Рабочая программа Основы электроники и цифровой схемотехники
рабочая программа

Григорьев Александр Павлович

Программа  разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехникидля профессиональных образовательных организаций с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования по специальности среднего профессионального образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.03_osnovy_elektroniki_i_tss.docx57.71 КБ
Файл op.03_osnovy_elektroniki_i_tss.docx131.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рассмотренa

на заседании ЦК общеобразователь

ных дисциплин

Протокол  от  29  августа 2019 г. №  1

Председатель ________ Л. П. Федотова

УТВЕРЖДЕНA

Приказом директора от 30  августа 2019  г. №  338

   

ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники

 2019

Программа  разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники для профессиональных образовательных организаций с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования   по специальности среднего профессионального образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Организация-разработчик: «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.

Разработчик: Григорьев Александр Павлович, преподаватель физики, информатики,   высшая квалификационная категория, «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы учебной дисциплины ..............................................................

4

1.1.

Область применения программы .....................................................................

4

1.2.

Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: ..........................................

4

1.3.

Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

дисциплины: ......................................................................................................

4

1.4.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: ..............

5

2.

Структура и содержание учебной дисциплины ......................................................

6

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ...................................

6

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины ..............................

7

3.

Условия реализации программы учебной дисциплины .......................................

10

3.1.

Требования к материально-техническому обеспечению ............................

10

3.2.

Информационное обеспечение обучения .....................................................

10

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ........................

12

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электроники и цифровой схемотехники

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профес-сиональной образовательной программы по профессии среднего профессиональ-ного образования 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей

  • укрупненную группу профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная тех-ника.

Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования, а также программ подготовки специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП:

Учебная дисциплина «Основы электроники и цифровой схемотехники» вхо-дит в общепрофессиональный цикл программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой ин-формации.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освое-ния дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять параметры полупроводниковых приборов и элементов схемо-техники.

знать:

  • основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрямителях, колебательных системах, антеннах, усилителях, генераторах электрических сигналов;

  • общие сведения о распространении радиоволн;

  • принцип распространения сигналов в линиях связи;

  • сведения о волоконно-оптических линиях;

  • цифровые способы передачи информации;

4

  • общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсато-ры, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);

  • логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;

  • функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, де-мультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);

  • запоминающие устройства на основе БИС/СБИС;

  • цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 52 часа,

  • том числе:

  • обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 час.,

  • самостоятельная работа обучающегося 16 час.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Подготовка к практическим занятиям.

6

Составить таблицу «Основные свойства и характеристики полупровод-

2

ников».

Выполнить интерактивное упражнение в сервисе Learningapps.org.

2

Подготовить сообщение «Цифровые способы передачи информации».

2

Составить таблицу «Базовые логические операции и элементы».

2

Создать интерактивное упражнение в сервисе Learningapps.org найти

1

пару «Логические элементы».

Составить таблицу «Функциональные узлы и блоки цифровой аппара-

1

туры».

Промежуточная аттестация в форме:

дифференцированного зачёта (I семестр)

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

Объ-

Уровень

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа / про-

ем

разделов и тем

освоения

ект (если предусмотрены)

часов

РАЗДЕЛ 1.

33

Основы

электроники

Содержание учебного материала

5

1

История развития электроники. Место и значение элек-

1

1

троники и схемотехники в современном мире.

Основные сведения об электровакуумных и полупро-

2

водниковых приборах. Физические принципы работы

1

2

полупроводниковых приборов.

Тема 1.1

3

Выпрямители, классификация выпрямителей, принцип

1

2

действия. Колебательные системы, антенны.

Физические

4

Усилители напряжения, тока, мощности. Генераторы

1

2

основы

электрических сигналов.

электронной

Практические занятия

4

техники

1

Полупроводники и диэлектрики, колебательный контур.

2

2

Устройства электроники (усилители, стабилизаторы,

2

фильтры, генераторы гармонических колебаний).

Самостоятельная работа обучающихся

3

  Подготовка к практическим занятиям.

1

  Составить таблицу «Основные свойства и характери-

2

стики полупроводников».

Содержание учебного материала

2

1

Принцип распространения сигналов в линиях связи. Ти-

1

2

пы каналов связи. Волоконно-оптические линии связи.

Цифровые способы передачи информации: представ-

2

ление информации физическими сигналами, последо-

1

2

Тема 1.2

вательный и параллельный код.

Практические занятия

3

Распростране-

ние радиоволн

1

Волоконно-оптические линии связи.

1

2

Аналоговые и цифровые каналы связи.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

 Подготовка к практическим занятиям.

2

  Выполнить интерактивное упражнение в сервисе

1

Learningapps.org.

Содержание учебного материала

4

Общие сведения об элементной базе схемотехники. Де-

Тема 1.3

1

тали электронной аппаратуры: резисторы, конденсато-

1

2

ры, катушки индуктивности. Виды и типы, эксплуата-

Элементная

ционные параметры, маркировка.

