Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"
рабочая программа на тему

Ершова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по дисциплине "Основы программирования"

для специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osn._progr._09.02.03.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

(СПбГБОУ СПО «ПЭК»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Максимальная нагрузка по дисциплине        - 282

Всего                                                                - 188

Занятия на уроках                                        - 96

Практические занятия                                        - 92

Самостоятельная нагрузка                                - 94

Санкт-Петербург

2015 г.


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденным  приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 696.

        

Автор:

Ершова Т.Н.

  • преподаватель СПб ГБОУ СПО «ПЭК»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: Оператор ЭВМ.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Основы программирования» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности, устанавливающих базовые знания и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности выпускника. Эти знания при решении конкретных практических задач в области программирования. Освоение дисциплины «Основы программирования» необходимо для дальнейшего изучения профессиональных модулей.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Рабочая программа дисциплины предполагает изучение основ программирования, как базовой составляющей технологического процесса создания программного продукта.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • работать в среде программирования;
  • реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

знать:        

  • этапы решения задачи на компьютере;
  • типы данных;
  • базовые конструкции изучаемых языков программирования;
  • принципы структурного и модульного программирования;
  • принципы объектно-ориентированного программирования.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций  у выпускника специальности 230115 Программирование в компьютерных системах:

A) Общие компетенции (ОК1-ОК10), включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Б) Профессиональные компетенции (ПК 1.1-1.5, 3.1), соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 

ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения. 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 282 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 188 часов, из них 92 часа - лабораторных работы;

самостоятельной работы обучающегося - 94 часа.

        


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

282

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

188

в том числе:

Лабораторные работы

92

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

94

Семестровая аттестация в форме дифференцированного зачета

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение. 

Общая характеристика дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалиста. Основные определения. Понятие языка Си, история его создания и развития.

2

1

Раздел 1 Базовые основы языка СИ

36

Тема 1.1. Основные элементы языка Си

Содержание

6

1,2,3

1

Стандарты языка Си. Схема взаимодействия компонентов системы программирования. Основные трансляторы языка Си.

2

Назначение языка Си. Достоинства и недостатки языка Си. Структура и состав программы. Алфавит языка. Комментарии. Идентификаторы. Ключевые слова. Типы данных. Описание данных.

3

Константы и переменные в языке Си. Типы данных. Описание данных.

Самостоятельная работа обучающегося

Рассмотреть  принципы работы в интегрированной среде (ИС)ИС Turbo C.

Рассмотреть другие типы целых чисел: unsigned, long,short.

Тема 1.2 Основные операции

Содержание

6

1,2,3

1

Арифметические и логические операции. Переадресация типов данных.

2

Логические и побитовые операции.

3

Арифметические и логические выражения. Операция присваивания.

Самостоятельная работа обучающегося

Составить таблицу допустимых пределов  различных типов данных

Изучить логические переменные в языке Си.


Тема 1.3. Функции ввода-вывода

Содержание

12

1,2,3

1

Ввод и вывод данных в языке Си. Стандартная функция форматированного вывода информации printf()

2

Спецификатор преобразования функции printf(). Вывод констант по форматам.

3

Стандартная функция форматированного ввода данных scanf()

4

Функции ввода информации, вывода информации, ввода и вывода символов puts(), gets(), putchar(), getch()

5

Функции управления работой экрана.

6

Функция форматированного вывода информации fprintf().

Лабораторные работы

12

1

Лабораторная работа №1.  Знакомство с  интегрированной средой Tturbo C.  Первая программа на языке Си.

2

Лабораторная работа №2.  Вывод констант по форматам.

3

Лабораторная работа №3.  Ввод переменных с клавиатуры и их вывод по форматам.

4

Лабораторная работа №4.  Отладка программы ввода и вывода переменных  форматам.

5

Лабораторная работа №5. Арифметические операции.

6

Лабораторная работа №6. Отладка программы с арифметическими операциями.

