Рабочая программа Информатика 10 кл
рабочая программа на тему
Рабочая программа для 10 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по информатики и ИКТ
образовательной области «Информатика»
для 10 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Максимова Е.В.,
учитель математики и информатики
с. Июс
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), с учетом примерной программы основного общего образования по Информатике и ИКТ на базовом уровне и с учетом УМК под редакцией Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2014-2015 учебный год (приказ №253 от 31.03.2014).
Общая характеристика
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Цели программы:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 17, компьютерных практических заданий - 7, количество контрольных работ – 3
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на уровне основного общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе:
Основные содержательные линии
Введение (16 ч) Информация и информационные процессы.
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем.
1. Информационные технологии.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров
страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – 3Д. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум.
2. Коммуникационные технологии (19 ч)
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Компьютерный практикум.
Практические работы:
Информационные технологии
Практическая работа №1.1. «Кодировки русских букв».
Практическая работа №1.2. «Создание и форматирование документа».
Практическая работа №1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа №1.4. «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документов».
Практическая работа №1.5. «Кодирование графической информации».
Практическая работа №1.6. «Растровая графика»
Практическая работа №1.7. «Трехмерная векторная графика»
Практическая работа №1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
Практическая работа №1.9. «Создание флеш-анимации»
Практическая работа №1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука»
Практическая работа №1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»
Практическая работа №1.12. «Разработка презентации «История развития ВТ»»
Практическая работа №1.13. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа №1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №1.15. «Построение диаграмм различных типов»
Коммуникационные технологии
Практическая работа №2.1. «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети».
Практическая работа №2.2. «Создание подключения к Интернету».
Практическая работа №2.3. «Подключение к Интернету и определение IP-адреса».
Практическая работа №2.4. «Настройка браузера».
Практическая работа №2.5. «Работа с электронной почтой».
Практическая работа №2.6. «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях».
Практическая работа №2.7. «Работа с файловыми архивами».
Практическая работа №2.8. «Геоинформационные системы в интернете».
Практическая работа №2.9. «Поиск в интернете».
Практическая работа №2.10. «Заказ в Интернет - магазине».
Практическая работа №2.11. «Разработка сайта с использованием Web-редактора».
В результате изучения Информатики и ИКТ на базовом уровне учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
- понятия: информация, информатика;
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
- сущность алфавитного подхода к измерению информации
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
- представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
- понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
- назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
- выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
- представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
- создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Планируемые результаты изучения предмета
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
- использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
- использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- использовать основные способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
- узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
- познакомиться с двоичной системой счисления;
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
- понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
- понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
- строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
- понимать термин «алгоритм»;
- знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
- составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними; - понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
- создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- базовым навыкам работы с компьютером;
- использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
- знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
- научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
- познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
- базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
- организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
- основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
- познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
- узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
Учебно-методический комплект для учащихся:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. Базовый уровень – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Учебно-методический комплект для учителя:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Учебник для 10 класса. Базовый уровень – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. – 8 – 11. Методическое пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Повторение | Дата | Примечание | |
План | Факт | ||||
Глава 1. Введение. Информационные технологии (16 ч) Элементы обязательного минимума образования: Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – ЗД. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков. | |||||
знать/понимать технику безопасности при работе на ПК в кабинете информатики, что такое информация; языки представления информации, кодирование; единицы измерения информации. уметь: создавать, редактировать, форматировать документы; решать задачи на определение количества информации и вероятность событий, с использованием главной формулы информатики | |||||
