Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
для специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osn._progr._09.02.03.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Промышленно-экономический колледж»
(СПбГБОУ СПО «ПЭК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Максимальная нагрузка по дисциплине - 282
Всего - 188
Занятия на уроках - 96
Практические занятия - 92
Самостоятельная нагрузка - 94
Санкт-Петербург
2015 г.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 696.
Автор: | Ершова Т.Н. |
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 3 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: Оператор ЭВМ.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы программирования» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Эти знания при решении конкретных практических задач в области программирования. Освоение дисциплины «Основы программирования» необходимо для дальнейшего изучения профессиональных модулей.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа дисциплины предполагает изучение основ программирования, как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- работать в среде программирования;
- реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;
знать:
- этапы решения задачи на компьютере;
- типы данных;
- базовые конструкции изучаемых языков программирования;
- принципы структурного и модульного программирования;
- принципы объектно-ориентированного программирования.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций у выпускника специальности 230115 Программирование в компьютерных системах:
A) Общие компетенции (ОК1-ОК10), включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Б) Профессиональные компетенции (ПК 1.1-1.5, 3.1), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 282 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 188 часов, из них 92 часа - лабораторных работы;
самостоятельной работы обучающегося - 94 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 282 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 188 |
в том числе: | |
Лабораторные работы | 92 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 94 |
Семестровая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение. | Общая характеристика дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалиста. Основные определения. Понятие языка Си, история его создания и развития. | 2 | 1 | |
Раздел 1 Базовые основы языка СИ | 36 | |||
Тема 1.1. Основные элементы языка Си | Содержание | 6 | 1,2,3 | |
1 | Стандарты языка Си. Схема взаимодействия компонентов системы программирования. Основные трансляторы языка Си. | |||
2 | Назначение языка Си. Достоинства и недостатки языка Си. Структура и состав программы. Алфавит языка. Комментарии. Идентификаторы. Ключевые слова. Типы данных. Описание данных. | |||
3 | Константы и переменные в языке Си. Типы данных. Описание данных. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Рассмотреть принципы работы в интегрированной среде (ИС)ИС Turbo C. Рассмотреть другие типы целых чисел: unsigned, long,short. | ||||
Тема 1.2 Основные операции | Содержание | 6 | 1,2,3 | |
1 | Арифметические и логические операции. Переадресация типов данных. | |||
2 | Логические и побитовые операции. | |||
3 | Арифметические и логические выражения. Операция присваивания. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Составить таблицу допустимых пределов различных типов данных Изучить логические переменные в языке Си. |
Тема 1.3. Функции ввода-вывода | Содержание | 12 | 1,2,3 | |
1 | Ввод и вывод данных в языке Си. Стандартная функция форматированного вывода информации printf() | |||
2 | Спецификатор преобразования функции printf(). Вывод констант по форматам. | |||
3 | Стандартная функция форматированного ввода данных scanf() | |||
4 | Функции ввода информации, вывода информации, ввода и вывода символов puts(), gets(), putchar(), getch() | |||
5 | Функции управления работой экрана. | |||
6 | Функция форматированного вывода информации fprintf(). | |||
Лабораторные работы | 12 | |||
1 | Лабораторная работа №1. Знакомство с интегрированной средой Tturbo C. Первая программа на языке Си. | |||
2 | Лабораторная работа №2. Вывод констант по форматам. | |||
3 | Лабораторная работа №3. Ввод переменных с клавиатуры и их вывод по форматам. | |||
4 | Лабораторная работа №4. Отладка программы ввода и вывода переменных форматам. | |||
5 | Лабораторная работа №5. Арифметические операции. | |||
6 | Лабораторная работа №6. Отладка программы с арифметическими операциями. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Рассмотреть дополнительные способы форматирования в функции printf(). Ознакомиться с таблицами кодировок . Рассмотреть принципы отладки программ в среде Turbo C. Освоить способы применения функций putchar() и getch(). Рассмотреть таблицу преобразования данных при выполнении операций. Ознакомиться с приоритетами основных операций Си. |
Раздел 2. Операторы и управляющие структуры | 32 | |||
Тема 2.1. Операторы языка | Содержание | 6 | 1,2,3 | |
1 | Оператор условного перехода if. Тернарная условная операция. | |||
2 | Разработка программы разветвляющегося процесса. | |||
3 | Оператор - переключатель switch, оператор завершения break | |||
Лабораторные работы | 12 | |||
1 | Лабораторная работа №7. Составление и отладка программы простого разветвляющегося процесса. | |||
2 | Лабораторная работа №8. Отладка программы простого разветвляющегося процесса | |||
3 | Лабораторная работа №9. Составление и отладка программы сложного разветвляющегося процесса. | |||
4 | Лабораторная работа №10. Отладка программы сложного разветвляющегося процесса. | |||
5 | Лабораторная работа № 11. Составление и отладка программы с оператором switch | |||
6 | Лабораторная работа № 12. Отладка программы с оператором switch | |||