Самостоятельная работа обучающегося

Рассмотреть дополнительные способы форматирования в функции printf().

Ознакомиться с таблицами кодировок .

Рассмотреть принципы отладки программ в среде Turbo C.

Освоить способы применения функций putchar() и getch().

Рассмотреть таблицу преобразования данных при выполнении операций.

Ознакомиться с приоритетами основных операций Си.


Раздел 2. Операторы и управляющие структуры

32

Тема 2.1. Операторы языка

Содержание

6

1,2,3

1

Оператор условного перехода if. Тернарная условная операция.

2

Разработка программы разветвляющегося процесса.

3

Оператор - переключатель switch, оператор завершения break

Лабораторные работы

12

1

Лабораторная работа №7. Составление и отладка программы простого разветвляющегося процесса.

2

Лабораторная работа №8. Отладка  программы простого разветвляющегося процесса

3        

 Лабораторная работа №9.        Составление и отладка программы сложного разветвляющегося процесса.

4

 Лабораторная работа №10. Отладка программы сложного разветвляющегося процесса.

5

Лабораторная работа № 11. Составление и отладка программы с оператором switch

6

Лабораторная работа № 12. Отладка программы с оператором switch

Самостоятельная работа обучающегося

Изучить способы применения тернарной операции.

Освоить оператор безусловного перехода goto.

Изучить дополнительные свойства оператора switch().

Тема 2.2. Переключатели цикла

Содержание

6

1,2,3

1

Цикл for с определенным числом повторений

2

Оператор continue. Составление циклических программ.

3

Итерационные циклы с оператором while, do while, оператор прерывания сontinue

Лабораторные работы

8

1

Лабораторная работа №13. Составление и отладка программы с оператором for.

2

Лабораторная работа №14. Отладка программы с оператором for.

3

Лабораторная работа № 15. Составление и отладка программы итерационного цикла.

4

Лабораторная работа №16.  Отладка программы итерационного цикла.

Самостоятельная работа обучающегося

Рассмотреть возможности цикла for с неполным заголовком.

Рассмотреть особенности работы циклов с параметрами вещественного типа.

Раздел 3. Сложные типы данных

86

Тема 3.1 Одномерные массивы

Содержание

12

1,2,3

     

1

Массивы и переменные с индексами.

2

Объявление массивов. Доступ  к элементам массива по индексу и по адресу.

3

Инициализация массивов.

4

Ввод-вывод массивов.

5

Зачетное занятие 1ого семестра

6

Сортировка одномерных массивов

Лабораторные работы

8

1

Лабораторная работа №17.  Разработка программ по обработке линейного массива

2

Лабораторная работа №18.  Отладка программ по обработке линейного массива

3

Лабораторная работа №19.  Разработка программ по сортировке линейного массива

4

Лабораторная работа № 20. Отладка программ по сортировке линейного массива

Самостоятельная работа обучающегося

Изучить метод доступа к элементам массива по адресу.

Изучить способ упорядочивания массива методом «пузырька».

Проработать пройденный материал, подготовиться к лабораторной работе по теме: Сортировка массива.

Тема 3.2. Двумерные массивы

Содержание

8

1,2,3

1

Двумерные массивы (матрицы). Объявление двумерного массива. Обращение к элементам массива.

2

Инициализация двумерного массива. Ввод-вывод двумерного массива.

3

Составление программ по обработке двумерных массивов.

Сортировка двумерных массивов.

Лабораторные работы

12

1

Лабораторная работа №21.  Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 1.

2

Лабораторная работа №21. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 2.

3

Лабораторная работа №22. Отладка программ по обработке двумерного массива.

4

Лабораторная работа №23.  Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 1.

5

Лабораторная работа №23. Разработка программ по обработке двумерного массива. Часть 2.

6

Лабораторная работа №24. Отладка программ по обработке двумерного массива.

Самостоятельная работа обучающегося

Самостоятельно проработать материал: арифметические операции с матрицами.

Проработка материала, подготовка к лабораторным работам по теме 3.2.

