РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
рабочая программа

Кулыгин Константин Анатольевич

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):   09.02.06 Сетевое и системное администрирование

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_10_osnovy_elektrotehniki_kulygin_sisa.docx51.24 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Сахалинский индустриальный техникум»

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10  ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

для специальности среднего профессионального образования

09.02.06 Сетевое и системное администрирование

«Общетехнический  цикл»

основной профессиональной образовательной программы СПО

программы подготовки специалистов среднего звена

2020 год

г.Оха

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):   09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Организация-разработчик:  ГБПОУ СИТ

Разработчик: Кулыгин Константин Анатольевич

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА ПРИМЕРНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП В ДРУГИХ ПООП

12

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального обучения 09.02.06 Сетевое и системное администрирование в соответствии с ФГОС СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 декабря 2016 № 1548, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44978, входящим в укрупнённую группу ТОП-50 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2.        Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы электротехники» принадлежит общепрофессиональному циклу (ОП.00).

1.3.        Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять основные определения и законы теории электрических цепей;
  • учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
  • различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
  • свойства основных электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;
  • трехфазные электрические цепи;
  • основные свойства фильтров;
  • непрерывные и дискретные сигналы:
  • методы расчета электрических цепей;
  • спектр дискретного сигнала и его анализ;
  • цифровые фильтры.


В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций.

Код

Наименование компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ПК 1.1.

Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.

ПК 3.1.

 Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

ПК 3.2.

Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

68

Самостоятельная работа[1] 

16

Объем образовательной программы

52

в том числе:

теоретическое обучение

36

практические занятия (если предусмотрено)

20

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированный зачет

Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.

Распределение часов, отводимое на освоение профессионального модуля, по семестрам:

№ п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ОП.10. Основы электротехники

52

52

В том числе

Занятий на уроках

32

32

Практических занятий

20

20

Самостоятельной работы обучающегося

16

16

Промежуточная аттестация в форме  дифференцированного зачет, экзамен:

Д.З

        2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрическое поле

Тема 1.1. Электрическое поле

Содержание учебного материала

2

Введение. Электрическая энергия и ее применение. Электрическое поле. Свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона.

1

2

Диэлектрическая проницаемость. Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа №1

Исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении конденсаторов

4

2

Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока

Тема 2.1.

Элементы и схемы электрической цепи

Содержание учебного материала

3

Электрическая цепь. Источники и приемники электрической цепи. Электрический ток в проводниках. Закон Ома

1

2

Электрическая цепь постоянного тока. Электрическое сопротивление, проводимость. Соединение резисторов.

1

2

Закон Джоуля - Ленца. Режимы работы электрической цепи. Работа и мощность. Баланс мощностей.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2

исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении резисторов

2

2

Тема 2.2.

Расчет простых электрических цепей

Содержание учебного материала

4

Основы расчета простых электрических цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа. Последовательное и параллельное соединения источников Э.Д.С.

1

3

Потенциальная диаграмма. Работа источника в режиме генератора и потребителя.

1

3

Лабораторная работа № 1

Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с одним источником питания.

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3

исследовательская работа: Расчет простых электрических цепей постоянного тока

2

3

Тема 2.3.

Расчет сложных электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

4

Расчет сложных электрических цепей постоянного тока: Методом узловых и контурных уравнений, методом контурных токов, методом двух узлов, методом наложения токов

2

3

Лабораторная работа № 2

Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с двумя источниками питания

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4

Исследовательская работа: Расчет сложных электрических цепей методом эквивалентного генератора

2

3

Тема 2.4.

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала

4

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

1

3

Нелинейные элементы. Последовательное и параллельное соединение нелинейных элементов.

1

3

Лабораторная работа № 3

Исследование режимов работы и методов расчета нелинейных цепей постоянного тока

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5

исследовательская работа: Расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока

2

3

Раздел 3. Магнитное поле и магнитные цепи

Тема 3.1. Магнитное поле тока

Содержание учебного материала

2

Основные характеристики магнитного поля тока. Магнитная индукция, магнитный поток. Намагничивание материалов.

1

2

Электромагнитная сила, действующая на проводник с током. Законы электромагнетизма. Потокосцепление, индуктивность катушки.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6

Подготовить сообщение: Магнитные материалы

2

2

Тема 3.2.

Электромагнитная

индукция

Содержание учебного материала

4

Электромагнитная индукция в контуре и в проводнике. Правило Ленца. Работа трансформатора.

1

2

Виды трансформаторов. Схемы подключения. Расчет однофазного трансформатора

1

2

Лабораторная работа № 4

Исследование работы однофазного трансформатора

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7

Подготовить сообщение: Практическое использование вихревых токов

2

2

Раздел 4. Электрические цепи переменного тока

Тема 4.1.

Элементы и параметры электрических цепей переменного тока

Содержание учебного материала

2

Основные характеристики и параметры синусоидального тока. Получение синусоидального тока.

1

2

Период, частота, амплитуда, фаза, угловая частота, действующее, среднее, мгновенное, амплитудное значения переменного тока.

