Использование ИКТ в образовательной среде.
материал
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий
в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ
Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы детей с ОВЗ.
Задачи применения информационно – коммуникационных технологий в коррекционном обучении:
- развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- формирование положительной мотивации к учению.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.
Для этого как нельзя лучше подходят информационно – коммуникационные технологии (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, телевизора, интернета, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы необходимо на коррекционных занятиях с применением ИКТ использовать здоровьесберегающие технологии.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:
- Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на занятиях с применением ИКТ необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут.
- Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на занятии необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). - Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций:
- шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт;
- количество цветов на слайде не больше трёх;
- цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался;
- текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников.
- В течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях с применением ИКТ способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала на уроках, усиливается интерес детей к занятиям.
Преимущества использования ИКТ на коррекционных занятиях.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- тренируется эффективность внимания, память и мышление;
- дети раньше овладевают чтением и письмом;
- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- – активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- воспитывается целеустремленность;
- развиваются воображение и творческие способности.
На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом при обучении детей с нарушением интеллекта могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения:
- компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков;
- компьютерные энциклопедии;
- компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
- игры-кроссворды;
- логические игры на компьютере;
- компьютерные лабиринты;
- компьютерные раскраски;
- компьютерные мозаики.
Использованная методическая литература:
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
3. Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида // Образование и воспитание. 2015. - №5. - С. 46-48.
4. Нелипенко Т. И. Современный урок в коррекционном классе. М.: Учитель, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».
Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....
Формирование у обучающихся технологической компетентности в условиях мотивирующей интерактивной образовательной среды на базе цифрового и гуманитарного образовательного центра «Точка роста»
quot;Практика без теории ценнее, чем теория без практики"-Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор....
Оценка рентабельности использования модели электронной образовательной среды по управлению самостоятельной работой студентов СПО
Современный педагог предусматривает возможность одномоментного педагогического контроля результатов самоуправляемой самостоятельной работы студентов, в том числе путем тестирования по како...
Использование электронных ресурсов в образовательной среде
Сценарий внеклассного мероприятия...
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов
Выступление на семинаре...
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...