ОП 09. Метрология и стандартизация
рабочая программа

Кулыгин Константин Анатольевич

Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности  (09.02.06) Сетевое и системное администрирование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г.) на основе примерной программы специальности СПО  (09.02.06) Сетевое и системное администрирование.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОП.09 Метрология и стандартизация188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сахалинский индустриальный техникум»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ.  

для профессии среднего профессионального образования

09.02.06 Сетевое и системное администрирование.   

2020 г.

Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности  (09.02.06) Сетевое и системное администрирование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г.) на основе примерной программы специальности СПО  (09.02.06) Сетевое и системное администрирование.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский индустриальный техникум»

Разработчик: Кулыгин Константин Анатольевич, преподаватель ГБПОУ СИТ


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы        4
  2. Структура и содержание учебной дисциплины        6
  3. Условия реализации учебной дисциплины        11
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины        12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология и стандартизация»

1.1.        Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  (09.02.06) Сетевое и системное администрирование.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
  • применять документацию систем качества;
  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации;
  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических стандартов;
  • показатели качества и методы их оценки;
  • системы качества;
  • основные термины и определения в области сертификации;
  • организационную структуру сертификации;
  • системы и схемы сертификации.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование элементов следующих общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации.

ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.

ПК 2.3. Осуществлять установку и конфигурирование персональных компьютеров и подключение периферийных устройств.

ПК 3.3. Принимать участие в отладке и технических испытаниях компьютерных систем и комплексов; инсталляции, конфигурировании программного обеспечения.

1.4.         Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

     практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме – дифференцированного зачета

2.2. Распределение часов, отводимое на освоение профессионального модуля, по семестрам:

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

ОП.09. Стандартизация, сертификация и техническое документирование.

52

52

В том числе:

Занятий на уроках

52

52

Практических занятий

8

8

Самостоятельной работы обучающегося

16

16

Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачет, экзамен:

ДЗ

ДЗ

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология и стандартизация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы метрологии.

10

Тема 1.1. Общие сведения о метрологии

Содержание учебного материала

4

1

Цель, предмет и задачи изучения дисциплины.

1

1

Роль и место дисциплины в системе подготовки специалиста.

1

1

Основные понятия и термины метрологии.

1

1

Нормативно-правовая основа метрологического обеспечения точности.

1

1

Тема 1.2. Системы единиц.

Содержание учебного материала

6

2

Системы физических величин и их единиц.

1

2

Физические свойства, величины и шкалы.

1

2

Международная система единиц (система СИ).

1

2

Воспроизведение единиц физических величин.

1

2

Практическое занятие №1:

Определение относительных и логарифмических единиц, допускаемых к применению наравне с единицами СИ.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №1:

Единицы физических величин.

4

2

Раздел 2. Основы техники измерений параметров технических систем

14

Тема 2.1. Техника измерений.

Содержание учебного материала

6

2

Обобщенная схема измерения.

1

2

Основные понятия, связанные с объектами и средствами измерений.

1

2

Основные положения метрологии.

1

2

Основные положения закона РФ об обеспечении единства измерений.

1

2

Понятие метрологического обеспечения.

1

2

Структура и функции метрологической службы РФ.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №2:

Закон № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года. Об обеспечении единства измерений.

4

2

Тема 2.2. Измерения. Погрешности. Эталон.

Содержание учебного материала

4

2

Виды и методы измерений. Погрешности измерений.

1

2

Классификация составляющих погрешностей измерения.

1

2

Вероятностные оценки погрешности измерения. Понятие многократного измерения.

1

2

Обработка результатов измерений. Оценивание систематических составляющих погрешности измерения и их исключение.

1

2

Тема 2.3. Метрологический надзор за средствами измерения.

Содержание учебного материала

4

2

Государственные и отраслевые поверочные схемы.

1

2

Государственные испытания средств измерений. Применение средств измерений и контроля.

1

2

Техническое обслуживание средств измерений и контроля.

1

2

Метрологическая аттестация средств измерений.

1

2

Раздел 3. Принципы метрологического обеспечения.

12

Тема 3.1. Техническое обслуживание технических средств.

Содержание учебного материала

8

2

Принципы построения и метрологические характеристики средств измерений, применяемых

при техническом обслуживании технических средств.

1

2

Основы эксплуатации средств измерений.

1

2

Средства измерения энергетических параметров сигналов.

1

2

Средства измерения частотных и временных параметров сигналов.

1

2

Осциллографы. Средства измерения параметров цепей.

1

2

Измерительные информационные системы.

1

2

Практическое занятие №2:

 «Расчет погрешности измерения и выбор средства измерения».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №3:

 ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ

2

2

Тема 3.2. Обеспечение качества.

Содержание учебного материала

4

2

Предмет и задачи обеспечения качества. Показатели качества.

1

2

Управление качеством. Системы менеджмента качества.

1

2

Практическое занятие №3:

 Информационная технология процессов жизненного цикла программных средств (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12.207-99)

2

2

Раздел 4.Основы стандартизации

10

Тема 4.1. Стандартизация.

Содержание учебного материала

4

2

Основные понятия стандартизации.

1

2

Научная база стандартизации.

1

2

Правовые основы стандартизации.

