Веб-квест как одна из форм интерактивного обучения
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Веб-квест как одна из форм интерактивного обучения
Сысоева С.В. преподаватель
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»,
Тамбовская обл, Кирсановский район
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивность - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).
Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Одной из методик интерактивного обучения является методика веб-квестов. Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают студенты, выполняя ту или иную учебную задачу.
Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач.
- Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
- Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.
Особенностью образовательного веб-квеста является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы студентов с ним находится на различных веб-сайтах. Как правило, список рекомендуемых веб-сайтов дает преподаватель.
Кроме того, веб-квесты построены из определѐнного набора блоков, каждый из которых позволяет решать в комплексе задачу формирования ИКТ-компетентности.
Результатом работы с веб-квестом является публикация выполненных работ студентов в виде веб-страниц и веб-сайтов.
Различают два типа веб-квестов: краткосрочные (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и долгосрочные (цель: углубление и преобразование знаний студентов, рассчитаны на длительный срок - на неделю и более).
По предметному содержанию выделяют монопроекты и межпредметные веб-квесты.
По типу заданий, выполняемых студентами: компиляционные, журналистские, конструкторские, аналитические, научные, пересказ, оценка, творческое задание, решение спорных проблем и другие. Все виды заданий, определѐнные для веб-квестов, также успешно решают вышепоставленную задачу формирования ИКТ-компетентности.
Структура веб-квеста
1. Вступление.
2. Центральное задание.
3. Список информационных ресурсов
4. Описание процедуры работы.
5. Руководство к действиям.
6. Заключение.
Работа с веб-квестами может быть проведена либо на аудиторном занятии, либо ее можно предложить и как домашнее задание для студентов, интересующихся предметом. Веб-квест может также являться и формой внеурочной воспитательной работы.
Примеры веб-квестов разработанных и проведенных мной:
«Информационная безопасность»,
«Информация вокруг нас»,
«Новое время - новые профессии».
«Семейные традиции»
Данный веб-квест ориентирован на студентов 1 курса колледжа. В процессе работы ребята должны собрать информацию о семейных традициях русского народа, а также поделиться интересными современными традициями, существующими в их семьях.
Целями веб-квеста являются: знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа; развитие интереса к истории своей семьи и семейным традициям своих предков; формирование представления о семейных традициях как об одном их основных критериев счастливой семьи.
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям и традициям семьи.
- Формирование умений осуществлять поиск информации в Интернете, сохранять и обрабатывать найденную информацию, работать с новыми сервисами Интернет.
- Умение из огромного объема информации выбирать нужное и главное.
- Умение работать в группах, научиться уважать мнение членов команды и в тоже время отстаивать свое.
Для участия в веб-квесте студентам было предложено объединиться в группы по 5-6 человек и выбрать для группы одну из ролей: Историки, Фотохудожники, Журналисты.
Историки: должны изучить семейные традиции русского народа, чем жили наши предки, что объединяло и сплачивало их семьи? Результаты своей работы Историки должны оформить в виде презентации и опубликовать ее, использую любой из предложенных сервисов: Calameo, SlideBoom или Slade Share.
Фотохудожники: собирают коллекцию фотографий, раскрывающих тему веб-квеста, т.е. отражающих традиции и праздники их семьи или семьи друзей, можно добавить интересные фотографии, найденные в Интернете, но обязательно соответствующие данной теме. Результаты работы оформляем с помощью сервисов Panoramio или PhotoPeach.
Задача Журналистов: собрать материал о традициях современной семьи, традициях, которые существуют в их семьях в настоящее время. Результаты оформляем в виде электронной книги с помощью сервиса My ebook.
Итоги веб-квеста подводились на классном часе, где каждая группа представила результаты своей работы в виде отчета. Основные критерии публичного отчета: понимание задания, достоверность используемой информации, творческий подход, техническое исполнение.
Таким образом, проведение такого веб-квеста позволяет решить несколько важных задач. Во-первых, это воспитание семейных ценностей у молодого поколения. Во-вторых, это формирование ИКТ-компетентности будущих специалистов.
Примеры участия студентов в веб-квестах, предлагаемых Управлением образования Тамбовской области.
Достоинством технологии веб-квест является еѐ универсальность, которая выражается в отсутствии ограничений использования технологии на различных дисциплинах, он может использоваться на занятиях по любой дисциплине или во внеурочное время.
Таким образом, веб-квест позволяет решить задачу формирования компетенций, которые в новых ФГОС являются основным результатом образовательного процесса.
Используемые источники:
- Горбунова О.В. Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201300509
- Лебедкова Н. В. Формирование ключевых компетенций у студентов через применение ИКТ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/39/4634/
- Что такое веб-квест? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.web-kvest.pldetstva.edusite.ru/p9aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Йога как одна из форм оздоровительной работы на занятиях хореографией
значимость здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Статистика здоровья дошкольников. Понятие и значимость занятий йогой. Упражнения йоги для включения их в деятельность педагога-хор...
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательный веб-квест...
ФРОНТАЛЬНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается фронтальная работа обучающихся как одна из наиболее распространенных форм обучения. Описываются критерии интерактивной лекции. Предлагается описание видов интерактивных лекций...
Web-квест как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности обучающихся
В статье рассматривается web-квест как интерактивная форма работы на занятии по информатике, позволяющая задействовать всех участников, реализовать их творческие способности, воплотить имеющ...
Особенности обучения изложению на иностранном языке как одной из форм репродуктивной письменной речи
Статья посвящена выявлению особенностей обучения репродуктивной письменной речи на иностранном языке. В статье рассматривается понятие «письменная речь», выявляются цели и содержание обуче...
Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...
Пересказ — одна из форм обучения связной речи дошкольников
Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обо...