база электрон-

Полупроводниковые приборы: диоды, транзисторы.

ных устройств

2

Конструкции, классификация, эксплуатационные па-

1

2

раметры, маркировка, схемы включения.

3

Интегральные схемы (ИС). Классификация ИС, осо-

1

2

бенности, параметры и система обозначений.

7

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

Объ-

Уровень

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа / про-

ем

разделов и тем

освоения

ект (если предусмотрены)

часов

Элементы оптоэлектроники: фотоэлемент, фоторези-

4

стор, фотодиод, фототранзистор. Светодиод, оптроны:

1

2

устройство, принцип действия.

Практические занятия

5

1

Определение параметров резисторов, конденсаторов и

3

катушек индуктивности.

2

Определение параметров полупроводниковых диодов и

2

транзисторов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 Подготовка к практическим занятиям.

2

  Подготовить сообщение «Цифровые способы передачи

2

информации».

РАЗДЕЛ 2.

Основы

17

цифровой

схемотехники

Содержание учебного материала

7

Логические основы цифровой схемотехники. Базовые

1

логические операции «И», «ИЛИ», «НЕ» и способы их

4

2

аппаратной реализации. Сведения об интегральных ло-

гических схемах.

2

Физическое представление логических элементов и ло-

3

2

гическое проектирование в базисах микросхем.

Самостоятельная работа обучающихся

4

 Подготовка к лабораторным работам.

2

Составить таблицу «Базовые логические операции и

1

элементы».

1

  Создать интерактивное упражнение в сервисе

Learningapps.org найти пару «Логические элементы».

Содержание учебного материала

4

Функциональные узлы цифровой аппаратуры (дешиф-

Тема 2.2

раторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплек-

1

соры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры,

2

2

Функциональ-

регистры, счетчики). Назначение, устройство, принцип

ные узлы и

работы, обозначение на схемах.

блоки цифро-

Запоминающие устройства на основе БИС/СБИС: клас-

вой аппарату-

сификация и параметры. Оперативное запоминающее

ры

2

устройство: принцип работы. Постоянное запоминаю-

2

2

щее устройство: принцип работы. Цифро-аналоговые и

аналого-цифровые преобразователи. Принцип аналого-

цифрового преобразования информации.

8

Наименование

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

Объ-

Уровень

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа / про-

ем

разделов и тем

освоения

ект (если предусмотрены)

часов

цифровых компараторов, регистров, счетчиков.

Самостоятельная работа обучающихся

2

 Подготовка к лабораторным работам.

1

  Составить таблицу «Функциональные узлы и блоки циф-

1

ровой аппаратуры».

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ

2

ВСЕГО:

52

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники с основами радиоэлектроники.

Оборудование рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.

Для проведения лабораторных работ используется специализированное про-граммное обеспечение – программа Electronics Workbench.

Моделирование и исследование электрических цепей и устройств с установ-кой параметров реальных устройств, используемых в лабораторном практикуме, а также с установкой параметров, приводящих к аварийным режимам, недопусти-мым в реальном эксперименте, поэтому проводится в компьютерном классе.

Практические занятия проводится в компьютерном классе на 10 рабочих мест с выдачей индивидуальных заданий после решения типовой задачи.

Контроль подготовленности обучающихся к выполнению лабораторных ра-бот и практических занятий, рубежный и промежуточный контроль уровня усвое-ния знаний по разделам дисциплины проводится в компьютерном классе с ис-пользованием тестовых оболочек с автоматизированной обработки результатов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Богомолов С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для

студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский дом «Акаде-

мия», 2016.

Дополнительные источники:

  1. Электроматериаловедение: учеб. для нач. проф. образования: учеб. пособие

для сред. проф. образования./Л.В. Журавлѐва. – М.: ПрофОбрИздат, 2001.

10

  1. Электротехника: учебник для учреждений нач. проф. образования/ П.А. Бу-

тырин, О.В. Толчеев, Ф.Н. Шакирзянов. – М.: 2Академия», 2012.

  1. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие / Ю.Г. Синдеев. –

Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru, свободный.

  1. Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно к образовательным ресурсам». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://window.edu.ru, сво-бодный.

  1. Естественно-научный  образовательный  портал.  [Электронный  ресурс].  Ре-

жим доступа: http://ktf.krk.ru/courses/foet//, свободный.

  1. Мультимедийный курс по электротехнике и основам электроники. [Элек-тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eltray.com, свободный.

  1. Российский общеобразовательный портал. [Электронный ресурс]. Режим до-

ступа: http://www.experiment.edu.ru, свободный.

  1. Теоретические основы электроники и схемотехники. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.toe.stf.mrsu.ru, свободный.

  1. Школа электрика. Образовательный сайт по электротехнике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://electricalschool.info, свободный.

  1. Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз». [Электрон-ный ресурс]. Режим доступа: http://www.eltray.com, свободный.

