Методическая разработка проведения открытого занятия по «Информатике и ИКТ» 1 курс По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»
методическая разработка на тему
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.
Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уверенное владение компьютерной техникой. Базовые знания и умения в области информатики необходимы не только для успешной профессиональной деятельности, но и для изучения ряда предметов как общеобразовательного, так и специального циклов.
Данный материал можно использовать после изучения следующих тем: «Операторы языка Microsoft Visual Basic 6.0», «Разработка линейных программ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_otkrytogo_uroka_prishchepova.doc | 121.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 118 КБ |
prilozhenie_2.doc | 250 КБ |
test.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»
ГБПОУ КАТ № 9
(ул. Вятская, д.78, стр.3.)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УПР ______________ Н.Н. Прошева «___»_____________________ |
Методическая разработка
проведения открытого занятия по
«Информатике и ИКТ»
1 курс
По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»
23.02.01 Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
Преподаватель: _Прищепова Ольга Васильевна 11разряд._____ Ф.И.О., категория |
СОГЛАСОВАНО
ПЦК “Информатика и информационные технологий»
Протокол от ___________№ ____
Председатель ПЦК
___________ Антохина О.В.
подпись
Пояснительная записка
Место и роль данного занятия в рамках дисциплины.
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.
Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уверенное владение компьютерной техникой. Базовые знания и умения в области информатики необходимы не только для успешной профессиональной деятельности, но и для изучения ряда предметов как общеобразовательного, так и специального циклов.
Данный материал можно использовать после изучения следующих тем: «Операторы языка Microsoft Visual Basic 6.0», «Разработка линейных программ».
Методическая цель занятия, какие методы и приемы используются при проведении занятия.
Пройденный материал по теме «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления» дает возможность не только изучить материал по указанной теме, но и закрепить знания и применять свои знания и умения в профессиональной деятельности , полученные на предыдущих занятиях, а также заложить основу для изучения тем «Циклы», которые будет изучаться в дальнейшем.
Результат занятия.
Первая часть урока обобщает знания, полученные по ранее изученным темам. Вторая часть урока отведена изучению нового материала. Для закрепления полученных знаний студентам предлагается самостоятельно выполнить задание в тетради и за компьютером. Задание составлено таким образом, что для его выполнения необходимо использовать не только вновь полученную информацию, но применить знания по ранее изученным темам дисциплины «Информатика» и элементарные знания по математике.
Какие приложения включает методическая разработка
- Приложение 1 « Тест»
- Приложение 2 « Практическая работа № 7»
- Приложение 3 « Конкурсная работа»
Технологическая карта учебного занятия
- Паспорт учебного занятия
Преподаватель | Прищепова Ольга Васильевна |
Дисциплина | Информатика и ИКТ |
Дата | 10 ноября 2014 года |
Группа | ОПТ - 13 |
Специальность | 23.02.01 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» |
№ занятия по КТП | 15 |
Тема урока | Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления |
Тип занятия | , формирование новых ЗУ, закрепление нового материала, обобщения |
Вид занятия | Практическая работа |
Форма организации учебного занятия | (Фронтальная, групповая, , коллективная) |
Межпредметные связи Внутрипредметные связи | Математика, иностранный язык. |
Информационное обеспечение (дидактический материал) | Раздаточный материал, презентация урока. |
Техническое и программное обеспечение | Компьютер, проектор, программа SmartNotebook11, интерактивная доска, программы (Microsoft Visual Basic 6.0, Microsoft Word 2013, Microsoft Windows 2007, Microsoft Power Point 2013 |
Педагогическая технология (и) | Традиционная: объяснительно-иллюстративная. ИКТ, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное; практико-ориентированное обучение на алгоритмической основе; критического мышления |
Цель занятия | Повторить принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры. |
Задачи занятия 1. Обучающие: | Сформировать умение студентов составлять программы ветвящейся структуры на языке Visual Basic; применять управляющие элементы интерфейса приложения. |
2. Развивающие: | Выстраивать логически правильную последовательность действий создания приложения в среде программирования; развитие познавательного интереса к программированию |
3. Воспитательные: | Формировать умение вести диалог при выработке общего способа решения задачи; работа в коллективе |
Ожидаемые результаты: хорошее владение Microsoft Visual Basic 6.0 | |
Формируемые компетенции: ОК, ПК OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (коммуникативный блок, самообразование). ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (самоорганизация). ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях (самоорганизация). ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (информационный блок). ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (информационный и коммуникативный блок). ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативный блок). ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (самоорганизация). ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (самообразование). ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (самообразование). | |
