Рабочая программа Информатика 9 кл
рабочая программа на тему
Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Естествознание») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Босовой Л.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
образовательной области «естествознание»
для 9 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Максимова Е.В.,
учитель математики и информатики
с. Июс
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Естествознание») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Босовой Л.Л. Информатика: Учебник для 9 класса.- 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).
Общая характеристика
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их автоматизации.
В содержании курса информатики 9 класса основной школы целесообразно сделать акцент на изучение фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления.
Курс информатики 9 класса основной школы является частью непрерывного курса информатики. Начиная с 5-го класса обучающиеся получали и закрепляли технические навыки владения ИКТ-компетентностью, развивали их в рамках применения при изучении всех предметов.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ на уровне основного общего образования отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
В данном классе 11 учащихся. Ребята имеют разный уровень знаний по предмету. Поэтому ребятам предлагаются разноуровневые, групповые и индивидуальные виды деятельности. Слабые знания по предмету имеют: Мальцев Александр, Батаев Василий, Курагашев Дмитрий, Губанова Дарья, Парфенова Анастасия. Особого подхода требует Губанова Дарья. Отличники: Шлейнинг Ксения, Медведева Ирина.
Основные содержательные линии
70 ч
1. «Моделирование и формализация» (14 часов)
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
2. « Алгоритмизация и программирование» (18 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
3. «Обработка числовой информации» (11 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
4. «Коммуникационные технологии» (11 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
5. Итоговое повторение (16 часов)
Повторить материал курса Информатика и ИКТ 7 – 9 классов
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне учащиеся 9 класса должны:
знать/понимать
- о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
- о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
- о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
- переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
- формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
- формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
- составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Учебно-методический комплект для учащихся:
- Информатика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Учебно-методический комплект для учителя:
- Информатика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Сайт методической службы http://metodist.lbz.ru
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Повторение | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
1 четверть Глава 1. Моделирование и формализация | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. | |||||
знать/понимать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические) уметь: приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично организованной информации; описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. | |||||
1.1. Моделирование как метод познания | |||||
1 | ТБ на уроках информатики. Цели изучения курса информатики и ИКТ. | 04.09 | |||
2 | Общие сведения о системах счисления | Система счисления; цифра; алфавит; позиционная система счисления; основание; развёрнутая форма записи числа; свёрнутая форма записи числа | 07.09 | ||
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | двоичная система счисления; восьмеричная система счисления | 11.09 | ||
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричная СС. Моделирование как метод познания | шестнадцатеричная система счисления | 14.09 | ||
1.2. Знаковые модели | |||||
5 | Словестные модели | 18.09 | |||
6 | Знаковые модели | Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей | 21.09 | ||
1.3. Графические информационные модели | |||||
7 | Графические информационные модели. Графы | 25.09 | |||
8 | Использование графов при решении задач | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | 28.09 | ||
1.4. Табличные информационные модели | |||||
9 | Табличные модели | 02.10 | |||
10 | Использование таблиц при решении задач | 05.10 | |||
1.5. База данных как модель предметной области | |||||
11 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 09.10 | |||
1.6. Система управления базами данных | |||||
12 | Система управления базами данных | 12.10 | |||
13 | Создание базы данных. Запрос на выборку данных | 16.10 | |||
14 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» | Информационная система, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных, запись, поле, ключ | 19.10 | ||
Глава 2. Алгоритмизация и программирование | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике | |||||
знать/понимать понятие «алгоритм», «исполнитель», свойства алгоритма; способы записи алгоритма; объекты алгоритмов; алгоритмы управления уметь строить конструкцию «следование»; строить конструкцию «ветвление»; строить сокращенную форму конструкции «ветвление»; строить конструкцию «повторение»; строить цикл с заданным условием окончания работы; строить цикл с заданным числом повторений; строить алгоритм с использованием различных алгоритмических конструкций. | |||||
2.1. Решение задач на компьютере | |||||
15 | Алгоритмы и исполнители. Этапы решения задачи на компьютере | Свойства алгоритма, виды алгоритмических структур | 23.10 | ||
16 | Задача о пути торможения автомобиля | 26.10 | |||
17 | Решение задач на компьютере | 30.10 | |||
2 четверть | |||||
2.2. Одномерные массивы целых чисел | |||||
18 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 09.11 | |||
19 | Различные способы заполнения и вывода массива. | Массив, использование циклов | 13.11 | ||
20 | Вычисление суммы элементов массива | 16.11 | |||
21 | Последовательный поиск в массиве | 20.11 | |||
22 | Сортировка массива | 23.11 | |||
23 | Решение задач с использованием массивов. Проверочная работа | Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка | 27.11 | ||
