Формирование общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.
статья
Технология и методика ормирования общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_obshchih_kompetentsiy_fgos_spo.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций ФГОС СПО
при освоении курса информатики.
На сегодняшний день в системе образования происходит замена знаниевого подхода на компетентностный (деятельностный). Эта замена вызвана тем, что требования общества, производственной сферы к выпускникам меняются. Сегодня обществом востребованы специалисты, умеющие ориентироваться в информационном пространстве, коммуникативные, способные найти выход из любой жизненной ситуации.
Профессиональное образование - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.
Среди основных задач профессионального образования, можно выделить следующие:
- Дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
- создание центров практик на предприятии;
- привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
- формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Система профессионального образования включает в себя совокупность взаимодействующих:
- федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ;
- учебных заведений, образовательных учреждений, которые имеют лицензии независимо от их организационно правовых форм;
- различных предприятий, учреждений и организации (производственных, научных), которые осуществляют научные
исследования и функции профессионального образования;
- органов управления учреждениями и подведомственных им организаций;
- общественных объединений (профессиональных ассоциаций, творческих союзов и т. п.).
Одним из способов достижения задач профессионального образования это формирование общих компетенции. Общие компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности, предусмотренных стандартом образования по определённой профессии.
Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Общие компетенции в нашем понимании – способность применять знания и умения. Широкое внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития профессионального образования, которое должно не просто дать некоторую сумму знаний, но и сформировать у учащегося информационные умения, способствующие его успешной социализации. Существует множество подходов к формированию общих компетенций.
Цель – систематизация процесса формирования общих компетенций в рамках курса информатики среднего профессионального образовательного учреждения.
Задачи:
- Провести анализ внедрения компетентностного подхода в процесс обучения.
- Проанализировать современные подходы формирования компетенций на основе ФГОС.
- Разработать план формирования общих компетенций
- Провести систематизацию общих компетенций по основным разделам информатики.
- Разработать рабочую программу по дисциплине "Информатика" с примерами занятий.
Объект исследования - образовательная среда среднего профессионального образовательного учреждения в контексте формирования общих компетенций.
Предмет исследования - формирование общих компетенций в рамках курса информатики среднего профессионального образовательного учреждения.
Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе «Общие компетенции и их формирование на уроках информатики» проводится анализ литературных источников, в которых анализируется применение компетентностного подхода в рамках среднего специального образования. В результате проведенного анализа под компетенцией понимается образ будущего студента, ориентир для освоения. Компетенции основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В настоящее время перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе имеет следующий вид: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции. В рамках поставленной цели дипломной работы под общими компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Формирования общих компетенций осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей. В рамках дисциплины
«Информатика» которая в «Математический и общий естественнонаучный» цикл и является обязательной рассматривается следующий набор методов для формирования общих компетенций.
ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Для формирования ОК 1 на уроках информатики возможны следующие методы: подбор заданий с профориентационной направленностью, использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением, применение электронных образовательных ресурсов, использование практико- ориентированных текстов, встречи со специалистами, метод проектов. Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад, профориентационных мероприятий.
ОК 2. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Данные компетенции предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск практикоориентированной информации в справочной литературе, сети Интернет, составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, создание материальных и информационных моделей, подготовка и защита рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных презентаций, участие в телекоммуникационных проектах.
Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий). ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Сформировать данную компетенцию у студентов можно в результате использования сочетания названных выше методов с такими способами, как действие по инструкции, тренировочные, имитационные, творческие упражнения, создание имитационных ситуаций. Получить навыки организации собственной деятельности помогают обрести систематическое выполнение домашнего задания, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, создание портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.
ОК 4. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Эта компетенция формируется в результате использования методов проблемного обучения, решения ситуационных задач, исследовательских и практикоориентированных проектов, практических работ поискового и исследовательского характера.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6), брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7) студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использование активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы (ОК 8).
ОК 9. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. В данном пункте методы направлены на формирование этического отношения к информации, необходимости знаний об авторских и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов, соблюдения правил общения в сети, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях.
ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.
Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....
Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...
Формирование общих компетенций
В данном материале рассматривает структура формирования общих компетенций на уроках иностранного языка...
Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории
В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...
Формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций.
В статье рассмотрены формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций....
Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"
Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС
На современном этапе актуальным является вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...