Рассмотреть метод доступа к элементам двумерного массива по адресу.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме: Обработка двумерных массивов.

Подготовить обзор различных директив компилятора.

Тема 3.3. Нестандартные функции                  

Содержание

10

1,2,3

1

Пользовательские функции.  Объявление функции, определение функции, вызов функции, оператор return().

2

Использование фактических и формальных параметров.

3

Разработка программ, содержащих пользовательские функции.

4

Объявление указателей. Операции над указателями.

5

Связь указателей и массивов. Массивы указателей. Инициализация указателей.

Лабораторные работы

16

1

Лабораторная работа №25. Разработка программ на создание функций. Часть 1.

2

Лабораторная работа №25. Разработка программ на создание функций. Часть 2.

3

Лабораторная работа №26.  Отладка программ на создание функций.

4

Лабораторная работа №27. Разработка  программ с использованием указателей в качестве аргументов функции.

5

Лабораторная работа №28. Отладка программ с использованием указателей в качестве аргументов функции.

6

Лабораторная работа №29. Создание программ по обработке нескольких массивов. Часть 1.

7

Лабораторная работа №29. Создание программ по обработке нескольких массивов. Часть 2.

8

Лабораторная работа №30. Отладка программ по обработке нескольких массивов.

Самостоятельная работа обучающегося

Самостоятельно изучить рекурсивные функции.

Рабочая тетрадь: работа 12, задания 5,6,8.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 3.3.

Самостоятельно проработать материал по  передаче двумерного массива в функцию.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме: Передача массивов в функцию.

Тема 3.4. Структуры

Содержание

6

1,2,3

1

Объявление структуры и структурной переменной.

2

Определение и обработка массивов структур.

3

Вычисления в массивах структур.

Лабораторные  работы

6

1

Лабораторная работа №31. Разработка программ по созданию структур. Часть1.

2

Лабораторная работа №31.  Разработка программ по обработке структур. Часть 2.

3

Лабораторная работа №32.  Отладка программ по обработке структур.

Самостоятельная работа обучающегося

Освоить метод доступа к элементу структуры при помощи указателя.

Рабочая тетрадь: работа 12, задания 6-8.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 3.4.

Самостоятельно проработать материал: тип данных – перечисление.      

Тема 3.5. Обработка символьной информации

Содержание

4

1,2,3

1

Библиотечные функции для работы с символьными переменными.

2

Строки. Объявление и инициализация. Функции для работы со строками. Использование функций для работы со строками.

Лабораторные  работы

4

1

Лабораторная работа №33.  Разработка программ по обработке символьной информации.

2

Лабораторная работа №34.  Отладка программ по обработке символьной информации.

Самостоятельная работа обучающегося

Самостоятельно проработать материал: расширенные коды специальных клавиш.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 3.5.

Примеры использования строковых переменных .

12

Раздел 4. Возможности языка  С для работы с потоками

10

8

Тема 4.1 Файлы

Содержание

4

1,2,3

1

Функции работы с файлами. Чтение информации из файла, запись информации в файл, определение конца файла. Перемещение указателя.

2

Режимы работы с файлами. Закрытие файлов.

Лабораторные  работы

6

1

Лабораторная работа №35. Разработка программ по обработке файлов. Часть 1.

2

Лабораторная работа №35. Разработка программ по обработке файлов. Часть 2.

3

Лабораторная работа №36.  Отладка программ по обработке файлов.

Самостоятельная работа обучающегося

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 4.1.

Раздел 5. Возможности языка  С для работы с графикой

10

Тема 5.1. Создание графических объектов а

Содержание

4

1,2,3

1

Подключение графической библиотеки и графических драйверов. Функции для установки графического окна и работы с ним.

2

Использование графических функций для Создания геометрических фигур, определение цвета фона, цвета рисунка. Вывод текста. Закрашивание областей.

Лабораторные  работы

6

1

Лабораторная работа №37.  Разработка программ по созданию графических фигур.

