Наглядное представление статистической информации
методическая разработка по теме

Демидова Инна Раисовна

Цели: умения работать с информацией, представлять ее в наглядном виде, анализировать, делать прогнозы и содержательные выводы.

Задачи:

Образовательные: проверка умения учащихся:

изображать результаты экспериментов, наблюдений, опросов в виде таблиц, графиков, диаграмм.

вычислять и применять различные выборочные характеристики, обобщение и систематизация основных.

• Развивающие: 

формирование умений первичной обработки статистических данных;

формирование представлений о важных статистических идеях;

развитие логического мышления;

развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы.

• Воспитательные:

воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов, уважительного отношения друг к другу;

воспитание познавательного интереса к учебному предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnoe_predstavlenie_statisticheskoy_informatsii.docx156.11 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядное представление статистической информации.

Цели: умения работать с информацией, представлять ее в наглядном виде, анализировать, делать прогнозы и содержательные выводы.

Задачи:

Образовательные: проверка умения учащихся:

изображать результаты экспериментов, наблюдений, опросов в виде таблиц, графиков, диаграмм.

вычислять и применять различные выборочные характеристики, обобщение и систематизация основных.

• Развивающие: 

формирование умений первичной обработки статистических данных;

формирование представлений о важных статистических идеях;

развитие логического мышления;

развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы.

• Воспитательные:

воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов, уважительного отношения друг к другу;

воспитание познавательного интереса к учебному предмету; 

воспитание у учащихся культуры общения в группе. 

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Теория вероятностей занимается изучением математических моделей случайных явлений. Имея подходящую математическую модель какого-либо случайного явления, мы можем рассчитывать вероятности тех или иных событий и по этим вероятностям, мы можем, пользуясь статистической устойчивостью частот, предсказывать частоты этих событий. Если вероятностная модель выбрана правильно, то такие предсказания будут выполняться со случайными ошибками, которые также можно рассчитывать в рамках выбранной модели.

Математическая статистика — наука о математических методах анализа статистических данных, полученных при проведении массовых наблюдений. Математическая статистика выделяется из теории вероятностей в самостоятельную область, хотя основные методы и приёмы рассуждений в ней остаются теми же самыми. Причиной этого является специфичность задач математической статистики, являющихся, в известной мере, обратными к задачам теории вероятностей.

Задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практичных выводов. Отметим два основных метода анализа статистических данных: 1) оценка неизвестной вероятности события; оценка неизвестной функции распределения; оценка параметров распределения, вид которого неизвестен. 2) проверка статистических гипотез о виде неизвестного распределения или о величине параметров распределения, вид которого известен.

Основная задача математической статистики заключается в получении выводов о массовых явлениях по данным наблюдений над ними и экспериментов. Эти статистические выводы представляют собой утверждения об общих характеристиках этих явлений (вероятностях, законах распределения и их параметрах, математических ожиданиях, дисперсиях и т.д.). Цель математической статистики – оценить характеристики генеральной совокупности по каким-то выборочным данным. Свойства генеральной совокупности, обычно, неизвестны и все выводы о генеральной совокупности делаются исключительно по выборке.

Этапы статистического исследования:

-сбор информации

-обобщение и систематизация

-составление таблиц

Статистическая информация может быть представлена в  различных формах:

- простой статистический ряд

-вариационный (упорядоченный) ряд

-таблица частот

 -таблица относительных частот

-интервальный ряд

-графическая форма

Наглядное представление информации.

-столбчатая диаграмма

-круговая диаграмма

-полигон

-гистограмма.

Преимущество представления статистических данных в виде таблиц, диаграмм и графиков.

1.Графики производят более сильное впечатление, чем цифры.

2.Позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения.

3.Помогают правильно истолковать результаты статистического анализа.

4. Значительно облегчают понимание статистического материала.

5.Делают его наглядным и доступным.

Задача.

У 50 рабочих городского предприятия попросили оценить время, которое они в среднем тратят на проезд от дома до работы. Получились следующие данные в минутах (с точностью до 10 минут).

20

100

20

30

40

50

30

80

90

40

30

50

20

50

30

30

50

60

60

50

30

40

60

50

100

60

90

10

20

50

90

80

20

40

50

10

50

40

30

40

60

120

30

40

60

20

60

10

50

60

Решение:

Выборка – это то, что выбрали

Общий ряд данных - это ряд  всех значений  измерения, заключённых в промежутке от наименьшего возможного до наибольшего возможного значений.

Ряд данных: 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100,110,120.

Ряд данных измерения - это ряд из всех его вариант.

Варианта измерения - это один из результатов того, что выбрали.

