Методическая разработка проведения открытого занятия (в форме квеста) по дисциплине: "Экономика"
методическая разработка на тему
Методическая разработка содержит задания квеста, критерии их оценки, ответы на задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_kvesta_ekonomika.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Алексинский химико – технологический техникум».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению открытого занятия
по дисциплине: «Экономика»
Разработал: преподаватель
экономических
дисциплин
Галактионова Ж.В.
г. Алексин
2016
Содержание
- Пояснительная записка 3
- План занятия 5
- Список участников 6
- Предварительная работа 7
- Критерии оценки конкурсов 8
- Вступительное слово преподавателя 10
7. Конкурсные задания для команд 11
- Заключительное слово преподавателя 17
Список литературы 18
Приложения 19
- Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.
Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет студентам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.
Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.
Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.
Различают два типа квестов:
-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия),
-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).
В общей классификации выделяют следующие виды квестов:
- линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);
- штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);
- кольцевые (по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек).
Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
На открытом уроке будет использован кратковременный линейный квест по разделу: Основные проблемы экономики». Данный раздел дисциплины «Экономика» объединяет следующие темы: «Производство и экономика», «Собственность как основа производственный отношений», «Рыночная экономика – как основной тип экономических систем».
Цель квеста – собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая допустила минимальное количество ошибок (набрала больше баллов). На каждом этапе преподаватель и модераторы следят за правильностью выполнения заданий, а также выдают (за правильное их выполнение) подсказку, где находится «фрагмент» ключевой фразы. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдается. Однако, следующие задание, команды, получают в любом случае. Заданий для команд всего 7 – по количеству фрагментов фраз.
Ключевая фраза (для каждой команды) своя.
1. /«Бизнес/ – /это /искусство/ извлекать деньги/ из кармана/ другого человека /без насилия» (М. Амстердам.)
2. /«Свободная /рыночная экономика/ – /превосходная вещь,/ но, чтобы/ она работала,/ нужно очень/ много полиции» (Н. Аксерон)
2. План урока
Учебная дисциплина: «Экономика»
Дата: «__»________2016
Группа: 1 курс, гр. 159
Темы урока: «Экономика», «Производство», «Собственность»
Форма урока: квест
Форма обучения: работа в малых группах
Тип урока: урок контроля знаний и умений
Цели урока:
- привить интерес к выбранной профессии,
- обобщить и систематизировать пройденный материал,
- контроль знаний обучающихся;
- привить интерес к занятиям по специальности,
- развить познавательную активность студентов, их творческие и коммуникативные способности,
- развить навыки аналитического (логического) мышления,
- привить навык работы в группах,
- сформировать у студентов профессионально значимые личные качества: чувство гордости и любви к избранной профессии; ответственность за порученное дело; культуру общения в коллективе; положительный взгляд на коллегиальность, взаимовыручку.
Оснащение урока:
- презентация
- оценочные листы членов жюри для конкурсов
- материалы конкурсов с заданиями для команд
Ход мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя
- Конкурс «Приветствие»
- Конкурс “Проще простого”
- Конкурс «Экономические синонимы и антонимы»
- Конкурс «Что бы это значило »
6. Конкурс «Экономическая стройка»
- Конкурс «Практическое задание»
- Конкурс «Слова или кто больше»
- Подведение итогов
- Заключительное слово преподавателя
Время: 90 мин
Место: 211
3. Список участников
Команда 1
- Бекова Л.
- Гаврилюк В.
- Дружинина Д.
- Исаев Д.
- Короткова В.
- Шаймарданова С.
Команда 2
- Вовкун Е.
- Шатверова В.
- Еремеев И.
- Волкова И.
- Кахниашвили Ю.
- Чепрасова А.
Модераторы:
- Двойкина М.
- Николаева В..
- Степанова В.
- Герасимова В.
Жюри: Барышникова А., Голубская А.
4. Предварительная работа
Учебное занятие базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении раздела: «Общие проблемы экономики» по дисциплине «Экономика». До открытого занятия начитывается курс лекций и проводятся практические
занятия. За неделю до планируемого занятия преподаватель сообщает студентам о проведении открытого урока. Студенты по желанию объединяются в малые группы по 6 человек и получают домашнее задание.
