Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
методическая разработка
Методическая разработка урока по информатике «Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» представляет собой урок – исследование, где обучающиеся знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе Microsoft Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.
Урок содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки обучающихся; воспитанию коммуникативных навыков. Для урока подобрана практическая работа, состоящая из трех заданий, которые формируют не только навыки работы со встроенными математическими функциями, но и отрабатывают навыки графического представления числовых данных. Новизна данной методической разработки - это прием исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы обучающиеся самостоятельно выяснили и проанализировали результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных.
Урок предназначен для обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, конкретно для обучающихся I –ого курса специальности Информационные системы и программирование.
На уроке обучающиеся узнают, что полученные знания нужны в практической деятельности: Microsoft Excel применяют для решения планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, для выполнения операций бухгалтерского и банковского учета, при статистической обработке информации, анализе данных и прогнозировании проектов, для заполнения налоговых деклараций и т.п. Также инструментарий электронных таблиц Excel позволяет обрабатывать статистическую информацию и представлять данные в виде графиков и диаграмм, которые также можно использовать в повседневной жизни для личного учета и анализа расходования собственных денежных средств. Обучающиеся делают вывод, что основным назначением электронных таблиц являются: ввод и редактирование данных; форматирование таблиц; автоматизация вычислений; представление результатов в виде диаграмм и графиков; моделирование процессов влияния одних параметров на другие и т.д. MS Excel позволяет применять формулы для создания связей между значениями разных ячеек, причем расчет по формулам происходит автоматически.
Знание программы MS Excel позволяет своевременно получать нужные данные и уметь их представлять в наглядном виде, что крайне важно в работе квалифицированного специалиста в любой сфере деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Новоузенский агротехнологический техникум»
Методическая разработка открытого занятия
на тему: Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
.
Преподаватель ГАПОУ СО |
«Новоузенский агротехнологический техникум» |
Батыргалиева Гульназ Бекбулатовна |
Новоузенск, 2019 г.
Введение
Методическая разработка урока по информатике «Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» представляет собой урок – исследование, где обучающиеся знакомятся с графическим представлением числовых данных в прикладной программе Microsoft Excel, повторяют, систематизируют ранее изученный теоретический материал, учатся правильному оформлению результатов задач в диаграммах, удачно сочетая вид, тип и параметры диаграмм.
Урок содействует формированию представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры, развитию сообразительности, смекалки обучающихся; воспитанию коммуникативных навыков. Для урока подобрана практическая работа, состоящая из трех заданий, которые формируют не только навыки работы со встроенными математическими функциями, но и отрабатывают навыки графического представления числовых данных. Новизна данной методической разработки - это прием исследования. Цель исследования заключается в том, чтобы обучающиеся самостоятельно выяснили и проанализировали результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных.
Урок предназначен для обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования, конкретно для обучающихся I –ого курса специальности Информационные системы и программирование.
На уроке обучающиеся узнают, что полученные знания нужны в практической деятельности: Microsoft Excel применяют для решения планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, для выполнения операций бухгалтерского и банковского учета, при статистической обработке информации, анализе данных и прогнозировании проектов, для заполнения налоговых деклараций и т.п. Также инструментарий электронных таблиц Excel позволяет обрабатывать статистическую информацию и представлять данные в виде графиков и диаграмм, которые также можно использовать в повседневной жизни для личного учета и анализа расходования собственных денежных средств. Обучающиеся делают вывод, что основным назначением электронных таблиц являются: ввод и редактирование данных; форматирование таблиц; автоматизация вычислений; представление результатов в виде диаграмм и графиков; моделирование процессов влияния одних параметров на другие и т.д. MS Excel позволяет применять формулы для создания связей между значениями разных ячеек, причем расчет по формулам происходит автоматически.
Знание программы MS Excel позволяет своевременно получать нужные данные и уметь их представлять в наглядном виде, что крайне важно в работе квалифицированного специалиста в любой сфере деятельности.
Основная часть
Методические цели открытого занятия:
- Обучающие: Повторить и закрепить навыки работы в MS Excel;
- Развивающие: Развивать практические и исследовательские навыки по обработке данных в электронных таблицах.
- Воспитательные: Воспитывать общую и информационную культуру, творческий подход к работе, желание экспериментировать, самостоятельность в учебном труде.
Технологическая карта занятия
Тема: Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Вид занятия: урок
Тип урока: Урок - исследование
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения: кабинет информатики.
Цели занятия:
Образовательные:
- дать представление о функциях суммирования, сортировки данных и построении диаграмм;
- научить анализировать результат работы табличного процессора с данными;
- изучить особенности табличного процессора.
Развивающие:
- продолжить формирование умений обработки данных;
- способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к научным достижениям и изобретениям человечества;
- развивать навык рационального использования времени;
- воспитывать уважение к чужому труду и ответственность за коллективный труд.
Межпредметные связи:
- обеспечивающие: математика, экономика.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентационный материал, компьютерный класс.
