Формирование общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.
статья

Слесарь Константин Александрович

 Технология и методика ормирования общих компетенций ФГОС СПО при освоении курса информатики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obshchih_kompetentsiy_fgos_spo.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общих компетенций ФГОС СПО
при освоении курса информатики.

На сегодняшний день в системе образования происходит замена знаниевого подхода на компетентностный (деятельностный). Эта замена вызвана тем, что требования общества, производственной сферы к выпускникам меняются. Сегодня обществом востребованы специалисты, умеющие ориентироваться в информационном пространстве, коммуникативные, способные найти выход из любой жизненной ситуации.

Профессиональное образование - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением, установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям.

Среди основных задач профессионального образования, можно выделить следующие:

  • Дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
  • создание центров практик на предприятии;
  • привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
  • формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.

Система профессионального образования включает в себя совокупность взаимодействующих:

  • федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и образовательных программ;
  • учебных заведений, образовательных учреждений, которые имеют лицензии независимо от их организационно правовых форм;
  • различных предприятий, учреждений и        организации (производственных, научных), которые осуществляют научные

исследования и функции профессионального образования;

  • органов управления учреждениями и подведомственных им организаций;
  • общественных объединений (профессиональных ассоциаций, творческих союзов и т. п.).

Одним из способов достижения задач профессионального образования это формирование общих компетенции. Общие компетенции представляют собой сумму знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности, предусмотренных стандартом образования по определённой профессии.

Любая общая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Общие компетенции в нашем понимании – способность применять знания и умения. Широкое внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития профессионального образования, которое должно не просто дать некоторую сумму знаний, но и сформировать у учащегося информационные умения, способствующие его успешной социализации. Существует множество подходов к формированию общих компетенций.

Цель – систематизация процесса формирования общих компетенций в рамках курса информатики среднего профессионального образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Провести анализ внедрения компетентностного подхода в процесс обучения.
  2. Проанализировать современные подходы формирования компетенций на основе ФГОС.
  3. Разработать план формирования общих компетенций
  4. Провести систематизацию общих компетенций по основным разделам информатики.
  5. Разработать  рабочую программу  по  дисциплине  "Информатика" с примерами занятий.

Объект исследования - образовательная среда среднего профессионального образовательного учреждения в контексте формирования общих компетенций.

Предмет исследования - формирование общих компетенций в рамках курса информатики среднего профессионального образовательного учреждения.

Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В первой главе «Общие компетенции и их формирование на уроках информатики» проводится анализ литературных источников, в которых анализируется применение компетентностного подхода в рамках среднего специального образования. В результате проведенного анализа под компетенцией понимается образ будущего студента, ориентир для освоения. Компетенции основываются на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности студента, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В настоящее время перечень ключевых компетенций человека, подлежащих формированию в общеобразовательной школе имеет следующий вид: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Согласно ФГОС СПО компетентность будущего специалиста включает в себя общие и профессиональные компетенции. В рамках поставленной цели дипломной работы под общими компетенциями понимается совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Формирования общих компетенций осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении комплекса учебных дисциплин и профессиональных модулей. В рамках дисциплины

«Информатика» которая в «Математический и общий естественнонаучный» цикл и является обязательной рассматривается следующий набор методов для формирования общих компетенций.

ОК 1. Понимание студентами сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса. Для формирования ОК 1 на уроках информатики возможны следующие методы: подбор заданий с профориентационной направленностью, использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением, применение электронных образовательных ресурсов, использование практико- ориентированных текстов, встречи со специалистами, метод проектов. Проведение в процессе внеаудиторной деятельности творческих конкурсов, викторин, олимпиад, профориентационных мероприятий.

ОК 2. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. Данные компетенции предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск практикоориентированной информации в справочной литературе, сети Интернет, составление планов к тексту, конспектов, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, создание материальных и информационных моделей, подготовка и защита рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, объявлений, плакатов, электронных презентаций, участие в телекоммуникационных проектах.

Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий). ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Сформировать данную компетенцию у студентов можно в результате использования сочетания названных выше методов с такими способами, как         действие по инструкции, тренировочные, имитационные, творческие упражнения, создание имитационных ситуаций. Получить навыки организации собственной деятельности помогают обрести систематическое выполнение домашнего задания, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, создание портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах.

ОК 4. Способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Эта компетенция формируется в результате использования методов проблемного обучения, решения ситуационных задач, исследовательских и практикоориентированных проектов, практических работ поискового и исследовательского характера.

ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Научиться работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6), брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7) студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использование активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы (ОК 8).

ОК 9. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. В данном пункте методы направлены на формирование этического отношения к информации, необходимости знаний об авторских и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов, соблюдения правил общения в сети, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях.

ОК 10. Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов.

Использование метода проектов на занятиях информатики как средства формирования общих компетенций у студентов....

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Формирование общих компетенций

В данном материале рассматривает структура формирования общих компетенций на уроках иностранного языка...

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

В статье говорится о формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории. ...

Формы и методы внеаудиторной работы по истории, способствующие формированию общих компетенций.

В статье рассмотрены формы и методы внеаудиторной работы по  истории, способствующие формированию общих компетенций....

Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"

Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС

  На современном этапе актуальным является вопрос подготовки  высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...