Домашние задание включает:
- определение названия команды и девиза
- оформление эмблемы (конкурс «Приветствие»)
5. Критерии оценки конкурсов
Конкурс № 1 «Приветствие».
В данном конкурсе оцениваются: название, эмблема и девиз команды.
Максимальная оценка команды 5 баллов
Жюри должно обратить внимание на такие характеристика, как:
- красочность
- креативность
- эстетичность
- поэтичность
- точность графического изображения
Конкурс № 2 «Проще простого».
Командам задаются вопросы, на который представители команд должны быстро дать ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Конкурс № 3 «Экономические синонимы и антонимы»
Командам из представленных экономических понятий должны найти сочетания терминов, близких по значению или противоположные по значению. Каждая правильно подобранная пара – 1 балл.
Конкурс № 4 «Что бы это значило»
Командам в данном конкурсе необходимо отгадать зашифрованные экономические понятия. На первом этапе каждое правильно угаданное слово дает определенное количество баллов в зависимости от использованных студентами подсказок. На втором этапе каждое верно отгаданное слово - 1балл.
Конкурс № 5 «Экономическая стройка»
Студенты должны из отдельных «нарезок» - слов или их сочетаний должны составить предложение. Каждое верно построенное предложение – 1 балл.
Конкурс № 6 «Практическое задание»
Команды должны решить задачи. Правильно выполненное задание приносит команде 5 баллов.
Конкурс № 7 «Слова или кто больше»
Команды за определенное время (5 минут) должны написать максимальное количество экономических терминов, изученных в разделе 1 по учебной дисциплине «Экономика». Каждое понятие – 1 балл.
- Вступительное слово преподавателя
Преподаватель приветствует обучающихся и приглашенных лиц; сообщает тему занятия, подчеркивает ее актуальность; называет цели занятия, ход квеста и правила выполнения заданий.
7. Конкурсные задания для команд
Конкурс 1. «Приветствие (представление команд - названия, девиз, выбор капитана)».
Подсказка 1 для команды 1: находится там, где составляют расписание /«Бизнес/
Подсказка 1 для команды 2: находится там, где проверяют студенческие билеты /«Свободная/
Конкурс 2: «Разминка или Проще простого»
Вопрос - ответ
Подсказка 2 для команды 1: находится там, где дают звонок - /это/
Подсказка 2 для команды 2: находится там, где хранятся студенческие зачетные книжки /рыночная экономика/
Конкурс 3. «Экономические синонимы» и «антонимы»
- Найти синонимы:
Государственная собственность, сложный труд, простой труд, приватизация, частная собственность и т.п.
Ответы: государственная собственность – национализация, сложный труд – квалифицированный труд и т.п.,
- Найти антонимы:
Биржа, предложение, аукцион, спрос и т.п.
Ответы: биржа – аукцион, предложение – спрос и т.п.
Подсказка 3 для команды 1: находится там, где начисляют стипендию /искусство/
Подсказка 3 для команды 2: находится там, где выдают литературу /превосходная вещь,/
Конкурс 4 «Что бы это значило»
1этап
Термин 1
•Может быть такая политика (5 баллов)
•Большая, противная, жадная и кусается (4 балла)
•Хочется, чтобы она была поменьше (3 балла)
•Может упасть и подняться (2 балл)
Цена
И т.д.
2 этап:
Команда № 1
Подсказка 4 для команды 1: находится там, где заполняют книжные формуляры / извлекать деньги/
Подсказка 4 для команды 2: находится там, где рассчитывают заработную плату /но, чтобы/
Конкурс 5 «Постройте предложение»
1 предложение:
(промышленность, строительство) аналогичные услуги В сфере вещественные блага и оказываются материального производства создаются (транспорт, торговля).
2 предложение:
между людьми труда. по поводу это система Собственность
средств объективных отношений присвоения и результатов
и т.д.
Ответы:
- В сфере материального производства создаются вещественные блага (промышленность, строительство) и оказываются аналогичные услуги (транспорт, торговля).
- Собственность – это система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов труда.
