Электронный учебник как средство самообразования (на примере электронного учебника MS-Excel)
статья на тему
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности. Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизацию процесса предъявления информации, специальную организацию интерактивного общения. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между учащимся и компьютером. Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать учащегося изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.Мой учебник разрабатывался c целью дать базовые навыки работы с MS-Excel обычным пользователям, которые не имею возможности обучаться на специальных курсах, а также научиться самим создавать электронные учебники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_uchebnik_kak_sredstvo_samoobrazovaniya.docx | 758.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Славянский сельскохозяйственный техникум»
ТЕМА: Электронный учебник как средство самообразования
(на примере электронного учебника MS-Excel)
Автор: преподаватель ГБПОУ КК ССХТ Рожков Виктор Леонидович
Славянск-на-Кубани
2016
Введение
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности. Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебных пособий. Что обеспечит структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизацию процесса предъявления информации, специальную организацию интерактивного общения. Основное отличие электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и компьютером. Термин «самообразование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Самообразование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного образования, нет учебного заведения нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации. Электронным учебником называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса.[13] До сих пор основными создателями электронных учебников являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: электронный учебник богато иллюстрирован, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни студентами. Важнейшее условие повышения эффективности обучения - психологическая, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе. В то же время известно, что уровень подготовки учеников низкий. Поэтому от преподавателей требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, постановки самостоятельной работы студентов на научную основу. Электронный учебник - наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. Кроме этого электронный учебник может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно - это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю. Электронный учебник представляет из себя совокупность параграфов определенных типов. Эти типы - определения, теоремы, пояснения, примеры, доказательства, алгоритмы и др. В данном проекте разработанная система работает с тремя основными типами параграфов - с теоретическими основами, практическим закреплением и самоконтролем. Электронный учебник должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов.
Этот способ представления информации может быть широко использован в учебных дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: информатика, география, история, в определенной степени - литература, представление различных экспериментальных установок (физика и химия) и др.
Основные принципы самообразования: установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.
Главной проблемой развития самообразования является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения.
На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения - учащийся; суть технологии - развитие способности к самообразованию; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности - сотрудничество.
Для создания электронного учебника можно использовать язык гипертекстовой разметки HTML.
Цели электронного учебника: формирование знаний методов работы с электронным учебником, построение процесса обучения по принципу «ученик - субъект обучения», воспитание культуры работы с компьютером.
Задачи электронного учебника: осуществление интеграции значительных объемов информации на едином носителе, предоставление возможности выбора индивидуальной схемы изучения материала, позволит отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя таким образом, обратную связь.
Обычные контрольные вопросы в бумажных учебниках заменяются на интерактивные тесты электронных учебников с возможностью оперативной обработки и оценки ответов учащихся непосредственно от компьютера. Как показывает опыт, персональные компьютеры, оснащенные электронными учебниками, действительно становятся ассистентами преподавателей и учителей, принимая на себя огромную рутинную работу по проверке и оценке знаний студентов и школьников.
Благодаря компьютерным технологиям в электронных учебниках можно использовать не только текст учебного пособия и статичные картинки, но использовать звук, видеофрагменты, анимационные вставки, трехмерные динамические модели. Это позволяет заинтересовать ученика изучаемым предметом, сделать материал более наглядным.
Мой учебник разрабатывался c целью дать базовые навыки работы с MS-Excel обычным пользователям, которые не имею возможности обучаться на специальных курсах, а также научиться самим создавать электронные учебники.
Общие сведения о языке HTML
Язык HTML был выбран не случайно. Язык для верстки учебника выбирался по следующим критериям:
- Легкость в изучении
- Поддержка основных и популярных ОС на данный момент (для работы с этим учебником нужен всего лишь браузер)
- Легкость в использовании для изучающего HTML идеально подходил под эти критерии, так же планировалось использовать HTMLв связке с JavaScript, но эта идея была отброшена т.к. на его изучение потребовалось бы много времени. Далее мы опишем конкретно, что такое HTML и его основные теги.
Для подготовки информации и сохранения ее в виде WWW-документов (страниц, сайтов) был разработан специальный язык разметки гипертекста - HTML (Hyper Text Markup Language). Основное назначение языка состоит в представлении текстовой, графической, видео- и аудиоинформации в виде, обеспечивающем минимальный объем передаваемой в сеть информации.
Как любой язык программирования, HTML имеет свою грамматику и правила записи. Формируемый код программы представляет собой текст в формате ASCII (поэтому для создания текста HTML-программы и применяют текстовые редакторы). После составления текста программы в текстовом редакторе его необходимо сохранить в формате HTML.
В отличие от текстового редактора, отображение документа производится не при его создании, а лишь после того как он будет загружен.
Структура HTML-документа. Язык HTML существует в нескольких вариантах, или спецификациях. Как и версии любых программных продуктов, варианты языка HTML пронумерованы: 2.0, 3.0, 3.2, 4.0. Каждая последующая версия представляет собой расширение и дополнение предыдущей. В своей работе я буду рассматривать конструкции HTML версии 4.0, которые поддерживаются последними версиями большинства распространенных браузеров. Все версии создают файлы, сохраняемые с расширениями .html или .htm. Такой документ - это текстовый документ специального формата, в котором обычный текст сочетается с элементами разметки, заключенными в угловые скобки <>, например , , , . Такие элементы разметки называются тегами.
Тэги бывают одиночными, открывающими и закрывающими и состоят из следующих друг за другом в определенном порядке элементов:
левой угловой скобки <;
необязательного символа слэш /, который означает, что тэг является конечным, т.е. закрывающим некоторую структуру, например