РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op_10_osnovy_elektrotehniki_kulygin_sisa.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
для специальности среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
«Общетехнический цикл»
основной профессиональной образовательной программы СПО
программы подготовки специалистов среднего звена
2020 год
г.Оха
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Организация-разработчик: ГБПОУ СИТ
Разработчик: Кулыгин Константин Анатольевич
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы по специальности среднего профессионального обучения 09.02.06 Сетевое и системное администрирование в соответствии с ФГОС СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 декабря 2016 № 1548, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 года, регистрационный № 44978, входящим в укрупнённую группу ТОП-50 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы электротехники» принадлежит общепрофессиональному циклу (ОП.00).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять основные определения и законы теории электрических цепей;
- учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
- свойства основных электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;
- трехфазные электрические цепи;
- основные свойства фильтров;
- непрерывные и дискретные сигналы:
- методы расчета электрических цепей;
- спектр дискретного сигнала и его анализ;
- цифровые фильтры.
В результате изучения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций.
Код | Наименование компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 1.1. | Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети. |
ПК 3.1. | Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. |
ПК 3.2. | Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 68 |
Самостоятельная работа[1] | 16 |
Объем образовательной программы | 52 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
практические занятия (если предусмотрено) | 20 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированный зачет |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
Распределение часов, отводимое на освоение профессионального модуля, по семестрам:
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
ОП.10. Основы электротехники | 52 | 52 | |||||||||
В том числе | Занятий на уроках | 32 | 32 | ||||||||
Практических занятий | 20 | 20 | |||||||||
Самостоятельной работы обучающегося | 16 | 16 | |||||||||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачет, экзамен: | Д.З |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электрическое поле | |||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | 2 | |
Введение. Электрическая энергия и ее применение. Электрическое поле. Свойства и характеристики электрического поля. Закон Кулона. | 1 | 2 | |
Диэлектрическая проницаемость. Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Последовательное и параллельное соединения конденсаторов. | 1 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 Исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении конденсаторов | 4 | 2 | |
Раздел 2. Электрические цепи постоянного тока | |||
Тема 2.1. Элементы и схемы электрической цепи | Содержание учебного материала | 3 | |
Электрическая цепь. Источники и приемники электрической цепи. Электрический ток в проводниках. Закон Ома | 1 | 2 | |
Электрическая цепь постоянного тока. Электрическое сопротивление, проводимость. Соединение резисторов. | 1 | 2 | |
Закон Джоуля - Ленца. Режимы работы электрической цепи. Работа и мощность. Баланс мощностей. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 исследовательская работа: Расчет электрических цепей при различном соединении резисторов | 2 | 2 | |
Тема 2.2. Расчет простых электрических цепей | Содержание учебного материала | 4 | |
Основы расчета простых электрических цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа. Последовательное и параллельное соединения источников Э.Д.С. | 1 | 3 | |
Потенциальная диаграмма. Работа источника в режиме генератора и потребителя. | 1 | 3 | |
Лабораторная работа № 1 Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с одним источником питания. | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 исследовательская работа: Расчет простых электрических цепей постоянного тока | 2 | 3 | |
Тема 2.3. Расчет сложных электрических цепей постоянного тока | Содержание учебного материала | 4 | |
Расчет сложных электрических цепей постоянного тока: Методом узловых и контурных уравнений, методом контурных токов, методом двух узлов, методом наложения токов | 2 | 3 | |
Лабораторная работа № 2 Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей постоянного тока с двумя источниками питания | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 Исследовательская работа: Расчет сложных электрических цепей методом эквивалентного генератора | 2 | 3 | |
Тема 2.4. Нелинейные электрические цепи постоянного тока. | Содержание учебного материала | 4 | |
Нелинейные электрические цепи постоянного тока. | 1 | 3 | |
Нелинейные элементы. Последовательное и параллельное соединение нелинейных элементов. | 1 | 3 | |
Лабораторная работа № 3 Исследование режимов работы и методов расчета нелинейных цепей постоянного тока | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 исследовательская работа: Расчет нелинейных электрических цепей постоянного тока | 2 | 3 | |
Раздел 3. Магнитное поле и магнитные цепи | |||
Тема 3.1. Магнитное поле тока | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные характеристики магнитного поля тока. Магнитная индукция, магнитный поток. Намагничивание материалов. | 1 | 2 | |
Электромагнитная сила, действующая на проводник с током. Законы электромагнетизма. Потокосцепление, индуктивность катушки. | 1 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 Подготовить сообщение: Магнитные материалы | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | 4 | |
Электромагнитная индукция в контуре и в проводнике. Правило Ленца. Работа трансформатора. | 1 | 2 | |
Виды трансформаторов. Схемы подключения. Расчет однофазного трансформатора | 1 | 2 | |
Лабораторная работа № 4 Исследование работы однофазного трансформатора | 2 | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 Подготовить сообщение: Практическое использование вихревых токов | 2 | 2 | |
Раздел 4. Электрические цепи переменного тока | |||
Тема 4.1. Элементы и параметры электрических цепей переменного тока | Содержание учебного материала | 2 | |
Основные характеристики и параметры синусоидального тока. Получение синусоидального тока. | 1 | 2 | |
Период, частота, амплитуда, фаза, угловая частота, действующее, среднее, мгновенное, амплитудное значения переменного тока. | 1 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 Подготовить сообщение: Вклад русских ученых в развитие электротехники | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Расчет электрических цепей переменного тока | Содержание учебного материала | 6 | |
Линейные цепи переменного тока. Параметры цепи: активное сопротивление, индуктивность, емкость. | 1 | 2 | |
Неразветвленная цепь переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкость. Резонанс напряжений | 1 | 2 | |