Ход занятия
№ п/п | Элементы занятия | Примерное время (мин.) | Содержание занятия | Методы и приемы обучения | Средства обучения |
1 | Организационный момент | 1 | Проверка готовности обучающихся к занятию и создание положительного эмоционального фона | Диалог преподавателя с обучающимися | Мультимедийный проектор, компьютер, презентация |
2 | Актуализация темы занятия и мотивация обучающихся | 5 |
– На уроке мы будем использовать электронные таблицы для решения реальных задач прикладного характера. ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ: (Презентация к уроку) Слайд № 2-6
Слайд № 7 (ребусы)
(Презентация к уроку) Слайд № 8 Тема урока: Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. | Постановка проблемы, подводящей к самостоятельной формулировке темы обучающимися. Диалог, подводящий к самостоятельному определению цели занятия | Мультимедийный проектор компьютер, презентация |
3 | Проблемно-поисковый этап | 20 | 1. Для изучения новой темы вам предстоит выполнить небольшое исследование. Цель исследования в том, чтобы самостоятельно выяснить результаты работы математической функции суммирования, сортировки и графического способа отображения данных Для оптимизации ваших действий распределимся за рабочие станции, и каждый индивидуально будет исследовать свою Excel-книгу, в которой в первых трёх листах представлены частично выполненные задания. Затем подведём промежуточные результаты индивидуального исследования. Организует индивидуальную самостоятельную аналитическую работу. Методология исследования заключается в том, чтобы, студенты ознакомились с результатами частично выполненных заданий, по аналогии завершили их выполнение.и на основе результатов сделать выводы о функциях суммировании, сортировки и построении диаграмм. Осуществляет индивидуальное взаимодействие с каждым обучающимся, осуществляет консультативную помощь. Слайд № 9-11 2. Представление промежуточных результатов. Слайд № 12-14 Вопросы по суммированию:
Вопросы по сортировке
Вопросы по построению диаграмм
| Самостоятельное выполнение практической работы. Представление результатов работ. | Мультимедийный проектор компьютер, презентация. |
4 | Применение полученных знаний в новой ситуации. | 15 | 1. Предлагаю теперь, применяя результаты проведённых изысканий выполнить обработку данных таблицы. Слайд № 15 2. Представление разработанных итоговых диаграмм. Студент акцентирует внимание на тонкостях выполнения задания и индивидуальных настройках. 3. Оценка результатов самостоятельной работы Слайд № 16 | Самостоятельное выполнение практической работы. Представление результатов работ. | Мультимедийный проектор компьютер, |
5 | Подведение итогов. Рефлексия. | 3 | Преподаватель подводит итоги урока: спрашивает о том, что нового они узнали на уроке, обсуждает степень выполнения ими поставленных в начале урока задач, уровень усвоения материала. Объявляет оценки за урок. (Применение MS Excel) Слайд №17 | Диалог преподавателя с обучающимися. | |
6 | Домашнее задание | 1 | Домашнее задание:
Дополнительное задание: познакомиться с остальными видами диаграмм в Excel. Слайд № 19 | Монолог преподавателя, комментирование задания. | Мультимедийный проектор компьютер, презентация |
Заключение
Представленная методическая разработка была апробирована среди обучающихся I - ого курса специальности Информационные системы и программирование.
Для достижения поставленных целей мною были решены следующие задачи:
Образовательные:
1. дать представление о функциях суммирования, сортировки данных и построении диаграмм;
2. научить анализировать результат работы табличного процессора с данными;
3. изучить особенности табличного процессора.
Развивающие:
1. продолжить формирование умений обработки данных;
2. способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к научным достижениям и изобретениям человечества;
2. развивать навык рационального использования времени;
3. воспитывать уважение к чужому труду и ответственность за коллективный труд.
Главными из них я считаю: формирование отношений взаимной ответственности и развитие мышления и познавательных интересов с применением ИКТ. Постановка проблемы была организованна так, чтобы подвести обучающихся к самостоятельной формулировке темы. Все этапы урока были связанны логической последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во время проведения урока. Была подчеркнута важность данной темы в будущей специальности. Были использованы следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Например, для формирования навыков самостоятельной работы я применила следующие методические приемы: исследование, практическая работа. Обеспечить работоспособность группы мне удалось с помощью различных типов заданий, игровых технологий (блиц-опрос, работа в парах, ребусы, самостоятельное исследование). Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы ответы обучающихся были грамотные, четкие, ясные, но не многие обучающиеся могут так отвечать, поэтому, я стараюсь следить за своей речью, речью обучающихся, увеличиваю время свободного высказывания. По моему мнению, удалось рационально распределить время, место и приемы контроля. На протяжении всего урока в кабинете царила атмосфера дружеского общения, взаимопонимания.
Присутствующие на уроке коллеги - специалисты в области ИКТ оценили проведенное занятие на высший балл.
Список литературы
1. Учебник Н.Д. Угриновича “Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень”.
2. Угринович Н.Д. «Практикум по информатике и информационным технологиям», 10 - 11 кл.
3. Журнал «Информатика и образование».
интернет-ресурсы:
1.Международный научный журнал «Молодой ученый» http://www.moluch.ru/
2. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. Методическая служба. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php - // Электронный ресурс.
Оглавление
Введение | 2 |
1. Основная часть | 3 |
1.1. Ход занятия | 4 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 10 |
Оглавление | 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к самостоятельной работе тема: «Исследование функции с помощью производной (по графику производной)».
Предлагается график функции, необходимо заполнить таблицу по схеме исследования свойств функции. Предлагается выполнить тернажер по теме....
«Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных»
Дисциплина: «Информатика» Тема урока: «Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных» Цели: 1....
Наглядное представление статистической информации
Цели: умения работать с информацией, представлять ее в наглядном виде, анализировать, делать прогнозы и содержательные выводы.Задачи:Образовательные: проверка умения учащихся:изображать результаты экс...
урок по информатике в 7 классе "Наглядное представление процессов изменения величин"
Сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм.Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;научиться ...
Методическая разработка урока на тему "Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков"
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации"Тема: Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиковВ основе урока по теме...
Презентация по дисциплине Статистика к теме "Наглядное представление статистической информации"
Материал презентации содержит обзор сущности табличного и графического способов отображения информации в статистике и контрольные вопросы усвоения изученного материала....
Графическое представление статистических данных
Презентация к уроку на День самоуправления по учебной дисциплине "Статистика" по теме: "Графическое представление статистических данных".Подготовили студентки 2 курса, специальност...