Защита опыта работы на областном конкурсе "Мастер года"
статья по теме
Защита опыта работы на тему: «Использование информационных компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_ob_opyte_publikatsiya.docx | 151.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Институт развития образования Сахалинской области
«Использование информационных компьютерных технологий
в образовательно-воспитательном процессе»
Автор опыта:Соловьева Анна Сергеевна
мастер производственного обучения
ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 5»
с. Горнозаводск, 2014
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Сведения об авторе опыта:
Соловьева Анна Сергеевна, ГБПОУ «Сахалинский политехнический центр № 5», мастер производственного обучения, педагогический стаж 11 лет, преподаваемые предметы: учебная практика и спец.дисциплины в группах по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)», ФГБОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», 2013г., КА № 53147, учитель технологии и предпринимательства по специальности «Технология и предпринимательство», контактный телефон - 89621216435.
2. Тема опыта:
«Использование информационных компьютерных технологий в образовательно-воспитательном процессе».
3. Условие возникновения, становления опыта:
Начиная работать в училище с обучающимися по профессии «Оператор ЭВМ», я не сомневалась в выборе подхода к обучению. Как можно учить навыкам владения информационными технологиями не используя эти технологии? Тем более, что это значительно облегчает процесс подачи нового материала, делает этот процесс увлекательным, наглядным, позволяет формировать профессиональные и творческие способности обучающихся. При этом в несколько раз сокращается время для подготовки уроков и увеличивается объем новой, интересной, полезной информации.
4. Цель и задачи опыта:
Цель: Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к профессиональному росту, профессиональной самореализации
Задачи:
- Развитие профессиональных и общих компетенций в процессе учебно-воспитательной деятельности;
- Применение информационных компьютерных технологий в процессе формирования профессиональных навыков.
Ожидаемый результат:
- Приобретение и использование навыков ИКТ;
- Личная организованность;
- Работоспособность;
- Самостоятельность;
- Ответственность;
- Умение работать в команде;
- Творческое отношение к порученному делу;
- Самообразование;
- Самовоспитание;
- Саморазвитие.
Необходимость использования ИКТ:
- Позволяет сформировать компетенции, обеспечивающие профессиональную успешность каждого обучающегося.
- Требование ФГОС (развитие информационной и компьютерной компетенции обучающихся)
В таких условиях, особенное внимание уделяется выбору комплексно-методического обеспечения. В своей работе на протяжении ряда лет я использую учебники таких авторов, как Алексахин, Остроух, Киселев, Сапков, Свиридова. Опыт этих педагогов позволил мне понять, что ТСО необходимо использовать на всех этапах образовательно-воспитательного процесса.
5. Теоретическое обоснование опыта:
В последние пять-десять лет расширился ассортимент, методы и способы их применения. Накоплен опыт их организации и эффективного применения на всех ступенях непрерывного обучения на протяжении всей жизни человека.
Отечественные и зарубежные исследования убедительно доказывают: возможно и целесообразно использовать ИКТ для развития интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.).
Более того, в работах Е.И. Виштынецкого, А.О. Кривошеева, Е. С. Полат рассматриваются психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения.
Разработка новых информационных технологий обучения, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и повышает мотивацию для их эффективного применения в профессиональной жизни
6. Ведущая педагогическая идея опыта:
Для успешности выпускников в профессиональной жизни необходим опыт использования информационных компьютерных технологий. Сегодня это не просто удобный навык – это элемент деловой культуры человека.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
7. Технология опыта:
Обучающиеся в учебно-воспитательном процессе обязательно проходят как минимум три стадии становления: обучение; получение практического опыта и только в конце достигают определённого уровня мастерства.
Для достижения мастерства информационные компьютерные технологии сопровождают обучающегося на протяжении всех этих этапов и обеспечивают:
- Уменьшение времени подачи материала.
- Развитие творческого-образного мышления.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала (подача материала аудиально и визуально).
- Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках обучающихся в учебном процессе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ на уроках ОП и МДК
Так, где же используются эти технологии?
Во-первых, на уроках общепрофессионального и междисциплинарного курсов – для подачи нового материала в режиме урок - лекция, урок - обобщение, урок - защита проектов, интегрированный урок, бинарный урок, уроки с использованием электронных учебников и программ-тренажеров.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ на уроках УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Во вторых, на уроках учебной практики – невозможно себе представить урок учебной практики у обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» без использования ИКТ. Все равно что сапожник без сапог. Это происходит на протяжении всех этапов таких занятий – от целевой установки, актуализации, до объяснения и демонстрации трудовых приемов и способов действий на вводном инструктаже, затем во время индивидуального инструктирования во время целевых обходов на текущем инструктаже и наконец, на закреплении во время заключительного инструктажа.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, обучающиеся в процессе самостоятельной работы, могут находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.