Учебный продукт: | конспект, написание блок – схем и решение задач. |
- Структура учебного занятия
Этапы* занятия, время | Цель | Деятельность преподавателя (его функции на данном этапе) | Деятельность студента | Методы, приемы обучения | Методы контроля | Форма организации деятельности студентов | Формируемые компетенции |
Организационная часть | проверка наличия студентов; выяснение причин пропусков занятий; установление готовности группы к уроку; | Приветствие. Подготовка рабочего места . | 5 мин | ||||
Актуализация знаний | Научить учащихся составлять простейшие программы линейной структуры, создавать удобный интерфейс приложения, тестировать готовое приложение. | Установление правильности выполнения домашнего задания | 1. Выступление студентов с подготовленными презентациями и докладами. 2. Раздача теста с помощью (Приложение 1) | Словесные, наглядные, | Устный опрос (карточки), | Опрос по карточкам, интерактивная доска | 15 |
Подготовка к основному этапу занятия (сообщение темы, цели и задач, плана занятия, вовлечение студентов в целеполагание (формулировать цели в действиях студентов), показ практической значимости нового материала, мотивация студентов и т.д.) | Повторить принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры. | Организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с разветвляющимися алгоритмами | Работа под руководством учителя, с оказанием дозированной помощи в виде алгоритма | Проблемное задание, вопрос; выдвижение гипотезы; дискуссия; фрагмент фильма и др. | Тестовые задания, самостоятельные работы | фронтальная | 5 |
Закрепление нового материала (установление правильности и осознанности усвоения изученного материала, выявление пробелов и их устранение и др.) | Осмысление, понимание студентами учебного материала, применение знаний в измененных и новых ситуациях (распознавать.., соотносить.., воспроизводить.. и т.д.) | Раздача практической работы | Выполнение задач в среде Microsoft Visual Basic 6.0 (Приложение 2) | Регулятивные Волевая саморегуляция Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности | Раздаточный материал | фронтальная | 30 мин |
Подведение итогов занятия (обобщающие выводы по теме занятия; качественная характеристика общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов; выставление отметок, и их обоснование.) | Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке (достижение цели, затруднения, преодоление учебных проблем), взаимооценке | Конкурс по группам: (Приложение 3) | Личностные Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения | Беседа | 15 мин | ||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Наличие дифференцированных заданий, индивидуальных, групповых, по выбору (методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, проверка понимания) | Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Сообщение задания для домашней работы | Запись задания | Практические примеры | Письменный | 10 мин |
Литература для подготовки к занятию:
- Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11, под ред.профессора Макаровой Н.В., Тема 11, стр. 71
- Информатика и ИКТ, Учебник для 10-11классов/ Угринович Н.Д. – М.: М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010 – 512с.: ил.
Предварительный просмотр:
Тест «Алгоритмы»
Критерии оценки:
Задание #1
Вопрос:
Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #2
Вопрос:
Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #3
Вопрос:
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #4
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает начало алгоритма?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #5
Вопрос:
Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #6
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает процесс обработки информации?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #7
Вопрос:
Сопоставьте начало и конец фразы
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
2) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
3) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов
4) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
5) набор команд для компьютера
__ Алгоритм называется линейным, если
__ Алгоритм - это
__ Алгоритм называется циклическим, если
__ Алгоритм включает в себя ветвление, если
Задание #8
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает ввод или вывод информации?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #9
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?
Изображение:
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #10
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает конец алгоритма?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #11
Вопрос:
Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #12
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает блок проверки истинности или ложности условия?
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #13
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?
Изображение:
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #14
Вопрос:
Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верный ответ: "конечность".