Подсказка 5 для команды 1: находится «в главном документе в аудитории» /из кармана/
Подсказка 5 для команды 2: «вся в мелу лежу, на вас гляжу» /она работала,/
Конкурс 6. «Практический расчет»
Задача 1: В стране Экономия выпускается два вида товаров: компьютеры и тостеры. Варианты производства представлены в таблице:
Вариант | Тостеры, тыс. шт. | Компьютеры, тыс. шт. |
А | 100 | 0 |
Б | 90 | 10 |
В | 70 | 20 |
Г | 40 | 30 |
Д | 0 | 40 |
Что означают точки:
- Е (80 тыс. шт. тостеров и 20 тыс. шт. компьютеров),
- Ж (50 тыс. шт. тостеров и 22 тыс. шт. компьютеров).
Ответ: необходимо построить КПВ, затем отложить заданные точки на графике. Точка Е лежит за пределами КПВ, а это означает, что производство не возможно. Точка Ж находится внутри КПВ, а это означает, что производство возможно, но неэффективно.
и т.д.
Подсказка 6 для команды 1: « на стене вишу, на тебя гляжу» / другого человека/
Подсказка 6 для команды 2: « на главном столе лежу, на тебя гляжу» /нужно очень/
Конкурс 7. «Слова или кто больше»
Задание: написать максимальное количество слов, связанных с содержанием тем квеста.
Подсказка 7 для команды 1: находится у того, кто вам всех ближе и роднее в учебном заведении /без насилия»
Подсказка 7 для команды 2: находится у того, кто в вашей группе главнее старосты /много полиции»
«Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека без насилия» (М. Амстердам.)
»Свободная рыночная экономика – превосходная вещь, но, чтобы она работала, нужно очень много полиции» (Н. Аксерон)
8. Заключительное слово преподавателя
Преподаватель подводит итоги занятия, называет победителей, благодарит участников и приглашенных лиц.
9.Список литературы
- Носова С. С. Основы экономики: учебник. – М.: КНОРУС, 2012, - 321с.
- Слагода В.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005 – 368с.;
- Пушкарева В. М. Экономика: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 256с.;
- Черник В. З. Сборник задач по экономике. – М.: издательство «Экзамен», 2011. – 318с.
- Янова В. В. Экономика: учебник. – М.: издательство «Экзамен», 2007. – 382с.
Приложения
Приложение 1: Итоги викторины
Команда | Конкурс 1 | Конкурс 2 | Конкурс 3 | Конкурс 4 | Конкурс 5 | Конкурс 6 | Конкурс 7 | Итоги |
Команда 1 | ||||||||
Команда 2 |
Приложение 2: Отзывы
Приложение 3: Фото отчет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеклассного открытого мероприятия в форме экономического турнира "Угадай слово"
Методическая разработка предназначена для преподавателей, работающих по активным инновационным формам проведения внеклассных мероприятий в целях повышения мотивации к изучению дисциплин экономич...
Методическая разработка проведения открытого практического занятия
Аннотация Методическая разработка основывает методику проведения практического занятия по ПМ. 04 «Основы ведения личного подсобного хозяйства» с применением элементов мультимедийной технологии и ...
Методическое пособие на тему "Проведение открытого занятия в форме семинара в учреждении СПО"
Профессия: 23.01.03 "автомеханик"Дисциплина: учебная практика...
Методическая разработка проведения открытого занятия по «Информатике и ИКТ» 1 курс По теме: «Организация ветвлений в языке программирования. Линейная и блочная формы записи команды ветвления»
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования.Для специалиста в любой отрасли сейчас необходимым условием является уве...
Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методическая разработка проведения практического урока в форме деловой игры по МДК 01.01 .Практические основы бухгалтерского учета активов организации ...
Методическая разработка "Проведение открытого занятия "Изготовление паруса"
Задачи:Развитие умений и навыков в изготовлении паруса;Изучение морской терминологии, расширение знаний в области истории, мореплавания и морских войн;Воспитание интереса к морскому делу, трудол...
методическая разработка проведения открытого занятия
Данная методическая разработка нацелена на распространение приобретенного профессионального опыта проведения уроков теоретического обучения по учебной дисциплине общепрофессионального цикла с использо...