Параллельное соединение активно - индуктивного и емкостных сопротивлений | 1 | 3 | |
Расчет методом проводимостей. Резонанс токов. | 1 | 3 | |
Лабораторная работа № 5 Определение параметров и исследование режимов работы электрической цепи переменного тока с последовательным соединением катушки индуктивности , резистора и конденсатора | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 Исследовательская работа: Расчет электрических цепей переменного тока символическим методом | 2 | 3 | |
Тема 4.3. Трехфазные электрические цепи | Содержание учебного материала | 6 | |
Получение трехфазного тока и соединение обмоток генератора и потребителей звездой и треугольником | 1 | 2 | |
Соединение потребителей энергии звездой или треугольником. Расчет трехфазной цепи. | 1 | 3 | |
Лабораторная работа № 6 Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей в звезду | 2 | 3 | |
Лабораторная работа № 7 Определение параметров и исследование режимов работы трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником | 2 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 Исследовательская работа: Расчет трехфазной цепи при соединении потребителей треугольником. | 2 | 3 | |
Тема 4.4. Электрические машины | Содержание учебного материала | 4 | |
Электрические машины переменного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности. | 1 | 2 | |
Асинхронные двигатели. Синхронные генераторы. | 1 | 2 | |
Электрические машины постоянного тока. Устройство, режимы работы, характеристики, разновидности. | 1 | 2 | |
Электрические аппараты автоматики и управления | 1 | 3 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 Подготовит сообщение: Генераторы постоянного тока | 2 | 2 | |
Тема 4.5 Передача и распределение энергии | Содержание учебного материала | 4 | |
Передача и распределение энергии промышленных предприятий, их электрические сети, эксплуатация электрических установок. | 1 | 2 | |
Эксплуатация электрических установок, защитное заземление и защитное зануление | 1 | 2 | |
Раздел 5.Электроника | |||
Тема 5.1. Физические основы электроники | Содержание учебного материала | 8 | |
Основные сведения о полупроводниковых диодах и биполярных транзисторах, их использование в электронных выпрямителях и стабилизаторах, электронных усилителях | 2 | 2 | |
Электронные выпрямители. Классификация, неуправляемые однофазные и многофазные выпрямители. | 1 | 2 | |
Электронные стабилизаторы. Электронные усилители. Классификация. Усилители на биполярных транзисторах. | 1 | 2 | |
Генераторы синусоидальных колебаний. Импульсные генераторы. | 1 | 2 | |
Компараторы. Микропроцессоры. Электронные цифровые устройства. | 1 | 2 | |
Лабораторная работа №8 Исследование схемы усилителя на составном транзисторе | 2 | 2 | |
Всего: | 52 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебной лаборатории «Основы электротехники» (компьютерного класса)
Оборудование учебной лаборатории (компьютерного класса):
- лабораторная установка;
- компьютеры в комплекте (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь») или ноутбуки (моноблоки);
- локальная сеть с выходом в Интернет;
Технические средства обучения:
- комплект проекционного оборудования (интерактивная доска в комплекте с проектором или мультимедийный проектор с экраном);
- программное обеспечение (системы электротехнического моделирования).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы
Основные источники:
Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для СПО/ М.В.Немцов, М.Л.Немцова. — 7-e изд., стер. – М.: Академия, 2014 |
Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник для СПО/ М.В.Немцов, М.Л.Немцова. - 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2015 |
Электротехника и электроника: электрон. образоват. ресурс для СПО. – М.: Академия, 2013 |
Богомолов, С.А. Основы электроники и цифровой схемотехники: учебник для НПО/ С.А.Богомолов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2015 |
Каганов, В.И. Прикладная электроника: учебник для СПО/ В.И.Каганов. – М.: Академия, 2015 |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенныезнания) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Знания: - основных характеристик, параметров и элементов электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме; - методов расчета электрических цепей; - основных свойств электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией; - трехфазных электрических цепей; - основных свойств фильтров; - цифровых фильтров; - непрерывных и дискретных сигналов: - спектра дискретного сигнала и его анализ; | Различать основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей. Ориентироваться в возможных методах расчета электрических цепей. Сформулировать основные свойства электрических RC, RL и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией; Различать трехфазные электрические цепи; Сформулировать основные свойства фильтров; Объяснить особенности цифровых фильтров; Установить различия непрерывных и дискретных сигналов: Анализировать спектр дискретного сигнала | Тестовый контроль по темам. Доклады-сообщения. Домашние задания. Экзамен. |
Умения: - применять основные определения и законы теории электрических цепей; - различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры; - учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей; | Уровень технической грамотности при исследовании непрерывных и дискретных сигналов, их сравнительном анализе: и расчете их параметров; Уровень технической грамотности при практическом использовании цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей; | Лабораторные работы. Практические работы. Решение задач. |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ПООП
Данную программу возможно использовать при реализации программ подготовки специалистов среднего звена по специальностям, входящим в Укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
[1] ) Самостоятельная работа в рамках примерной программы может быть не предусмотрена, при разработке рабочей программы вводится за счет вариативной части не более 20 процентов для профессий и не более 20 процентов для специальностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП .02 «Электротехника и электроника»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рабочая программа дисциплины «Электротехника и электроника» являетсячастью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.03 Организация перевозки уп...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности 23.02.03 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Архипова Ирина Владимировна Учебная дисциплина ОП.02 Электротехника и электроникаСпециальност...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Архипова Ирина Владимировна Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроника Специальность 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Базовый уровень Коды формируемых
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Преподаватель Архипова Ирина Владимировна Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроникаСпециальност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.1 Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 01. ЭЛЕКТРОТЕХНИКАПрограммы подготовки квалифицированных рабочих, служащихпо профессии23.01.03 АВТОМ...