  1. Электротехнический информационный центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.electrocentr.info, свободный.

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется пре-подавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, практических и самостоятельных работ.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

Умения:

 оценка устного опроса;

 оценка отчетов по лабораторным ра-

ботам и практическим занятиям;

 определять параметры полупровод-

 наблюдение и оценка деятельности в

никовых приборов и элементов схе-

процессе выполнения лабораторных и

мо-техники

практических работ;

 проверка и оценка самостоятельных

работ, выполненных обучающимися

 демонстрация навыка самоконтроля

Знания:

 основные сведения об электроваку-

 оценка результатов тестирования;

умных и полупроводниковых прибо-

 оценка результатов собеседования;

рах, выпрямителях, колебательных

 оценка решения ситуационных про-

системах, антеннах, усилителях, ге-

нераторах электрических сигналов;

фессиональных задач;

 общие сведения о распространении

 оценка ответов на зачете

радиоволн;

 принцип распространения сигналов в

линиях связи;

 сведения о волоконно-оптических

линиях;

 цифровые способы передачи инфор-

мации;

 общие сведения об элементной базе

схемотехники (резисторы, конденса-

торы, диоды, транзисторы, микро-

схемы, элементы оптоэлектроники);

12

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные знания)

результатов обучения

 логические элементы и логическое

проектирование в базисах микросхем;

 функциональные узлы (дешифрато-

ры, шифраторы, мультиплексоры,

демультиплексоры, цифровые компа-

раторы, сумматоры, триггеры, реги-

стры, счетчики);

 запоминающие устройства на основе

БИС/СБИС;

 цифро-аналоговые и аналого-

цифровые преобразователи.

13



Предварительный просмотр:

   Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

«Вурнарский сельскохозяйственный техникум»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Рассмотрен                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕН

на заседании ЦК общеобразовательПриказом от 30 августа 2019 г. № 338

ных дисциплин

Протокол  от  29   августа 2019 г. №  1

Председатель ________ Л. П. Федотова        

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники                                                                                       (наименование дисциплины)

09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

__________________________________________

(код и наименование профессии)

_________ технический профиль_____________

(наименование профиля подготовки)

2019

  1. Общие положения

1.1. Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплины Основы электроники и цифровой схемотехники является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ППССЗ обучающимися СПО.

1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО (ФОС) предназначен для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ в форме текущего контроля результатов успеваемости и/или промежуточной аттестации.

1.3. ФОС разработан в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС);

  • Приказом Министерства образования и науки № 464 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (в редакции Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1580 от 15 января 2014 г. и №31 от 22 января 2014 г.);

  • Уставом ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет»;

  • Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВПО «МГТУ» по образовательным программам СПО;

  • Положением о фонде оценочных средств по образовательным программам среднего профессионального образования ФГБОУ ВО «МГТУ»;

  • рабочим учебным планом по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям);

  • рабочей программой учебной дисциплины Основы электроники и цифровой схемотехники;

  • методическими рекомендациями по организации и контролю самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Основы электроники и цифровой схемотехники.

2

  1. Паспорт фонда оценочных средств УД Основы электроники и цифровой схемотехники

2.1 ФОС позволяет оценивать ОК и ПК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК        2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК        3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК  4.  Осуществлять  поиск  и  использование  информации,  необходимой  для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК        5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК        8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной

системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК        1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, находить ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы, документировать выполняемые работы.

2.2 ФОС позволяет оценивать освоение умений:

У-1: идентифицировать полупроводниковые приборы и элементы системотехники и определять их параметры;

У-2: Определять электронные устройства, их принцип действия и характеристики;

У-3: Исследовать функциональные узлы.

2.3 ФОС позволяет оценивать усвоение знаний:

З-1: основные сведения об электровакуумных и полупроводниковых приборах, выпрями-телях, колебательных системах, антеннах; усилителях, генераторах электрических сиг-налов;

З-2: общие сведения о распространении радиоволн;

З-3: принцип распространения сигналов в линиях связи;

З-4: сведения о волоконно-оптических линиях;

З-5: цифровые способы передачи информации;

З-6:        общие сведения об элементной базе схемотехники (резисторы, конденсаторы, диоды, транзисторы, микросхемы, элементы оптоэлектроники);

З-7: логические элементы и логическое проектирование в базисах микросхем;

З-8: функциональные узлы (дешифраторы, шифраторы, мультиплексоры, демультиплексоры, цифровые компараторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики);

З-9: запоминающие устройства;

З-10: цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи.

3

2.4 Кодификатор оценочных средств:

Код

Наименование

Краткая

характеристикаоценочного

Представление

ОС

оценочного средства

средства

оценочного

средства  в

КОС

1

2

3

4

1

Контрольная работа

Средство

проверки

умений

применять

Комплект

контрольных

полученные  знания  для  решения  задач

заданий

по

вариантам.

определенного типа по теме или разделу.

Методические   указания

по

выполнению

контрольных работ.