2) (1 б.) Верный ответ: "массовость".
3) (1 б.) Верный ответ: "программа".
4) (1 б.) Верный ответ: "овал".
5) (1 б.) Верный ответ: "результативность".
6) (1 б.) Верный ответ: "прямоугольник".
7) (4 б.) Верные ответы:
4;
3;
2;
1;
8) (1 б.) Верный ответ: "параллелограмм".
9) (1 б.) Верный ответ: "линейный".
10) (1 б.) Верный ответ: "овал".
11) (1 б.) Верный ответ: "детерминированность".
12) (1 б.) Верный ответ: "ромб".
13) (1 б.) Верный ответ: "разветвляющийся".
14) (1 б.) Верный ответ: "дискретность".
Конец
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Практическая работа №7
Организация ветвлений в языке программирования.
Линейная и блочная формы записи команды ветвления
Цель работы: повторить принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры.
- Задание. Написать алгоритм (блок – схему) и программу на языке Microsoft Visual Basic 6.0. Дано квадратное уравнение общего вида: ax2+bx+c=0. Ввести в память компьютера числовые коэффициенты: a, b, c, выполнить необходимый анализ введенной информации согласно известному из курса средней школы алгоритму решения квадратного уравнения: найти дискриминант d=b2-4ac и, проанализировав его знак, найти все действительные корни, если знак дискриминанта положительный, или сообщить о том, что действительных корней нет, если знак дискриминанта отрицательный.
Ход работы.
- Начать составление проекта решения данной задачи необходимо с ответа на вопрос: что нужно поместить на формуForm1?
- Поместим на форму две кнопки: CommandButton1 и CommandButton2.
Рисунок 4
- Для этого нужно воспользоваться Панелью элементов (объектов) управления General, которая расположена в левой части основного окна компилятора Visual Basic.
- Первая кнопка CommandButton1 предназначается для начала работы программы согласно следующему алгоритму:
- ввод коэффициентов исходного уравнения a, b, c;
- расчет дискриминанта d=b2 - 4ac;
- анализ знака дискриминанта, вычисление корней уравнения и вывод их на форму, если знак дискриминанта d>0(положительный);
- вывод сообщения: «Решений нет», если знак дискриминанта d<0 (отрицательный).
- Необходимо написать специальную процедуру события, реагирующую на щелчок мышки по кнопке CommandButton1 на форме, которую назовем: «Введите коэффициенты уравнения a, b, c», и выполняющую названный выше алгоритм.
Рисунок 5
- Эта процедура будет иметь название: Command1_Click().
- Войдя в компилятор Visual Basic, выберем в главном меню раздел RUN и выполним команду Start. Перед нами появится окно формы нашего проекта задачи «Решение квадратного уравнения». Щелкнем по кнопке «Введите коэффициенты уравнения a, b, c».
- Перед нами появится окно InputBox для ввода коэффициента a уравнения.
Рисунок 6
- Введем числовое значение, например 1, требуемого коэффициента и нажмите кнопку Ok.
- Вслед за этим появится окно для ввода второго коэффициента уравнения b.
Рисунок 7
- Введем коэффициент b (например –5), как это мы сделали для коэффициента a уравнения. Нажмем кнопку Ok.
- Проделаем то же самое, чтобы ввести третий коэффициент уравнения c, например с=6.
Рисунок 8
- После ввода третьего коэффициента уравнения c перед нами появится окно формы, содержащее решение квадратного уравнения, коэффициенты которого мы ввели.
Рисунок 9
- Мы рассмотрели процесс решения квадратного уравнения: x2-5x+6=0.
- Далее рассмотрим процесс решения второго квадратного уравнения: 10x2+5x+200=0.
- В окне InputBox вводим значение первого коэффициента уравнения a=10.
Рисунок 10
- Ввод первого коэффициента a завершается нажатием кнопки Ok.
- Аналогично в окне InputBox вводим значение второго коэффициента уравнения b=5.
Рисунок 11
- Ввод второго коэффициента b так же завершается нажатием соответствующей кнопки Ok.
- Наконец, в окне InputBox вводим значение третьего коэффициента нового уравнения c=200.