1 | Введение. Информация и информационные процессы. Инструктаж по ТБ. | Информация в неживой и живой природе. Определение информации. Информационные процессы | |||
2 | Кодирование и обработка текстовой информации. Практическая работа 1.1. «Кодировки русских букв» | Единицы измерения информации. Двоичное кодирование информации | |||
3 | Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Практическая работа 1.2. «Создание и форматирование документа» | Функции текстового редактора. Форматы текстовых документов. Способы форматирования текстового документа. | |||
4 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» | Системы компьютерного перевода, организация работы программ перевода текста | |||
5 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа 1.4. «сканирование бумажного и распознавание электронного текстового документа» | Методы распознавания. Распознавание рукописного текста | |||
6 | Кодирование графической информации Практическая работа 1.5. «Кодирование графической информации» | Единицы измерения графической информации. Аналоговый и дискретный сигнал | |||
7 | Растровая графика. Практическая работа 1.6. «Растровая графика» | ||||
8 | Векторная графика Практическая работа 1.7. «Трехмерная векторная графика» | ||||
9 | Практическая работа 1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС» | Определение растровой и векторной графики | |||
10 | Практическая работа 1.9. «Создание флэш-анимации» | ||||
11 | Кодирование звуковой информации Практическая работа 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука» | Аналоговый и дискретный сигнал | |||
12 | Компьютерные презентации Практическая работа 1.11. «Разработка мультимедийной интерактивной презентации « Устройство компьютера» Практическая работа 1.12. «Разработка презентации «История развития ВТ»» | ||||
13 | Представление числовой информации с помощью систем счисления Практическая работа 1.13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую при помощи калькулятора» | Перевод чисел из одной системы счисления в другую | |||
14 | Электронные таблицы Практическая работа 1.14. «Относительные, абсолютные, и смешанные ссылки в электронных таблицах» | Относительная, абсолютная, смешанная ссылки. Запись формулы в электронных таблицах | |||
15 | Построение диаграмм и графиков Практическая работа 1.15. «Построение диаграмм различных типов» | Способы построения диаграмм в табличном редакторе | |||
16 | Контрольная работа №1 | Информация и информационные процессы | |||
Глава 2. Коммуникационные технологии (19 ч) Элементы обязательного минимума образования: Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта. | |||||
знать/понимать основные виды информационных услуг сети Интернет; представление о скорости передачи информации по различным каналам линий связи; назначение модема и его основных характеристик; основы языка разметки гипертекста. уметь: описывать основные виды информационных услуг сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине; создавать и публиковать в Интернете Web-сайт | |||||
17 | Локальные компьютерные сети | ||||
18 | Практическая работа 2.1. «Представление общего доступа к принтеру в локальной сети» | Виды локальных компьютерных сетей | |||
19 | Глобальная компьютерная сеть интернет | ||||
20 | Подключение к интернету Практическая работа 2.2. «Создание подключения к интернету» | Определение сети Интернет. Способы установки соединения через телефонную линию | |||
21 | Практическая работа 2.3. «Подключение к интернету и определение IP-адреса» | Создание запросов с помощью командной строки | |||
22 | Всемирная паутина Практическая работа 2.4 «Настройка браузера» | ||||
23 | Электронная почта Практическая работа 2.5. «Работа с электронной почтой» | Измерение количества информации. Виды информации | |||
24 | Общение в интернете в реальном времени Практическая работа 2.6. «Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях» | Серверы общения. Способы общения в Интернете | |||
25 | Файловые архивы | ||||
26 | Практическая работа 2.7. «Работа с файловыми архивами» | Протоколы передачи данных | |||
27 | Радио, телевидение и Web- камеры в интернете | Программы вещания в Интернете (аудио, видео,ТВ) | |||
28 | Геоинформационные системы в интернете Практическая работа 2.8. «Геоинформационные системы в интернете» | ||||
29 | Поиск информации в интернете Практическая работа 2.9. «Поиск в интернете» Электронная коммерция в интернете | Виды поисковых систем в сети Интернет | |||
30 | Основы языка разметки гипертекста | ||||
31 | Практическая работа 2.11. «Разработка сайта с использованием Web - редактора» | Таблица тегов языка разметки гипертекста HTML | |||
32 | Контрольная работа №2 «Коммуникационные технологии» | Коммуникационные технологии | |||
33 | Повторение курса информатики за 10 класс | Информационно – коммуникационные технологии | |||
34 | Итоговая контрольная работа | 20.05 | |||
35 | Рассмотрение задач из КИМ ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ
Программа учебной дисциплиныразработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) и «Рекомендация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532600-1416376780.jpg)
Рабочая программа Информатика 9 кл
Рабочая программа для 9 класса (образовательная область «Естествознание») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-532600-1416376780.jpg)
Рабочая программа Информатика 11 кл
Рабочая программа для 11 класса (образовательная область «Информатика») с изучением Информатики и ИКТ на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947991-1505472697.jpg)
Рабочая программа "Информатика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.04 «Информатика» специальность31.02.02 «Акушерское дело» уровень подготовки - базовый Квалификация – акушерка (акушер)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/05/picture-811977-1473069196.jpg)
Рабочая Программа "Информатика" 1 курс
Рабочая программа для студентов 1-курса по предмету "Информатика"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/25/picture-1403601-1650862727.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИКА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД. 07 ИНФОРМАТИКАСпециальность:43.01.09 «Повар, кондитер»Укрупненная группа специальностей:43.00.00 «Сервис и туризм»Уровень подготовки: б...