2.3. Конструирование алгоритмов | |||||
24 | Последовательное построение алгоритма | 30.11 | |||
25 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 04.12 | |||
26 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 07.12 | |||
2.4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | |||||
27 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 11.12 | |||
28 | Функции | 14.12 | |||
2.5. Алгоритмы управления | |||||
29 | Алгоритмы управления | 18.12 | |||
30 | Алгоритмы управления. Подготовка к контрольной работе | 21.12 | |||
31 | Полугодовая контрольная работа | 25.12 | |||
32 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | 28.12 | |||
3 четверть | |||||
Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных | |||||
знать/понимать основные сведения о ЭТ, структуре ЭТ, типов данных в ячейках, режимах работы; уметь записывать формулы, знать способы записи ссылок; пользоваться встроенными функциями, уметь применять логические функции; применять сортировку; строить графики и диаграммы разных типов; работать с готовой ЭТ, вносить в нее изменения | |||||
3.1 . Электронные таблицы | |||||
33 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы | 11.01 | |||
34 | Основные режимы работы ЭТ | 15.01 | |||
3.2. Организация вычислений в электронных таблицах | |||||
35 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 18.01 | |||
36 | Встроенные функции | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | 22.01 | ||
37 | Логические функции | 25.01 | |||
38 | Организация вычислений в ЭТ | 29.01 | |||
3.3. Средства анализа и визуализации данных | |||||
39 | Сортировка и поиск данных | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | 01.02 | ||
40 | Диаграмма как средство визуализации данных | 05.02 | |||
41 | Построение диаграмм | Сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории | 08.02 | ||
42 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 12.02 | |||
43 | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | 15.02 | |||
Глава 4. Коммуникационные технологии | |||||
Элементы обязательного минимума образования: Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет | |||||
знать/понимать основные топологии сетей, уметь различать сети по характеристикам; что такое IP-адрес компьютера; доменную систему имен в Интернет, протоколы данных; основные приемы создания сайта при помощи конструкторов (шаблонов);основные технологии размещения сайта в Интернете. Понимание необходимости соблюдения правовых и этических норм при работе в Интернет уметь проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-странички, включающей графические объекты; заполнять сайт информацией; работать с поиском информации в WWW, уметь определять скорость передачи и количество переданной информации при помощи КС | |||||
4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети | |||||
44 | Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации | 19.02 | |||
4.2. Всемирная компьютерная сеть Интернет | |||||
45 | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 22.02 | |||
46 | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР | 26.02 | ||
4.3. Информационные ресурсы и сервисы | |||||
47 | Всемирная паутина. Файловые архивы | Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архи-вы, протокол FTP, электронная почта, форум, телеконференция, чат, социальная сеть, логин, па-роль | 29.02 | ||
48 | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 04.03 | |||
4.4. Создание web – сайта | |||||
49 | Технологии создания сайта. | 07.03 | |||
50 | Содержание и структура сайта | 11.03 | |||
51 | Оформление сайта | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | 14.03 | ||
52 | Размещение сайта в Интернете | Структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | 18.03 | ||
53 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | Сообщение, канал связи, компьютерная сеть, скорость передачи информации, локальная сеть, глобальная сеть, Интернет, протокол, IP-адрес, доменное имя, протокол IP, протокол ТСР, Всемирная паутина, универсальный указатель ресурса (URL), протокол НТТР, файловые архивы, протокол FTP, электронная почта, форум, теле-конференция, чат, социальная сеть, логин, пароль, структура сайта, навигация, оформление сайта, шаблон страницы сайта, хостинг | 21.03 | ||
54 | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии» | 01.04 | |||
Итоговое повторение | |||||
55 | Информация и информационные процессы | 04.04 | |||
56 | Файловая система персонального компьютера | 08.04 | |||
57 | Системы счисления и логика | 11.04 | |||
58 | Таблицы и графы | 15.04 | |||
59 | Обработка текстовой информации | 18.04 | |||
60 | Передача информации и информационный поиск | 22.04 | |||
61 | Вычисления с помощью электронных таблиц | 25.04 | |||
62 | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей | 29.04 | |||
63 | Алгоритмы и исполнители | 02.05 | |||
64 | Программирование | 06.05 | |||
65 | Подготовка к итоговому тестированию. Обобщение за курс информатики 9 кл | 13.05 | |||
66 | Итоговое тестирование | 16.05 | |||
67 | Решение заданий из КИМ ОГЭ | 20.05 | |||
68 | Разбор задач по теме «Алгоритмизация и программирование» | 23.05 | |||
69 | Разбор задач по теме «Измерение информации» | 27.05 | |||
70 | Разбор задач по теме «Системы счисления» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532600-1416376780.jpg)
Рабочая программа Информатика 10 кл
Рабочая программа для 10 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532600-1416376780.jpg)
Рабочая программа Информатика 11 кл
Рабочая программа для 11 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947991-1505472697.jpg)
Рабочая программа "Информатика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.04 «Информатика» специальность31.02.02 «Акушерское дело» уровень подготовки - базовый Квалификация – акушерка (акушер)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-811977-1473069196.jpg)
Рабочая Программа "Информатика" 1 курс
Рабочая программа для студентов 1-курса по предмету "Информатика"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/25/picture-1403601-1650862727.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИКА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД. 07 ИНФОРМАТИКАСпециальность:43.01.09 «Повар, кондитер»Укрупненная группа специальностей:43.00.00 «Сервис и туризм»Уровень подготовки: б...