Методическая разработка проведения открытого занятия по «Информатике и ИКТ» 1 курс По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»
методическая разработка на тему

Прищепова Ольга Васильевна

Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.

Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уверенное владение компьютерной техникой. Базовые знания и умения в области информатики необходимы не только для успешной профессиональной деятельности, но и для изучения ряда предметов как общеобразовательного, так и специального циклов.

Данный материал можно использовать после изучения следующих тем: «Операторы языка Microsoft Visual Basic 6.0», «Разработка линейных программ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_otkrytogo_uroka_prishchepova.doc121.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc118 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc250 КБ
Microsoft Office document icon test.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

«КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА № 9»

ГБПОУ КАТ № 9

(ул. Вятская, д.78, стр.3.)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

______________ Н.Н. Прошева

«___»_____________________

Методическая разработка

проведения открытого занятия по

«Информатике и ИКТ»

1 курс

По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»

23.02.01 Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте

Преподаватель:

_Прищепова Ольга Васильевна  11разряд._____

Ф.И.О., категория

СОГЛАСОВАНО

ПЦК “Информатика и информационные технологий»

Протокол от ___________№ ____

Председатель ПЦК

___________  Антохина О.В.

    подпись


Пояснительная записка

Место и роль данного занятия в рамках дисциплины.

Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.

Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уверенное владение компьютерной техникой. Базовые знания и умения в области информатики необходимы не только для успешной профессиональной деятельности, но и для изучения ряда предметов как общеобразовательного, так и специального циклов.

Данный материал можно использовать после изучения следующих тем: «Операторы языка Microsoft Visual Basic 6.0», «Разработка линейных программ».

Методическая цель занятия, какие методы и приемы используются при проведении занятия.

Пройденный материал по теме «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления» дает возможность не только изучить материал по указанной теме, но и закрепить знания и применять свои знания и умения в профессиональной деятельности , полученные на предыдущих занятиях, а также заложить основу для изучения тем «Циклы», которые будет изучаться в дальнейшем.

Результат занятия.

Первая часть урока обобщает знания, полученные по ранее изученным темам. Вторая часть урока отведена изучению нового материала. Для закрепления полученных знаний студентам предлагается самостоятельно выполнить задание в тетради и за компьютером. Задание составлено таким образом, что для его выполнения необходимо использовать не только вновь полученную информацию, но применить знания по ранее изученным темам дисциплины «Информатика» и элементарные знания по математике.

Какие приложения включает методическая разработка

  1. Приложение 1 « Тест»

  1. Приложение 2 « Практическая работа № 7»
  2. Приложение 3 « Конкурсная работа»

Технологическая карта учебного занятия

  1. Паспорт учебного занятия

Преподаватель

Прищепова Ольга Васильевна

Дисциплина

Информатика и ИКТ

Дата

10 ноября 2014 года

Группа

ОПТ - 13

Специальность

23.02.01  «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте»

№ занятия по КТП

15

Тема урока

Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления

Тип занятия

, формирование новых ЗУ, закрепление нового материала, обобщения

Вид занятия

Практическая работа

Форма организации учебного занятия

(Фронтальная, групповая, , коллективная)

Межпредметные связи

Внутрипредметные связи

Математика, иностранный язык.

Информационное обеспечение (дидактический материал)

  Раздаточный  материал, презентация урока.

Техническое и программное обеспечение

Компьютер, проектор, программа SmartNotebook11, интерактивная доска, программы (Microsoft Visual Basic 6.0, Microsoft Word 2013, Microsoft Windows 2007, Microsoft Power Point 2013

Педагогическая технология (и)

Традиционная: объяснительно-иллюстративная.

ИКТ, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное; практико-ориентированное обучение на алгоритмической основе; критического мышления

Цель занятия

Повторить  принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих  ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры.

Задачи занятия

1. Обучающие:

Сформировать  умение студентов составлять программы ветвящейся структуры на языке Visual Basic; применять управляющие элементы интерфейса приложения.

2. Развивающие:

Выстраивать  логически правильную последовательность действий создания приложения в среде программирования; развитие познавательного интереса к программированию

3. Воспитательные:

Формировать  умение вести диалог при выработке общего способа решения задачи; работа в коллективе

Ожидаемые результаты: хорошее владение Microsoft Visual Basic 6.0

Формируемые компетенции: ОК, ПК

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (коммуникативный блок, самообразование).

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (самоорганизация).

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях (самоорганизация).

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (информационный блок).

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (информационный и коммуникативный блок).

