Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.
статья
«Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучшее наказание»
Е.И.Николаева
Проблема насилия в семье и школе стоит сегодня необычайно остро. Часто родители, педагоги даже не задумаются о том, что их слова и действия унижают ребенка, причиняя ему вред и травмируют психику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_vospitaniya_bez_nasiliya.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитания без насилия как профилактика и защита детей от жестоко обращения в семье и школе из опыта работы педагога психолога в школе.
«Общение делает то, что не делает наказание. Оно обучает быть независимым и послушным. Дети плохи не от природы. Они нуждаются в гиде, который направит их на верный путь. Искреннее общение и обучение – лучшее наказание»
Е.И.Николаева
Проблема насилия в семье и школе стоит сегодня необычайно остро. Часто родители, педагоги даже не задумаются о том, что их слова и действия унижают ребенка, причиняя ему вред и травмируют психику.
В настоящее время остро стоит проблема соблюдения прав человека, уважения чести и достоинства каждой личности. Современные дети завтра станут гражданами общества, их полноценная жизнь является обязательным условием развития в будущем. Осознавая свою ответственность за воспитание и развитие детей, взрослые уже много лет подряд стоят на защите прав через Организацию Объединенных Наций. Со дня своего образования (1945 г.) она решает многие проблемы, связанные с нарушением этих прав, отстаивая интересы ребенка.
Нам хорошо известно, что в обществе сегодня широко распространены агрессия, жестокость, антигуманность. Эти негативные процессы проникают и в мир детства. Дети беззащитны и беспомощны в силу своей физической, психической и социальной «незрелости», часто подвергаются насилию со стороны взрослых.
Американский ученый А. Фром подчеркивает: «Ребенок полностью зависит от нас; самое полезное и приятное, что мы можем дать ему, - это убеждение, что мы любим его и всегда готовы помочь для создания такой атмосферы нужно соблюдать правила: меньше ругать – больше хвалить; меньше наказывать – больше любить; меньше требований – больше последовательности; меньше жалоб – больше жизнелюбия; меньше угроз – больше радости. Радостные минуты детства – основа формирования счастливого человека. Чем больше таких минут в жизни ребенка, тем счастливее и полноценнее его будущая жизнь»
Воспитание без насилия предполагает предоставление детям столько свободы, сколько необходимо для самостоятельного принятия ими решений. Не следует подавлять инициативу, волю и чувства ребенка. Он становится самостоятельным, если ему часто предоставлять право выбора. Такой ребенок легче включается в процесс самовоспитания. Воспитывать ребенка – тоже идти по пути самосовершенствования себя как личности. Очень часто родители применяют в воспитании детей «ременную» педагогику. Они считают, что ребенок беспрекословно должен подчиниться их родительской воле. Не выполнил указание – не понимает слова. Тогда ремень используется в качестве лекарства и профилактики. Желая наказать ребенка за отдельный поступок, взрослые часто начинают обобщать негативные стороны его характера, отрицательно оценивать его личность в целом, вспомнить давние ошибки. В разговоре с детьми они употребляют типичные выражения: «Вечно ты мне врешь!», «Все дети как дети, а ты», «Ты мое наказание!», «У тебя, как всегда, не получается» и т.п. Это приводит к формированию у ребенка заниженной самооценки, негативного отношения к себе, неуверенности ребенка в своих силах, трусости, робости. Обычно такие дети стеснительны и недоверчивы. Они как будто постоянно ждут от жизни неприятностей. Всякое чрезмерное ограничение со стороны взрослого вызывает протест со стороны ребенка, желание сделать что-то назло. Создаются конфликтные ситуации между ребенком и взрослым.
Стремясь подчинить детей своим требованиям, некомпетентные в вопросах воспитания взрослые используют по отношению к детям различные виды насилия: физическое, моральное, психологическое. Физическое насилие проявляется в нанесении травм ребенку при избиении или при ранении другими способами или при лишении его жизни. Моральное насилие над ребенком заключается в унижении его достоинства, словестном оскорблении, брани, угрозах в его адрес, демонстрации неприязни к нему, а также в уничижительном сравнении с другими детьми. Психологическое насилие выражается в воздействии на психику ребенка путем запугивания, угроз, с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отставанию своих прав.
Прежде чем прибегнуть к наказанию, необходимо понять состояние ребенка. Следует помнить, что сущность наказания ребенка состоит в переживании им своей ошибки, а не в его послушном беспрекословном повиновении. Если же ребенок провинился и заслуживает наказания, можно лишить его своей улыбки, отказать в доверии, выразить безразличие, высказать упрек, серьезно поговорить вдвоем. А.Н. Крук считает, что при наказании необходимо соблюдать ряд требований, а именно: уважение к детям, соблюдение такта; последовательность; учет возрастных и индивидуальных возможностей; справедливость; соответствие между отрицательным поступком и мерой наказания; твердость и др. Нельзя угрожать ребенку, бить, кричать, заставлять все время просить прощение, пугать и оставлять одного в темной комнате, выгонять друзей и подруг, помнить вчерашнюю вину, отнимать любимые вещи, лишать еды, прогулки.