Самостоятельная работа обучающегося Изучить способы применения тернарной операции. Освоить оператор безусловного перехода goto. Изучить дополнительные свойства оператора switch(). | ||||
Тема 2.2. Переключатели цикла | Содержание | 6 | 1,2,3 | |
1 | Цикл for с определенным числом повторений | |||
2 | Оператор continue. Составление циклических программ. | |||
3 | Итерационные циклы с оператором while, do while, оператор прерывания сontinue | |||
Лабораторные работы | 8 | |||
1 | Лабораторная работа №13. Составление и отладка программы с оператором for. | |||
2 | Лабораторная работа №14. Отладка программы с оператором for. | |||
3 | Лабораторная работа № 15. Составление и отладка программы итерационного цикла. | |||
4 | Лабораторная работа №16. Отладка программы итерационного цикла. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Рассмотреть возможности цикла for с неполным заголовком. Рассмотреть особенности работы циклов с параметрами вещественного типа. | ||||
Раздел 3. Сложные типы данных | 86 | |||
Тема 3.1 Одномерные массивы | Содержание | 12 | 1,2,3
| |
1 | Массивы и переменные с индексами. | |||
2 | Объявление массивов. Доступ к элементам массива по индексу и по адресу. | |||
3 | Инициализация массивов. | |||
4 | Ввод-вывод массивов. | |||
5 | Зачетное занятие 1ого семестра | |||
6 | Сортировка одномерных массивов | |||
Лабораторные работы | 8 | |||
1 | Лабораторная работа №17. Разработка программ по обработке линейного массива | |||
2 | Лабораторная работа №18. Отладка программ по обработке линейного массива | |||
3 | Лабораторная работа №19. Разработка программ по сортировке линейного массива | |||
4 | Лабораторная работа № 20. Отладка программ по сортировке линейного массива | |||
Самостоятельная работа обучающегося Изучить метод доступа к элементам массива по адресу. Изучить способ упорядочивания массива методом «пузырька». Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторной работе по теме: Сортировка массива. | ||||
Тема 3.2. Двумерные массивы | Содержание | 8 | 1,2,3 | |
1 | Двумерные массивы (матрицы). Объявление двумерного массива. Обращение к элементам массива. | |||
2 | Инициализация двумерного массива. Ввод-вывод двумерного массива. | |||
3 | Составление программ по обработке двумерных массивов. | |||
Сортировка двумерных массивов. | ||||
Лабораторные работы | 12 | |||
1 | Лабораторная работа №21. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 1. | |||
2 | Лабораторная работа №21. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 2. | |||
3 | Лабораторная работа №22. Отладка программ по обработке двумерного массива. | |||
4 | Лабораторная работа №23. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 1. | |||
5 | Лабораторная работа №23. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 2. | |||
6 | Лабораторная работа №24. Отладка программ по обработке двумерного массива. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельно проработать материал: арифметические операции с матрицами. Проработка материала, подготовка к лабораторным работам по теме 3.2. Рассмотреть метод доступа к элементам двумерного массива по адресу. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме: Обработка двумерных массивов. Подготовить обзор различных директив компилятора. | ||||
Тема 3.3. Нестандартные функции | Содержание | 10 | 1,2,3 | |
1 | Пользовательские функции. Объявление функции, определение функции, вызов функции, оператор return(). | |||
2 | Использование фактических и формальных параметров. | |||
3 | Разработка программ, содержащих пользовательские функции. | |||
4 | Объявление указателей. Операции над указателями. | |||
5 | Связь указателей и массивов. Массивы указателей. Инициализация указателей. | |||
Лабораторные работы | 16 | |||
1 | Лабораторная работа №25. Разработка программ на создание функций. Часть 1. | |||
2 | Лабораторная работа №25. Разработка программ на создание функций. Часть 2. | |||
3 | Лабораторная работа №26. Отладка программ на создание функций. | |||
4 | Лабораторная работа №27. Разработка программ с использованием указателей в качестве аргументов функции. | |||
5 | Лабораторная работа №28. Отладка программ с использованием указателей в качестве аргументов функции. | |||
6 | Лабораторная работа №29. Создание программ по обработке нескольких массивов. Часть 1. | |||
7 | Лабораторная работа №29. Создание программ по обработке нескольких массивов. Часть 2. | |||
8 | Лабораторная работа №30. Отладка программ по обработке нескольких массивов. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельно изучить рекурсивные функции. Рабочая тетрадь: работа 12, задания 5,6,8. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 3.3. Самостоятельно проработать материал по передаче двумерного массива в функцию. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме: Передача массивов в функцию. | ||||
Тема 3.4. Структуры | Содержание | 6 | 1,2,3 | |
1 | Объявление структуры и структурной переменной. | |||
2 | Определение и обработка массивов структур. | |||
3 | Вычисления в массивах структур. | |||
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Лабораторная работа №31. Разработка программ по созданию структур. Часть1. | |||
2 | Лабораторная работа №31. Разработка программ по обработке структур. Часть 2. | |||
3 | Лабораторная работа №32. Отладка программ по обработке структур. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Освоить метод доступа к элементу структуры при помощи указателя. Рабочая тетрадь: работа 12, задания 6-8. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 3.4. Самостоятельно проработать материал: тип данных – перечисление. | ||||
Тема 3.5. Обработка символьной информации | Содержание | 4 | 1,2,3 | |
1 | Библиотечные функции для работы с символьными переменными. | |||
2 | Строки. Объявление и инициализация. Функции для работы со строками. Использование функций для работы со строками. | |||