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативный блок). 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (самоорганизация).

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (самообразование).

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (самообразование).

Учебный продукт:

конспект, написание блок – схем и  решение задач.


  1. Структура учебного занятия

Этапы*

занятия,

время

Цель

Деятельность преподавателя (его функции на данном этапе)

Деятельность студента

Методы,

приемы обучения

Методы контроля

Форма организации деятельности студентов

Формируемые компетенции

Организационная часть

проверка наличия студентов;

выяснение причин пропусков занятий;

установление готовности группы к уроку;

Приветствие. Подготовка рабочего места .

5 мин

Актуализация знаний

Научить  учащихся составлять простейшие программы линейной структуры, создавать удобный интерфейс приложения, тестировать готовое приложение.

Установление правильности выполнения домашнего задания

1. Выступление студентов с подготовленными презентациями и докладами.

2. Раздача теста с помощью

(Приложение 1)

Словесные, наглядные,

Устный опрос (карточки),

Опрос по карточкам, интерактивная доска

15

Подготовка к основному этапу занятия

(сообщение темы, цели и задач, плана занятия, вовлечение студентов в целеполагание (формулировать цели в действиях студентов), показ практической значимости нового материала, мотивация студентов и т.д.)

Повторить  принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих  ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры.

Организация деятельности учащихся по формированию знаний и умений при работе с разветвляющимися алгоритмами

Работа под руководством учителя, с оказанием дозированной помощи в виде алгоритма

Проблемное задание, вопрос; выдвижение гипотезы; дискуссия; фрагмент фильма и др.

Тестовые задания, самостоятельные работы

фронтальная

5

Закрепление нового материала

(установление правильности и осознанности усвоения изученного материала, выявление пробелов и их устранение и др.)

Осмысление, понимание студентами учебного материала, применение знаний в измененных и новых ситуациях (распознавать.., соотносить.., воспроизводить.. и т.д.)

Раздача практической работы

Выполнение задач в среде Microsoft Visual Basic 6.0

(Приложение 2)

Регулятивные

Волевая саморегуляция

Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания.

Личностные

Адекватное реагирование на трудности

Раздаточный материал  

фронтальная

30 мин

Подведение итогов занятия

(обобщающие выводы по теме занятия; качественная характеристика общей работы студентов на занятии, так и отдельных студентов; выставление отметок,  и их обоснование.)

Рефлексия: осмысление студентами своих действий, развитие способности к самооценке (достижение цели, затруднения, преодоление учебных проблем), взаимооценке

Конкурс по группам: (Приложение 3)

Личностные

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения

Беседа

15 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Наличие дифференцированных заданий, индивидуальных, групповых, по выбору (методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов, проверка понимания)

Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Сообщение задания для домашней работы

Запись задания

Практические примеры

Письменный

10 мин

Литература для подготовки к занятию:

  1. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11, под ред.профессора Макаровой Н.В., Тема 11, стр. 71
  2. Информатика и ИКТ, Учебник для 10-11классов/ Угринович Н.Д. – М.: М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010 – 512с.: ил.



Предварительный просмотр:

Тест «Алгоритмы»

Критерии оценки:

Задание #1

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #2

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #3

Вопрос:

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #4

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает начало алгоритма?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #5

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающиеся в отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #6

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает процесс обработки информации?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #7

Вопрос:

Сопоставьте начало и конец фразы

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

2) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

3) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов

4) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

5) набор команд для компьютера

__ Алгоритм называется линейным, если

__ Алгоритм - это

__ Алгоритм называется циклическим, если

__ Алгоритм включает в себя ветвление, если

Задание #8

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает ввод или вывод информации?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #9

Вопрос:

К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?

Изображение:

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #10

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает конец алгоритма?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #11

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #12

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает блок проверки истинности или ложности условия?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #13

Вопрос:

К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?

Изображение:

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #14

Вопрос:

Свойство алгоритма, заключающиеся в том, что алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке, называется

Запишите ответ:

__________________________________________

Ответы:

1) (1 б.) Верный ответ: "конечность".

2) (1 б.) Верный ответ: "массовость".

3) (1 б.) Верный ответ: "программа".

4) (1 б.) Верный ответ: "овал".

5) (1 б.) Верный ответ: "результативность".

6) (1 б.) Верный ответ: "прямоугольник".

7) (4 б.) Верные ответы:

        4;

        3;

        2;

        1;

8) (1 б.) Верный ответ: "параллелограмм".

9) (1 б.) Верный ответ: "линейный".