20

100

20

30

40

50

30

80

90

40

30

50

20

50

30

30

50

60

60

50

30

40

60

50

100

60

90

10

20

50

90

80

20

40

50

10

50

40

30

40

60

120

30

40

60

20

60

10

50

60

Ряд данных измерения 10,20,30,40,50,60,80,90,100,120.

Группировка данных измерения

Кратностью варианты измерения называется число k, которое показывает, сколько раз встретилась варианта среди всех данных.

2

10

2

3

4

5

3

8

9

4

3

5

2

5

3

3

5

6

6

5

3

4

6

5

10

6

9

1

2

5

9

8

2

4

5

1

5

4

3

4

6

12

3

4

6

2

6

1

5

6

Запишем общий ряд данных: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.

Сгруппированный ряд данных.

1,1,2,…,2,3,…,3,4,…4,5,…,5,6,…,6,8,8,8,9,9,10,10,12

2)Табличное представление информации.

Таблиц распределения данных

варианта

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

сумма

кратность

3

6

8

7

10

8

3

2

2

1

50

Объём измерения - сумма всех кратностей или количество всех данных измерения.

Частота варианты измерения.

Частотой варианты называется отношение её кратности к объёму измерения.

Таблица распределения частот измерения

варианта

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

сумма

кратность

3

6

8

7

10

8

3

2

2

1

50

частота варианты

0,06

0,12

0,16

0,14

0,2

0,16

0,06

0,04

0,04

0,02

1

частота, %

6

12

16

14

2

16

6

4

4

2

100

3) Графическое представление информации.

варианта (по оси ОХ)

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

кратность (по оси ОУ)

3

6

8

7

10

8

3

2

2

1

Полигон (многоугольник) распределения данных

Полигон частот в процентах

варианта (по оси ОХ)

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

частота, %( по оси ОУ)

6

12

16

14

2

16

6

4

4

2

Рассмотрим полигон распределения частот

Размахом измерения называется разность между максимальной и минимальной вариантами.

Размах 12дес.-1дес.=11дес (110 мин)

Модой измерения называется варианта, которая в измерении встретилась чаще.

Мода 50 мин.

Медианой измерения называется варианта, которая стоит в ряду данных, расположенных по возрастанию, в середине, если количество вариант нечётно. В случае чётности количества вариант медиана равна среднему арифметическому двух средних вариант ряда данных.

Медиана (5+6):2=5,5

4) Числовые характеристики данных измерения.

Средним значением данных называется их среднее арифметическое.

Таблица распределения данных

варианта

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

сумма

кратность

3

6

8

7

10

8

3

2

2

1

50

Для нахождения среднего значения нужно:

1)просуммировать все данные измерения;

2)полученную сумму разделить на количество данных.

(1·3+2·6+3·8+4·7+5·10+6·8+8·2+9·3+10·2+12·1):50=4,8

48 мин

Таблица распределения частот измерения

варианта

1

2

3

4

5

6

8

9

10

12

сумма

частота варианты

0,06

0,12

0,16

0,14

0,2

0,16

0,06

0,04

0,04

0,02

1

Для нахождения среднего значения можно:

1)каждую варианту умножить на её частоту;

2)сложить все полученные произведения.

1·0,06+2·0,12+3·0,16+4·0,14+5·0,2+6·0,16+8·0,04+9·0,06+10·0,04+12·0,02=4,8

Задача.

На вступительном письменном экзамене по математике можно получить от 0 до 10 баллов. Сорок абитуриентов получили такие оценки:

                     6     7     7     8     9     2     10     6     5     6

                     7     3     7     9     9     2      3      2     6     6

                     6     7     8     8     2     6      7      9     7     5

                     9     8     2     6     6     3      7      7     6     6

а)Составить общий ряд данных и ряд данных измерения; упорядочить и сгруппировать полученные оценки.

б)Составить таблицы распределения данных и распределения частот.

в)Построить графики распределения данных и распределения частот.

г)Найти размах, моду, среднее значение и медиану.

Решение:

а)Составить общий ряд данных и ряд данных измерения (Э); упорядочить и сгруппировать полученные оценки.

Общий ряд данных: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Ряд данных измерения: 2,3,5,6,7,8,9,10.

Сгруппированный ряд данных

2,…,2, 3, 3, 3, 5, 5, 6,…,6, 7,…, 7, 8,…,8, 9,…, 9, 10.

б)Составить таблицы распределения данных и распределения частот.

Таблица распределения данных и частот

варианта

2

3

5

6

7

8

9

10

сумма

кратность

5

3

2

11

9

4

5

1

40

частота

0,125

0,075

0,05

0,275

0,225

0,1

0,125

0,025

1

частота,%

12,5

7,5

5

27,5

22,5

10

12,5

2,5

100

в)Построить графики распределения данных и распределения частот.

