К вопросу об особенностях развития профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов
статья
В соответствии с новыми требованиями модель современного выпускника предполагает у него наличие определённых профессиональных (Hard Skills) и надпрофессиональных навыков (Soft Skills).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу об особенностях развития профессиональных и надпрофессиональных навыков студентов
Мерзликина Н.В.
В соответствии с новыми требованиями модель современного выпускника предполагает у него наличие определённых профессиональных (Hard Skills) и надпрофессиональных навыков (Soft Skills).
Soft Skills дословно переводится с английского как «мягкие навыки», а Hard Skills - «твердые навыки».
В последнее время в профессиональном образовании закономерно возник вопрос о необходимости развития надпрофессиональных навыков.
В каждом коллективе есть работник, обладающий харизмой, чувством юмора и умением договариваться. При этом он может не быть техническим профессионалом в своей деятельности. Но, так или иначе, этот сотрудник уверенно шагает по карьерной лестнице вверх. Почему? Все очень просто, ведь он в совершенстве владеет «мягкими навыками».
Soft Skills - это совокупность особых навыков, которые необходимы людям для общения, которые помогают человеку не только в карьерном росте, но и в обычной жизни.
А теперь представим себе другую категорию людей в том же коллективе. Они в совершенстве владеют «тяжелыми» навыками, Hard Skills. Как правило, это сотрудники, которые, не являясь превосходными ораторами, на высшем уровне выполняют свою работу. И имеют успех. Hard Skills – это совокупность профессиональных навыков, необходимых для четкого и правильного выполнения работы.
Становится понятно, чтобы достичь высокого результата, нужно обладать одновременно Soft Skills и Hard Skills.
Представители разных профессий в разных степенях обладают коммуникативными (Soft) и техническими (Hard) навыками. Например, журналисты, директора предприятий, секретари лучше владеют коммуникативными навыками. А бухгалтеры, пилоты, механики – техническими навыками. От людей «тяжелых» навыков обычно требуется не гибкость ума, а технические знания, высокий уровень квалификации и, да, в некоторой степени, шаблонное мышление.
Известно всем, что для выработки Hard Skills и Soft Skills требуется ежедневная практика. В этом помогут специальные программные курсы. Но главным условием успешного освоения программ станет только разнообразный, уникальный подход к жизни; умение самостоятельно принимать решения и выходить из сложных ситуаций.
Считается, что гибкие навыки должны стать востребованными в условиях технического прогресса и динамично меняющейся бизнес-среды начала XXI века, в частности, участники Всемирного экономического форума, а также Гайдаровского форума отмечали, что трансформация образования в условиях технологической революции приводит к возрастанию потребности в гибких навыках, а Ассоциация бизнес-образования США и ОЭСР определяют гибкие навыки как критически важный фактор трудоустройства в условиях современного рынка труда.
В то же время Soft Skills сложно отслеживать, измерять и развивать.
Но тем не менее статистика показывает, что в технологиях подготовки студента к участию в чемпионате Ворлдскиллс, к сдаче демонстрационного экзамена 40% процентов успеха – это «гибкие навыки». Коммуникации – умение общаться, слышать, презентовать себя. Эмоциональный интеллект плюс ответственность за результат. Управление – дисциплина, самоорганизация, управление временем. Время диктует свои правила и необходимость внедрения в процесс обучения элементов, позволяющих эффективно развивать Soft Skills. А значит, современному педагогу необходимо использовать в своей работе различные способы, среди которых специалисты выделяют тренинги, корпоративные программы подготовки и обучения, наставничество и коучинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"
Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...
10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.
Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...
Методический доклад "разнообразие форм и методов контроля знаний с целью развития профессиональных навыков специалиста"
Данный методический доклад представляет интерес для преподавателей средних специальных учебных заведений. Доклад содержит направления практико - ориентированного обучения, формы и методы контроля знан...
Доклад на тему: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА».
Доклад для выступления...
Презентация на тему: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА».
Презентация к выступлению....
РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Сборник упражнений и методика их применения....
Развитие жестких и мягких навыков через применение гибких проектных технологий в модели наставничества в цепочке «работодатель - студент», «студент - педагог»
Данный доклад был представлен в рамках круглого стола во время проведения Чемпионата "Молодые профессионалы"...