10) (1 б.) Верный ответ: "овал".

11) (1 б.) Верный ответ: "детерминированность".

12) (1 б.) Верный ответ: "ромб".

13) (1 б.) Верный ответ: "разветвляющийся".

14) (1 б.) Верный ответ: "дискретность".

Конец



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Практическая работа №7

Организация ветвлений в языке программирования.

Линейная и блочная формы записи команды ветвления

Цель работы: повторить принципы построения разветвляющегося алгоритма; сформировать у студентов представление о способах записи программ, содержащих  ветвление; изучить формат оператора IF, его линейную и блочную структуры.

  1. Задание. Написать алгоритм (блок – схему) и программу на языке Microsoft Visual Basic 6.0.  Дано квадратное уравнение общего вида: ax2+bx+c=0. Ввести в память компьютера числовые коэффициенты: a, b, c, выполнить необходимый анализ введенной информации согласно известному из курса средней школы алгоритму решения квадратного уравнения: найти дискриминант d=b2-4ac и, проанализировав его знак, найти все действительные корни, если знак дискриминанта положительный, или сообщить о том, что действительных корней нет, если знак дискриминанта отрицательный.

Ход работы.

  1. Начать составление проекта решения данной задачи необходимо с ответа на вопрос: что нужно поместить на формуForm1?
  2. Поместим на форму две кнопки: CommandButton1 и CommandButton2.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img4.gif

Рисунок 4

  1. Для этого нужно воспользоваться Панелью элементов (объектов) управления General, которая расположена в левой части основного окна компилятора Visual Basic.
  2. Первая кнопка CommandButton1 предназначается для начала работы программы согласно следующему алгоритму:
  1. ввод коэффициентов исходного уравнения a, b, c;
  2. расчет дискриминанта d=b2 - 4ac;
  3. анализ знака дискриминанта, вычисление корней уравнения и вывод их на форму, если знак дискриминанта d>0(положительный);
  4.  вывод сообщения: «Решений нет», если знак дискриминанта d<0 (отрицательный).
  5. Необходимо написать специальную процедуру события, реагирующую на щелчок мышки по кнопке CommandButton1 на форме, которую назовем: «Введите коэффициенты уравнения a, b, c», и выполняющую названный выше алгоритм.

Рисунок 5

  1. Эта процедура будет иметь название: Command1_Click().
  2. Войдя в компилятор Visual Basic, выберем в главном меню раздел RUN и выполним команду Start. Перед нами появится окно формы нашего проекта задачи «Решение квадратного уравнения». Щелкнем по кнопке «Введите коэффициенты уравнения a, b, c».
  3. Перед нами появится окно InputBox для ввода коэффициента a уравнения.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img6.gif

Рисунок 6

  1. Введем числовое значение, например 1, требуемого коэффициента и нажмите кнопку Ok.
  2. Вслед за этим появится окно для ввода второго коэффициента уравнения b.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img7.gif

Рисунок 7

  1. Введем коэффициент (например –5), как это мы сделали для коэффициента a уравнения. Нажмем кнопку Ok.
  2. Проделаем то же самое, чтобы ввести третий коэффициент уравнения c, например с=6.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img8.gif

Рисунок 8

  1. После ввода третьего коэффициента уравнения c перед нами появится окно формы, содержащее решение квадратного уравнения, коэффициенты которого мы ввели.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img9.gif

Рисунок 9

  1. Мы рассмотрели процесс решения квадратного уравнения: x2-5x+6=0.
  2. Далее рассмотрим процесс решения второго квадратного уравнения: 10x2+5x+200=0.
  3. В окне InputBox вводим значение первого коэффициента уравнения a=10.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img10.gif

Рисунок 10

  1. Ввод первого коэффициента a завершается нажатием кнопки Ok.
  2. Аналогично в окне InputBox вводим значение второго коэффициента уравнения b=5.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img11.gif

Рисунок 11

  1. Ввод второго коэффициента b так же завершается нажатием соответствующей кнопки Ok.
  2. Наконец, в окне InputBox вводим значение третьего коэффициента нового уравнения c=200.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img12.gif

Рисунок 12

  1. Ввод третьего коэффициента c так же завершается нажатием соответствующей кнопки Ok.
  2. После этого программа, проанализировав полученную информацию, должна выдать в окне формы соответствующее сообщение о том, что данное уравнение не имеет решений.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img13.gif