1

2

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8

Подготовить сообщение: Вклад русских ученых в развитие электротехники

2

2

Тема 4.2.

Расчет электрических цепей переменного тока

Содержание учебного материала

6

Линейные цепи переменного тока. Параметры цепи: активное сопротивление, индуктивность, емкость.

1

2

Неразветвленная цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкость. Резонанс напряжений

1

2

Параллельное соединение активно - индуктивного и емкостных сопротивлений

1

3

Расчет методом проводимостей. Резонанс токов.

1

3

Лабораторная работа № 5

Определение параметров и исследование режимов работы электрической цепи переменного тока с последовательным соединением катушки индуктивности , резистора и конденсатора

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9

Исследовательская работа: Расчет электрических цепей переменного тока символическим методом

2

3

Тема 4.3.

Трехфазные электрические цепи

Содержание учебного материала

6

Получение трехфазного тока и соединение обмоток генератора и потребителей звездой и треугольником

1

2

Соединение потребителей энергии звездой или треугольником. Расчет трехфазной цепи.

1

3

Лабораторная работа № 6

Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду

2

3

Лабораторная работа № 7

Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником

2

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 10

Исследовательская работа: Расчет трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником.

2

3

Тема 4.4. Электрические машины

Содержание учебного материала

4

Электрические машины переменного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.

1

2

Асинхронные двигатели. Синхронные генераторы.

1

2

Электрические машины постоянного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности.

1

2

Электрические аппараты автоматики и управления

1

3

Внеаудиторная самостоятельная работа № 11

Подготовит сообщение: Генераторы постоянного тока

2

2

Тема 4.5

Передача и распределение энергии

Содержание учебного материала

4

Передача и распределение энергии промышленных предприятий, их электрические сети, эксплуатация электрических установок.

1

2

Эксплуатация электрических установок, защитное заземление и защитное зануление

1

2

Раздел 5.Электроника

Тема 5.1.

Физические основы электроники

Содержание учебного материала

8

Основные сведения о полупроводниковых диодах и биполярных транзисторах, их использование в электронных выпрямителях и стабилизаторах, электронных усилителях

2

2

Электронные выпрямители. Классификация, неуправляемые однофазные и многофазные выпрямители.

1

2

Электронные стабилизаторы. Электронные усилители. Классификация. Усилители на биполярных транзисторах.

1

2

Генераторы синусоидальных колебаний. Импульсные генераторы.

1

2

Компараторы. Микропроцессоры. Электронные цифровые устройства.

1

2

Лабораторная работа №8

Исследование схемы усилителя на составном транзисторе

2

2

Всего:

52

        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебной лаборатории «Основы электротехники» (компьютерного класса)

Оборудование учебной лаборатории (компьютерного класса):

- лабораторная установка;

- компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь») или ноутбуки (моноблоки);

- локальная сеть с выходом в Интернет;

Технические средства обучения:

- комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);

- программное обеспечение (системы электротехнического моделирования).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы

Основные источники:

Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для СПО/ М.В.Немцов, М.Л.Немцова. — 7-e изд., стер. – М.: Академия, 2014

Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для СПО/ М.В.Немцов, М.Л.Немцова. - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2015

Электротехника и электроника: электрон. образоват. ресурс для СПО. – М.: Академия, 2013

Богомолов, С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для НПО/ С.А.Богомолов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2015

Каганов, В.И. Прикладная электроника: учебник для СПО/ В.И.Каганов. – М.: Академия, 2015


4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенныезнания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Знания:

- основных характеристик, параметров и элементов электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;

- методов расчета электрических цепей;

-  основных свойств электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;

- трехфазных электрических цепей;

- основных свойств фильтров;

- цифровых фильтров;

- непрерывных и дискретных сигналов:

- спектра дискретного сигнала и его анализ;

Различать основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей.

Ориентироваться в возможных методах расчета электрических цепей.

Сформулировать основные свойства электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;

Различать трехфазные электрические цепи;

Сформулировать  основные свойства фильтров;

Объяснить особенности цифровых фильтров;

Установить различия непрерывных и дискретных сигналов:

Анализировать спектр дискретного сигнала

Тестовый контроль по темам.

Доклады-сообщения.

Домашние задания.

Экзамен.

Умения:

- применять основные определения и законы теории электрических цепей;

- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;

- учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;

Уровень технической грамотности  при исследовании непрерывных и дискретных сигналов, их сравнительном анализе: и расчете их параметров;

Уровень технической грамотности при практическом использовании цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;

Лабораторные работы.

Практические работы.

Решение задач.

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП

Данную программу возможно использовать при реализации программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям, входящим в Укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.


[1] ) Самостоятельная работа в рамках примерной программы может быть не предусмотрена, при разработке рабочей программы вводится за счет вариативной части не более 20 процентов для профессий и не более 20 процентов для специальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  Преподаватель   Архипова  Ирина  Владимировна Учебная дисциплина     ОП.02 Электротехника и электроникаСпециальност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03  Техническое обслуживание и ремонт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКАПрограммы подготовки   квалифицированных   рабочих, служащихпо профессии23.01.03       АВТОМ...