2

Самостоятельная

Средство

проверки

умений

применять

Комплект

домашних

работа

полученные знания и работать с новым

заданий.

Методические

материалом   самостоятельно,

выделяя

указания по выполнению

главное.

самостоятельных работ.

4

2.5Распределение оценочных средств по элементам освоенных умений,усвоенных знаний и их использование в практическойдеятельности для контроля сформированности компетенций в рамках тем/разделов УД по видам аттестации

Контролируемые

разделы

Текущий контроль

(темы)

в

порядке

Компетенции

Результаты обучения

поэтапного освоения УД в

Промежуточная

рамках ППССЗ

аттестация

Освоенные

Усвоенные знания

умения:

У-1

У-2

У-3

З-1

З-2

З-3

З-4

З-5

З-6

З-7

З-8

З-9

З-10

Дифференцированный

зачет

Введение

ОК1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

элементы

Тема 1.1.

Электровакуумные

приборы

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

элементы

Тема 1.2.

Полупроводниковые

приборы

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

элементы

Тема 1.3. Диоды,

транзисторы,

стабилитроны,

динисторы, тиристоры

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

5

элементы

Тема 1.4. Понятие

истинности и ложности

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

элементы

Тема 1.5. Виды

представления основных

логических элементов

Раздел 2.

ОК1-9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Функциональные узлы

ПК1.1-ПК1.3

Тема 2.1 Цифровые

схемы.

Раздел 2.

ОК1-9

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

Функциональные узлы

ПК1.1-ПК1.3

Тема 2.2. Триггеры

Раздел 1. Электронные

ОК1-9

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

12

приборы и логические

ПК1.1-ПК1.3

элементы.

Тема 3.1. Запоминающие

устройства

6

7

  1. Комплекты контрольно-оценочных средств по видам аттестации

3.1 КОС/КИМ для текущего контроля

Оценочные средства

Комплекты контрольных заданий или иные материалы,

необходимые для оценки знаний, умений, навыков и

опыта практической деятельности, характеризующие

этапы формирования компетенций

Контрольная работа №1

-комплект контрольных заданий;

-методические указания по выполнению контрольных работ;

«Итоговая»

-критерии и шкала оценивания.

Самостоятельная работа №1.

-комплект заданий для самостоятельных работ;

Заполнение таблицы

-методические указания по выполнению контрольных работ;

«Элементная база

-критерии и шкала оценивания.

схемотехники»

Самостоятельная работа №2.

Бытовые электроприборы и их

устройство, маркировка.

Самостоятельная работа №3.

Подготовка доклада по теме

"Цифровая аппаратура связи".

Самостоятельная работа №4.

Изображение графиков

модулированных и

детектированных колебаний.

3.2 КОС/КИМ для промежуточной аттестации

Форма проведения

Комплекты   контрольных   заданий   или   иные   материалы,

необходимые  для  оценки  знаний,  умений,  навыков  и  опыта

практической

деятельности,

характеризующие

этапы

формирования компетенций

Дифференцированный

- условия сдачи зачета с использованием БРС. Приложить технологическую

зачет

карту контроля результатов обучения обучающегося по УД;

8

Комплект контрольно-оценочных средств

для текущего контроля

по учебной дисциплине Основы электроники и цифровой схемотехники

(наименования дисциплины)

10

Контрольная работа №1.«Итоговая»

  1. Электроника — отрасль науки и техники, охватывающая проблемы

……………………………… электронных приборов и устройств и принципов их использования (несколько)

1) конструирования

2) изготовления

3) ремонта

4) исследования

5) приспособления

  1. В цифровых устройствах … (несколько)

  1. величины изменяются непрерывно по уровню

  1. существует только два уровня, условно называемые1 и 0

  1. по времени величины изменяются дискретно

  1. по времени величины изменяются непрерывно

  1. Преимущества цифровых устройств над аналоговыми (несколько):

1) допускают большую степень интеграции в составе микросхем

2) данные в цифровых устройствах не зависят от температуры окружающей среды, влажности, давления, но зависят от напряжения питания

3) точность цифровых устройств неограничена, в настоящее время выпускают 64-разрядные процессоры, относительная точность которых10–12

4) точность цифровых устройств в 10-12  выше, чем точность аналоговых устройств

5) допускают меньшую степень интеграции в составе микросхем

  1. Основные факторы, вызывающие необходимость разработки электронных устройств на новой элементной базе (несколько):

1) повышение надёжности

2) увеличение габаритов

3) увеличение массы

4) уменьшение стоимости

5) увеличение потребляемой мощности

  1. Поставьте соответствие, соединив линией  -

  1. поколение II поколение III поколение IV поколение

Это поколение характеризуется микроминиатюризацией электронных устройств на базе применения БИС и СБИС. Отдельные функциональные блоки выполняются в одной интегральной схеме, представляющей собой готовое электронное устройство приёма, преобразования или передачи информации