Рисунок 13

  1. И, наконец, рассмотрим процесс решения третьего квадратного уравнения: x2-8x+16=0.
  2. Это уравнение имеет двукратный корень, так как его дискриминант d=0. Как и в двух предыдущих случаях, вводим коэффициенты квадратного уравнения. Первым вводим коэффициент a=1.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img14.gif

Рисунок 14

  1. Далее вводим второй коэффициент уравнения b= –8.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img15.gif

Рисунок 15

  1. Третий коэффициент уравнения c=16 вводим в последнюю очередь.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img16.gif

 Рисунок 16

  1. В итоге мы должны увидеть правильное решение третьего квадратного уравнения. Действительно последнее уравнение имеет два одинаковых корня.

http://festival.1september.ru/articles/522622/img17.gif

 Рисунок 17

  1. Задание по группам (по рядам)

Даны три числа A, B, C. Написать программу и блок – схему на языке программирования Microsoft Visual Basic 6.0.

  1. Выбрать наименьшее значение из трех чисел.
  2. Выбрать максимальное значение из трех чисел.
  3. Выбрать положительное значение из трех чисел.
  4. Выбрать отрицательное значение из трех чисел.
  1.  Критерии оценок .
  1. Выполнение задания I правильно  - оценка «3»
  2. Выполнение заданий I и II выполнены с ошибками – оценка «4»
  3. Выполнение заданий I и II выполнены полностью без ошибок – оценка «5».



Предварительный просмотр:

Тест

Критерии оценивания (5-бальная):

"5" не менее 85% макс. баллов;

"4" не менее 70% макс. баллов;

"3" не менее 50% макс. баллов;

Засчитывать только 100% верные результаты.

Задание #1

Вопрос:

К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) циклический

2) разветвляющийся с неполным ветвлением

3) линейный

4) разветвляющийся с полным ветвлением

Задание #2

Вопрос:

Испоните алгоритм при  x = 10, y = 15

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) 10, 15

2) 5, 5

3) -5 , 5

4) -5,10

5) 5, 20

Задание #3

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает начало алгоритма?

Задание #4

Вопрос:

Сопоставьте начало и конец фразы

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) ход его выполнения зависит от истинности тех или иных условий

2) он составлен так, что его выполнение предполагает многократное повторение одних и тех же действий

3) описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов

4) его команды выполняются в порядке их естественного следования друг за другом независимо от каких-либо условий

5) набор команд для компьютера

__ Алгоритм включает в себя ветвление, если

__ Алгоритм - это

__ Алгоритм называется циклическим, если

__ Алгоритм называется линейным, если

Задание #5

Вопрос:

К какому виду алгоритмов можно отнести алгоритм, схема которого представлена на рисунке?

Изображение:

Задание #6

Вопрос:

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется

Задание #7

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает блок проверки истинности или ложности условия?

Задание #8

Вопрос:

Какая геометрическая фигура в блок-схеме алгоритма обозначает конец алгоритма?

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 4;

2) (1 б.) Верные ответы: 2;

3) (1 б.) Верный ответ: "овал".

4) (4 б.) Верные ответы:

        1;

        3;

        2;

        4;

5) (1 б.) Верный ответ: "разветвляющийся".

6) (1 б.) Верный ответ: "программа".

7) (1 б.) Верный ответ: "ромб".

8) (1 б.) Верный ответ: "овал".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого практического занятия

Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...

Методическая разработка проведения открытого занятия (в форме квеста) по дисциплине: "Экономика"

Методическая разработка содержит задания квеста, критерии их оценки, ответы на задания....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища»

Методическая разработкапроведения серии занятий с суворовцами 2 курса по теме «Формирование патриотизма у воспитанников суворовского военного училища» Цель: патриотическое воспитание ...

Методическая разработка проведения практического Занятия №1 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 6 «Гражданское право»

Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...

Методическая разработка "Проведение открытого занятия "Изготовление паруса"

Задачи:Развитие умений и навыков в изготовлении паруса;Изучение морской терминологии, расширение знаний в области истории, мореплавания и морских войн;Воспитание интереса к морскому делу,  трудол...

методическая разработка проведения открытого занятия

Данная методическая разработка нацелена на распространение приобретенного профессионального опыта проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине общепрофессионального цикла с использо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЛАН – КОНСПЕКТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА по МДК 01.01 «Тактико-специальная подготовка» Тема: "Организация и проведение специальной операции по пресечению угона транспортных средств"

Вопросы:1. Правовые основы проведения специальной операции2. Силы и средства применяемые в спец операции по пресечению угона транспортных средств3 Порядок составления графических служебных документов ...