Использование современных ИКТ технологий, являясь активным методом индивидуального обучения, помогает обучающемуся извлекать из поисковых систем сети Интернет и других источников нужную информацию. Разделять ее на обособленные блоки, распределять в определенной последовательности, продвигаясь при этом в удобном самому обучающемуся режиме.
ЗАЩИТА ПЭР
В нашем образовательном учреждении защиту ПЭР в режиме демонстрации презентации мы внедрили в 2005 году и практикуем эту форму до сих пор. Многое сменилось за эти 9 лет – и офисные программы и операционные системы, и качество выпускных работ, но неизменным остается принцип подачи материала на аудиторию.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению определенного вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Разработанный комплект контрольно-оценочных материалов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» используется с применением ИКТ (это и решение тестовых заданий, и выполнение практической части КОМ)
ВНЕКЛАССНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Еще одним показателем успешности использования информационных технологий, считаю активное участие моих обучающихся в различных мероприятиях.
В нашем образовательном учреждении традиционным является проведение конкурса «Лучший по профессии». Презентации обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» всегда отличаются яркостью, лаконичностью, интересны в способе подачи материала.
Большую пользу в формировании самостоятельной активной жизненной позиции оказывает участие наших обучающихся в разработке классных часов патриотической направленности, антинаркотических десантах, в выпуске ежемесячной независимой студенческой газеты, работе органа ученического самоуправления, волонтерском движении. И только с помощью компьютерных технологий информация об этом широко освещается в нашем образовательном учреждении через выпуск информационных листовок, буклетов, проспектов, создание роликов.
Проектная деятельность вообще трудно представляется без использования компьютера. Фотографии, обработанные средствами графических редакторов привлекают всеобщее внимание к проблеме проектов. «Зеленый дозор», «Экологический десант», «Училище – цветущий сад» и многие другие говорят сами за себя.
Проекты районного уровня и победы в них стимулируют обучающихся и наглядно демонстрируют заинтересованность общественности в самодостаточных, эрудированных молодых людях. Подтверждением тому победы наших обучающихся в конкурсе «Я – глава района» с проектом «Открытие 3-D кинотеатра в Горнозаводске».
В областных конкурсах информационных технологий кому как не «Мастерам по обработке цифровой информации» принимать участие.
В позапрошлом году в конкурсе на тему «Обучающийся-2012» наша презентация взяла 2 место, прошлогодняя презентация на тему «Культура в современном мире» позволила нашей обучающейся получить ценный приз.
Конкурсы областного уровня «Селисах», «Свой голос», «Студенческая весна» не остаются без участия моих учеников. Однако и у себя в образовательном учреждении проведение различных викторин, семинаров, практикумов не обходится без их вклада.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Но самым приоритетным направлением в своей работе я считаю трудоустройство своих выпускников. После освоения первого модуля обучающиеся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» уходят на производственную практику на предприятия нашего района различных форм собственности – это и школы, и муниципальные предприятия, ИП, ООО. Введение отчетов по практике в виде презентации наглядно демонстрирует выполнение производственных работ. Обучающиеся, хорошо зарекомендовавшие себя во время практики имеют все шансы на трудоустройство после ежегодной ярмарки профессий «Шанс молодым», которую мы проводим совместно с представителями Центра занятости и предпринимателями нашего района.
ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Я обеими руками за широкое внедрение информационных технологий в жизнь. Поэтому на протяжении ряда лет веду целенаправленную работу по обучению педагогов нашего образовательного учреждения компьютерной грамотности, поскольку для преподавателя, свободно владеющего компьютерной техникой и программным обеспечением, имеющего знания и умения в этой области, информационные и коммуникационные технологии становятся хорошим помощником в более эффективном проведении процесса обучения. Если педагоги учат лучше, то и ученики учатся лучше – этим и определяется эффективность любых технологий. Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями и дисциплинами не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Но в первую очередь я педагог, который не просто дает студентам ряд необходимых умений и навыков, а приобщает их к информационной культуре, создает условия для повышения творческого потенциала и дает добрые советы, которые пригодятся в жизни.
Так кто же он, современный выпускник?
Он активен, предприимчив, прагматичен, талантлив, нацелен на самореализацию и проявление индивидуальности. Он мастер, который уже сегодня многое делает для своего будущего.
Это подтверждает анализ результатов моей работы.
Уважаемые коллеги, кому как не нам с вами знать, что как сказал Хавьер Креус «Важнее всего не результат, а желание учиться. Всегда можно что-то улучшить.»
8. Длительность работы над опытом:
С 2005 года.
9. Диапазон опыта:
Тема педагогических чтений «Организация и методика теоретического и профессионального обучения», ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 5». Тема выступления: «Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе», 2013, участник педагогических чтений.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
10. Результативность опыта:
Безусловно, важным показателем сформированности общих компетенций является уровень обученности, качество знаний и средний балл обучающихся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». (Приложение 1.Данные по результативности опыта работы, Слайд 20).