11

Это поколение характеризуется применением в качестве основной элементной базы дискретных полупроводниковых приборов (диодов, транзисторов и тиристоров). Сборка электронных устройств этого поколения осуществлялась обычно автоматически с применением печатного монтажа

Основу элементной базы электронных устройств этого поколения составляли электровакуумные приборы, действие которых основано на использовании электрических явлений в вакууме или газе. В соответствии

  • характером рабочей среды электровакуумные приборы подразделяют на электронные и ионные

Это поколение связано с бурным развитием микроэлектроники— раздела электроники, охватывающего исследование и разработку качественно нового типа электронных приборов— интегральных микросхем— и принципов их применения. Основой элементной базы этого поколения электронных устройств стали интегральные схемы и микросборки

  1. По способности проводить электрический ток и зависимости электропроводности от температуры полупроводники значительно ближе к (один):

1) диэлектрикам

2) проводникам

3) термисторам

4) разрядникам

5) тиратронам

  1. На электропроводность полупроводников влияют (несколько):

  1. примеси в составе полупроводника

  1. толщина полупроводника

  1. вес полупровоника

  1. повышение температуры полупроводника

  1. все перечисленное

  1. Прямым является такое включение p-n перехода, при котором (один):

1) к p области подключён минус источника питания, а к n области - плюс

2) плюс внешнего источника питания прикладывается к p области, а минус к n области

3) к p области и к n области подключён минус источника питания

4) плюс внешнего источника питания прикладывается и к p области и к n области

5) нет правильного ответа

  1. Какие виды пробоев электронно - дырочного перехода существуют (несколько)

  1. Лавинный пробой

  1. Химический пробой

  1. Зеннеровский пробой

  1. Тепловой пробой

  1. Сквозной пробой

12

  1. Диодом называют полупроводниковый прибор с ……… n-p-переходом и двумя внешними выводами. Какое слово пропущено? (один)

1) Одним

2) Двумя

3) Тремя

4) Четырьмя

5) Пятью

  1. Тиристором называют полупроводниковый прибор с ……….. или более n-p-переходами и двумя (динистор) или тремя (тринистор) выводами. Какое слово пропущено? (один)

1) Одним

2) Двумя

3) Тремя

4) Четырьмя

5) Пятью

  1. Исходя из назначения и функций, которые выполняют диоды, их можно разделить на

несколько видов: (из перечисленных ниже вариантов выберите тот, которого не существует) (один)

  1. Выпрямительные

  1. Импульсные

  1. Импульсные

  1. Старпоны

  1. Варикапы

13. Биполярный транзистор – это        (один)

  1. полупроводниковый прибор с двумя p-n переходами

  1. полупроводниковый прибор с тремя n-p переходами

  1. транзистор, у которого эмиттер и коллектор имеют электронную проводимость

  1. полупроводниковый прибор, имеющий два взаимодействующих между собой p-n перехода

  1. приспособления

14. Работа транзистора основана на        (один)

  1. управлении токами диодов в зависимости от приложенного к его переходам напряжения

  1. управлении токами электродов в зависимости от приложенных к его переходам напряжений

  1. на взаимодействии между собой p-n переходов

  1. изменении по времени величины токов, приложенных к p-n переходам

  1. управлении переходами диодов в зависимости от приложенного к электродам напряжения

  1. Транзистор, у которого эмиттер и коллектор имеют дырочную проводимость, а база – электронную проводимость, называется: (один)

1) n-p-n

13

  1. p-n-p

  1. p-p-n

  1. n-p-p

  1. p-p-p

16. Полевым транзистор называется потому, что        (один):

  1. работа прибора управляется электрическим полем

  1. работа прибора основана магнитном токе

  1. работа прибора управляется электродами и переходами

  1. работа прибора управляется входным током

  1. работа прибора основана на плоских и широких элементах

  1. Полевой транзистор имеет …….. и более электродов (один) 1) пять

2) семь

3) три

4) один

5) шесть

  1. Что такое составные транзисторы (один)?

  1. это комбинация из двух отдельных электродов VT' и VT"

  1. это комбинация из двух отдельных диодов VT' и VT"

  1. это комбинация из трех спаянных транзисторов VT', VT" и VT

  1. это комбинация из двух отдельных транзисторов VT' и VT"

  1. таких транзисторов не существует

  1. Структура составного транзистора может быть построена с использованием …. (несколько):

1) полевых транзисторов

2) биполярных транзисторов

3) полевых тиристоров

4) биполярных диодов

5) всех выше перечисленных

  1. Основные требования, предъявляемые к тиристорам ….(несколько)

  1. малые потери при коммутации

  1. малый коммутируемый ток

  1. малое потребление в цепи управления

  1. высокое рабочее напряжение

  1. низкая скорость переключения из одного состояния в другое

  1. Тиристоры делятся на следующие группы … (несколько)