Часто насилие над детьми приводит к негативным последствиям: потере аппетита, энурезу, депрессии, отчуждению, интеллектуальной медлительности, некомпетентности, вранью, воровству, агрессии, замыканию в себе. Могут возникнуть ситуации еще хуже – когда оскорбления детей родителями приводит к суициду. Так, по данным исследователей в России, от 35 до 50% опрошенных школьников подвергались физическому насилию со стороны отца, матери или другого близкого человека. К 20 % детей оскорбления, брань, физические наказания применялись уже в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Что происходит, когда взрослые любой ценой добиваются от ребенка покорности и послушания? Они подавляют эмоционально-волевую сферу растущей личности. В этом случае получается удобное для родителей существо, которое не отвлекает на себя внимания, не раздражает. Но из таких послушных, «удобных» детей часто вырастают зависимые от кого-то или чего-то люди: от начальника-самодура или мужа-истязателя, от алкоголя или наркотиков и т.д.
Но может быть и другой опасный вариант – в атмосфере авторитарности вырастает бунтарь, который из чувства протеста «дает жару-пару» своим родителям и учителям: уходит из дома, перестает учиться, девушка с такой «прививкой» становится матерью одиночкой и т.д.
Тотальный контроль и беспрекословное подчинение, требуемые и в школе, вызывают агрессивную реакцию у ребенка, нежелательные действия, за которые его наказывают (шлепки, угроза, изоляция со стороны родителей, плохие оценки в школе), а это еще больше разрушает отношения детей и взрослых. Подавленная обида выплескивается ребенком на одноклассников и учителей. Либо переходит в аудиторию – ребенок губит самого себя.
Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Учителя испытывают повышенное нервные нагрузки при низкооплачиваемом труде. Кроме того, часто пребывая в растерянности и подавленности, педагоги видят в активности детей угрозу своему профессиональному самолюбию, поэтому пытаются подавить детскую энергию. Увы, но это способствует нелепая, изматывающаяся и обезличенная система отчетов, практикуемая в школах. Такая система устанавливает дистанцию между учителем и учеником, никак не способствуя доверительным отношениям.
Какие советы нужно дать родителям, чтобы предотвратить наказания?
Фразы, которые надо ЗАБЫТЬ НАВСЕГДА:
- Какой ты неуклюжий, тупой, противный!...
- И в кого ты такой уродился!
- Не путайся под ногами!
- Я отдам тебя в детдом, чужому дяде или тете…
- Ты мне не нужен…
- Ты мне надоел..
- Я себе возьму другого ребенка
- Ты меня достал! Замучил…
- Уйди с моих глаз, чтобы я тебя не видел(а) и не слышал(а)!...
- Не мешай, отстань!
Памятка для родителей
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Ребенку нельзя запрещать прыгать, рисовать, шумно играть и многое другое – проявление естественных и важных для развития детей потребностей.
- Выслушайте ребенка. Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
- Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
- Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
- Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступка. Это может привести к потере вашего авторитета.
- Нельзя оценивать ребенка в момент наказания, нужно говорить исключительно о своих чувствах и о том, как вы относитесь к поступку.
- Наказывайте индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и глаз.
- Не вспоминайте его прошлых проступков.
- Тон требования или запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным. Объяснение должно быть коротким и повторяться 1 раз. Предложение лучше строить в безличной форме.
- При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
- Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите его ни смотря, ни на что!
Таким образом, воспитание зависит от воспитанности родителей, педагогов. Контроль над своим поступками, над своим гневом – лучший пример для ребенка. Каждый ребенок хочет чувствовать себя уверенно, знать, что его любят, и он защищен. Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. А это возможно лишь в том случае, если взрослые относятся к детям с уважением, доверием. Если между родителями и детьми существуют отношения подлинной любви, духовной близости, взаимного уважения, то такие дети станут прочной опорой родителям в будущем. Истинный педагог знает, что радость всегда стоит рядом с уверенностью и любовью. Но эти чувства рождаются лишь в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Хочется надеяться, что эти указали пути, ведущего к гармонии человеческих чувств и отношений в семье и школе – самой уязвимой «ячейке общества» послужат началом для дальнейшего изучения проблемы.
Колосова Ольга Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений.
Технология работы педагога-психолога по профилактике суицидальных явлений. �����������������������������������������������������������������������������������...
Презентация опыта работы педагога-психолога по теме "Коммуникативная сторона общения"
Данный опыт раскрывает коммуникативные стороны общения людей, понятие коммуникации, модель коммуникативного процесса, структуру речевого высказывания, барьеры в общении, различные приемы диалога....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога в школе 8 вида
Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей ...
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕ
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К обучению в ШКОЛЕЗачастую, родители наших воспитанников обращаются к нам, психологам, с вопросом «Готов ли их ребенок к школе?&r...
Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.
Демонстрация эффективного собственного опыта работы с детьми с особыми потребностямии их продителями .Арт-терапия в работе с детьми с нарушением...
О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
Жестокое обращение с детьми – любые формы физического, психологического, сексуального или экономического насилия над ребенком в семье или вне ее. Государство осуществляет защиту ребен...