Методические рекомендации по разработке и внедрению электронных программно-педагогических средств обучения (на примере электронных учебных модулей)
учебно-методическое пособие
Использование электронных учебных модулей в учебно-производственной деятельности. Электронные модули дают возможность каждому обучающемуся, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРААЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУТУГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации по разработке и внедрению электронных программно-педагогических средств обучения
(на примере электронных учебных модулей)
Сухова О.К. Методические рекомендации по разработке и внедрению электронных программно-педагогических средств обучения (на примере электронных учебных модулей) по профессии 43.01.09 «Повар – кондитер»
г. Лутугино
2023 г.
Методические рекомендации адресованы преподавателям учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, которые решили использовать электронные учебные модули в учебно-производственной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление………………………………………………… 4
I. Теоретическая часть…………………………………….
1. Характеристика электронных учебных модулей (ЭУМ)… 6
II. Практические рекомендации.
Сущность технологий обучения с использованием ЭУМ
Заключение………………………………………………45
Литература………………………………….46
Вступление
Современная эпоха характеризуется «информационным взрывом», огромной скоростью обновления знаний, необходимостью постоянного повышения профессиональной квалификации.
В этих условиях проблема роста количества и качества образовательных услуг становится остро актуальной.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является значительное увеличение доли самостоятельной учебной работы. Это становится реальным при использовании активно-деятельностных форм обучения, обеспечиваемых компьютерными технологиями.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность открывает широкие возможности применения активно-деятельностных форм взаимодействия обучающегося с образовательным контентом.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, каждому преподавателю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Проводимый в нашем колледже мониторинг по использованию электронных средств обучения показал, что применение электронных учебных модулей позволило повысить не только интерес к будущей профессии, но и успеваемость по многим дисциплинам. Электронные модули дают возможность каждому, независимо от уровня подготовки, активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Обучающиеся начинают получать удовольствие от самого процесса обучения, независимо от внешних мотивационных факторов. Компьютер на некоторое время выступает в роли терпеливого педагога, который способен показать ошибку и дать правильный ответ, и повторять задание снова и снова, не проявляя ни раздражения, ни досады.
В нашем колледже уже более десяти лет внедряются в процесс обучения компьютерные средства обучения – электронные учебные модули по различным дисциплинам.
Учебные занятия с использованием УЭМ (учебных электронных модулей) являются одним из важных результатов инновационной работы. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать учебное занятие по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения способствует значительному повышению качества образования.
Накопленный опыт работы позволил нам создать рекомендации использованию электронных учебных модулей при проведении учебных занятий профессиональных и общепрофессиональных циклов.
Методические рекомендации состоят из двух основных частей:
- теоретические основы по созданию электронных пособий;
- практические рекомендации по созданию электронных средств обучения.
1 Преимущества электронных учебных модулей
Традиционные и групповые методы обучения оказываются не достаточными для ликвидации постоянно возникающего дефицита знаний и приобретения умений, поэтому необходимо использовать проблемный подход, подключать активные деятельностные методы с учётом особенностей личности обучаемого.
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ (ЭУМ) универсальны для решения этих проблем, т.к. обладают преимуществами по сравнению с бумажными и другими техническими средствами обучения:
1) мультимедийное предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно на начальной стадии обучения;
2) навигация индивидуализирует обучение, незаменима для решения задач и повторения при подготовке к контролю;
3) производительность освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации: поиска в больших базах данных, вычисления, оформления результатов;
4) моделинг восполняет нехватку оборудования, безопасен и незаменим при исследовании микро- и макромира, общественных процессов и организации виртуальных лабораторий;
5) интерактив заменяет оперативную реакцию (консультацию) преподавателя и необходим при самообучении, индивидуальный тренинге и контроле с сохранением параметров и накапливанием результатов для обоснованной и объективной балловой оценки обучения.
По мнению экспертов информационно-коммуникативное обучение позволяет повысить эффективность демонстраций на уроках и лекциях на более чем на 50%, практических и лабораторных занятий, объективность контроля знаний обучающихся — на 20-25%.
Электронные модули сокращают время освоения, оптимизируя учебную деятельность за счёт структурирования, чёткости заданий, предотвращают отставание пропустивших занятия, предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих, усиливают мотивацию за счёт индивидуальных настроек, адаптации, разных видов эмоционального восприятия информации, мыследеятельности и игровых ситуаций.
Успеваемость в группах, обучающихся с использованием образовательных ЭУМ выше в среднем минимум на 1 балл (при пятибалльной системе оценки) по сравнению с традиционными.
2. Общая характеристика электронных учебных модулей
Электронные учебные модули (ЭУМ) представляют собой законченные мультимедийные объекты, созданные таким образом, что, рассматривая их отдельно или собирая в определенную группу и задавая последовательность их прохождения, можно решать различные педагогические и методические задачи, появляющиеся в ходе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Модули собраны по отдельным параллелям и дисциплинам. Однако предоставляются большие возможности в формировании групп ЭУМ по другому принципу в зависимости от стоящих перед ним задач. Большое разнообразие печатных изданий, используемых в процессе обучения, не является помехой в использовании ЭУМ.
Пользователь может составить траекторию прохождения, соответствующую именно той последовательности изучения тем, которая используется в конкретном пособии.
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адрес ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru
Для использования ЭУМ на компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС-плеер.
Весь документ можно посмотреть перейдя по ссылке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к изучению темы: «Игра - одно из средств развития, воспитания и обучения школьников»
Данная тема изучается по предмету «Методика воспитательной работы» в программе подготовки студентов по дисциплине дополнительной подготовки «Воспитатель». Тема: «Игра - одно из средств развития, воспи...
В ПОМОЩЬ ДЛЯ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ .Методические рекомендации по разработке рабочих программ.
В представленных методических рекомендациях рассмотрены основные подходы к разра-ботке рабочих программ учебной и производственной практик основной профессиональ-ной образовательной программы по профе...
Разработка и внедрение электронных учебных пособий в обучении английского языка
Публикация в сборнике конференции «Информационные технологии как механизм инновационного развития учреждений НиСПО»на тему: «Разработка и внедрение электронных учебных пособий в обучении английск...
Электронный учебник как средство самообразования (на примере электронного учебника MS-Excel)
Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использ...
Электронные учебники как средство обучения в условиях модульно – компетентностного подхода
Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающег...
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников»
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» содержит основные принципы создания и разработки электронных учебников с использованием языка гипертекс...
Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (чтению)
I. ИнструкцияОткройте ФГОС НОО на стр. 1. Прочитайте названия разделов документа.Найдите раздел, посвящённый требованиям к результатам освоения основной образовательной программы НОО....