1) диодные тиристоры

2) катодные тиристоры

3) триодные тиристоры

14

  1. анодные тиристоры

  1. одноидные тиристоры

  1. Недостаток динистора в том, что нельзя изменять … (один)

  1. напряжение выключения

  1. напряжение насыщения

  1. напряжение проводимости

  1. напряжение включения

  1. напряжение пробоя

  1. По функциональному назначению фотоэлектрические приборы подразделяют на следующие группы: (несколько)

1) фотоприёмники

2) фототеристоры

3) фотодатчики

4) фотоэлектрические преобразователи

5) фотоакцепторы

  1. Светосигнальные индикаторы - …(один)

  1. отображающие каждый сигнал из группы буквой, цифрой или другим определённым символом

  1. представляющие принятую за определённый интервал времени совокупность сигналов в виде черно-белого или цветного изображения

  1. отображающие сигнал свечением индикатора

  1. отображают поступивший сигнал местоположением светового пятна или границы светящейся линии

  1. отображающие каждый сигнал из группы буквой определенного цвета

  1. По сравнению с электронными фотоприёмниками фоторезисторы имеют следующие преимущества: (несколько)

1) повышенное напряжения питания

2) большие допустимые фототоки

3) меньшие габаритные размеры и масса

4) устойчивость к механическим воздействиям

5) большой срок службы

  1. Проставьте соответствие обозначениям:

1)        ФОТОДИОД

2)        ФОТОРЕЗИСТОР

15

3)        СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ ДИОД

  1. Двухэлектродный полупроводниковый прибор с одним p-n переходом, вольт-амперная характеристика которого зависит от воздействующего на него светового потока, называют… (один)

1) ФОТОРЕЗИСТОР

2) ФОТОТИРИСТОР

3) ФОТОДИОД

4) ОПТРОН

5) СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ ДИОД

  1. Инжекционная электролюминесценцияp-nперехода,включенного в прямом

направлении используется в... (один):

1) ФОТОРЕЗИСТОР

2) ФОТОТИРИСТОР

3) ФОТОДИОД

4) ОПТРОН

5) СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ ДИОД

  1. В каком приборе светоизлучатель и фотоприёмник оптически и

конструктивно связаны друг с другом и представляют собой единое конструктивное целое (один):

  1. ФОТОРЕЗИСТОР

  1. ФОТОТИРИСТОР

  1. ФОТОДИОД

  1. ОПТРОН

  1. СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЙ ДИОД

  1. В качестве фотоприёмников в оптронах используют …(несколько)

1) фоторезисторы

2) фотодиоды

3) фототранзисторы

4) фототиристоры

5) фототермисторы

  1. Масса оптрона составляет … (один)

  1. 0,1 - 0,8 г

  1. 0,3 – 1,1 г

  1. 0,5 – 1,0 г

  1. 0,8 – 1,5 г

16

  1. 1,0 - 2,0 г

  1. Полупроводниковые тепловые приборы,способные изменять своеэлектрическое сопротивление при изменении их температуры (один)

  1. терморезисторы

  1. термисторы

  1. термотиристоры

  1. термотранзисторы

  1. термодиоды

  1. Для увеличения надежности и долговечности приборов рабочие напряжение, ток, мощность и температуру необходимо выбирать около … (один)

  1. 0,65 от их предельного значения

  1. 0,70 от их предельного значения

  1. 0,75 от их предельного значения

  1. 0,80 от их предельного значения

  1. 0,85 от их предельного значения

  1. В настоящее время наибольшее распространение получили выпрямители на… (один)

  1. электровакуумных приборах

  1. ионных приборах

  1. полупроводниковых приборах

  1. магнитных приборах

  1. электромагнитных приборах

  1. Повышенная пульсация выпрямленного напряжения… (несколько)

  1. создаёт дополнительные колебания

  1. создаёт искажения в усилителях и

  1. ухудшает условия коммутации тока

  1. увеличивает потери силы тока

  1. увеличивает потери в двигателях

  1. Сколько видов фильтров в основном используют для практических целей? (один) 1) один

2) пять

3) два

4) четыре

5) три

  1. Процесс перехода тока от одной ветви схемы к другой в результате чего меняется

…………………, называется коммутацией: (вставьте пропущенные слова) 1) амплитуда напряжения тока

2) контур электрического тока

3) сила тока в цепи

4) направление электромагнитного потока

17

  1. сопротивление цепи

  1. Основные виды преобразователей электрической энергии: (несколько) 1) конверторы

2) выпрямители

3) преобразователи числа фаз

4) преобразователи частоты

5) пульсаторы

  1. Процесс преобразования постоянного тока в переменный ток называется

….(один)

1) Выпрямлением

2) Фильтрацией

3) Рекуперацией

4) Коммутацией

5) Инвертированием

  1. Чаще всего в цифровых преобразователях применяется ……. группы тиристоров (вставьте пропущенное слово)

1) одна

2) пять

3) две

4) четыре

5) три

  1. Основные параметры, характеризующие реверсивные преобразователи (несколько):

