3x-6;
-Если 2≤x<3 то, y=x-1-x-2+x-3, y=x-2;
-Если x≥3 то, y=x-1-x-2-x-3, y=-x+4.
Строим график функций:
y
-2 -1 0 1 2 3 4 x
-1
-2
-3
-4
Изобразить на плоскости множество точек z таких, что z-1z+i=1
Пусть x-1+y∙i=x+(y+1)∙i
x-12+y2=x2+y+12
x2-2x+1+y2=x2+y2+2y+1
2y+2x=0; y=-x – искомое множество точек z комплексной плоскости
y=-x; A1;0, B(0;-1) – серединный перпендикуляр к отрезку AB.
y
1
-1 0 1 A x
B -1
Среди чисел z таких, что z∙i-3≤2, найдите числа с наименьшим и наибольшим модулем.
Пусть z=x+y∙i
x+y∙i∙i-3≤2; -3-y+x∙i≤2; (-3-y)2+x2≤2;
x2(y+3)2≤4 – круг с центром О
(0; –3); R = 2
y
-2 -1 0 1 2 x
1
2
3
4
5
minz=1, maxz=5; z- расстояние от начала координат до точки, изображающей комплексное число.
Ответ: наименьшее: z=0-1∙i, z=1
наибольшее: z=0-5∙i, z=5
Задания:
1.Изобразить на плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют неравенству: (x2+y2-4)∙x-1≤0 и найти площадь фигуры, ограниченной замкнутым контуром.
x2+y2-4≤0x-1≥0
x2+y2≤4x≥1
x2+y2≤4x≥1 x≤-1
y
2 K
-2 -1 O Т 1 2 M x
-1
-2
- Искомое множество точек – круг с центром (0;0), r = 2 x2+y2≤r2
- Искомое множество точек x≥1 x≤-1 x≥1
πr2=4π
∆KOT:OT=1; OK=r=2; ⦟KOT=60°, ⦟OKT=30°
SKTM=SKOMсектора-SKOT=πr26-12∙OT∙OK∙sin60°=2π3-32
Sзаштр=42π3-32кв.ед.
2.Дано: fx=3x2
Найти: f'x
Решение:
- ООФ: x∈R
- fx=3x2=|x|23=x23 x≥0(-x)23 x<0
- f'x=23x-13 23-x-13(-1)=233x-233x x≠0
3.Найти площадь замкнутой фигуры, заданной на координатной плоскости неравенством:
y+2x≤x2+1
Решение:
y≤x2-2x+1
y≤(x-1)2
Отметим, что при y≥0 y≤(x-1)2, а при y≤0 y≥(x-1)2
y
B 1
C
-1 O 1 x
-1
Sзаштр=4SBOC
SBOC=01(x-1)2dx=13(x-1)3|01=0-13(-1)3=13
Sзаштр=43 кв.ед.
4.Решить неравенство: решим рационально
x2-4x-54-x-2-x>0
умножим числитель и знаменатель на 4-x+2-x≠0
(4-x+2-x)∙(x2-4x-5)(4-x)2-(2-x)2>0
4-x+2-x∙x+1∙(x-5)4(3-x)>0
А дальше решаем методом интервалов:
4-x+2-x>0 при x∈R
x+1∙(x-5)4(3-x)>0
+ – + –
-1 3 5 x
Ответ: (–∞;1)∪(3;5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению задач на тему «пределы функции» для студентов
1. Пояснительная запискаНеобходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной подготовки. Всё больше специальностей связаны с непосредственным применением математ...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Интегрированный урок по математике – информатике тема: «Построение графиков функции y=mf(x) и y=f(kx)»
Исследование поведения графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов; формирование умений устанавливать соответствие между аналитической записью функции и ее графиком. На уроке дл...
Разработка программ для построения графиков функций в полярных координатах
Разработка программ построения графиков функций в полярных координатах #s3gt_translate_tooltip_mini { d...
План интегрированного урока по математике и информатике "Построение графиков функций"
Основная цель: практическое применение данного раздела математики для различных отраслей жизни и развитие техники вычислений.На интегрированном уроке обучающиеся используют знания по математике и инфо...
Построение графиков функций при помощи геометрических преобразований
Презентация "Построение графиков функций при помощи геометрических преобразований"...