Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания
статья по теме
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа
Кирпичева Е.А. Лукояновский медицинский колледж
Понятие «формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа средствами физического воспитания» рассматривается как процесс и результат комплексных преобразований в целенаправленном становлении, развитии и совершенствовании базовых физических и психологических качеств, знаний, умений и навыков, а также мотивационно-ценностных ориентаций в области физического воспитания для повышения физической работоспособности, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Физическая культура» в подготовке молодых специалистов среднего звена системы здравоохранения предполагает обязательное получение системы определенных знаний, умений, навыков, а также воспитание в них общей и профессиональной культуры.
Достигаемая в процессе занятий цель в той или иной интерпретации чаще всего трактуется как укрепление здоровья и повышение производительности труда, а задачами становятся:
- подготовка к труду;
- восстановление работоспособности во время работы и по ее окончании;
- профилактика возможных влияний неблагоприятных факторов труда;
- формирование сознательного и творческого отношения к труду;
- воспитание трудовой и общественной активности и т. д.
Компетентностный подход как наиболее продуктивный, позволяет рассматривать в качестве цели физического воспитания в ССУЗе формирование общих компетенций для содействия формированию профессиональных компетенций и эффективному решению профессиональных задач. Комплексный подход позволяет рассматривать все цели физического воспитания (нравственного, умственного, эстетического) в комплексе задач, содержания средств, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, что составляет главное прикладное направление трудового физического воспитания. Опираясь на личностный подход, цель физического воспитания может быть определена как развитие личности в процессе физического воспитания, обеспечивающее эффективное формирование общих компетенций и содействие формированию профессиональных компетенций.
Технология формирования общих компетенций студентов ССУЗов реализуется в физическом воспитании на всем протяжении процесса обучения в колледже при использовании физических упражнений из коллективных спортивных и подвижных игр, пешего туризма, плавания, оздоровительной гимнастики, упражнений для снятия нервно-психического напряжения, а также методов репродуктивной и продуктивной деятельности, информационно-рецептивного метода, метода проектов; в формах учебных теоретических и практических занятий, занятий в спортивных секциях, физкультминуток в производственной практике, спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеучебных оздоровительных мероприятий в студенческих общежитиях.
Медицинский работник должен быть всесторонне физически и духовно развитой личностью, способной активно действовать в условиях глобального кризиса и медицины катастроф. Это предполагает переориентацию целей и смысла физического воспитания студентов медицинских специальностей в среднем учебном заведении с упором на роль этого предмета не только в профессиональной деятельности медицинских работников разных специальностей, но и в общей гуманитарной подготовке, в культурном и гуманистическом потенциале человека.
Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а также высокой концентрацией его внимания. Ряд профессий медицинских специализаций связан с длительными статическими усилиями, необходимостью проявления высокой координационной способностью верхних конечностей, точностью двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью. Высокая профессиональная работоспособности медицинского работника зависит от уровня физического здоровья.
Код | Наименования результатов обучения | Средства для формирования компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а также высокой концентрацией его внимания. Ряд профессий медицинских специализаций связан с длительными статическими усилиями, необходимостью проявления высокой координационной способностью верхних конечностей, точностью двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью это является необходимым условием для их успешной профессиональной деятельности. Спортивная игра волейбол способствует развитию всех этих качеств. |
ОК 2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | |
ОК 4 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 3 | Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Данная компетенция формируется по средствам спортивных и подвижных игр, а так же при участии студентов в спортивно- и физкультурно-массовых мероприятий, внеурочных оздоровительных мероприятий. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Данная компетенция формируется при использовании на теоретических уроках физической культуры ИКТ. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководствам, потребителями. | Именно на учебных занятиях по физической культуре осваивая такие виды спорта как волейбол, баскетбол, футбол, формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счёте работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются. |
ОК 7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. | Способствовать развитию оперативного мышления (это психическое качество воспитывают упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности, воли и других психических процессов), эмоциональной устойчивости (ее развивают упражнения с элементами риска и опасности, с большой физической нагрузкой, а также упражнения, проводимые соревновательным методом), смелость, решительность, ответственность (достигается упражнениями, требующими преодоления чувства боязни и колебания). |
ОК 8 | Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития. | Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, самостоятельность, способность преодолевать трудности, собственное не желание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Для личностного развития используется: оздоровительная гимнастика, упражнения для снятия нервно-психического напряжения, дыхательные упражнения, аутотренинг. |
ОК 10 | Бережно относиться и историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Данная компетенция формируется по средствам подвижных игры специально подобранных, отражающие традиции, быт, культуру русского и других народов. История развития спортивной игры волейбол. |
ОК 12 | Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Формирование осознанной потребности в личной и общественной гигиене (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.) соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна, содействует укреплению здоровья и повышает эффект воздействия физических упражнений на организм человека. |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Формировать умения использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья, повышения работоспособности, закаливания организма, повышения устойчивости к неблагоприятным условиям природной среды и факторам профессиональной деятельности. |
ОК 14 | Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента. | Данная компетенция формируется у студентов при овладении знаниями в области ЗОЖ, вовлеченности в спортивную жизнь колледжа, при изучении биографии великих спортсменов входивших в состав сборной России, а так же на личном примере учителя. |
Вывод: Опираясь на личностный подход, цель физического воспитания может быть определена как развитие личности в процессе физического воспитания, обеспечивающее эффективное формирование общих компетенций и содействие формированию профессиональных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/23/picture-551895-1419318850.jpg)
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-697477-1447593697.jpg)
Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/11/picture-1115380-1549864547.jpg)
Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
Текст доклада и презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-1277115-1606454961.jpg)
2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.
2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1402132-1650212697.jpg)
Роль чтения в формировании общих компетенций студентов медицинского колледжа
В статье обсуждаются вопросы кризиса чтения во многих семьях, что снижает уровень образованности. Что необходимо предпринять, чтобы повысить читательскую активность студентов медколледжа. Приводятся о...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-799102-1466528187.jpg)
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности
Формирование общих компетенций студентов колледжа через развитие универсальных учебных действий познавательной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/07/picture-1536374-1728289191.jpg)
Роль игровых технологий как инструмент в формировании коммуникативных компетенций студентов медицинского колледжа
Известно, что целью курса «Иностранный язык» в среднем профессиональном образовании является формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста-медика, позволяющей ис...