1

2

Государственный контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов в Российской Федерации.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №4:
ФЗ N 5151-1 от 10 июня 1993 года «О СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ»

2

2

Тема 4.2. Категории и виды стандартов.

Содержание учебного материала

2

2

Категории стандартов. Виды стандартов.

1

2

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

1

2

Тема 4.3. Международная сертификация.

Содержание учебного материала

4

2

Структура международной системы стандартизации.

1

2

Роль стандартизации в повышении эффективности производства, повышение качества изделий.

1

2

Практическое занятие №4:

Система менеджмента качества в "семействе" стандартов серии 9000 версии 2000 г.

Оптимизация требований стандартов

2

2

Самостоятельная работа обучающихся №5:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 21552 – 84 от 01.01.86 , Общетехнические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

2

2

Раздел 5. Основы сертификации.

9

2

Тема 5.1. Сертификация.

Содержание учебного материала

5

2

Основные понятия сертификации.

1

2

Основные цели, объекты, схемы и системы сертификации.

1

2

Роль сертификации в повышении качества программных, аппаратных и программно-аппаратных комплексов.

1

2

Обязательная и добровольная сертификация.

1

2

Правила и порядок проведения сертификации программных, аппаратных и программно-аппаратных комплексов.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся №6:

1. ФЗ N 5154-1 10 июня 1993 года «О СТАНДАРТИЗАЦИИ»

2

2

Дифференцированный зачет

1

всего

52

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Метрологии и стандартизации», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, необходимая для проведения практических занятий методическая и справочная литература (в т.ч. в электронном в виде), техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные презентации.

3.2.         Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Хрусталева З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум. –М.: ООО «КноРус» 2017. 2. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация, сертификация и техническое регулирование -М.: ОИЦ «Академия», 2014.

Дополнительные источники:

  1. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник / Зайцев С.А, В.М. Клевлеев, И.А. Кузнецова, Ю.П. Попов. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2003 г. – 256 с. – (Профессиональное образование)
  2. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: Учебник / Зайцев С.А, А.Н. Толстов, А.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов,  –3 изд.,- М.: Издательский центр «академия», 2013 г. – 224 с. – (Профессиональное образование)
  3. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» (с изм. и доп.).
  4. Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (с изм. и доп.).
  5. Федеральный закон  от  23.11.2009  г.  № 261-ФЗ  «О защите прав потребителей» (с изм. и доп.).
  6. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 30.12.2009 г.) «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 11.01 2010 г.).
  7. ГОСТ Р 8.417–2002. «ГСИ. Единицы измерения физических величин».
  8. ГОСТ Р 2.105–1995. «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам», (в ред. 2006 г.).
  9. ГОСТ Р 2. 111–68. «ЕСКД. Нормоконтроль» (с изм. и доп.).
  10. ГОСТ 1.12–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
  11. Правила по проведению сертификации в РФ (утв. Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. № 26).
  12. ГОСТ Р 1.0–2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 2005.
  13. ГОСТ Р 51000.4–2008. Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. М.: Изд-во стандартов, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1.  URL: http://www.kipis.ru/ - «Контрольно измерительные приборы и системы»: Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://window.edu.ru.
  2.  URL : http://standard.gost.ru/ - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии информационный портал по стандартизации

Журналы

  1.  «Компетентность» http://www.asms.ru 
  2.  "Метрология и приборостроение"
  3.  «Измерительная техника»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

- применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

Практическая работа, тестирование

- применение документации систем качества

Решение с задач

- применение основных  правил и документов системы  сертификации Российской Федерации

Практическая работа, тест

Решение задач

усвоенные знания:

- правовые основы метрологии, стандартизации и сертификации

Устный опрос, индивидуальные письменные задания

- основные понятия и определения метрологии,  стандартизации и сертификации

Письменный опрос

- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-

методических стандартов;

Тестирование

Практическая работа

- показатели качества и методы их оценки

Устный опрос, письменный тест

- системы качества

Устный опрос

- основные термины и определения в области сертификации

Тестирование

- организационную структуру в области сертификации

Практическая работа

Устный опрос

- системы и схемы сертификации

Тестирование

Решение задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"

Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...

Контрольно-оценочные средства по дисциплине "Метрология и стандартизация"

Контрольно-оеночные средства по дисциплине "Метрология  и стандартизация" в СПО...

Контрольно – оценочные средства для проведения дифференцированного зачета учебной дисциплины ОП 08. Метрология и стандартизация специальность 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Комплект контрольно – оценочных средств (далее - КОС) предназначен для промежуточной аттестации обучающихся за 5 семестр 3 курса по учебной дисциплине ОП 08.Метрология и стандартизация для специальнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ 3 курс для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских т...

Методическая разработка ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.05.МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Задание для текущего контроля по ОП.05.МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯРаздел 1 «Основы метрологии» 2 варианта + ключи к тестам Раздел 2 «Основы стандартизации»2 варианта + ключи к тестамРаздел 3 «Сер...

Рабочая программа учебной дисциплины по предмету "Метрология и стандартизация".

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС  по специальности СПО 19.02.10. "Технология продукции общественного питания". Рабочая программа может быть использована всеми образ...

Комплект оценочных средств по учебной дисциплине "Метрология и стандартизация"

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Метрология и стандартизация" разработан в соответствии с требованиями среднего профессионального образования  38.02.05 «Товаровед...