Полигон распределения данных.

Полигон распределения частот.

г)Найти размах измерения, моду, среднее значение и медиану

Размах измерения равен 10-2=8

Мода равна 6

Среднее статистическое значение ( 2∙5+3∙3+5∙2+6∙11+7∙9+8∙4+9∙5+10∙1):40=245:40=6,125

Медиана равна (6+7):2=6,5

Выделим среди оценок «плохие» - 2,3,4 ϵ [2;4], «средние» - 5,6,7 ϵ [5;47], «хорошие»- 8,9,10 ϵ [8;10]. Тем самым получим интервальный ряд данных: 2-4, 5-7, 8-10.

варианта

«плохая»

«средняя»

«хорошая»-

Для каждого участка сложим кратности вариант , попавших в него. Получим кратности каждого участка.

варианта

«плохая»

«средняя»

«хорошая»-

кратность

8

22

10

Построим столбчатую диаграмму, или гистограмму распределения. Основание первого – это отрезок [2;4], его площадь равна 8, т.е. равна кратности «плохой» варианты.

варианта

«плохая»

«средняя»

«хорошая»-

кратность

8

22

10

частота

0,2

0,55

0,25

частота, %

20

55

25

ТЕСТ. Статистические исследования

Часть 1.

1.Для административной контрольной работы был создан тест из 8 заданий. Количество верных ответов, полученных каждым из 50 учащихся, было предоставлено в виде таблицы частот. Найдите пропущенное значение частоты.

Число верных ответов

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Частота

1

2

4

5

12

8

6

3

 1)  7           2)  9        3)   10         4)   11

2.Для определения оптимального варианта плана выпуска мужской обуви фиксировалась относительная частота (в процентах) размеров проданной в течение месяца обуви. Найдите пропущенное значение относительной частоты.

Размер обуви

38

39

40

41

42

43

44

45

Относительная частота %

3

5

12

19

20

13

7

1)32          2)22                       3)21                4)  11

3.Найдите моду числового ряда, представленного таблицей частот.

Варианта

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Частота

1

2

3

6

12

11

8

5

4

2

  1.  12      2)11    3)5     4)   4

4.Найдите среднее арифметическое числового ряда, представленного таблицей.

Варианта

1

2

3

4

5

6

Частота

2

5

10

15

15

3

  1. 3,5     2)  3,9    3)  4,2   4)  4,9

5.Найдите медиану числового ряда, представленного таблицей частот.

Варианта

0

1

2

3

4

5

6

Частота

1

2

5

12

10

6

4

  1.   3,5     2)  3  3)2,5     4)12

Часть 2.

Имеются следующие данные о распределении по возрасту участников забега на 10 км.

Возраст, лет

18-22

22-26

26-30

30-34

34-38

Число участников

15

25

10

5

5

Заменив каждый интервал его серединой, вычислите средний возраст участников (результат округлите до целого числа лет)

Часть 3.При измерении диаметра валиков после шлифовки получены следующие  результаты ;

6,9   6,7   6,6  6,9   7,0    7,1   6,7   6,9  6,9   7,2    7,1    6,9,  6,8

7,0  6,5    7,3   6,9    7,0    7,1    6,8   6,8    7,3   6,9   6,7  6,6  7,0

6,8  7,1  7,0  6,8

Представьте полученные данные в виде интервального ряда с интервалом длиной 0,2  мм и постройте соответствующий полигон, заменив каждый интервал его серединой.

Диаметр валика, мм

6,5-

-7,3

Число валиков

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Графические способы отображения статистической информации"

Презентация по дисциплине "Статистика" по теме  "Графические способы отображения статистической информации"...

урок по информатике в 7 классе "Наглядное представление процессов изменения величин"

Сформировать у учащихся представление о назначении графиков и диаграмм.Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий темы “Электронные таблицы”;научиться ...

Зачет по разделу Представление информации

Задания для промежуточного контроля по разделу "Представление информации"...

Презентация по дисциплине Статистика к теме "Наглядное представление статистической информации"

Материал презентации содержит обзор сущности табличного и графического способов отображения информации в статистике и контрольные вопросы усвоения изученного материала....

Буклет "Рекомендации к оформлению наглядной стендовой информации"

В буклете представлены требования к содержанию и формлению стендов, виды стендов....

Встроенные математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Методическая разработка урока по информатике «Встроенные   математические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков» представляет собой урок ...

Графическое представление статистических данных

Презентация к уроку на День самоуправления по учебной дисциплине "Статистика" по теме: "Графическое представление статистических данных".Подготовили студентки 2 курса, специальност...