  1. коэффициент полезного действия

  1. коэффициент рекуперации энергии

  1. коэффициент усиления торможения

  1. коэффициент мощности

  1. коэффициент вращения вала якоря двигателя

  1. Междукаскадные связи усилителей бывают …(несколько)

1) резисторно-емкостные

2) частотно-емкостные

3) трансформаторные

4) резисторно-трансформаторные

5) резонансные

  1. Основные характеристики усилителей  … (несколько)

  1. диапазон усиливаемых частот

  1. коэффициент полезного действия

  1. частота работы усилителя

  1. сила тока на выходе усилителя

  1. динамический диапазон амплитуд и уровень помех

18

  1. Обычно включают последовательно не более …. Каскадов в многокаскадных

усилителях (вставьте пропущенное слово)

  1. двух

  1. трех

  1. четырех

  1. пяти

  1. шести

  1. В усилителях мощности нашли применение _________ основных режима работы транзисторов (вставьте пропущенное слово)

1) два

2) три

3) четыре

4) пять

5) шесть

  1. Рассчитайте значение силы тока в последних двух цепочках (точках X и Y)

X

Y

Ответ: в точке X А=1,3А, в точке Y А=2.,6А

  1. Какое значение покажут идеальные измерительные приборы (в точке А – сила тока, в точках V1 и V2 – напряжение), если U=10В, а R=5Ом?

19

Ответ: А=1А, V1=5В, V2=5В

20

  1. Критерии и шкала оценивания

Оценка

Критерии оценки

Отлично

Контрольная работа выполнена полностью, в ответах нет ошибок

(возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием

непонимания материала).

Хорошо

Контрольная   работа   выполнена   полностью,   но   ответы

недостаточно подробны, допущена одна негрубая ошибка или

два-три недочета ответах.

Удовлетворительно

В контрольной работе допущено более одной грубой ошибки или

болеедвух-трехнедочета,нообучающийсявладеет

обязательными умениями по проверяемой теме.

Неудовлетворительно

В контрольной работе показано полное отсутствие обязательных

знаний и умений по проверяемой теме.

  1. Зависимость баллов в БРС за контрольную работу от оценки в традиционной

шкале «отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно» можно представить в таблице.

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Баллы

в

20

15

10

0

БРС

21

  1. Инструкция для обучающихся по выполнению контрольной работы

Работу необходимо подписать, указав свою фамилию, имя, отчество, группу, тему контрольной работы, свой вариант и дату написания.

Литература для подготовки:

Основные источники:

  1. Немцов М.В. Электротехника и электроника. / М.В.Немцов, М.Л.Немцова – М: Академия,2014

Дополнительные источники:

  1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Ростов-на-Дону:

Феникс, 2010, 416с

  1. Бутырин П.А. Электротехника . Учебник.  НПО , - М.: ИЦ "Академия", 2007 4-е

изд.

  1. Клиначёв Н.В. Учебно-методический комплекс «Электрические цепи постоянного тока». 1999-2012.

  1. Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника. Учеб.пособие для вузов. Изд.2, БХВ-Петербург, 2011.

22

Комплект заданий для самостоятельной работы

по учебной дисциплине Основы электроники и цифровой схемотехники

(наименования дисциплины)

23

Перечень самостоятельных работ

Название работы

Цель работы

Контроль самостоятельной

работы

Самостоятельная работа №1.

Изучить элементную базу

Проверка

Заполнение таблицы «Элементная

схемотехники

индивидуальных

база схемотехники»

заданий

Самостоятельная работа №2.

Выучить типы бытовых

Проверка

Бытовые электроприборы и их

электроприборов, узнать о

индивидуальных

устройство, маркировка.

их устройстве, научиться

заданий

получать сведения из

маркировки приборов

Самостоятельная работа №3.

Изучить цифровую

Групповое

Подготовка доклада по теме

аппаратуру связи, ее типы

собеседование по теме

"Цифровая аппаратура связи".

и назначения

Самостоятельная работа №4.

Научиться изображать

Групповое

Изображение графиков

графики колебаний, понять

собеседование по теме

модулированных и детектированных

их типы и различия

колебаний.

Литература для подготовки:

Основные источники:

  1. Славинский, А.К. Электротехника с основами электроники: учебное пособие / А.К. Славинский, И.С. Туревский. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. – 448 с.

Дополнительные источники:

  1. Бондарь И.М. Электротехника и электроника [Текст]: Учебное пособие / И.М. Бондарь.- 2-е изд. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 340 с. (Среднее профессиональное образование).

  1. Березкина, Т.Ф. Задачник по общей электротехнике с основами электроники / Т.Ф. Березкина, Н.Г. Гусев, В.В. Масленникова. – М.: Высшая школа, 2002. – 380 с.

  1. Данилов, И.А. Общая электротехника: учебное пособие / И.А. Данилов. – М.: Высшее образование, 2009. – 673 с.