Однако для получения более полной картины, в нашем образовательном учреждении проводится анкетирование работодателей, так как выявление ценностных ориентаций у обучающихся является важным показателем сформированности общих компетенций.
Анкета для работодателей
- Название предприятия
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Вид экономической деятельности предприятия /организации
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Работают ли на Вашем предприятии выпускники начального профессионального образования?
- Выпускники каких специальностей работают на Вашем предприятии?(перечислите, пожалуйста)
1____________________________________________
2____________________________________________
3____________________________________________
- Соответствует ли уровень знаний выпускников присвоенной квалификации?
_________________________________________________________________________
- Оцените, пожалуйста, уровень профессиональных знаний и личных качеств выпускников начального профессионального образования:
- Наличие прочных теоритических знаний и навыков в профессиональной области
- Способность мыслить аналитически и логически
- Организаторские способности
- Способность проявлять оригинальность и творческий подход
- Стремление к приобретению новых знаний и навыков
- Способность адаптироваться к изменениям, использование в работе современных технологий
- Ответственность при решении поставленных задач
- Настойчивость в достижении поставленной цели
- Умение работать в команде
- Знание современной литературы по специальности
- Навыки устной и письменной коммуникации
- Навыки работы с компьютером
- Ориентированы ли выпускники начального профессионального образования на выстраивание карьерной линии?
__________________________________________________________________________
- Нуждаются ли выпускники начального профессионального образования в дополнительном обучении?
_____________________________________________________________________________
- Есть ли на предприятии возможность для молодого специалиста в продолжении обучения?
_____________________________________________________________________________
- Испытает ли Ваше предприятие потребность в выпускниках начального образования?
Если “да”, то сколько и каких специальностей?
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
Ф.И.О., заполнившего анкету___________________________________________
_____________________________________________________________________
Должность
____________________________________________________________________
Контактный телефон, e-mail
____________________________________________________________________
Анкета для работодателей
- Назначение предприятия _________________________________________________
- Вид экономической деятельности предприятия/ организации:
_____________________________________________________________________________
- Работают ли на Вашем предприятии выпускники НПО?
____ Да
____ Нет
Если «да», то сколько? _______________________________________________________
- Выпускники, каких специальностей работают на Вашем предприятии?
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Соответствует ли уровень знаний выпускников присвоенной квалификации?
____Да
____Нет
- Оцените, пожалуйста, уровень профессиональных знаний и личных качеств выпускников университета по пятибалльной шкале ( 1 – качество не развито; 2 – качество слабо развито; 3 – качество средне развито; 4 – качество высоко развито; 5 – качество развито очень высоко).
Выбранный вариант обвести кружком.
1.Наличие прочных теоретических знаний и навыков в профессиональной области | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2.Способность мыслить аналитически и логически | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.Организаторские способности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4.Способность проявлять оригинальность и творческий подход | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5.Стремление к приобретению новых знаний и навыков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6.Способность адаптироваться к изменениям, использование в работе современных технологий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7.Ответственность при решении поставленных задач | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8.Настойчивость в достижении поставленной цели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9.Умение работать в команде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10.Знание современной литературы по специальности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11.Навыки устной и письменной коммуникации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12.Навыки работы с компьютером | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- Ориентированы ли выпускники НПО на выстраивание карьерной линии?
____Да
____Нет
- Нуждаются ли выпускники НПО в дополнительном обучении?
____Да
____Нет
- Есть ли на предприятии возможность для молодого специалиста в продолжении обучения?
____Да
____Нет
Если «да», то сколько и каких специальностей? ____________________________________
_____________________________________________________________________________
Ф.И.О. заполнившего анкету___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Должность ___________________________________________________________________
Контактный телефон, e – mail____________________________________________________
Спасибо за работу!
Для нас важно Ваше мнение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в области духовно-патриотического воспитания будущих учителей в процессе внеурочной работы
Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...
Статья "Работа с документами на уроках истории на примере изучения Великой Российской революции 1917 года" - из опыта работы
В статье представлены приемы использования исторических документов при изучении Российской революции 1917 года, делается упор на необходимости и важности использования на уроках первоисточников....
Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности
Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного по...
Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.
laquo;Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обу...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты курсовой работы по профессиональному модулю «Организация архивной и справочной работы по документам организации»
Методические рекомендации составлены в соответствии с утверждённым положением ГАПОУ ИКЭСТ, учебным планом по специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение, согласованны с...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Спасибо! Материал Ваш
Спасибо! Материал Ваш доступен, интересен и востребован в образовательно-воспитательном процессе.
Очень интересно. Владение
Очень интересно. Владение информационными технологиями - это очень важная компетенция современного преподавателя.