2

Лабораторная работа №38.  Разработка программ по созданию графических фигур в движении.

3

Лабораторная работа №39.  Отладка программ по созданию графических фигур в движении.

Самостоятельная работа обучающегося

Изучить возможности графического режима, поддерживаемые языком С.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 5.1.

Самостоятельно проработать материал: Пример использования библиотечных графических функций.

Самостоятельно проработать материал: Пример использования библиотечных графических функций.

Раздел 6. Объектно-ориентированное программирование

12

Тема 6.1. Язык программирования С++

Содержание

10

1,2,3

1

Введение в объектно-ориентированное программирование ООП). Язык программирования С++.  Возможности С++, связанные с ООП. Базовые элементы С++, дополняющие язык программирования С. Перегрузка функций.

2

Ознакомление со средой Visual C++. Назначение, построение программ. Создание проекта. Отладка программ. Модульная композиция программ.

3

Составление и отладка программ, демонстрирующих ввод/вывод  в С++ и содержащих перегрузку функций. Составление и отладка программ, содержащих более двух функций. Создание проекта, состоящего из нескольких модулей

4

Три основных принципа ООП: Структура как простейший класс. Понятие класса. инкапсуляция, полиморфизм, наследование.  Синтаксис описания классов. Составление программ с классами.

5

Зачетное занятие

Лабораторные  работы

2

1

Лабораторная работа №40. Составление и отладка программ с классами.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение  по тем: «объектно-ориентированные языки программирования.

Проработать пройденный материал, подготовиться  к лабораторным работам по теме 6.1.

Итого по дисциплине:

из них лабораторные работы:

188

92

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        

        Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории системного и прикладного программирования.

        Технические средства обучения:

  • рабочее место преподавателя с персональным компьютером,
  • видеопроектор,
  • отдельное рабочее место для каждого студента с персональным компьютером,
  • лицензионное программное обеспечение для представления презентаций.

        Средства обучения:

- методическое пособие: рабочая тетрадь по дисциплине «основы алгоритмизации и программирования»(в наличии в методическом кабинете),

- комплект заданий для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» (в наличии в методическом кабинете),

- наглядные пособия (примеры программ на видеопроекторе).

         

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1 Список основной литературы

1. М.С. Эпштейн Программирование на языке С: учебник для студ. Сред. Проф. Образования / М.С. Эпштейн. – М.: Издательский Центр «Академия», 2011. -336 с.

 Дополнительные источники:

2. Б.И. Березин Начальный курс С и С++, М:Диалог МИФИ, 1998

3.Паппас «Программирование на С и С++» «Библиотека студента», Киев:2000г.

4. А.А. Марченко «С++. Бархатный путь», М: «Горячая линия: Телеком», 2000г.

5. К.Грегори «Использование Visual C++ 6.0», СПб,Киев: «Вильно», 2000г.

6. Ю.Тихомиров «Visual C++ 6.0», СПб: «BHV», 2000г

____________

После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.

                

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе опроса, проведения лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • работать в среде программирования;

Выполнение лабораторных работ (по индивидуальному заданию),выполнение заданий из рабочей тетради, выполнение самостоятельных работ, зачет.  

  • реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

Знания:

  • этапы решения задачи на компьютере;

Устный опрос, контрольное тестирование, выполнение лабораторных и самостоятельных  работ, зачет.

  • типы данных;
  • базовые конструкции изучаемых языков программирования;
  • принципы структурного и модульного программирования;
  • принципы объектно-ориентированного программирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)

Рабочая программа профессионального модуля пм 02 разработка и администрирование баз данных специальность 09.02.03 программирование в компьютерных системах (по программе базовой подготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 10 Компьютерная графика и дизайн по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Учебная дисциплина «Компьютерная графика и дизайн» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.Преподавание дисциплины имеет практи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.В.10. Введение в специальность по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Предмет «Введение  в специальность » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика»...

для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 1С

для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах   Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПрограммирование 1С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...