  1. Кацман, М.М. Электрические машины: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / М.М. Кацман. -12-е изд. стер. – М.: Издательский центр Академия, 2013. – 496 с.

  1. Кацман, М.М. Электрические машины: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.М. Кацман. -14-е изд. стер. – М.: Издательский

  1. Москатов, Е.А. Основы электронной техники: учебное пособие / Е.А. Москатов.

– Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 378 с.

  1. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие / Ю.Г. Синдеев. – 13-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 407 с.

  1. Хрусталева, З.А. Электрические измерения. Задачи и упражнения: учебное пособие / З.А. Хрусталева. – М.: Издательский центр Академия, 2009. – 176 с.

24

  1. Критерии и шкала оценивания

Оценка

Критерии оценки

Отлично

Самостоятельная  работа  выполнена  полностью,  тема  хорошо

раскрыта в докладе или же задание решено верно.

Хорошо

Самостоятельная   работа   выполнена   полностью,   но   тема

раскрыта  не  полно  в  докладе  или  же  задачи  решены  с

некоторыми недочетами, неточностями.

Удовлетворительно

В самостоятельной работе допущено более одной грубой ошибки

или  более  двух-трех  недочетов,  но  обучающийся  полностью

разбирается  в  теме  и  понимает  ее,  владеет  обязательными

умениями по проверяемой теме.

Неудовлетворительно

В   самостоятельной   работе   показано   полное   отсутствие

обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

4. Зависимость баллов в БРС за контрольную работу от оценки в традиционной

шкале «отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно» можно представить в таблице.

Оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Баллы

в

20

15

10

0

БРС

5. Инструкция для обучающихся по выполнению самостоятельной работы

Для выполнения самостоятельной работы необходимо составить реферат, доклад, сообщение и/или презентацию. Рефераты и доклады сдаются преподавателю в печатном виде. Презентацию необходимо подготовить в MS PowerPoint. Работу необходимо подписать, указав свою фамилию, имя, отчество, группу, тему самостоятельной работы и дату написания.

25

Комплект контрольно-оценочных средств

для промежуточной аттестации

по учебной дисциплине Основы электроники и цифровой схемотехники

(наименования дисциплины)

26

Технологическая карта для проведения дифференцированного зачета по дисциплине

Дисциплина Основы электроники и цифровой схемотехники

Контрольные точки

Зачетное количество

График

баллов

прохождения

min

max

(недели сдачи)

Текущий контроль

1.

Контрольная работа «Итоговая»

min – 10

max - 20

22.

Самостоятельная работа №1. Заполнение

min – 10

max - 20

таблицы «Элементная база схемотехники»

23.

Самостоятельная работа №2. Бытовые

min – 10

max - 20

электроприборы и их устройство,

маркировка.

24.

Самостоятельная работа №3. Подготовка

min – 10

max - 20

доклада по теме "Цифровая аппаратура

связи".

25.

Самостоятельная работа №4. Изображение

min – 10

max - 20

графиков модулированных и

детектированных колебаний.

ИТОГО за работу в семестре

50

100

Промежуточная аттестация «зачет» и «зачет с оценкой»

ИТОГОВЫЕ

БАЛЛЫ

ПО

min – 50

max - 100

ДИСЦИПЛИНЕ

ИТОГО за работу в семестре

min –50

max -100

---------

1.        Если обучающийся набрал зачетное количество баллов согласно установленному диапазону по дисциплине с зачетом, то он считается аттестованным.

2.        Если обучающийся набрал зачетное количество баллов согласно установленному диапазону по дисциплине с дифференцированным зачетом, то он считается аттестованным с оценкой согласно шкале баллов для определения итоговой оценки:

84-100 баллов - оценка «5»,

67-83 баллов - оценка «4»,

50-66 баллов - оценка «3».

49 и менее баллов - оценка «2»

Итоговая        оценка        проставляется        в        экзаменационную        ведомость        и        зачетку

обучающегося


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основы учебно-исследовательской деятельности студентов

Программа курса "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" по новым ФГОС, третьего поколения, СПО....

Рабочая программа дисциплины "Электроника и микропроцессорная техника" специальности 23.02.06

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Электроника и микропроцессорная техникаЭлектроника и микропроцессорная техника относится к общепрофессиональным дисциплинам обязательной части професс...

Примерная Рабочая программа Мастер по обработке цифровой информации

Примерная рабочая программа предназначена для использования в учреждениях НПО по специальности "мастер по обработке цифровой информации"...

Контрольно-оценочные средства для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения по ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники

Контрольно-оценочные средства для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения  по ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники...

Рабочая программа для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения: ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники

Рабочая программа для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения:   ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники...

Рабочая программа по ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники

Рабочая прграмма по общепрофессиональному циклу...

Фонд оценочных средств Основы электроники и цифровой схемотехники

Фонд оценочных средств (ФОС) дисциплины Основы электроники и цифровой схемотехники является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ППССЗ обучающимися СП...