Рисунок 12
- Ввод третьего коэффициента c так же завершается нажатием соответствующей кнопки Ok.
- После этого программа, проанализировав полученную информацию, должна выдать в окне формы соответствующее сообщение о том, что данное уравнение не имеет решений.
Рисунок 13
- И, наконец, рассмотрим процесс решения третьего квадратного уравнения: x2-8x+16=0.
- Это уравнение имеет двукратный корень, так как его дискриминант d=0. Как и в двух предыдущих случаях, вводим коэффициенты квадратного уравнения. Первым вводим коэффициент a=1.
Рисунок 14
- Далее вводим второй коэффициент уравнения b= –8.
Рисунок 15
- Третий коэффициент уравнения c=16 вводим в последнюю очередь.
Рисунок 16
- В итоге мы должны увидеть правильное решение третьего квадратного уравнения. Действительно последнее уравнение имеет два одинаковых корня.
Рисунок 17
- Задание по группам (по рядам)
Даны три числа A, B, C. Написать программу и блок – схему на языке программирования Microsoft Visual Basic 6.0.
- Выбрать наименьшее значение из трех чисел.
- Выбрать максимальное значение из трех чисел.
- Выбрать положительное значение из трех чисел.
- Выбрать отрицательное значение из трех чисел.
- Критерии оценок .
- Выполнение задания I правильно - оценка «3»
- Выполнение заданий I и II выполнены с ошибками – оценка «4»
- Выполнение заданий I и II выполнены полностью без ошибок – оценка «5».
Предварительный просмотр:
Тест
Критерии оценивания (5-бальная):
"5" не менее 85% макс. баллов;
"4" не менее 70% макс. баллов;
"3" не менее 50% макс. баллов;
Засчитывать только 100% верные результаты.
Задание #1
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) циклический
2) разветвляющийся с неполным ветвлением
3) линейный
4) разветвляющийся с полным ветвлением
Задание #2
Вопрос:
Испоните алгоритм при x = 10, y = 15
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) 10, 15
2) 5, 5
3) -5 , 5
4) -5,10
5) 5, 20
Задание #3
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает начало алгоритма?
Задание #4
Вопрос:
Сопоставьте начало и конец фразы
Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий
2) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий
3) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов
4) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий
5) набор команд для компьютера
__ Алгоритм включает в себя ветвление, если
__ Алгоритм - это
__ Алгоритм называется циклическим, если
__ Алгоритм называется линейным, если
Задание #5
Вопрос:
К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?
Изображение:
Задание #6
Вопрос:
Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется
Задание #7
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает блок проверки истинности или ложности условия?
Задание #8
Вопрос:
Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает конец алгоритма?
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 4;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верный ответ: "овал".
4) (4 б.) Верные ответы:
1;
3;
2;
4;
5) (1 б.) Верный ответ: "разветвляющийся".
6) (1 б.) Верный ответ: "программа".
7) (1 б.) Верный ответ: "ромб".
8) (1 б.) Верный ответ: "овал".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка проведения открытого практического занятия
Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...
Методическая разработка проведения открытого занятия (в форме квеста) по дисциплине: "Экономика"
Методическая разработка содержит задания квеста, критерии их оценки, ответы на задания....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища»
Методическая разработкапроведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища» Цель: патриотическое воспитание ...
Методическая разработка проведения практического Занятия №1 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 6 «Гражданское право»
Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...
Методическая разработка "Проведение открытого занятия "Изготовление паруса"
Задачи:Развитие умений и навыков в изготовлении паруса;Изучение морской терминологии, расширение знаний в области истории, мореплавания и морских войн;Воспитание интереса к морскому делу, трудол...
методическая разработка проведения открытого занятия
Данная методическая разработка нацелена на распространение приобретенного профессионального опыта проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине общепрофессионального цикла с использо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАН – КОНСПЕКТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» Тема: "Организация и проведение специальной операции по пресечению угона транспортных средств"
Вопросы:1. Правовые основы проведения специальной операции2. Силы и средства применяемые в спец операции по пресечению угона транспортных средств3 Порядок составления графических служебных документов ...