Лабораторные работы | 4 | |||
1 | Лабораторная работа №33. Разработка программ по обработке символьной информации. | |||
2 | Лабораторная работа №34. Отладка программ по обработке символьной информации. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Самостоятельно проработать материал: расширенные коды специальных клавиш. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 3.5. Примеры использования строковых переменных . | 12 | |||
Раздел 4. Возможности языка С для работы с потоками | 10 | 8 | ||
Тема 4.1 Файлы | Содержание | 4 | 1,2,3 | |
1 | Функции работы с файлами. Чтение информации из файла, запись информации в файл, определение конца файла. Перемещение указателя. | |||
2 | Режимы работы с файлами. Закрытие файлов. | |||
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Лабораторная работа №35. Разработка программ по обработке файлов. Часть 1. | |||
2 | Лабораторная работа №35. Разработка программ по обработке файлов. Часть 2. | |||
3 | Лабораторная работа №36. Отладка программ по обработке файлов. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 4.1. | ||||
Раздел 5. Возможности языка С для работы с графикой | 10 | |||
Тема 5.1. Создание графических объектов а | Содержание | 4 | 1,2,3 | |
1 | Подключение графической библиотеки и графических драйверов. Функции для установки графического окна и работы с ним. | |||
2 | Использование графических функций для Создания геометрических фигур, определение цвета фона, цвета рисунка. Вывод текста. Закрашивание областей. | |||
Лабораторные работы | 6 | |||
1 | Лабораторная работа №37. Разработка программ по созданию графических фигур. | |||
2 | Лабораторная работа №38. Разработка программ по созданию графических фигур в движении. | |||
3 | Лабораторная работа №39. Отладка программ по созданию графических фигур в движении. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Изучить возможности графического режима, поддерживаемые языком С. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 5.1. Самостоятельно проработать материал: Пример использования библиотечных графических функций. Самостоятельно проработать материал: Пример использования библиотечных графических функций. | ||||
Раздел 6. Объектно-ориентированное программирование | 12 | |||
Тема 6.1. Язык программирования С++ | Содержание | 10 | 1,2,3 | |
1 | Введение в объектно-ориентированное программирование ООП). Язык программирования С++. Возможности С++, связанные с ООП. Базовые элементы С++, дополняющие язык программирования С. Перегрузка функций. | |||
2 | Ознакомление со средой Visual C++. Назначение, построение программ. Создание проекта. Отладка программ. Модульная композиция программ. | |||
3 | Составление и отладка программ, демонстрирующих ввод/вывод в С++ и содержащих перегрузку функций. Составление и отладка программ, содержащих более двух функций. Создание проекта, состоящего из нескольких модулей | |||
4 | Три основных принципа ООП: Структура как простейший класс. Понятие класса. инкапсуляция, полиморфизм, наследование. Синтаксис описания классов. Составление программ с классами. | |||
5 | Зачетное занятие | |||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Лабораторная работа №40. Составление и отладка программ с классами. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовить сообщение по тем: «объектно-ориентированные языки программирования. Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторным работам по теме 6.1. | ||||
Итого по дисциплине: из них лабораторные работы: | 188 92 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории системного и прикладного программирования.
Технические средства обучения:
- рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
- видеопроектор,
- отдельное рабочее место для каждого студента с персональным компьютером,
- лицензионное программное обеспечение для представления презентаций.
Средства обучения:
- методическое пособие: рабочая тетрадь по дисциплине «основы алгоритмизации и программирования»(в наличии в методическом кабинете),
- комплект заданий для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» (в наличии в методическом кабинете),
- наглядные пособия (примеры программ на видеопроекторе).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Список основной литературы
1. М.С. Эпштейн Программирование на языке С: учебник для студ. Сред. Проф. Образования / М.С. Эпштейн. – М.: Издательский Центр «Академия», 2011. -336 с.
Дополнительные источники:
2. Б.И. Березин Начальный курс С и С++, М:Диалог МИФИ, 1998
3.Паппас «Программирование на С и С++» «Библиотека студента», Киев:2000г.
4. А.А. Марченко «С++. Бархатный путь», М: «Горячая линия: Телеком», 2000г.
5. К.Грегори «Использование Visual C++ 6.0», СПб,Киев: «Вильно», 2000г.
6. Ю.Тихомиров «Visual C++ 6.0», СПб: «BHV», 2000г
____________
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| Выполнение лабораторных работ (по индивидуальному заданию),выполнение заданий из рабочей тетради, выполнение самостоятельных работ, зачет. |
| |
Знания: | |
| Устный опрос, контрольное тестирование, выполнение лабораторных и самостоятельных работ, зачет. |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)
Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 10 Компьютерная графика и дизайн по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Учебная дисциплина «Компьютерная графика и дизайн» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.Преподавание дисциплины имеет практи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.В.10. Введение в специальность по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Предмет «Введение в специальность » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика»...
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С
для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...